Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Детские игры >> Игры для самых маленьких >> Игры для мальчиков >> Игры для девочек >>

РОЛЬ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ


Советская педагогика придает огромное значение трудовому воспитанию, рассматривая его как важнейшую часть коммунистического воспитания. Труд является основой морально-нравственного воспитания и всестороннего развития детей. «Нам нужно добиться, чтобы дети уже с 4—5 лет начинали вникать в глубочайший смысл работы отцов и матерей»,— говорил А. М. Горький.
Уже с первых шагов ребенка в его собственной трудовой деятельности очень большую роль играет подражание взрослым, труд которых он постоянно наблюдает в быту и во время специально организованных экскурсий. Педагоги стараются воспитать уважение к трудящемуся человеку и пробудить у детей стремление трудиться самим, доводя начатое дело до конца и не боясь трудностей.
От того, в какой степени осознается детьми нравственная сторона труда, зависит и успешность формирования у них положительного отношения к труду, воспитание трудолюбия. Большая роль при этом отводится игровой деятельности. Именно в игре, когда ребенок, войдя в роль, захвачен воспроизведением деятельности взрослых, воспитателю легче всего найти доходчивые слова и наглядные способы для разъяснения того, как трудятся люди в нашей стране, как они стараются наилучшим образом выполнить порученное им дело.
Любая игра отражает окружающую жизнь и, следовательно, помогает детям уяснить общественное значение того или иного вида труда. Поэтому при руководстве играми внимание воспитателя должно быть направлено на то, чтобы в них возможно глубже отражались отношения между людьми, существующие в жизни. Педагогу необходимо наблюдать за тем, какие стороны поведения взрослых отражаются детьми в процессе выполнения той или иной игровой роли, как представляют себе дети содержание своей воображаемой работы, ее значение для окружающих и связь с трудом других людей. Задача педагога использовать все возможные средства для оказания педагогического влияния на детей в игре.
Известно, что для сообщения знаний о труде, обогащения представлений большое значение имеют экскурсии. Поэтому наблюдения за трудом взрослых, которые проводятся в соответствии с «Программой воспитания в детском саду», знакомят ребят с трудом людей различных профессий вне дошкольного учреждения. При проведении наблюдений важно обращать внимание не только на внешнюю сторону труда взрослых, но и давать пояснения, какое значение он имеет, как взрослые ответственно относятся к своему делу, как организован их труд. Например, во время экскурсии на железную дорогу нужно подчеркнуть значение железнодорожного транспорта, рассказать ребятам о назначении станции и имеющихся на ней учреждений для обслуживания пассажиров (буфет, парикмахерская, киоски и пр.), об обслуживании пассажиров в поезде; при посещении строительства нужно обратить внимание на то, какие благоустроенные возводятся дома, как в них все предусмотрено для удобства жильцов, как много людей трудится над сооружением каждого здания, как организованно идут работы и т. д.
Правильно проведенная экскурсия оставляет глубокий след в детской памяти и находит отражение в творческих играх детей, оказывая влияние на их поступки и поведение. Но в игре не получают отражения наблюдения, в которых для ребенка на первый план выступают только предметы и ускользают люди, их деятельность и взаимоотношения. Приведем примеры.
В одном из детских садов во время переезда на дачу дети получили много ярких впечатлений: они были на вокзале, видели посадку на поезда, слышали, как по радио объявляют об отправлении поездов, вместе с родителями покупали в пригородной кассе билеты, ехали в вагоне электропоезда. Воспитатель предполагал, что после столь ярких впечатлений ребята будут долгое время играть в железную дорогу, и сразу после приезда на дачу стал готовить необходимый игровой материал. Однако никакой игры не возникло, несмотря на то, что, казалось бы, все предпосылки для этого были налицо. Дети рисовали поезда, станцию, пассажиров, много рассказывали о поездке, но люди, работавшие на железной дороге, ими замечены не были. Игра возникла только тогда, когда она была предложена воспитателем, спустя много времени после специально проведенной экскурсии на станцию. Но так как и во время этой экскурсии педагог не сумел должным образом показать детям работу разных людей, они играли довольно вяло, как-то беспомощно, без творческого воодушевления.
Получив привлекательные игрушки — паровоз, вагоны, кассу — и распределив роли в игре, дети не знали, что им делать, как выполнять ту или иную роль. Настоящей игры не получилось, как педагог ни старался напомнить им о виденном на экскурсии. Не люди, а главным образом предметы, обстановка запечатлелись в памяти ребят, а этого, видимо, было мало для того, чтобы они могли представить себе связь между предметами и людьми, с трудом которых воспитатель хотел их познакомить.
Совсем по-другому развернулась творчеркая игра в железную дорогу и в поездку на поезде после экскурсии на вокзал, которая была организована уже иным образом, с учетом прошлых ошибок. Внимание детей было обращено теперь прямо на работу людей. Воспитатель показал им, как начальник станции встречает каждый поезд, как происходит высадка пассажиров и разгрузка багажа, как машинист и его помощники моют электровоз, отводят его на запасный путь, как рабочие осматривают вагоны и пр. Дети наблюдали также работу проводников, слушали с большим интересом пояснения о том, как проводники обслуживают пассажиров в пути. При посещении зала ожидания ребята видели, как пассажиры получают билеты, как работают киоски, обратили также внимание на работу уборщиц, на чистоту и порядок на платформе и в зале.
После такой экскурсии у детей сразу же возникло желание отразить в игре то, что они увидели и узнали — прежде всего труд людей и их взаимоотношения. Они играли с большим увлечением и очень долго, часто связывая игры в железную дорогу с играми на другие темы — в семью, детский сад, в почту и т. д.
В другом детском саду удачно прошла экскурсия в пошивочную мастерскую, где сами рабочие принимали детей и рассказывали им о своей работе: как постепенно создается готовое платье, как слаженно, организованно и ответственно протекает труд в коллективе. С восхищением наблюдали дети, как на их глазах кусок ткани в умелых руках мастера превращался в части пальто, как производится примерка, прием заказов, как работают портные и их помощники, которые сметывают, разглаживают, чистят готовую уже одежду, передают ее в кладовую, где хранятся готовые изделия.
Особенно большое впечатление на детей произвел эпизод, происшедший в одном из цехов этой мастерской: старший мастер сделал замечание молодой работнице за то, что она плохо выполнила порученную работу — на светлом материале сделала пометки красным мелом. Педагог, воспользовавшись этим фактом, подчеркнул, какую заботу проявляют рабочие мастерской о людях, для которых они трудятся, как ответственно они относятся к своей работе.
Как и следовало ожидать, эта экскурсия произвела глубокое впечатление на детей. Она отразилась очень полно и в их рисунках, и в творческих играх, в которых ребята с увлечением разыгрывали прием заказов, примерку, шитье и другие этапы изготовления одежды, радуя своей деловитостью, организованностью, вежливым обращением с «заказчиком» и подчеркнутым, стремлением во всем походить на взрослых, которые знакомили их со своим трудом.
На первый взгляд может показаться, что усвоение детьми знаний об общественном значении труда и влияние этих знаний на поведение детей зависит только от того, как во время экскурсии проходило ознакомление их с трудом взрослых.
Удачная экскурсия, конечно, является основой процесса усвоения детьми более обобщенного и прочного знания о значении наблюдаемого труда, о том, кем, как и для чего он производится. Но главное состоит в воспроизведении детьми в игре деятельности и отношений взрослых людей. В процессе игры дети, выполняя роли взрослых, эмоционально переживают и действеннб овладевают моральными нормами, которые лежат в основе их труда. В результате эти моральные нормы могут стать правилами поведения ребят не только в игре, но и в других формах их деятельности.
Как же организовать творческую игру, в которой бы уточнялись и расширялись впечатления, полученные детьми при наблюдении за трудом взрослых, как осуществлять руководство этой игрой, чтобы она способствовала формированию у детей положительного отношения к труду? Важное значение при этом имеет живое, по возможности вещественное, напоминание детям о том, что они наблюдали. Таким напоминанием может быть разговор воспитателя с детьми, а также специальный подбор игрового материала. Наблюдения показывают, что предложение поиграть, подкрепленное материалом, напоминающим ребенку о виденном, куда лучше действует на него, чем только словесное напоминание.
Однако важен не сам по себе игровой материал, а то, как воспитатель предлагает его детям. Нельзя навязывать им игрушки, не следует предлагать их слишком много, поскольку обилие вещей может свести игру просто к действиям с предметами и помешать достижению целей, которые ставил перед собой воспитатель. Игровой материал следует присоединять к игрушкам, которые имеются в группе, когда возникает новая игровая роль и появляется необходимость в соответствующих предметах, они могут быть изготовлены совместно с детьми в процессе самой игры. В группе среди игрушек всегда есть такие, которые напоминают о труде людей и с которыми повседневно встречается ребенок в быту: ящик с молоточком, шнуром, роликами и пр.— для «ремонта», детская щетка для подметания; картонные гребенки, зеркало, ножницы для парикмахера; игрушечная аптечка; самодельные флажки, фонари, рупор для передачи объявлений «по радио» и т. д. Кроме того, в связи с наблюдениями за трудом людей разных профессий педагог постоянно что-то добавляет к игрушкам. Например, чтобы дети могли построить дом (напоминающий тот, строительство которого дети наблюдали), воспитатель должен изготовить из картона оконные рамы с целлофаном вместо стекол, балконы, колонны и т. д.
Вещественным напоминанием виденного при посещении пошивочной мастерской могут быть журнал мод, большое зеркало — картон, оклеенный фольгой, большие ножницы, которыми закройщица кроила одежду, стол, какой дети видели в приемной.
Напоминание об орудиях труда и рабочей обстановке, как правило, вызывает у детей оживление, разговоры, а затем и воспроизведение деятельности взрослых. Однако для отражения тех сторон трудовой деятельности, которые особенно важно закрепить, у детей не хватает, с одной стороны, организаторских умений, для того чтобы связать в единое целое разные виды работы, а с другой — четкого понимания смысла тех действий взрослых рабочих, которые им хотелось воспроизвести. И в том и в другом случае требуется помощь, и нужно оказывать ее детям, включаясь в их игру как участник и как советчик, который разделяет их творческие замыслы. Приведем некоторые примеры такой направляющей помощи и того, как она принималась детьми.
Даже после очень удачной экскурсии в ателье дети не могли вполне самостоятельно воспроизвести последовательную связь между различными видами работы. Этого они не сумели передать ни в игре, ни в беседе, которую педагог провел после экскурсии. Самостоятельно они воспроизвели лишь отдельные виды работ, а также деловитость, сосредоточенность, заботу рабочих о том, чтобы удовлетворить заказчика. Воспитатель помог детям связать все воедино, сорганизоваться в коллектив, выполняющий общее дело, разместиться таким образом, чтобы было легче установить отношения друг с другом.
Обращаясь с вопросами к отдельным детям в соответствии с их ролью, воспитатель старался оживить, уточнить и дополнить их представления. Чаще всего этот разговор начинался с выяснения того, все ли имеется у ребенка для воображаемой работы, знает ли он, кому нужно то, что он делает. Попутно он иногда сам включался в игру на время, а иногда давал указания, разъяснения, советы.
Игорь, который пожелал быть закройщиком, но вначале не мог никак сообразить, что делать, как воспроизвести в своих действиях то, что он наблюдал в закройном цехе, сразу преобразился, когда воспитатель помог из двух столиков составить длинный стол, нашел для него длинные полосы бумаги, заменявшие ткань, вырезал из картона выкройку. Все это живо напомнило не только обстановку, но и то, как закройщица, прежде чем кроить, размечала мелом на материале отдельные части одежды. Ребенок нашел ножницы, карандаш и стал старательно обводить на бумаге по выкройке части платья. Затем он вырезал то, что обвел, и, очень довольный своей работой, понес ее к портнихе. В другой раз Игорь потребовал, чтобы ему показывали картинку, по которой выбирается фасон одежды. Разыгрывание роли в таких играх бывает тесно связано с некоторыми элементами детского труда. Нередко, в ходе игры требуются вещи, которые тут же изготовляются детьми. Так, во время строительства высотного дома одни дети строят, а другие изготовляют в мастерской окна, двери, балконы и пр. Во время игры в пароход на пристани продается мороженое, которое тут же делается из картона.
Включение в игру, отражающую трудовые процессы, различных орудий труда (половой щетки, ножниц, предметов домашнего обихода) дает возможность детям иногда трудиться по правде, сохраняя взятую на себя игровую роль и проявляя большое старание в работе. Часто можно наблюдать, как тщательно производит уборку на воображаемой платформе (часть комнаты) ребенок, который, к сожалению, в жизни не отличается ни особой аккуратностью, ни трудолюбием, с каким удовольствием девочки, играющие в семью, наводят порядок в своем доме. И в то же время иногда замена воображаемых орудий труда настоящими может нарушить весь ход игры и даже совсем разрушить ее.
В пошивочную мастерскую воспитатель внесла маленькую швейную машинку. Она строчила, как настоящая, и приковала к себе внимание детей. Все сразу пожелали строчить на машинке, и около нее собралась целая очередь. Пришлось спешно отослать машинку в ремонт. Только после этого дети снова вернулись к своей игре. Этот пример показывает, что вопрос об использовании в игре натуральных предметов не может решаться в отрыве от характера игры и уровня ее развития. В каждом отдельном случае должны учитываться конкретные условия игры.
Наблюдения показывают, что вполне уместно в целях воспитания у детей положительного отношения к труду соединять игру с трудом, например можно предложить детям в ходе игры сделать нужные им простые в изготовлении предметы или выполнить отдельные несложные работы, если у ребят имеются необходимые для етого практические навыки. Активность воображения детей не снижается, когда предметы, которыми они играют, привычны и не отвлекают их от самого главного в игре — от отражения человеческих взаимоотношений, составляющих основное содержание игр дошкольников.
В играх дети не всегда самостоятельно могут соединить воображаемое с реальным, и в этом им необходима помощь со стороны воспитателя. Так, во время игры в ателье Игорь никак не мог догадаться, каким образом можно изобразить закройщика. Большие картонные ножницы и материя, которую взял Игорь, сделали его лишь внешне похожим на человека, которому он подражал. Интерес же состоял в том, чтобы, воспроизводя действия закройщика, получить вещественный результат. В этом ему помог воспитатель, предложив настоящие ножницы и удобный для действий ребенка материал — бумагу, карандаш, картонные выкройки.
В руководстве играми детей очень важным является вопрос о возможности планирования игры совместно с детьми. Это часто вызывает сомнения у воспитателей, поскольку предложение темы игры, исходящее от взрослого, действительно может легко превратиться в навязывание ее детям. Принято считать, что предмет может подсказать игру, но ведь так же ее может подсказать и слово воспитателя. Пассивное ожидание, пока дети сами отразят в игре те или иные явления, наблюдавшиеся ими в жизни, не совсем оправдано, однако предлагать детям ту или иную игру можно лишь в том случае, если воспитатель уверен, что у детей есть достаточно впечатлений, накопленных во время наблюдений, и они охотно будут играть в предложенную игру. Игра возникает часто и по почину отдельных детей, если воспитателю удается вовремя заметить ее начало и поддержать инициативу ребенка. Такая поддержка еще не оформившегося замысла особенно необходима некоторым детям.
Так, например, придя в группу после экскурсии на почту, Саша привязал веревку к коробке и, надев ее через плечо, громко объявил: «Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?» Ребята подхватили: «Это он, это он, ленинградский почтальон!» — «Настоящий почтальон»,— смеялись дети. «У тебя и сумка такая толстая, как сундук»,— заметил Вова.
«Давайте поиграем в почту,— предложила Света,— я буду конверты продавать, а кто-нибудь будет почтальоном». Чтобы поддержать предложение Светланы, воспитатель тут же помог устроить почту в одном из углов комнаты. Сдвинув двухместные столы и поставив их вдоль стены, он напомнил детям обстановку, которую они видели на почте.
Воссоздание жизненной ситуации занимает в детской игре большое место. Но часто устройством обстановки все и ограничивается. Выбрав себе роль, ребенок не умеет развить ее. Если во время наблюдения за трудом взрослых все внимание детей бывает захвачено только предметами и действиями работающих, то и выполнение игровой роли сводится только к устройству обстановки для воображаемой работы и к простым действиям с предметами. В таких случаях воспитателю приходится уже в процессе игры раскрывать значение данного вида труда и отношения между людьми, связанные с его особенностями. Вот примеры использования игры как средства разъяснения детям общественной значимости некоторых видов труда.
Две девочки разместились в разных углах комнаты. Одна из них — бабушка, живет в Ленинграде, а другая — мама с дочками, живет в Москве. Все в этот день с увлечением пишут друг другу письма. Почтальон Коля деловито относит их то бабушке, то маме. «Тук-тук» — стучится почтальон к маме с дочками. «Вот вам письмо»,— говорит он.
Таня-мама берет у него письмо и, рассадив кукол вокруг стола, показывает им картинки, пришедшие по почте от бабушки. Бабушка кричит через всю комнату: «Это я тебе пишу. Я как будто в гости скоро к тебе приеду, а ты меня встречай по правде. Мой поезд в 5 часов приедет».
Мама с дочками. Ладно, мы сейчас пойдем встречать.
В это время подходит воспитатель. Обращаясь к маме, которая держит ещё письмо в руках, спрашивает: «Вы, наверное, от бабушки письмо получили?»
Таня. Да.
Воспитатель. Что она пишет?
Таня. Чтобы ее встречали в 5 часов.
Воспитатель. А вы поблагодарили почтальона, что он вам вовремя письмо принес? Если бы он пришел хоть немного позднее, вы бы не встретили свою бабушку. Поезд мог прийти, а вы бы не знали, что бабушка приехала, и не встретили бы ее. Бабушка могла бы заблудиться. Ведь она, наверное, и дороги не знает?
Таня идет к почтальону и благодарит его.
«Пожалуйста»,— отвечает Коля и важно направляется к другим детям. Бабушка и мама обнимают друг друга при встрече.
Таня. Почтальон быстро письмо принес. Вот мы тебя и встретили.
А вот пример того, как воспитатель давал детям в игре дополнительные сведения о том, чего они не уловили в процессе экскурсии.
Закупив все необходимое в буфете, пассажиры усаживаются в поезд. Проводники же в это время подметают пол в вагоне, не обращая никакого внимания на пассажиров. Подойдя к начальнику станции, воспитатель спрашивает: «Товарищ начальник, почему же проводники не проверяют билетов у пассажиров? Может быть, они сели не в тот поезд и едут не туда, куда им нужно? Проводники обязательно должны проверять билеты и объявлять остановки, чтобы пассажиры не проехали»
Начальник станции Игорь подходит к проводникам: «Товарищи проводники, вы почему билеты не спрашиваете? Может быть, все у вас без билетов едут? А может быть, они в Ленинград, а наш поезд в Москву»,— объясняет он по-своему то, что услыхал только что от воспитателя.
Проводники прекратили уборку и, попросив пассажиров выйти из вагона, предложили им снова зайти и предъявить свои билеты.
Таким образом, разъяснения, которые дает воспитатель по ходу выполнения ребенком игровой роли, повышают воспитательную ценность игры и в то же время делают ее богаче, интереснее. Нередко ребенок, беря на себя роль, не знает еще хорошо, что ему делать, как приступить к ее выполнению, так как его представления еще не приобрели необходимой взаимосвязи и определенности. Разъяснение взаимоотношений с другими людьми, в которые вступает человек, занятый той или иной работой, разъяснение смысла этой работы, того, почему так важно выполнить ее как можно лучше, являются для ребенка руководством в его игре. Он, как правило, старается действовать самостоятельно и в результате получает большое удовлетворение от выполняемой роли. Таким образом, опираясь на игру, мы помогаем детям понять новую для них трудовую, сторону жизни, способствуем выработке положительного отношения к ней.
Особенно важное значение для трудового воспитания имеют разъяснения, направляющие внимание ребенка на то, как относится к своей работе человек, которого он изображает в игре. Вот несколько случаев, показывающих, как это удается педагогу. Игра в поликлинику.
Идет прием у врачей по разным болезням. Принимают сразу глазной, ушной, зубной врачи, хирург. Среди многочисленных больных, ожидающих приема, находится воспитатель. Он пришел поблагодарить врача за хорошее лечение. «Спасибо, что вы меня так быстро вылечили. Вы мне дали очень хорошее лекарство, и я выздоровела. Я еще долго не могла бы ходить на работу, если бы вы не вылечили меня»,— говорит педагог лечащему врачу.
- Пожалуйста,— отвечает Маша-доктор.— Мы всем даем хорошие лекарства. У нас все больные быстро поправляются.
На предложение воспитателя отвезти в больницу «больного» Витю, у которого высокая температура, дети начинают строить санитарную машину. Они озабочены тем, кто будет шофером. Воспитатель объясняет, что не каждый может быть шофером на санитарной, машине, что для этого нужно особенно хорошо уметь управлять машиной, вести ее осторожно, без толчков, чтобы не беспокоить больного.
— Это Саша может,— решают ребята и единогласно выбирают его шофером.
Постепенно, под влиянием разъяснений воспитателя, у детей начинает проявляться уже большая ответственность за свою воображаемую работу. Появляется и более критическая оценка ее качества. С этой точки зрения интересно сопоставить поведение детей в различных играх, отражающих виденную на экскурсиях работу взрослых.
Дети играют в почту. Коля и Витя — почтальоны. Они вынимают письма из почтового ящика, относят их к начальнику почты и принимаются сортировать по адресам, т. е. по значкам, которыми дети сами обозначили свои адреса. Такое интересное событие привлекает внимание других работников почты, бросивших свою работу и сбежавшихся посмотреть, какие письма получены. В это время к окошку за маркой подходит Люся. Она ждет, но никто не обращает на нее внимания. Воспитатель разъясняет детям, что в жизни так не бывает, что каждый работник на почте выполняет только ту работу, которая ему поручена: одни продают конверты и марки, другие разбирают письма и посылки, третьи их разносят. Дети смущены — они вспомнили, как организованно работали служащие почты. Все спешат на места и возобновляют работу, издали поглядывая на то, как почтальоны разносят письма.
Подобные случаи встречаются довольно часто. Некоторые дети, не только во время трудовой, но и во время игровой деятельности обнаруживают неустойчивость интересов. Они берутся то за одну роль, то за другую. Но в играх, в которых отражается труд взрослых, это получает отрицательную оценку со стороны остальных детей, заявляющих, что так не должно быть: нельзя, чтобы парикмахерская закрывалась, когда парикмахеру вздумается пойти в гости или в магазин; нельзя, чтобы люди опаздывали на поезд из-за кассира, убежавшего куда-то и никому не поручившего продавать билеты, и т. п.
По мере того как дети начинают осознавать, что главным содержанием труда является забота о других людях, они и в играх начинают более ответственно относиться к взятой на себя роли. Это проявляется в сосредоточенности на выполняемом деле, в критических замечаниях по адресу тех, кто отлучался во время работы и работал плохо. Эти новые правила поведения в игре способствуют воспитанию волевой выдержки детей. Вот один из характерных случаев, показывающих, насколько проникается ребенок своей игровой ролью и чувством ответственности перед другими людьми и как на этой основе у него формируется критическая оценка своего поведения и сдержанность в поступках.
Дети играют в поезд. На остановках выходят из вагона и идут кто в парикмахерскую, кто в киоск за книжками. Много пассажиров столпилось около буфета. Все взволнованы: оказывается, нет буфетчицы.
Видя, что буфетчица Жанна ходит по участку и собирает шишки, воспитатель, высказав предположение, что она ушла за продуктами и потому опоздала принести их к приходу поезда, предлагает начальнику станции вызвать ее по телефону. В это время Жанна не спеша подходит к буфету, держа в руках корзинку с шишками.
Воспитатель. Товарищ буфетчица, дайте нам, пожалуйста, поскорее, пирожков. Уже скоро поезд отходит, мы можем опоздать. Жанна не успевает достать весы, как раздается гудок паровоза, и начальник станции объявляет об отправлении поезда.
Все разбегаются. Жанна остается одна.
— Вот видите, как нехорошо получилось,— говорит воспитатель, взяв на себя роль пассажира, ожидающего другой поезд.— Все пассажиры остались голодными. Уже поезд отправляется, а никто не успел ничего купить. Это все потому, что вы вовремя не заготовили то, что нужно. Надо привозить все для продажи до прихода поезда. Жанна внимательно слушает.
— Я сейчас уже успею,— говорит она, и действительно, к следующему поезду у нее все было готово для обслуживания пассажиров.
Характерным является и описанный ниже случай с Севой, очень живым мальчиком, которому часто не хватает выдержки и ответственности при выполнении серьезных дел, например дежурства по группе. Сева часто перекладывает свою работу на других, отвлекается и, если его не контролировать, может бросить порученное дело, не доведя его до конца.
Дети играют в железную дорогу. Сева — начальник станции, Женя, его сынок, отдает вместе с другими пассажирами свой чемодан и багаж и приглашает Севу поехать с ними на поезде. Севе, видимо, самому хочется прокатиться, но он колеблется и спрашивает у воспитателя, не поехать ли ему с сыном.
- Нельзя оставлять работу,— говорит воспитатель.— Если не будет начальника станции, машинисты не будут знать, в какое время они должны отправить свой поезд с этой станции, и тогда в пути поезда могут столкнуться. Если начальник станции уедет, кто же будет отправлять поезда?
Сева задумывается, а потом говорит Жене: «Мне нельзя, я — работаю!» Женя садится в поезд. Сева приветливо машет ему рукой. Зная, как трудно ему пойти на такое самоограничение, и опасаясь, что он может сорваться, педагог через некоторое время предлагает ему пойти в отпуск и найти себе замену. Севу сменяет новый начальник станции — Саша, а Сева, веселый и довольный, отправляется к сыну.
Направляя игру, воспитатель должен стараться внушить детям, что каждый человек, выполняя порученное дело, отвечает перед своими товарищами за то, как он работает, и что его труд постоянно оценивается не только им, но и другими людьми. Это очень важно для формирования правильного отношения детей к труду. Взрослые не предъявляют обычно строгих требований к результатам труда дошкольников, а оценивают главным образом само усилие, прилагаемое ребенком, чтобы выполнить данную работу, его старание. Но постепенно надо приучать их и к более строгим требованиям.
Именно в играх, где ребенок подражает взрослым и с помощью воспитателя начинает понимать общественную значимость труда, имеются все условия для воспитания требовательности к себе и умения объективно оценивать результаты своих усилий.
Одним из приемов, применяемых педагогом для воспитания у детей правильного отношения к труду, является обсуждение качества выполненной ими работы. Такое обсуждение иногда проходит как эпизод в самой игре, а иногда проводится после игры. Воспитатель разговаривает с детьми о том, как они играли и как хотели бы играть в будущем, какие неправильные поступки у них были, кто хорошо работал и т. п. Критические замечания товарищей заставляют ребят ответственнее относиться к выполняемой в игре роли, учат их следить за своим поведением, оценивать его. Во время таких обсуждений педагогу легко выяснить, что усвоили дети.
Воспитывая в детях любовь к труду и уважение к тем, кто трудится, педагог по ходу игры может предложить детям поблагодарить бригаду рабочих аварийной машины за то, что они быстро починили автобус; врача, который хорошо лечит; рабочих, которые построили дома для кукол.
Стараясь показать, как люди помогают друг другу в работе, воспитатель должен создать во время игры такую обстановку, в которой ребята могли бы понять, как все это происходит в действительности. Например, при постройке дома можно специально организовать мастерскую, в которой дети делали бы нужные для постройки части здания; во время игры в автобус объяснить, что удобные и красивые автобусы делают для людей рабочие на заводах, а шоферы перевозят в них пассажиров, и т. д.
Игра может помочь детям усвоить правила вежливости, необходимые в трудовых отношениях, привить уважение друг к другу, внимание к старшим, преподать им некоторые правила общежития. Важным моментом воздействия на детей в игре является личный пример взрослого. Ребенку-дошкольнику не только нужно говорить о том, как следует поступать, но и показывать пример нравственного поведения. Личным примером надо пользоваться в подходящие моменты, преследуя определенную цель: чтобы уточнить обязанности играющих, расширить имеющиеся представления детей, обогатить их знания, подсказать, как нужно поступить в том или ином случае, и т. п.
Выступая во время игры в ателье в качестве одного из заказчиков, воспитатель подавал пример взаимоотношений между работниками и теми, кого они обслуживают. Если в ателье шили главным образом для кукол, то по примеру воспитателя появились и другие заказчики — дети, что значительно углубило и расширило содержание игры. Воспитатель попросил, например, позвонить ему по телефону, когда приходить на примерку. Его поведение во время примерки вызвало очень серьезное отношение работников к выполнению заказа.
/ — Оно вам не длинно? — спрашивает портниха Аня, застегивая на воспитателе халат, изображавший новое платье.
— Мы вам подошьем пояс,— говорит Оля, заметив, что пояс низок (халат действительно был не по росту).
- Кого же мне благодарить за хорошо сшитое платье? — спрашивает воспитатель, получая выполненный заказ.
- Портних.
— Закройщика.
- А я гладила!
- А я пуговицу пришил!
— И я тоже работала — я все ниточки счистила! — откликнулись другие «работники мастерской».
- Все вы хорошо работали, и платье получилось хорошее,— отмечает воспитатель.— Портные хорошо шили, помощники портных хорошо отгладили и почистили платье, пришили поясок, пуговицы; мое платье у всех побывало в работе, все потрудились, чтобы оно вышло хорошим.
В данном случае пример воспитателя как участника игры раскрыл детям в очень простой форме коллективность труда. На эту сторону педагог должен всегда обращать внимание детей. Все это углубит впечатления детей, пробудит у них стремление следовать примеру взрослых и самим трудиться.
Из приведенных примеров видно, что в результате правильного руководства играми заметно изменяется поведение детей, их отношение к делу и взаимоотношения друг с другом. Если ребенок берет на себя роль водителя автобуса, то он уже не просто вертит руль, а везет людей, стараясь, чтобы они не опоздали на работу, в кино, к доктору и т. д.; если ребенок изображает врача, он старается вылечить больного, проявляя заботу о том, чтобы ему не было больно, а не увлекается действиями с трубкой, бинтами и градусниками; если он изображает повара, то старается хорошо накормить людей, приготовить обед вовремя.
Используя перечисленные приемы и методы воспитания детей в сюжетно-ролевой игре, педагоги дошкольных учреждений могут добиться определенных успехов не только в развитии содержания игр, изменения взаимоотношений детей в процессе игры, но и, что самое главное, изменения отношения ребят к выполнению различных трудовых задач вне игры. Характеристики, составленные на старших дошкольников в начале и конце года, подтверждают это. Если вначале некоторые дети отказывались от предлагаемой им работы, не доводили ее до конца и большинство ребят выполняли работу небрежно, спешили отделаться от нее, нуждались в контроле и помощи, то к концу года таких детей остались единицы. И наоборот, значительно выросло количество ребят, которые полюбили работу, выполняли ее старательно, тщательно и до конца. Кроме того, они стали инициативнее, хотели трудиться больше, чем от них это требовалось, выполняли часть работы за товарищей. Иногда возникала деобходимость изготовить игровой материал, дошкольники и в этом случае охотно брались за дело.
Значительно изменилось и понимание детьми общественной значимости труда взрослых. Если в начале работы с детьми подготовительной к школе группы на вопрос «Для чего люди работают?» только четверо из тридцати трех воспитанников дали правильный ответ («Чтобы машины водить, дома строить, детей лечить» и т.д.), остальные же говорили: «Чтобы деньги получать», «Чтобы их похвалили» и т. д., то в конце года все дети в своих ответах подчеркивали, что трудиться должен каждый человек, и тогда все будут жить счастливо.
Центральным моментом детской творческой игры является воспроизведение взаимоотношений взрослых, которые осознаются ребенком через взятую им игровую роль и через игровые правила (Д. Б. Эльконин). Приводимые выше примеры подтверждают это положение. Игры, отражающие труд взрослых,— важное и очень ценное дополнение к наблюдениям труда в жизни. При соответствующем руководстве воспитателя такие игры способствуют углублению и обобщению детских представлений о характере трудовой деятельности советских людей.
Беря на себя роль взрослого, ребенок стремится во всем следовать его примеру. Воспитатель раскрывает детям особенности различных профессий, а своим личным примером он дает образец поведения, которому надо следовать, чтобы игра приобрела характер правдивого отображения жизни. Ребенок относится к своей игре как к серьезному делу, поэтому влияние, оказываемое через игру, приобретает большое значение для формирования его личности.


Н. В. Королева

Сборник статей "Воспитание детей в игре", сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик, М., 1983.

OCR Detskiysad.Ru




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +