Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Детские игры >> Игры для самых маленьких >> Игры для мальчиков >> Игры для девочек >>

Дидактические игры в обучении детей элементарным математическим представлениям в подготовительной к школе группе


Источник: Е. И. Удальцова, "Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников", Минск, 1976 г.
OCR Detskiysad.Ru
Публикуется с сокращениями

В разделе «Развитие элементарных математических представлений» к детям седьмого года жизни предъявляются более высокие требования не только и не столько в овладении количеством и счетом, величиной, формой, ориентировкой в пространстве и во времени, сколько в использовании математических операций с целью умственного развития и формирования воли, воспитания умения сравнивать, обобщать, выделять признаки предметов и явлений.
В дидактических играх дети не механически запоминают, а должны осмысливать, как и какие лучше применить полученные ранее знания, самостоятельно ищут пути решения дидактической задачи. У них развивается умение рассуждать, доказывать, доводить начатое до конца, что очень важно для подготовки к школе.
В дидактических играх дети могут сравнивать смежные ; числа в пределах 10, знать, как из неравенства можно сделать равенство (8 больше 7, но если к 7 добавить 1, то будет по 8 — поровну; 7 меньше 8, здесь не хватает 1, если от 8 отнять 1, то будет в обеих группах по 7 — поровну), правильно отвечать на вопросы «который?», «какой?», «сколько?», делить предмет на 2 и 4 части (например, разделить яблоко на 2 части, затем на 4), сравнивать части, на конкретном материале устанавливать, что целое больше части, а части меньше целого; измерять длину, ширину, высоту окружающих предметов с помощью условной мерки и на глаз; определять длину палки, ширину ленты, высоту забора, дерева и т. д.; различать овал и круг; уметь видеть форму предметов (мяч, арбуз — имеют форму шара; тарелка, блюдце — форму круга и т. д.); видоизменять геометрические фигуры (составить из нескольких треугольников четырехугольник, из частей круга полный круг); определять словом положение того или иного предмета по отношению к себе (слева от меня стол, впереди меня сидит Андрюша), в помещении, на листе бумаги; последовательно называть дни недели (какой день был вчера, какой будет завтра); приучать укладываться на занятии в отведенное время; знать последовательность времен года; постоянно знакомиться с названием текущего месяца.
Усвоению устного счета способствует игра «Арифметическое лото». Игра представляет собой большие карты, в клетках которых изображены сумма и слагаемые; на маленьких карточках такое же число, только на обороте маленькой карты нарисована часть какого-нибудь зверя. Ведущий называет слагаемые, дети решают и получают ответ. Ведущий спрашивает: «У кого есть такое число?» Ребенок, имеющий на карте заданное число, заявляет об этом и получает маленькую карточку, которой накрывает клеточку в большой карте. При правильном решении арифметического действия из маленьких карточек, на которых нарисованы части животного, получается целое животное.
Задача закрепления количественного счета успешно разрешается в играх «Настойчивость», «Кто больше», «Поймай мяч». Эти игры очень увлекают детей.
Содержание игры «Настойчивость» состоит в том, что ребенок, держа в руках небольшую коробочку с автобусами внутри ее и накрытую сверху стеклом, легким встряхиванием рук стремится перекатить автобусы под крышу депо согласно указанным номерам на автобусах и на отделениях депо. Помимо решения задачи счета в игре воспитывается внимание и сосредоточенность.
В играх «Угадай, сколько в другой руке» и «Счетное лото» дети овладевают умением раскладывать число четыре на составные части: два и три, три и один, упражняются в составлении числа из двух меньших чисел. Ребенок, имеющий четыре кубика, два оставляет открытыми в одной руке, а два других зажимает во второй руке и спрашивает: «Сколько в другой руке?» Получив ответ, ребенок открывает ладонь, и дети убеждаются в правильности или неправильности ответа.
Закрепление представлений о составе из двух меньших чисел числа с детьми подготовительной группы можно провести в одном из вариантов дидактической игры «Что изменилось?». Игра проводится таким образом. Перед детьми кладется карточка с числом четыре. Вокруг этой карточки из кубиков или других мелких предметов раскладываются варианты состава числа четыре (один и три, два и два, три и один). Ведущий убирает один из этих вариантов (после того как дети их хорошо запомнят).
Отгадавший должен назвать вариант из состава числа четыре, который убрали. Состав числа можно закрепить и в дидактической игре «Найди свой дом».
Количественный, порядковый счет и цвет дети закрепляют в игре «Кто первый». У каждого игрока по четыре фишки одного цвета. По считалке устанавливается очередность бросания кубика. Ребенок, бросивший кубик, передвигает фишку на столько кружков, сколько очков выпало на кубике. Выигрывает тот, кто первый приведет все свои фишки на четыре первых кружка, т. е. центральную дорожку своего цвета.
Аналогичны ей такие игры, как «Кто дальше», «Поймай мяч», «Волейбол», «У тебя сколько». Закрепить знание смежных чисел к названному числу «до» и «после» можно в дидактической игре «Найди соседей».
Умение продолжать счет — количественный (один, два, три и т. д.) и порядковый (первый, второй, третий) — можно в игре «Считай дальше». Воспитатель бросает мяч ребенку и называет число. Ребенок, поймав мяч, продолжает считать и бросает мяч следующему ребенку. Ребенок, не успевший ответить, платит фант.
Многие дидактические игры здесь подробно не раскрыты, а только дано название. Структуру некоторых игр воспитатели могут взять в приложении.
С детьми седьмого года жизни можно проводить игру в шахматы, которая доставляет детям радость и способствует их умственному развитию.
Игра эта начинается с изучения названия фигур. Знание фигур можно закрепить в процессе дидактической игры «Что изменилось» или «Чего не стало». Активная мыслительная деятельность ребенка начинается при первом его знакомстве с шахматами — в период изучения шахматной доски. Изучение шахматной доски — это упражнения в овладении пространственным ориентированием на плоскости.
Играя, вернее, изучая доску, дети охотно показывают самую короткую черную косую дорожку, такую же короткую белую, самую длинную и т. д. Ребенок при помощи глазомера сопоставляет длину отрезков, отыскивая их на плоскости.
Дидактическая задача: провести фигуру вперед по прямой или косой дорожке; подвинуть фигуру вправо или влево; поставить фигуру в правый верхний угол; передвинуть в левый нижний и т. д. Поставленная задача заставляет ребенка искать и находить нужное направление на плоскости. Игра в шахматы приносит большую пользу в развитии мышления детей. Она помогает активизировать речь детей, так как ребенок называет ход той или иной фигурой и объясняет, почему он так ходит. Узнав названия фигур и изучив доску, дети знакомятся с их местом на доске. Затем начинается изучение ходов фигур. Делая ход, дети должны рассуждать вслух, вслух излагать свой план действий. Переставляя фигуру, ребенок делает несложное умозаключение, опираясь на уже имеющиеся знания (если слой, ходит по косым, а ладья по прямым, значит, ферзь может ходить и по прямой и по косой). Показывая мат одинокому королю любой фигурой, даем ребенку увидеть конечную позицию, к которой он должен стремиться. К обучению решения шахматных задач и связанных с ними разборами шахматных партий нужно подходить постепенно, когда дети хорошо овладеют первоначальными знаниями доски, фигурами, их ходами.
Шахматная игра — одно из средств умственного развития дошкольников, но, прежде чем проводить эту игру, воспитатель сам должен хорошо знать ее правила.
Зная детей и программные задачи, которые надо решать на определенном отрезке времени, воспитатель может проводить дидактические игры с постепенным усложнением задач. Так, например, в игре «Найди пару», или еще ее называют «Воротца», структура игры такова: дидактическая задача - закрепление порядкового счета до 10, воспитание внимания, сообразительности, дисциплинированности.
Игровое действие — взять себе в пару участника игры и пробежать с ним в воротца. Правила игры — брать себе в пару можно только того ребенка, с которым у них в общей сложности получится десять.
Дети бегают по групповой комнате и по сигналу воспитателя или ведущего объединяются в пары и пробегают в воротца. Когда весь ход игры хорошо детьми усвоен, можно усложнить дидактическую задачу. Кружочки, которые прикреплены у каждого ребенка на картонке, сделать разного цвета или в разных геометрических фигурах. Например, пять кружков могут быть нарисованы в овале, в квадрате, в треугольнике и т. д. Ребенок должен взять себе в пару, если у него пять кружков, нарисованных в овале красного цвета, ребенка с картонкой, где нарисованы пять кружков тоже в овале и такого же цвета. Такое постепенное усложнение дидактической задачи поддерживает интерес к игре, заставляет детей думать, делать выводы и решать более сложную умственную задачу.
Так могут быть проведены многие дидактические игры, взятые из рекомендованных и для детей старшего дошкольного возраста. В подготовительной группе может быть проведена дидактическая игра «КВН дружных детей».
Дидактическая задача: закрепить представление детей об основных цветах спектра, их оттенках, о месте цветов в спектральном ряду.
Игровое действие: получить больше очков, выиграть соревнование.
Правила игры: выполнить задания ведущего в соответствии с сигналом «начали — кончили», выполнять задания быстро, точно согласуя с указаниями капитана и действиями детей команды.
За успешное выполнение заданий команды получают зачетные очки.
Для игры группа делится на три команды, команды выбирают капитанов, договариваются о названии команды. Роль ведущего выполняет воспитатель. Правильность, быстрота, организованность выполнения задания командами, трисуждение очков и выдача фишек определяется ведущим с участием детей. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Команда-победительница делает круг почета и награждается каким-либо значком.
Первое задание.
Рассмотреть и разложить картинки с изображением предметов по их цвету. Подчеркивается, что раскладываются только карточки с нарисованными предметами (среди карточек есть и такие, на которых изображены геометрические фигуры разного цвета).
Второе задание.
а) Из коробки с цветными палочками (или незаточенными карандашами) двенадцати цветов отобрать палочки, окрашенные в основные цвета;
б) подобрать к основным цветам их оттенки, назвать цвета;
в) разложить палочки, чтобы получилась радуга, солнечный спектр: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Третье задание.
Перенести с одного места на другое и положить палочки семи спектральных цветов в таком порядке, чтобы получилась радуга. Команды выстраиваются в три колонки. На расстоянии одного-двух метров от первого играющего стоит стул, накрытый фланелевой салфеткой; по прямой линии от него в пяти-шести метрах стоит другой такой же стул, на котором лежат семь палочек (карандашей) разного цвета. По сигналу ведущего дети каждой команды поочередно берут по одному карандашу и переносят их на другой стул. Ведущий предлагает первым взять красный карандаш, остальные должны переносить карандаши, соблюдая последовательность цветов в спектре, радуге.
Материал для игры: три набора карточек-картинок с изображением предметов разного цвета и цветных геометрических фигур, коробки с 12 цветными палочками (или карандашами) из расчета 1 коробка на двоих играющих детей, фланелевые салфеточки (чтобы палочки не гремели и не раскатывались), 3 блюдца для фишек.
Материал заранее раскладывается на трех столах, поставленных на равном расстоянии друг от друга вдоль одной из стен групповой комнаты. На противоположной стороне также вдоль стены приготовлены стулья для детей.
Дидактическая игра «КВН дружных детей» может быть проведена с разными дидактическими задачами. Например, на группировку предметов по представлению (словесная) — кто больше назовет предметов круглой, овальной, прямоугольной формы и др. Эти игры требуют от детей умения совершать действия в уме, представлять предмет, производить мысленно анализ его формы.
Дидактические игры типа «КВН дружных детей» могут быть тесно связаны с сюжетно-ролевыми играми, что даст возможность лучше решать вопросы всестороннего развития личности детей.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +