Особенности пластической формы, создаваемой детьми второй младшей группы
Дети второй младшей группы более подготовлены к занятиям по лепке. Некоторые из них знакомы с материалом, знают, что из глины можно лепить, владеют простейшими способами получения цилиндра, шара, диска. Выполненные фигурки начинают вызывать у детей чувство радости и удовлетворения. Однако у них еще не существует четкой связи между движениями руки и формой, которая получается, нет устойчивости в замысле, недостаточно закреплены гигиенические правила при работе с глиной. В связи с этим во второй младшей группе в основном закрепляются имеющиеся изобразительные умения и навыки.
Задачи обучения и прохождение программы
Задачи обучения лепке в данной группе четко распределены по кварталам и решаются на занятиях по заданию и по замыслу детей. Эти задачи предусматривают: побуждать детей лепить, вызывая у них эстетические чувства, а также учить во время лепки ориентироваться в форме предметов, величине и их количестве. I квартал
Для осуществления указанных задач проводится ряд упражнений, связанных с раскатыванием кома глины между ладонями прямыми движениями. Основная задача этих упражнений — научить детей согласованно работать обеими руками, соразмерять нажим ладоней на ком глины. Детям предлагаются различные задания: вылепить столбик или несколько столбиков, палочки, карандаши.
Следующий этап — это изменение знакомого предмета для получения другого, а именно колечка, баранки, бублика.
Лепка кольца требует осуществления зрительного контроля, а для того чтобы форма получалась округлой, ребенку нужно соединить два конца столбика и плотно прижать их один к другому. От знакомых действий ладонями дети переходят к работе пальцами, что также является важным моментом как для создания данного предмета, так и для всей последующей работы по лепке: только пальцами создается живая интересная форма. Одновременно с умениями изобразительного характера ребят учат правилам работы с глиной: не пачкать стол и одежду, лепить на доске, засучивать рукава перед лепкой, по окончании мыть руки. После того как дети усвоят лепку столбика и кольца, их учат лепить предметы округлой формы, т. е. скатывать ком глины между ладонями круговыми движениями. Тут нужна координация движений обеих рук, зрительный контроль за этими движениями, чтобы ком глины принял округлую форму, а не овальную или расплющенную. При упражнениях детям предлагают вылепить шар, мяч, яблоко, апельсин, вишни. Изображение разнообразных предметов одной формы поддерживает интерес к лепке и способствует выполнению задач изобразительного характера — дети постепенно начинают передавать некоторые особенности различных предметов округлой формы. В одном случае они будут лепить большие яблоки, а в другом — много маленьких шариков, чтобы затем, прикрепив их к сосновым иголочкам, получить вишенки. Дети должны получить удовольствие от вылепленных фигур и усвоить действия, которые образуют форму шара. II квартал В этом квартале детей вначале обучают изображению дискообразных предметов приемом расплющивания шарообразной формы между ладонями. Изображением диска дети овладевают быстро, а разная тематика дает возможность закрепить это умение. Дети могут изобразить лепешку, печенье, пряник и украсить их, делая углубления на поверхности пальцем или специально приготовленными палочками — печатками, которые в сечении могут иметь разную форму: круг, квадрат.
При украшении следует предоставить детям самостоятельность. Сначала дети хаотично располагают элементы (кружочки или квадратики), но постепенно при соответствующем обучении начинают украшать ими свои изделия более ритмично. Помимо плоскостного украшения, дети могут делать и объемные. Так, можно приготовить торт для кукол: шарики побольше располагаются посередине, а маленькие — по краю. Украшение из столбиков дети размещают на поверхности торта лучами, расходящимися от центра к краям, или в виде сетки. Таким образом при изображении печенья, торта дети закрепляют технику лепки, а также учатся создавать образ предмета по собственному замыслу.
III квартал После того как дети усвоили получение шара, цилиндра, диска, они могут перейти к изображению предметов, состоящих из нескольких частей. Дети делают самолет, снеговик, башенку из шариков, колец или дисков, мишку-неваляшку, куклу-неваляшку, зайку-неваляшку и птичку. Детям данной группы еще трудно создавать предметы из большого количества частей, размещать части в нужном конструктивном порядке, поэтому следует предложить вылепить снеговика только из двух шаров: большого и маленького, а самолет из трех валиков глины. Изображение этих предметов даже в таком упрощенном виде требует от детей умственного напряжения, разрешения целого ряда довольно сложных задач. Так, например, лепка снеговика предусматривает передачу его структуры, а для этого следует вылепить два шара разной величины, в основание положить большой, а сверху маленький шар. Кроме того, нужно плотно прижать одну часть к другой, не нарушая их форму. Лепка снеговика является предварительной работой перед изображением куклы-неваляшки, которая состоит из большего числа частей — добавляются маленькие шарообразные руки. Еще более сложным является изображение мишки-неваляшки, так как дети должны сделать круглые уши путем прищипывания их от верхнего шара, изображающего голову. А если они лепят зайца-неваляшку, то уши можно вылепить из столбиков, немного расплющенных пальцами. Лепка любого предмета — это создание образа, обладающего определенной выразительностью, которая складывается из формы, правильно переданных пропорций, дополнительных деталей и фактуры, поэтому начиная с младшей группы детей нужно подводить к использованию выразительных средств. Например, снеговики, куклы-неваляшки, мишки, зайцы будут намного выразительнее, если дети не только передадут форму и пропорции, но и подрисуют им палочкой глаза, нос, рот. Прием нанесения этих деталей детям знаком, так как они подобным способом уже делали украшения на вылепленных пряниках и печенье. Постепенно в процесс лепки включается работа пальцев, и детям можно предложить вылепить пряник, пирожное с украшениями, выполненными путем защипывания краев. IV квартал В летнее время идет закрепление умений, полученных детьми в течение трех кварталов. Они могут вылепить вишни (глиняные шарики, скрепленные сосновыми иглами), ягоды, грибы, некоторые овощи и фрукты. Обучение лепке строится так, чтобы к моменту перехода в среднюю группу дети владели необходимой техникой и умениями для создания выразительного образа. Дети 3—4 лет могут уже в большей степени, чем дети третьего года жизни, лепить по собственному замыслу: их жизненный опыт стал больше и они более осознанно могут использовать знакомые темы и способы лепки. Однако замысел детей еще неустойчив, и они, выбирая тему, в процессе лепки часто отклоняются от нее. Объясняется это тем, что ребенку бывает трудно довести до конца задуманное из-за незнания способов лепки. Иногда в процессе лепки получившиеся фигурки вызывают у ребят ассоциации с другими знакомыми предметами, и они дают своим изделиям совсем другие названия. Например, ребенок задумал изобразить снеговика, но вылепленные шарики напомнили ему яблоко. В результате ребенок вылепил несколько шариков и назвал их «яблочки». Или: ребенок, задумав лепить погремушку, стал соединять шар с палочкой-ручкой, но, скрепляя части, расплющил шар; получившееся изделие напомнило ему грибок, и первоначальный замысел был изменен. На первых этапах обучения воспитатель может одобрить и эту работу, чтобы поддержать ребенка, но постепенно, по мере овладения способами лепки, должен направлять детей на выполнение первоначально задуманной темы, предлагать переделать фигурку. Постепенно, под влиянием обучения замыслы ребят становятся более устойчивыми, и, несмотря на то что форма предмета еще неотчетлива, они могут на протяжении одного занятия вылепить одну или две фигурки на самостоятельно задуманную тему.
Методы и приемы обучения
Успешное проведение занятий как по заданию воспитателя, так и по замыслу детей зависит от всей системы обучения, от того, какие методы и приемы избрал воспитатель, чтобы научить ребят изображению предметов в лепке. Во второй младшей группе задачи изобразительного и технического характера связаны с дальнейшим обучением детей различению и лепке шара, цилиндра, диска, ориентировке в их величине, составлению из них несложных фигур. Основное место отводится информационно-рецептивному и репродуктивному методам. С детьми рассматривают шары, мячи, фрукты, карандаши и другие знакомые предметы. Важно, чтобы ребенок подержал их в руках, ощутил объем, размер. Для этого детей перед занятием объединяют в небольшие группы по 5—6 человек. Можно предложить покатать предмет между ладонями, если шар — круговыми движениями, если цилиндр — продольными. Обследовать подобным образом можно и предметы, состоящие из нескольких частей, например куклу-неваляшку. В таком случае внимание ребят направляется сначала на форму основных частей — туловище, голову, а потом более мелких, дополняющих образ — руки. Такое активное знакомство с формой предмета не только подведет ребенка к пониманию формы, но и позволит понять строение куклы. Одновременно идет уточнение пропорциональных соотношений между частями: туловище по размеру самое большое, голова меньше, чем туловище, а руки совсем маленькие. Кроме того, куклу можно проанализировать и по количеству частей: одно туловище, одна голова и две руки. Почти все эти задачи ставились в первой младшей группе; во второй младшей группе знакомство детей с основными геометрическими телами включает в себя и первоначальное обобщение: усвоив форму шара или цилиндра, ребенок сможет в дальнейшем увидеть ее в других предметах. Например, шар — в яблоке, апельсине, ягодах. На этой основе происходит формирование обобщенных умений и развитие способности действовать самостоятельно. Например, круглый апельсин нужно лепить так же, как яблоко. Части, из которых состоит снеговик, неваляшка тоже круглые и лепятся таким же способом. На первых занятиях по лепке целесообразно показать приемы изображения и объяснить их. Малыши сидят лицом к воспитателю, а он берет ком глины одной рукой, помещает его на раскрытую ладонь и производит необходимые движения. «Беру кусок глины, — говорит воспитатель, — кладу на ладонь и раскатываю его вот так: вперед, назад, вперед, назад. Вот какой получится столбик». Все действия воспитателя при показе способов должны быть четкими и понятными. Для лучшего закрепления того или иного способа изображения можно предложить перед лепкой произвести необходимые движения в воздухе. Показ и объяснение должны занять не более 3—4 мин. Обучение детей во второй младшей группе (также и детей от 2 до 3 лет) должно предусматривать развитие детской самостоятельности. Поэтому в тех случаях, когда дети знакомы с приемами лепки, им не следует показывать их еще раз. Хороший результат от занятия может быть достигнут только в том случае, если воспитатель сумеет заинтересовать детей предстоящей лепкой. Для этого можно обыграть тему занятия, сказав детям, что они будут лепить пряники для кукол, или предложить вылепленной кукле-неваляшке дать в руку маленький флажок. В том случае, если дети лепили цыплят, можно всех их поставить на зеленый лист бумаги, изображающий луг, или поместить около курицы-наседки, которую заранее вылепил воспитатель. Игровые ситуации ведут к лучшему пониманию детьми образа, который они создают, а это очень важно, так как основная цель — научить детей создавать в лепке выразительный образ, пользуясь разными средствами. Интерес к образу вызывает положительные эмоции у ребят на протяжении всего занятия: они это выражают действиями, мимикой, смехом, а после занятия вспоминают, как они лепили. Анализ детских работ в конце занятия является очень ответственным моментом в процессе обучения, но, как и в первой младшей группе, он в основном направляется не на качество отдельных изображений, а на общий результат. Однако можно уже некоторым детям указывать на отдельные недостатки. Например, дети лепили предмет, состоящий из нескольких частей, и должны были плотно соединить части путем их прижимания. Кому-то из детей это не удалось, и работа распалась на части. Воспитатель может обратиться к ребенку или ко всем детям и сказать, что части нужно соединить прочно, плотно прижимая одну к другой. Можно тут же предложить ребенку исправить свою ошибку, а если ребенок будет затрудняться, то помочь ему. Следовательно, все приемы обучения, которые использует воспитатель, направляются на развитие у детей умственной активности и самостоятельности в использовании разнообразных способов лепки.
"Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию", под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979 г. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.