В младшем дошкольном возрасте игрушка является для ребенка источником накопления чувственного опыта. В игре с игрушкой ребенок наглядно познает мир вещей. Стремление маленького ребенка действовать с игрушкой, играть ею — закономерное явление в его развитии; оно обусловлено большой тягой ребенка к познанию мира. Для игры ребенка в раннем детстве и младшем дошкольном возрасте характерно участие всего сенсорного аппарата. Ребенок осматривает игрушку, трогает ее, поглаживает, прислушивается к звукам, которые она издает, берет игрушку в рот, пробует зубами ее твердость.
В опытной работе мы наблюдали, как, получив целлулоидные игрушки, дети осматривали их, выбирали себе одну, гладили ее рукой, прижимали к щеке, проводили по губам, пробовали зубами, подкидывали на руке, как бы взвешивая, постукивали игрушкой по столу: «Уточка, топ-топ-топ». Припоминали, как кричит уточка, и воспроизводили эти звуки: «Пи-пи-пи», «Кря-кря-кря».
При первом знакомстве с игрушками, в процессе которого дети трогают, гладят, бросают, катают, возят игрушку, многократно повторяя эти действия, происходит выработка сложных межанализаторных условных связей.
Необходимость называния игрушки и тех действий, которые ребенок с ней производит в процессе игры, общения играющих детей содействует активизации и развитию их речи, помогает полнее воспроизводить полученные впечатления, выражать их не только в действиях, но и в словах.
Наиболее типичными особенностями игры в младшем дошкольном возрасте являются следующие: кратковременность игры с отдельной игрушкой (особенно у детей третьего года жизни), частая смена игрушек, легкое отвлечение от намеченного замысла в силу случайных связей под влиянием виденного, начало совместной (с другими детьми) игры с игрушкой, отражение в игре отдельных моментов быта.
В игре детей процессуальный характер использования игрушки наблюдается в том случае, если она дана ребенку впервые. Действия со знакомой ребенку игрушкой носят, как правило, смысловой характер; коляску с куклой катают, из чашки поят куклу, сажают куклу за стол, укладывают спать на кровать, утюгом гладят, из лейки поливают, колесо катают, автомобиль возят. Эти действия, несомненно, целесообразны, и было бы неправильным торопить развитие игры. Они прежде всего удовлетворяют потребность детей в движении, упражняют мышечный и сенсорный аппараты, позволяют ребенку осмыслить производимые действия. Наблюдения за игрой детей с игрушкой показали, что для большинства детей группы в первые 1—2 месяца характерны отдельные игровые действия, но развернутого игрового сюжета еще нет, преобладающим является двигательный процесс, которому ничего не предшествует, и чаще всего ничего не следует за производимым действием. Игры детей трех лет свидетельствуют не только о малом их игровом опыте, но и о характере тех связей, которые способен устанавливать ребенок в этом возрасте.
Развитие игры на протяжении всего дошкольного возраста связано уже не столько с удовлетворением потребности в движении (как это показано в исследованиях Е. И. Радиной, Р. И. Жуковской), сколько с удовлетворением новой потребности отражать известные явления жизни, подражая действиям взрослых, опираясь на память, накопленные представления.
Ролевая игра трехлетних детей не носит развернутого характера, лишь постепенно отдельные действия с игрушкой соединяются между собой, следуя одно за другим.
Появление последовательности действий в игре свидетельствует о расширении опыта ребенка, о его способности выделять эту практическую логику действий, в которой согласуются сначала два, а потом три-четыре элемента. Эта важная сторона развития маленького ребенка в ролевой игре детально прослежена в исследовании Р. И. Жуковской, Н. С. Пантиной.
Одним из характерных проявлений сознания маленького ребенка является его способность мысленно превращать один предмет в другой: длинная палочка — лошадка, удочка; брусочек строительного материала превращается то в человека, то в клюющую курочку, то в кусочек мыла, то в пряник или конфету. Чем богаче опыт детей, тем свободнее они используют его, производя разнообразные превращения имеющихся предметов.
Глубокая мысль А. С. Макаренко о том, что игрушка является материальным центром игры, должна быть понята и в том смысле, что игрушка содействует возникновению разных игровых действий, посредством которых воспроизводятся ранее полученные представления, что помогает развитию содержания игры.
Как отмечает А. С. Макаренко, игрушки бывают следующих типов: игрушка готовая, механическая или простая. Это разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мишки, ваньки-встаньки и т. п.;
игрушка полуготовая, требующая от ребенка некоторой доделки: картинки разрезные, кубики, ящики, конструкторы, разборные модели;
игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюда, дерево, бумага, растения, проволока, гвозди.
А. С. Макаренко отмечал, что у каждого из этих типов игрушек есть свои достоинства и недостатки.
Готовая игрушка хороша тем, что она знакомит ребенка со сложными идеями и вещами, она подводит ребенка к вопросам техники и сложного человеческого хозяйства. Поэтому такая игрушка вызывает широкую деятельность воображения.
Макаренко высоко ценил и второй тип игрушек, усматривая в них возможность постановки перед детьми известной умственной задачи, что содействует развитию логики, дисциплины мышления.
Игрушки третьего типа представляют самый дешевый и самый удобный игровой материал.
Нашей задачей было выяснить, как разные типы игрушек используются в играх детей. Какая игрушка педагогически более ценна: та ли, которая дается детям в готовом виде, или та, что заменяет готовую игрушку? Какой игрушке следует отдать предпочтение?
Значение готовой игрушки велико в том отношении, что она расширяет и уточняет представления детей об окружающем. Полуготовая игрушка способствует проявлению способности представить в одном предмете другой, перенести значение одного предмета на другой, т. е. вообразить, создать мнимую ситуацию в игре.
Мы наблюдали использование в бытовой игре чайной и кухонной посуды. Наблюдение показали, что дети, пользуясь посудой, начинают применять в разговоре названия многих предметов (чашка, блюдце, чайник, молочник, сахарница и т. д.). Под руководством воспитательницы дети учатся правильно использовать эти вещи в игре: из чайника наливают чай в чашки; в молочник наливают молоко и добавляют его в кофе. В игре дети приучаются аккуратно брать из буфета нужные игрушки, расставлять их на столе, подбирая к голубой чашке голубое блюдце, к оранжевой чашке — оранжевое блюдце, к зеленой — зеленое. После игры дети убирают посуду на место.
Содержание игры с предметами, заменяющими посуду, мало чем отличается от игры с посудой. Дети также рассаживают кукол, «расставляют» перед ними или щепочки, или осколки от посуды, или просто круглые листочки. Кукол старательно угощают, и игра не лишается того эмоционального тонуса, который присущ игре с готовой игрушкой. Однако в игре со случайными предметами, заменяющими посуду, значительно беднее речевые возможности: дети ограничиваются одним-двумя названиями — чашка, тарелка. Но возможность вообразить листочек подорожника или склянку чашкой ценна.
В практике работы младшей группы детского сада используются все три типа игрушек. Основное место должно быть отведено готовой игрушке, которая облегчает детям процесс познания мира, возможность ориентироваться в нем. Готовая игрушка в наибольшей степени способствует ознакомлению детей с различными вещами, их назначением.
Полуготовая игрушка, дающая возможность решения простейших умственных задач, должна в младшей группе найти применение лишь в самых простых ее вариантах — кубики, кирпичики, самые простые строительные наборы. Среди существующего ассортимента этого типа игрушек крайне редко встречаются разрезные картинки, кубики и другие настольно-печатные игры, доступные детям третьего, четвертого года жизни.
Маленький ребенок в состоянии установить логическую связь двух-трех элементов. Существующие же картинки и кубики разделены на 6—8 частей, соединить их в целое детям трех лет трудно, они не устанавливают связи одной части с другой, вследствие этого такие игрушки не находят использования в младшей группе.
Игрушки третьего типа (песок, обрезки дерева, ветки) можно хорошо использовать в играх на участке, особенно летом.
Однако на практике эти игры чаще всего остаются вне педагогического руководства, вследствие чего снижается педагогическое значение игр с этими материалами. Проследим своеобразие педагогического руководства этими играми.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.