Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Детские игры >> Игры для самых маленьких >> Игры для мальчиков >> Игры для девочек >>

Дидактические игры в обучении детей элементарным математическим представлениям во второй младшей группе


Источник: Е. И. Удальцова, "Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников", Минск, 1976 г.
OCR Detskiysad.Ru
Публикуется с сокращениями

Дидактические игры математического характера для детей младшего дошкольного возраста содержат большие возможности расширять и закреплять знания о количестве: «один» и «много»; о равенстве предметов, понимать выражения: столько — сколько, поровну, по одному — много, ни одного. Сравнивая предметы, усваивать их величины: длиннее — короче, одинаковые, выше — ниже, шире — уже, толще — тоньше, больше — меньше. Определять форму: круг, квадрат, треугольник. Различать пространственные направления: вперед, назад, направо, налево. Ориентироваться во времени: утро, день, вечер, ночь.
Дидактические игры могут проводиться в этом возрасте утром, как все занятие или часть его, и во вторую половину дня.
Дидактическая игра «Сбор грибов» дает возможность в новых связях закреплять знания «один» и «много».
Ведущий заранее ставит в разных углах комнаты на подставках елки, а под елками — грибы. Затем идет с детьми собирать грибы. У всех детей корзиночки. Собрав грибы, дети складывают их в корзиночку. А ведущий в это время, создав эмоциональную обстановку, говорит: «Пошли, дети, в лес. Лида нашла самый большой гриб с красной шапочкой — подосиновик. Витя нашел гриб подберезовик с коричневой шапочкой. Зина нашла маленький подосиновик»... Набрав грибов, дети собираются вместе, достают их из корзиночек, смотрят, кто сколько собрал, и устанавливают, сколько грибов всего — «много». Затем воспитатель предлагает детям взять свои грибы, «много» исчезает. Интерес к игре вызывает игровое действие — отыскивать грибы. Это дает возможность несколько раз повторять игру и подводить детей к пониманию того, что множество состоит из отдельных элементов.
Эта же программная задача может быть выполнена в дидактической игре «Найди игрушку». Каждый ребенок должен принести предварительно разложенные на видном месте воспитателем машины или кубики и положить на стол. Когда все дети принесут игрушки, воспитательница говорит: «Вот как много у нас стало машин (или кукол). Саша принес одну, Таня тоже принесла одну куклу, и т. д. и стало их много». Игра повторяется несколько раз. На прогулке можно провести эту игру с цветами, листьями, флажками. Важно, чтобы все дети, принимающие участие в игре, были активны и была создана эмоциональная игровая обстановка. Когда дети на занятиях получат знания о круге, квадрате, треугольнике, с ними можно будет провести дидактическую игру «Чудесный мешочек». Дидактическая задача — выбрать заданную фигуру на ощупь, вынуть ее из мешочка и назвать. Вначале в мешочек можно положить плоскостные фигуры, затем объемные, а потом плоскостные и объемные можно смешать.
Геометрические фигуры плоскостные, которые кладутся в «чудесный мешочек», дети должны хорошо знать. Только в этом случае дидактическая игра пройдет интересно и заставит детей преодолевать трудности при выполнении правил игры и игрового действия, т. е. отыскивания фигуры на ощупь.
В дидактической игре «Оденем кукол» дети в процессе выполнения установленных правил узнают значение слова «сколько».
Раскладывая одежду около кукол, дети закрепляют количественные отношения «больше», «меньше», «поровну». Например, рубашек больше, чем кукол, а платьев поровну. Надо, чтобы в игре дети не молча выполняли задание, а рассуждали и называли одежду. Игры эти могут несколько раз повторяться с постепенным усложнением правил и дидактической задачи.
Для закрепления знаний о величине можно провести дидактическую игру «Одень кукол красиво». Дети садятся в круг.
Воспитательница просит ребенка принести куклу. «Кукла пойдет с детьми гулять, и ее надо одеть»,— говорит воспитатель. Отдельным детям поручается принести одежду для куклы (платье, пальто, шапку).
Воспитатель заранее подбирает платье или пальто маленького размера. Ребенок, которому поручено надеть кукле платье, конечно, не может этого сделать, так как платье мало, приносят другое и т. п. Игра продолжается до тех пор, пока кукла не будет одета. Дети путем примеривания одежды закрепляют понятия «шире — уже», «длиннее — короче».
Понятия «большой» и «маленький» дети смогут закрепить в дидактической игре «Спрячь шарик в ладошки». На стол кладут много шариков различной величины. Воспитательница предлагает полюбоваться разноцветными шариками, а затем просит ребенка взять красный шарик и спрятать его в ладошках. «Хорошо Володя спрятал шарик, совсем не видно. А теперь ты, Наташа, спрячь зеленый шарик» (подает большой шар). Ребенок раскрывает ладошки, пытается пальцами охватить весь шар. Воспитательница просит других детей проверить, спрятался ли шар. По очереди все пытаются спрятать шар. «Зеленый — большой шар,— говорит воспитатель,— и его трудно спрятать, а красный — маленький, его легко спрятать». Дети сравнивают шарики.
Игру можно усложнить. Один ребенок закрывает глаза и протягивает руки, соединенные вместе, к воспитателю. Она кладет шар в ладони и просит ребенка сказать, большой он или маленький, или ребенок протягивает руки за спину и отгадывает, какой шар положен в ладони.
Повторяя игру, воспитательница фиксирует внимание детей на величине и учит ощупывающими движениями рук определить размер шара и закрепить словами «Шар большой», «Шар маленький». Можно эту игру дать на закрепление знаний «Этот шар больше, этот меньше». Для проведения этой же игры могут быть подобраны и другие игрушки и предметы, но обязательно контрастные.
Умение соотносить количество звуков и предметов можно закреплять в играх «Правильно считать по звуку». Сколько раз воспитательница ударит в бубен — столько ребенок должен принести кукол. В этой игре развивается и слуховое восприятие детей.
Нужно учить детей в различной игровой ситуации сравнивать определенное число предметов с числом их изображений на карточке, рассказать о равенстве множеств.
Каждая дидактическая игра, которую проводит воспитатель с целью закрепления у детей знаний о форме, величине, нахождении сходства и различия между предметами, может принести пользу только в том случае, если будет заранее продумана последовательность усложнения дидактической задачи и правил игры. Например, знакомя детей с формой, вначале предлагаем детям простую задачу, подобрать предметы одинаковой формы (круглой или треугольной) и сложить их в коробку. Выбирая из определенного количества разнообразных по форме фигур только фигуры указанной формы, ребенок, путем одинаковых, много раз повторяемых правил игры, закрепляет представление о форме.
Второе задание в игре дается с усложнением — на другом материале подобрать для кукол мячи, соответствующие их величине (большой кукле — большой мяч), и т. д.
Следующее задание в игре на закрепление представлений о форме дается на разнообразных предметах.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы различной формы: мяч, шар, кольцо — круглой формы; кубик, пирамидка, флажок — треугольной формы. Затем раздает детям карточки с изображением геометрических форм (круг, квадрат, треугольник) и просит положить свою карточку около похожего предмета. У некоторых детей останутся лишние карточки с нарисованными предметами разной формы. Вместе со всеми детьми воспитатель ищет в групповой комнате похожие предметы, которые изображены на карточках. Воспитатель предлагает вместе с ним пойти по групповой комнате и поискать, что из окружающего похоже на формы, изображенные на карточках.
Построенные таким образом дидактические задачи в играх будут способствовать усложнению и уточнению восприятия форм, величины и развитию детского внимания.
Программа по элементарным математическим представлениям перед детьми второй младшей группы ставит задачу научить детей различать пространственные направления от себя (вперед, назад, направо, налево).
Путь развития у детей представлений о пространстве долгий и сложный, поэтому необходимо формировать умения различать и называть пространственные представления на основе конкретных, непосредственных восприятий и действий, добиваться определения направления словом.
Большое значение и место в ознакомлении детей с пространственными ориентировками занимают дидактические игры.
Детям четырех лет легче усвоить пространственные ориентировки, когда они видят предмет, движущийся в нужном направлении. Например, в игре «Прокати шарик» воспитатель ставит дидактическую задачу прокатить шарик вперед, а затем назад. На протяжении всей игры воспитатель подчеркивает эти слова (например, «Вот как хорошо катится Машин шарик вперед, а давайте посмотрим, как он будет катиться назад»). Добивается проговаривания этих определений от детей (игра полностью дана в приложении). Аналогично можно провести игру «Покажи, что я скажу», тоже связанную с движением.
Более сложная дидактическая игра «Что изменилось». Воспитатель вместе с детьми ставит на стол знакомые игрушки. Один ребенок выходит за дверь, а в это время воспитатель вместе с детьми делает перестановку одной игрушки. Вошедший должен вспомнить, где стояла игрушка а сейчас ее поставили слева или справа от игрушки, стоящей рядом. Вначале игры можно взять за основу большую куклу или мишку и давать пространственное определение игрушки по отношению к этой большой кукле.
В IV квартале учебного года по программе дается повторение пройденного. Воспитатель особенно внимательно должен подобрать дидактические игры и там, где возможно, использовать в различных вариантах игр природный материал (овощи, фрукты, цветы, листья, злаки и т. д.).




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +