Строительные игры в жизни детей старшей группы занимают значительно большее место, чем в младшей. Это обусловлено тем, что опыт детей шестого года жизни шире и разностороннее. Потребность выразить свои впечатления об окружающем, о постройках, транспорте, труде взрослых людей, о разных явлениях быта семьи и детского сада определяет характер и содержание игры.
Дети 4—6 лет значительно самостоятельнее, чем дети 3 лет. Круг их сведений о явлениях жизни, о строительных материалах и их свойствах шире, полнее, чем у детей младшей группы. У них богаче сенсорный опыт; он в основном добыт на предшествующей возрастной ступени и пополняется повседневно в процессе индивидуального развития ребенка.
У детей этого возраста шире двигательные возможности — большая свобода и быстрота передвижения, большая точность движений, их ловкость; при соответствующих упражнениях достигается значительное развитие мелкой мускулатуры рук у детей, что создает предпосылки для самостоятельного изготовления некоторых нужных для игры вещей, игрушек. В процессе воспитания и обучения у детей появляются качества, которые открывают новые возможности для руководства строительной игрой, позволяют ставить новые воспитательные задачи: развитие сообразительности, умение активно привлекать и комбинировать представления о постройках, транспорте, о различных трудовых процессах. Способность к более точному восприятию, более тонкой дифференциации формы, величины создает возможность в большей мере опереться на зрительное восприятие готовой постройки, рисунка, фотографии, которые могут при известных условиях помочь педагогу в развитии строительной деятельности детей.
Связь строительной и сюжетной игр как путь развития интереса к строительной игре
Рассматривая вопрос о педагогическом руководстве строительной игрой в старшей группе, нельзя не напомнить тех предпосылок, которые обеспечивают успех этого руководства. Важнейшей из этих предпосылок является накопление первого опыта строительной игры у детей, для которых эта игра является новой деятельностью.
При отсутствии умения строить дети не достигают результата, а это мешает развитию у них положительного отношения к строительной игре. Наиболее эффективными путями накопления первого строительного опыта является совместная игра педагога с ребенком, в процессе которой он показывает, как надо сделать ту или иную постройку, обращает внимание на удачные постройки детей, умеющих хорошо строить, рекомендует наиболее простой строительный материал в начале работы, а по мере освоения его предлагает более сложный. Этому помогает атмосфера созидания, в которую попадают дети, впервые поступившие в детский сад.
Некоторые дети вначале робко, а потом все более и более смело присоединяются к играм «опытных строителей».
Общительный, веселый мальчик Сережа, пришедший в группу в начале сентября, часто после завтрака спрашивал Вову и Толю, будут ли они сегодня строить, и, получая утвердительный ответ, говорил: «Можно и я с вами буду играть?» Сначала Сережа присматривался, подавал нужный материал. Постепенно он стал не только помощником, но и равноправным участником играющего коллектива. Вместе с детьми обсуждал, что лучше построить. Нередко отстаивал свое предложение. Двустороннее воздействие со стороны педагога и детей оказало значительное влияние на Сережу.
Организованный педагогом показ выполнения постройки, порядка использования материала, расположения постройки, украшения ее, с одной стороны, а с другой, влияние товарищей по игре, от которых заимствуется многое: умение договариваться, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь,— все это значительно сокращает время приобретения детьми опыта строительной игры.
Однако не все дети легко осваивают строительные игры. Часто можно заметить, как стойко удерживается опыт игр, приобретенный детьми в семье (игры с куклой, мишкой, лошадкой). В целях преодоления стереотипного повторения этих игр следует расширять их содержание, например, предлагая детям построить дом для медведя, конюшню для лошади. Этим путем дети вовлекаются в строительную игру, так как элементы строительства становятся необходимыми в ходе сюжетной игры. Простые строительные замыслы, возникающие в ходе сюжетной игры, осуществляются детьми без больших затруднений, так как предложение построить конюшню, дом опирается на опыт конструирования, освоенный детьми при показе педагогом приемов сооружения ряда простых построек.
Развитие у детей интереса к строительной игре — задача педагогически значительно более сложная, чем ознакомление детей со строительной игрушкой. Эта задача встает по отношению к наиболее многочисленной группе детей, которые, умея строить, не проявляют интереса к строительной игре.
Наблюдения за играми детей показали, что совет педагога построить то или иное сооружение может вызвать строительную игру. Однако в других случаях (без совета педагога) желания играть в строительную игру у детей не возникает. Для того чтобы вызвать интерес к строительным играм у этих детей, мы пошли по пути установления связи сюжетной и строительной игр.
Этот путь оказывается эффективным в силу того, что перед детьми возникает ближайшая и понятная им цель. Не постройка сама по себе как процесс созидания интересует ребенка, а результат, который может быть потом использован в игре: строят комнату для кукол, кино, цирк, мост через реку, а затем с игрушками и постройкой развертывают интересную игру.
Воспитатель в руководстве игрой опирается на сюжетную игру, по отношению к которой ребенок проявляет наибольшую заинтересованность и активность. В сюжетной игре детям часто бывает нужен дом, сад. Постройка дома с различной планировкой комнат, расстановкой мебели создает условия для участия в игре нескольких детей.
Взаимосвязь строительной и сюжетной игр является не только средством развития строительной игры, в одинаковой мере эта взаимосвязь оказывает положительное влияние и на развитие ролевой игры. Приведем запись игры в постройку дома, из которой видно положительное взаимное влияние этих игр.
Юра, Вова и Игорь строят дом. Дети изображают строительных рабочих. Игорь подает материал. Вова строит дом, а Юра — изгородь вокруг дома. Вова несколько раз перестраивает дом, старается сделать его красивым. Отходит, смотрит, а потом что-нибудь переделывает. Юра сделал изгородь и хотел помочь Вове, но Вова заметил ему, что изгородь у него получилась некрасивая. «Я дом красивый строю, а забор плохой. Ты ворота сделай. И флаги можно поставить, увидишь, хорошо будет».
Поодаль девочки устроили столовую. «Заведующая столовой» Тома звонит по телефону: «Привезите, пожалуйста, компот».
Рабочие стройки просят накормить их.
Тома. Мы вам сейчас принесем и суп и компот.
Воспитательница. Вам не надо нести, пусть рабочие в перерыв придут к вам обедать.
Девочки начинают сооружать столы, стулья, расставляют посуду: «Ой, скоро рабочие обедать придут, а у нас еще не готово!»
Замысел игры в стройку становится шире. В игре объединяются две группы детей, вначале игравшие порознь.
Отношение детей к строительной игре под влиянием ее взаимосвязи с сюжетной изменяется. Если в январе 50% детей совсем не играли в строительные игры, а в феврале длительность игры была 10—12 минут в среднем, то в мае — июне картина изменилась: уже все дети охотно играли в строительные игры, широко и разнообразно используя постройку в последующей
сюжетно-ролевой игре. Длительность игры стала значительно большей (20—25 мин.). Под влиянием приобретенного опыта изменился и сам характер построек. Если в январе это были комнаты для кукол, кукольная мебель, то в июне постройки стали более разнообразными: здесь и школы, и мосты, и кукольный театр, и пристань. Наряду с этими постройками сохраняются и излюбленные девочками кукольные комнаты; мебель и гараж — любимые постройки мальчиков.
Период совмещения сюжетной и строительной игр наблюдается не у всех детей. У части детей, длительно занимающихся строительной игрой, этот период короток и выражается в простых попытках посадить куклу за стол, провезти автомашину под мостом. После этой неразвернувшейся сюжетной игры ребенок строит вторую, третью постройку.
Рассматривая линии связи строительной и ролевой игр, можно наблюдать в одном случае переход от строительной игры к ролевой, в другом случае заметно преобладает интерес к самой строительной игре.
Для развития строительной игры первый тип связи ее с ролевой кажется нам менее ценным, чем второй. Однако этот тип связи имеет большое педагогическое значение, заключающееся в том, что открывает ребенку возможность игрового использования постройки. Заинтересовывая детей строительной игрой, он содействует развитию их воображения, активности.
На ступени старшего дошкольного возраста характерно укрепление связи строительной и ролевой игр. Под влиянием расширения опыта между строительной и ролевой играми возникают такие взаимосвязи, при которых сюжетно-ролевая игра побуждает строительную, что в условиях развития строительной игры в младшей группе почти не имело места. Связи строительной и сюжетной игр становятся длительными. В строительной и сюжетной линиях игры возникают роли, выполняя которые, дети полнее и увлекательнее развивают содержание игры.
В ходе опытной работы изучались мотивы, побуждающие детей к переходу от строительной к сюжетной игре. Было замечено, что условия перехода от строительной к сюжетной игре у детей 4 лет иные, чем у детей 5 1/2—6 лет.
Для детей 4 лет основной побудительной причиной к переходу строительной игры в сюжетную является наличие игрушки, которая обусловливает и характер стройки и последующую игру.
Взаимосвязь строительной и сюжетной игр при посредстве игрушки служит педагогу надежным путем педагогического руководства, позволяющего развить у детей интерес к строительной игре. Таким образом, предложение игрушки с целью вызвать ролевую игру с постройкой мы рассматриваем как один из путей педагогического руководства строительной игрой детей 4—5 лет. Этот путь дает педагогу возможность решить важную задачу — возбудить у детей интерес к строительной игре, интерес к игре с постройкой и игрушкой. Ребенку становится интересно играть с игрушкой и тогда, когда есть постройка. Постройка для него является на первых порах лишь тем необходимым элементом, при котором играть становится интереснее. Этим путем шаг за шагом развивается интерес к строительной игре.
Приведем пример. Группа детей играет в куклы. Содержание игры — переезд на дачу. Дети складывают кукольное имущество, грузят его на автомашины и «едут на дачу». Когда перевезли все в противоположную часть комнаты, Тома принесла строительный материал и предложила построить дачу. Дети с увлечением принялись строить, забыв на время и кукол, и грузовую автомашину. «Здесь будут малыши, а здесь старшие. Ой, еще веранду надо!» — говорит Таня. «Мы и кухню построим»,—говорит Тома. «Ну зачем кухню»,— возражает Алена. «Нет, надо кухню, а где же детям обед готовить?»— настаивает Тома. Игра с игрушками явилась побудительным мотивом строительной игры. Возникновение строительной игры придало новое содержание и ролевой игре. Закончив постройку, дети распределили роли: Таня — воспитательница старшей группы, Алена — младшей, Тома — повар.
Наблюдая в старшей группе сюжетные игры девочек в куклы, мы предлагали им построить куклам комнату, беседку, мост через реку.
В игре с маленькими куклами дети охотно строили комнату, домик, иногда даже строили дом в несколько комнат, в доме строили столы, стулья, кровати, шкафы. Этот путь развития игры помогал сочетать строительную и сюжетную игры. Однако мы замечали, что сам процесс строительства весьма кратковременен: дети спешат перейти от стройки к сюжетной игре с игрушками, кроме того, он мало содействует расширению строительного опыта детей, тем более, что мебель дети делали еще в средней группе, умели они делать и загородки, которыми они теперь перегораживают комнаты для кукол. Положительным моментом этой связи сюжетной и строительной игр являлась возможность планировать разные комнаты, по-разному размещать в них мебель; ценным было также и то, что дети объединялись в этой игре, совместно придумывали, где будут куклы спать, где они будут умываться, где будет вход в дом.
Иногда в процессе индивидуальной игры двух детей, играющих за одним столом, возникает возможность соединить две постройки в одну. Воспитатель советует убрать один кирпич в стене и коридором соединить две комнаты, чтобы получить один большой дом. Этот путь, указанный детям педагогом, открывает им новые возможности для интересной совместной игры. После этого можно было наблюдать, как дети уже в начале игры договариваются сделать две, три комнаты, соединенные между собой коридором.
В играх с постройкой, так же как и в самом процессе стройки, развивается общительность детей, умение сговариваться, совместными усилиями достигать результата.
Развитие строительной игры осуществляется на основе тесной связи ее с ролевой, но в развитии сюжета игры следует находить новые линии для повышения уровня строительной игры.
В опыте руководства строительной игрой имели место следующие пути влияния на расширение опыта строительной игры. Таня строила кино. Мы привлекли внимание детей к этой постройке, сказав: «Смотрите, дети, какое новое кино строит Таня для наших кукол». Детям это очень понравилось. Лида и Валя помогли Тане строить, а потом принесли кукол, рассадили на стульях и что-то им показывали. Игра повторялась несколько раз; каждый раз дети стремились усовершенствовать постройку, старались достигнуть более гармоничного ее расположения, по-разному ее украшали. В игре Нади и Томы была зафиксирована намеренная строительная игра, предшествующая ролевой (девочки строили нашу дачу, метро). Мы усматривали в этом начало формирования интереса к собственно конструктивной деятельности и стремились этот интерес поддержать.
Однажды, когда дети вернулись к привычной игре с куклами и без видоизменений повторяли ее, детям было предложено построить магазин, а потом покупать в нем куклам разные игрушки. Дети с большим оживлением принялись строить магазин, условливались, где будет вход в магазин, как расположить полки, как сделать вывеску, чтобы все знали, что здесь продают игрушки. Дети увлеклись сооружением магазина, старались сделать его большим, чтобы в нем поместилось много игрушек, придумывали, как его сделать красивым. В магазине поставили стулья. На вопрос: «Зачем поставили стулья?» — дети ответили: «Чтобы покупатели отдыхали».
Строительство занимает уже значительное время, в игре по поведению детей видно, что это занятие увлекло их.
Через некоторое время, в конце апреля, дети строили цирк и играли в него. Постройка возникла по инициативе одного из ребят. Дети охотно приняли его предложение и с большим интересом начали строить, однако в ходе постройки у детей возникли затруднения: как строить цирк, они не знали. Когда Лида предложила строить так же, как кино, дети не согласились. «Цирк по-другому надо строить»,— заметила Лена. Детям была показана фотография с изображением детской постройки цирка. Они внимательно рассматривали, а потом начали строить почти так же, как изображено на фотографии.
Время от времени дети возвращались к постройке кукольного дома, магазина. В мае у ряда детей мы уже замечали интерес к самой стройке.
Лида и Галя построили комнату для кукол. Они огородили с четырех сторон часть стола — это стены комнаты. В комнате сделали столы, стулья, диван, кровати. Взяли кукол, посуду. Игра приобрела стереотипный характер — кормление кукол, укладывание их спать.
Воспитательница спросила девочек: «А где же гуляют ваши куклы? У них есть садик?» Лида тут же на второй части стола сделала изгородь, в углу поставила скамеечки, сделала беседку. Весь остальной период игры дети занимались постройкой беседки. Старались ее сделать как можно красивее. Сначала сделали ее невысокой, потом надстраивали все выше и выше. По краям украсили цветными цилиндрами и конусами. Такой переход от сюжетной игры после стройки снова к строительной игре у Лиды и Гали до этого не наблюдался. В игре девочек чувствовалось настоящее увлечение строительством.
В результате целенаправленного педагогического руководства в часы игр дети стали охотно брать строительный материал. Их постройки стали богаче и разнообразнее; они строят не только для кукол, но и просто потому, что строить им стало интересно. Так, Лидой были построены красивые дома, мост, станция метро, вокзал; Галей — большой дом, школа, дворец. Игра со строительным материалом стала длительной. Нередко дети строили на протяжении всей игры.
С января по июнь произошли значительные изменения в отношении детей к строительной игре. Если в январе из 14 детей 7 совсем не играли в строительные игры, то в июне они стали играть в строительную игру по собственному желанию. Длительность игры у отдельных детей (Юра, Алена, Таня) достигает 30—35 минут, что свидетельствует об определенной устойчивости поведения детей и о наличии интереса к строительной игре. В январе количество названий построек не превышало 7, а у отдельных детей было отмечено лишь 1—2 названия. В июне отмечено 19 названий построек (дом, школа,- мост, туннель, башня, магазин, метро, изгородь, аквариум, сад, кино, самолет, пристань и др.). У каждого ребенка отмечено 4—5 и даже 7 названий построек. Все эти факты свидетельствуют о расширении опыта строительной игры детей.
В сложной структуре строительной игры взаимосвязь с сюжетно-ролевой игрой — наиболее частое явление. Опыт показывает, что наиболее полное развитие игры наблюдается при том условии, когда в постройке заключены возможности действовать с нею и сюжетными игрушками, когда само содержание постройки вызывает необходимость привлечения впечатлений о данном предмете. Опираясь на эти впечатления, дети своеобразно комбинируют их, создают увлекательный сюжет игры, в котором постройка является нередко тем центром, вокруг которого объединяется играющий коллектив воспитанников группы.
В играх детей старшей группы наиболее полное развитие получают такие замыслы построек: пароход, кино, цирк, дом для кукол, зоопарк, метро. К постройке парохода и последующей игре с ним с распределением ролей и широким привлечением разнообразных впечатлений, полученных непосредственно в жизни, из художественной литературы, которую детям читают в детском саду и семье, дети возвращаются в течение года более 20 раз. Постройка «кино» и последующая игра в «кино» повторяется 11 — 12 раз, дом для кукол строят отдельные группы детей почти ежедневно.
Однако связь сюжетной и строительной игр у детей старшей группы не является той закономерностью, которая неизбежно выступает в каждой строительной игре. Это лишь то наиболее типичное проявление, которое ее характеризует. Это то проявление детской игры на данной ступени возраста, которое необходимо знать педагогу для более успешного руководства строительной игрой.
Наряду с тесным переплетением строительной игры с ролевой у детей старшей группы имеет место и собственно строительная игра, которая на протяжении года все более и более укрепляется. Проведенные наблюдения и опыт лучших воспитателей убеждают нас в том, что у детей к шести годам возрастает интерес к архитектурной стройке, в процессе которой они стремятся достигнуть построек наиболее совершенной конструкции. Стремление создать красивую, архитектурно-выразительную постройку побуждает детей к сравнению деталей, в процессе которого они отбирают детали по форме, величине, длине, ширине, цвету, с тем чтобы симметрично расположить их в постройке. Способность сравнивать детали, находить сходные элементы, выбирать их из множества других является для детей этого возраста серьезной мыслительной работой и служит развитию точности зрительного восприятия, дифференцированию величины, формы, цвета.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.