Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Детские игры >> Игры для самых маленьких >> Игры для мальчиков >> Игры для девочек >>

ВОСПИТАНИЕ АКТИВНОСТИ В ТВОРЧЕСКИХ ИГРАХ


В настоящее время в условиях развитого социализма воспитание активных, творчески мыслящих, инициативных кадров приобретает особое значение.
Активность дошкольника проявляется в стремлении узнавать новое, затевать игру, воспроизводить в ней деятельность взрослых, вступать в контакт с другими детьми, помогать старшим, делать кое-что самостоятельно («Я сам!»). Однако свойством личности активность становится лишь тогда, когда воспитание ее, заключающееся в постоянном вовлечении малыша в разностороннюю деятельность коллектива, начинается с раннего возраста. Развиваться и усиливаться активность будет при условии, что участие ребенка в общем труде окажется нужным и полезным, что на всех этапах (замысел, планирование, исполнение) труд его получит должную поощрительную оценку. Наиболее полно активность дошкольника проявляется в игре, особенно в творческой игре — свободной деятельности ребенка,— когда он самостоятельно выбирает сюжет, берет на себя определенную роль, употребляет по своему желанию предметы и игрушки независимо от их назначения.
Обязанность воспитателя — следить за тем, как протекает игра, и использовать ее для развития активности детей, которая в игре идет параллельно с развитием игровой деятельности. В чем же заключаются особенности работы педагога по воспитанию активности у детей дошкольного возраста?
Активность младших детей носит подражательный характер. Они повторяют в игре действия, показанные воспитателем (строительство, устройство комнаты, ремонт машины), причем игра несколько раз идет без изменений. Наблюдая за малышами, воспитатель помогает им объединяться для игры по двое-трое, вводит новые роли. Так, при игре в семью он может посоветовать маме отправить гулять свою дочку-куклу со старшей дочкой или с бабушкой (девочками), с папой (мальчиком), а самой в это время сварить обед, постирать. Обращаясь к ребенку, играющему со строительным материалом, он может сказать: «Вы детский сад строите?.. Вот хорошо, скоро сюда дети придут. А где же они здесь спать будут? Сделайте им кровати, стульчики».
Если воспитатель принимает участие в игре, взяв на себя одну из ролей, дети в последующих играх будут подражать его действиям. Активность детей четвертого года жизни в игре выражается в движениях (действия с игрушками), в речи (ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит за нее, подражает гудению машины, самолета, голосам зверей) и носит импульсивный, эмоциональный характер. Очень часто малыши прекращают свою игру, чтобы включить в привлекшую их игру товарища или игру, в которой участвует воспитатель. Необходимо использовать это, задавать им такие вопросы, чтобы, отвечая на них действиями, дети становились активными и по мере возможности творческими участниками игры. Приведем пример.
Девочки небольшими группами играли в семью, несколько малышей катали машины, один рассматривал книгу, три мальчика что-то строили. Присмотревшись к постройке, воспитатель уловил в ней сходство с паровозом. «Ой, какой интересный паровоз у вас получился! — воскликнул он.— Можно, я с вами буду строить?.. Давайте сделаем и вагончики — стульчики поставим друг за другом». Включившись в игру строителей, педагог пригласил присоединиться к ним и других детей. «Кто нам поможет строить вагончики?» — спросил он, и 8 детей, оставив свои игры, сразу же стали подносить стульчики. Затем, когда поезд был уже готов к отправлению, воспитатель вопросами стал направлять дальнейшее развитие игры, побуждать малышей к активности: «Кто будет машинистом? Кто повезет наш поезд?.. А кто будет продавать билеты на поезд? Кто хочет быть кассиром?..» Педагог поддерживал детей, вызвавшихся на ответственные роли, определил место для кассы, нарезал билеты. Пассажиры, взяв кукол-детей, становились в очередь за билетами — все дети группы включились в игру: поезд пришел на станцию, пассажиры гуляли в лесу, собирали ягоды, цветы, потом возвращались домой и пели песенку «Вот поезд наш едет...».
В последующие дни дети уже сами пытались строить поезд. Воспитатель помогал им и одновременно расспрашивал о том, куда они едут. К кому в гости собрались? Что интересного увидят в окно поезда? Своими вопросами он способствовал развитию фантазии детей.
Целесообразно организовывать такие игры, в которые можно включать всех детей и каждого сделать активным участником. Это игры: «День рождения куклы», где все дети могут петь, танцевать; «Поезд», где на остановках пассажиры могут что-то рассматривать, собирать; «Магазин игрушек», в которой все, купившие игрушки, затем играют с ними; «Волк и козлята», в которой все дети могут быть козлятами, и многие другие.
Дети средней группы значительно больше, чем малыши, знают о деятельности человека, явлениях природы, жизни животных, интерес к игре у них сильнее, они лучше представляют себе свои действия в ней. Дети пятого года жизни могут сначала выбрать тему игры, роль в ней, а потом уже подобрать игрушки.
Многие ребята этого возраста охотно берутся как за главные, так и за второстепенные роли. Второстепенные роли интересуют их потому, что в них они чувствуют себя уверенно, многократно повторяя хорошо известные им действия. Инициаторы же выбирают только главные роли: мамы, врача, капитана, продавца, машиниста, шофера, летчика. Для развертывания игры, для реализации игрового замысла детям средней группы еще обязательно нужны привычные атрибуты и игрушки. Чтобы выделить разнообразные приемы руководства деятельностью детей в игре, в зависимости от степени их активности, можно условно разделить детей этой возрастной группы на 3 подгруппы.
К первой подгруппе (4—5 чел.) следует отнести тех, кто всегда участвует в игре на главных ролях, не соглашается на роль второстепенную, может сам предложить игру. Эти дети приглашают в игру только тех, кого хотят, сердятся, если с ними в чем-то не соглашаются, они умеют организовать игровую обстановку, вносят в игру что-то новое, отбирают сразу же большую часть игрушек. В действиях, в речи таких детей заметны элементы планирования. Задача воспитателя состоит в том, чтобы своими вопросами побуждать их находить новые варианты игры, вводить новых действующих лиц, помогать им в этом. Это можно делать по ходу игры. Приведем такие примеры.
Дети играли в детский сад, все роли были уже распределены. Воспитатель, заметив, что несколько мальчиков хотят включиться в игру, спросил их: «Вы, вероятно, папы? Ваши дети (куклы) ходят в детский сад? Сейчас их поведут на музыкальное занятие. Хотите посмотреть, как они занимаются?» Мальчики сразу же взяли по кукле и повели их на музыкальное занятие, усадили кукол и сами сели сзади. Они исполняли песни за своих детей, танцевали с ними.
В конце прогулки, во время которой несколько детей играли в цирк, воспитатель подозвал их и стал расспрашивать: «Дети, интересно вы играли? А как выступали артисты? Кто ходил с родителями в цирк? Когда вы пришли в цирк, как вы узнали, где вам надо сесть?.. А где брали билеты?.. А в вашем цирке были билеты?.. Кто у нас сделает билеты?.. А каких зверей, артистов вы видели в цирке? Какие артисты могут приехать в наш цирк?..» И т. п.
Игра развернулась после дневного сна. В ней появились роли кассира, контролера, родителей и детей — зрителей, продавщицы мороженого, артистов с дрессированными зверями.
Развивая активность детей этой подгруппы, необходимо в то же время воспитывать у них умение сдерживать свои желания, считаться с другими играющими, уступать главные роли товарищам, беря на себя второстепенные. Педагог может предложить выполнять главную роль (воспитателя, врача, продавца и т. д.) по очереди, при этом несмелые дети на первых порах могут быть практикантами, а более активные, инициаторы игры будут давать им задания, указывать, что и как делать. Такой прием положительно сказывается на взаимоотношениях детей. Воспитатель же в роли заведующей детским садом, главврача, начальника порта должен проводить беседы с ведущими практику, спрашивать у них, чему они научили практикантов. Вторая подгруппа детей по степени проявления активности обычно самая многочисленная (15—20 чел.). Эти дети всегда готовы играть, согласны на любую роль, чаще на второстепенную. Их действия отличаются стереотипностью, активность носит подражательный характер с элементами самостоятельности. Например, они могут самостоятельно организовать игру, подражая действиям более активных детей (первой подгруппы), воспитателю, но почти не выступают инициаторами коллективных игр. По ходу игры они соглашаются с теми изменениями, которые предлагают ее организаторы.
Развивая активность детей этой подгруппы, воспитатель учит их выбирать тему игры. Он делает это с помощью вопросов: «В какую игру ты хочешь поиграть? Кем ты хочешь быть? Что будешь делать в роли ...?» Ребенку, имеющему свой замысел, педагог помогает организовать игру с 2—3 сверстниками. Таким детям следует давать в игре меньше прямых указаний, а больше задавать вопросов, побуждающих их припоминать то, что им известно из занятий, книг, радио- и телепередач, чтобы использовать это в игре; нужно подбадривать их, рассказывать всей группе об их удачах. Все это поднимает их престиж перед детьми.
К третьей подгруппе следует отнести, с одной стороны, детей, почти не участвующих в общей творческой игре, любящих играть в одиночку, чаще всего в настолько-печатные игры, обычно молчаливых, а с другой стороны, детей, которых не хотят принимать в игру из-за их излишней подвижности, драчливости.
Формируя активность таких детей, необходимо вызвать у них интерес к общей игре, желание принять в ней участие. С этой целью можно проводить с ними индивидуальные беседы, чтобы выяснить, как, в какие игры ребенок играет дома, какие игрушки есть у него дома. Нужно проводить беседы и с родителями робких детей, вместе с ними постараться понять причины этой робости, советовать им организовывать и дома игры, подобные тем, в которые дети играют в коллективе, пораньше приводить своих детей в детский сад. Когда ребенок приходит одним из первых, ему можно предложить главную роль. Например. «Как хорошо, Люда, что ты пришла,— приветствует девочку воспитатель.— Видишь, зайчик совсем заболел, а полечить некому. Может быть, ты наденешь халатик, полечишь зайку? Он кашляет». Люда кивает головой. Воспитатель помогает ей надеть халатик, устроить кабинет. Девочка действует очень робко, но советы выполняет, а в случае затруднения вопросительно смотрит на взрослого, хотя и ничего не говорит. С опаской глядит она на дверь, боясь, что вошедший захочет сам быть врачом. Педагог предлагает пришедшей затем Ире разложить материал для занятий, покормить рыбок, Сереже — последить за тем, как дети раздеваются, проверить порядок в шкафчиках. Люда играет одна 15 минут. Когда собралось несколько детей, воспитатель рассказывает им, как хорошо Люда лечит больных, и предлагает сходить к врачу на прием. Так Люда впервые вступила в коллективную игру.
Поможет преодолеть смущение и робость таких детей приглашение в игру со стороны ее участников, активных членов. Естественно, что педагог должен порекомендовать им сделать это. Робких же детей он должен подбодрить, выразив уверенность в том, что они справятся с порученным им делом.
В утренние и вечерние часы, когда в группе 2—3 ребят, следует привлекать их к строительству для предстоящей игры. «Валерик, Люда, Сережа,— зовет воспитатель.— Помните, как мы весело играли в поезд? Все ребята любят ездить на поезде, давайте построим им поезд. Они придут, увидят и обрадуются. Мы тогда до завтрака успеем покататься. Поможете мне построить?»
Излишне подвижных детей, шалунов педагог тоже должен научить играть в коллективе. Если дети уже играют, а шалуна не принимают, нужно ввести его в игру в качестве нового участника. Например, дети играют в детский сад. Воспитатель вместе с шалуном вступает в игру: «Ирина Петровна, здравствуйте,— говорит он,— я вам сына своего привела, мне на работу идти надо, а его не с кем оставить. Он у меня воспитанный мальчик, вежливый (гладит его по головке), будет хорошо себя вести. До свидания, сынок. Я скоро за тобой приду». Ребенка принимают в игру. Но воспитатель, зная, что он очень подвижен, раздражителен, через 5—7 минут забирает его из «детского сада», ведет «домой», где он помогает «готовить обед», потом педагог вновь отводит его в «детский сад».
Хорошо, если ребята рассказывают родителям о своих играх и совместно с ними делают что-то для игры в детском саду (разноцветные билеты для «цирка», конфеты для игры в магазин и т. п.). Одним из показателей активности в игре является умение элементарно планировать ее. К этому необходимо подводить детей, начиная со средней группы. Обучать планированию лучше в момент сговора перед игрой, задавая детям такого рода вопросы: «Где вы будете строить поезд? А где будет вокзал? Где на вокзале будет касса? А где будут дома, в которых живут пассажиры?» Одновременно следует советовать договариваться о том, кто, из какого материала будет строить, кому какие игрушки нужны. По окончании строительства воспитатель своими вопросами поможет детям начать игру, заставит их подумать о ее развитии: «Куда мы поедем? Где будем брать билеты? Кто их будет проверять? Когда приедем в Москву, что там будем делать?»
Детям среднего возраста легче играть небольшими группами: так им легче согласовывать свои действия. Большинство детей средней группы, как уже было сказано, активны только в хорошо известных им играх и ролях. Многие в игре с фотографической точностью стараются отобразить действия героев, любят подолгу играть в игры-драматизации, поочередно исполняя разные роли. Сильное влияние на развитие сюжета игры оказывают знания, полученные на занятиях и экскурсиях, рассказы воспитателя о труде людей. Значительно обогащает содержание игры рассматривание иллюстраций к книгам.
В старшей группе заметно расширяются представления детей об окружающем, о труде людей. Например, чтобы познакомить ребят с трудом людей, связанным с морем, в детском саду № 50 Ленинграда им прочли сначала главу «Пароход» из книги Б. Житкова «Что я видел?», его рассказы «Наводнение» и «На льдине». Затем восритателям удалось организовать беседу детей со штурманом и механиком торгового судна, из которой они узнали о жизни команды, о взаимоотношениях людей разных профессий. С удовольствием катались ребята на пассажирском теплоходе по Финскому заливу.
Познакомив детей довольно подробно с жизнью и трудом моряков, воспитатели вызвали у них стремление подражать им в игре, активно «бороться со стихией», преодолевать возникающие трудности. Внимание педагога в работе с детьми этого возраста должно быть направлено на то, чтобы совершенствовать у них навыки организации игры, без которых невозможно возникновение коллективных игр. Для этого до начала игры рекомендуется провести беседу примерно такого содержания: «Давайте решим, в какую игру будем сегодня играть. Все ли у нас есть для этой игры? Где мы разместим корабль, а где корабельные службы? Какие роли будут в этой игре?»
Чаще всего ответы на вопросы воспитателя дают дети активные, но педагог должен обращаться и к другим детям, поддерживая и одобряя их предложения.
Обучение малоактивных детей планированию игры приучает их более осознанно выбирать тему, представлять линию ее развития, отбирать нужные игрушки. Эти дети чаще всего играют небольшими группками, поэтому в предварительной беседе предоставляется возможность наметить канву действий каждого ребенка.
Игрушка, если у ребенка уже есть опыт обращения с ней, усиливает интерес к игре, расширяет ее содержание, а нередко приводит к возникновению новой игры или роли. Совсем по-иному дети воспринимают игрушки, с которыми до этого не играли, не знают, как можно с ними играть. Чаще всего новые игрушки не вызывают активности. Желание использовать их в игре наступает после некоторых разъяснений. Покажем это на примере.
Детям раздали шапочки для изображения зверей в играх-драматизациях. Ребята примеряли шапочки, смотрели на себя в зеркало, подражали повадкам и голосам животных, но игра не возникла. В течение последующих дней воспитатель совместно с музыкальным руководителем стал учить детей игре-драматизации по сказкам «Колобок», «Теремок», «Заинька и лиса». И тогда они стали активно использовать в самостоятельных играх ранее оставленные без внимания шапочки.
Игра в кукольный театр требует от детей новых умений: нужно уметь четко договориться о ходе игры, когда должен появиться следующий персонаж, с какой стороны, куда он должен уйти. Каждому участнику необходимо следить за всей игрой, уметь подсказать и помочь товарищу.
Чтобы привлечь робких детей к театрализованным играм, можно использовать настольный театр. Один ребенок с помощью набора игрушек сможет проиграть все роли. Такую игру лучше предлагать застенчивым детям в утренние или вечерние часы, когда в группе мало ребят и воспитатель может обратить более пристальное внимание на действия играющего, одобрить их, подсказать ему, а иногда и поиграть вместе с ним.
Можно также предложить малоактивным ребятам, уже научившимся управлять фигурками плоскостного театра, показать сказку детям младшей группы. При этом воспитателя младшей группы нужно попросить прийти на помощь «артисту» в случае затруднений. Затем обязательно следует рассказать всей группе об успехе товарища. Приучая детей к планированию игры, совершенствуя их организаторские навыки, воспитатель в то же время занимается развитием у детей таких сторон проявления активности, как самостоятельность, целеустремленность, инициативность. Можно начать с простого. Например, Воспитатель заранее убирает набор для игры в магазин (весы, готовые продукты) и во время спора детей о том, во что сегодня играть, напоминает им, что они очень интересно играют в магазин. Дети соглашаются, но, обнаружив отсутствие на полке нужных игрушек, теряются:
Сережа. Как же играть, когда нет ничего?
Воспитатель. Дети, вы на прогулке недавно играли в магазин, и все сами сделали для игры.
Таня. На улице всего можно набрать и из снега вылепить.
Воспитатель. И в группе можно найти, что продавать, только всем подумать надо.
Дети соглашаются, и вскоре открываются магазины: «Игрушки», «Мебельный», «Гастроном». Ребята проявили инициативу в оформлении витрин, подборе товаров: кегли стали бутылками с молоком, маленькие кубики — пачками масла, желтые цилиндры — батонами, красные кубики — мясом, желтые кирпичики — плавленными сырками, кастрюлька с привязанной веревочкой превратилась в бидон и т. д. Вскоре заработала и кондитерская фабрика, где из пластилина делали торты.
Активность детей носила творческий характер, действия их отличались самостоятельностью, целеустремленностью. Активны были и покупатели, которые устраивали себе дома, закупали мебель, посуду, варили обед, приглашали гостей.
Чтобы научить детей преодолевать трудности в игре, например отсутствие необходимого реквизита, нужно натолкнуть их на мысль, что многое они могут сделать сами.
Дети договорились после дневного сна поиграть в «Три поросенка», но воспитатель заранее спрятал домики.
Сережа. Вот те раз! Домиков нет!
Наташа. Для Наф-Нафа из кубиков построим.
Люда. Соломы-то нету. Как же Ниф-Нифу домик сделаем?
Саша. Нарисовать можно. Книжку посмотри (берет книжку). Вот так (делает полукруг) — и желтым покрасить.
Ира. Правильно. Так даже лучше получится.
Сережа. Я пойду попрошу картона, а вы все готовьте.
Итак, активность детей старшей группы в творческих играх выражается в умении самостоятельно выбрать тему игры, роль в ней, заинтересовать товарищей своим замыслом, создать игровую обстановку; она проявляется в целеустремленности детей, их умении преодолеть возникшие в игре трудности, стремлении передать не только действия, но и чувства, отношения героев.
Задача воспитателя в работе с детьми этого возраста заключается в расширении и углублении их игровых интересов; создании условий, побуждающих детей к творчеству. Педагог своими советами, предложениями, вопросами должен направлять ребят на самостоятельный выход из затруднительных ситуаций. Постепенно воспитатель из непосредственного участника игры переходит к роли советчика в ней.
Активность в игре детей подготовительной к школе группы сказывается прежде всего в том, что они могут самостоятельно наметить сюжетную линию игры и определить роли. Многие могут предложить новые варианты ранее известных игр и, что важнее всего, темы для игр, отражающие общественную жизнь страны: «Парад», «Встреча космонавтов», «Полет космонавтов на Луну» и другие. Однако дети, которые в предыдущей группе не были активными участниками коллективных игр, самостоятельно выбирают только хорошо знакомые им игры, хотя, войдя в роль, иногда проявляют инициативу.
Воспитатель в работе с детьми этого возраста учит переносить в игру полученные знания, продолжает развивать у них навыки элементарного планирования и организаторских умений. Дети семилетнего возраста, как правило, стремятся по возможности приблизить игровую обстановку к действительности, сделать так, «как по правде бывает». Это свидетельствует о том, что активность их поднялась на новую ступень.
Изготовляя пособия для игры, они опираются на имеющиеся у них представления, сравнивают свои поделки с книжными иллюстрациями, критически относятся к работе товарищей, дают друг другу советы. В игре детей привлекают прежде всего героические роли, а также роли большой общественной значимости. Маргарита объясняет свой выбор: «Я люблю врачом быть, потому что врач спасает людей, лечит, и они не умирают. Если надо, врач на парашюте с самолета спрыгнуть может, чтобы больному помочь».
С большим интересом дети играют в космонавтов. Воспитатель же должен постепенно подготовить их к этой игре. Прежде всего нужно провести беседу о космонавтах. Хорошо, если дети приносят в детский сад вырезки из газет, сортируют собранный материал, делают вместе альбом. Когда в группе будет собрана библиотека о космонавтах, можно предложить ребятам брать книжки домой, чтобы родители им прочитали. Родителям следует посоветовать рассказать детям в доступной форме о строении космического корабля, его запуске, прокомментировать телепередачу о запуске космического корабля.
Такая подготовка к игре длится примерно около двух месяцев. Накопившиеся у детей знания о космонавтах, космических полетах отражаются затем в играх: «Космический полет», «Доставка вымпела на Луну», «Выход космонавтов в космос», «Полет на Луну», «Полет к Марсу и Венере» и др.
К семи годам развивающееся у детей воображение усиливает желание перевоплощаться в разные образы, комбинировать воспринятое, действовать более целеустремленно. Это особенно ярко выражается в театрализованных играх, в которых дети не просто играют с куклой, а показывают спектакль, доставляют радость зрителям. Ребята сами выбирают сказку для спектакля, изготовляют с помощью воспитателя недостающих персонажей (шьют, клеят, расписывают), делают декорации, чтобы было похоже на настоящий театр.
Примером проявления активности их в игре является и стремление ввести музыку в спектакль. Дети обращаются тогда к музыкальному руководителю с просьбой научить их коротким песенкам для показа сказок. Подходящие песенки разучиваются со всеми на музыкальных занятиях. Воспитатель может к тому же записать на магнитную ленту музыку, чтобы включить перед началом спектакля. Если в группе есть дети, занимающиеся в музыкальной школе, они могли бы аккомпанировать каждому персонажу.
У играющих растет чувство общей ответственности за спектакль: дети обсуждают, у кого какая роль лучше получается. Со временем под влиянием воспитателя дети-инициаторы начинают уступать интересные роли товарищам. Педагог должен обязательно одобрить такой поступок, это поможет приучить ребят сдерживать личные желания.
Часто дети импровизируют, сами сочиняют песенки. Так, Сережа придумал грустную песенку медведя к сказке «Девочка и медведь»:
Скучно Мишке одному, одному
, Где я девочку найду, ой, найду?
Введение песенок, особенно собственного сочинения, способствует активизации эмоционального отношения ребенка-исполнителя к роли, усиливает переживания зрителей, обновляет старый спектакль.
Знакомя детей с разными записями одной и той же сказки, воспитатель показывает им, что можно свободнее подходить к содержанию народных сказок. Играющие иногда изменяют концовку сказки, придумывают новые эпизоды.
В подготовительной к школе группе рекомендуется проводить короткую беседу о прошедшей игре. Вот примерные вопросы к такой беседе: «Подумайте, все ли правильно выполняли свои роли? Что было сделано неверно? Как можно в следующий раз сделать лучше? Что еще интересного можно придумать, сделать для игры в следующий раз?» Такие беседы могут иметь место на прогулке, после дневного сна или вечером.
Игровые интересы детей седьмого года жизни очень разнообразны, поэтому воспитатель не должен вынуждать всех детей принимать участие только в одной игре. Хорошо, когда возникает несколько групп играющих, которые время от времени включаются в общую игру. Например, часть детей играет в школу, другая — в строительство корабля, третья — в магазин, четвертая - в семью. По окончании постройки корабля объявляется посадка на судно. Обычно большинство детей принимает это предложение: школьники едут на экскурсию, работники магазина — за новыми продуктами, члены семьи — в гости и т. д. В такой игре удовлетворяются и индивидуальные интересы, большинству детей предоставляется возможность выступить в главных ролях, самостоятельно раскрыть свой замысел, включиться в игру това рищей, а потом выйти из игры, не нарушая ее хода. Одновременно дети переживают радость от общей игры. Общность интересов, переживаний сближает их. Различия в проявлении активности детей в игре объясняются отчасти типологическими особенностями играющих. Так, дети подвижные (холерического типа) чаще вносят различные предложения, играют шумно, легко принимают предложения других, но им трудно реализовать до конца собственные начинания, и часто они бросают игру. Их активность носит импульсивный характер, они отличаются недостаточной целеустремленностью. Дети же сангвинического темперамента играют долго, сосредоточенно, требуют от всех выполнения ролей, иногда возвращают в игру вышедших из нее, помогают им реализовать замысел. Активность этих детей характеризуется продуманностью, целеустремленностью, творческим подходом к решению различных вопросов. Дети медлительные (с преобладанием флегматического темперамента) не умеют самостоятельно включаться в игру, выбирать роль, но, поставленные в определенные условия, они целенаправленно, осознанно действуют, проявляя инициативу. Робкие, неуверенные дети, вначале не принимающие участия в общей игре, активно действуют в небольших играющих коллективах, но нуждаются в моральной поддержке воспитателя или товарищей по игре.
Используя индивидуальный подход к детям, создавая ситуации, требующие от ребят проявления активности, педагог может развить это качество личности у всех своих воспитанников. Успех любого ребенка в игре улучшает отношение товарищей к нему, сближает его с детьми всей группы, делает нужным другим играющим, а у него самого вызывает чувство удовлетворенности, желание включиться в коллективную игру.
Активность — сложное качество личности, и, как мы видели, она воспитывается постепенно.
На первом (низшем) уровне активность детей носит подражательный характер и вызывается чаще всего игрушкой; проявляется активность больше во второстепенных ролях, в которых дети выполняют стереотипные действия. Второй уровень развития активности характеризуется возросшей самостоятельностью детей в определении цели игры, в развитии и исполнении роли, умением согласовывать свои действия и желания с действиями и желаниями других играющих. Третий уровень характеризуется большой целенаправленностью, стремлением к точному отображению действительности в поступках и передаче чувств изображаемых героев, выработавшейся способностью самостоятельно ставить цель и находить средства для ее осуществления. Четвертый уровень активности в игре — это уже творческий подход детей к решению игровых проблем, поиски принципиально нового решения, связанные с желанием сделать игру интереснее и правдивее.
Воспитание активности детей в творческой игре неразрывно связано с воспитанием целеустремленности.


Н. В. Седж

Сборник статей "Воспитание детей в игре", сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик, М., 1983.

OCR Detskiysad.Ru




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +