ВОСПИТАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВНОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИГРЕ
Умение совместно действовать служит основой для воспитания дружеских взаимоотношений детей. В коллективной строительной игре формируются навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной деятельности, складываются дружеские взаимоотношения, которые облегчают подготовку детей к обучению, к активному общению в условиях школы, закрепляются и совершенствуются умения, приобретенные на занятиях по конструированию. Процесс воспитания дружеских взаимоотношений в строительной игре осуществляется на протяжении всего дошкольного детства. В группах раннего возраста подготовка к совместной деятельности в строительной игре начинается с того момента, когда детей знакомят с кубиками и кирпичиками. Малыши овладевают несложными умениями, приобретают некоторые элементарные знания о строительном материале и его использовании. В первой группе раннего возраста (9—12 месяцев) игры-занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком. Детям показывают кубики, а затем кирпичики, учат их правильно называть и различать строительные детали: «кубик — кубики», «кирпичик — кирпичики». На практике малыши усваивают некоторые их свойства: кубики всегда одинаково выглядят, на какую плоскость их ни положи, кирпичик можно поставить, положить. Разная окраска строительных деталей тоже помогает различать и эмоционально воспринимать их. Необходимо вызвать у детей интерес к занятиям со строительным материалом, научить их следить за действиями воспитателя и
воспроизводить их: накладывать кубики или кирпичики друг на друга, укладывать рядом, ставить кирпичики вертикально. Эти упражнения способствуют воспитаний целенаправленности действий и формированию умения сосредоточиваться на их выполнении.
Обучая детей элементарным конструктивным навыкам, следует показывать им и несложные игровые действия с постройками. Например, за кирпичиками, поставленными в ряд, может спрятаться маленькая куколка, воспитатель предлагает ребенку найти куколку и спрятать ее самому; или на кубики, поставленные друг на друга, может сесть птичка, вскочить петушок и спеть песенку: «Чик-чирик!», «Ку-ка-реку!»; или на два кирпичика, уложенных в ряд, можно положить спать зайчика, приговаривая при этом: «Спи, зайчик. Бай-бай»; или по уложенным в ряд кирпичикам прокатить небольшой игрушечный автомобиль, сопровождая движение протяжным звуком «ж-ж-ж!». После показа дети повторяют действия с кубиками и кирпичиками. Если у ребенка что-нибудь не получается, не стоит огорчать его. Наоборот, следует помочь ему, вселить в него уверенность. В этом возрасте дети усваивают определенные действия в результате многократного повторения их. Поэтому ребенок может добиться успеха только после нескольких занятий. Во второй группе раннего возраста дети проявляют большой интерес друг к другу, но возможности их общения еще ограниченны: они не могут согласовать свои действия, речь их недостаточно развита. Однако быть рядом в игре им нравится. Подготавливая детей к совместным игровым действиям со строительным материалом, педагог продолжает воспитывать интерес к играм-занятиям, целенаправленность и сосредоточенность при выполнении построек. Малыши постепенно накапливают опыт игровых действий. Постройки их становятся более разнообразными, в них отображаются знакомые ребенку предметы (стол, стул, кровать, лестница, домик, машина).
В первой половине года игры-занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком; по мере усвоения необходимых действий — с группами в 4—6 человек. К концу года группы могут увеличиваться до 8—10 детей. Игры-занятия не должны проходить стереотипно. При каждом повторном показе воспитатель предлагает детям новые образные игрушки. Например, при постройке стола на одном занятии можно предложить куклу и тарелочку с фруктами (вылепленными из пластилина или глины и окрашенными педагогом или старшими детьми), на другом — куклу и конфеты-игрушки в вазе. Обучая строить лесенку, воспитатель вводит в игру то куклу, то петушка, то зайца. Как правило, все игровые действия педагог демонстрирует сам, на повторных занятиях можно предложить детям поиграть без предварительного показа, способствуя этим развитию их самостоятельности. В ходе игры-занятия педагог высказывает свое отношение к некоторым действиям детей («Нельзя отбирать игрушку у Коли (Нины и пр.). Это нехорошо»), своим одобрением вызывает у ребят чувство удовлетворения от совместной дружной работы («Все дети построили санки, все интересно поиграли. И Саша, и Володя, и Аня, и Оля — все!»). Когда малыши усваивают целевое назначение построек, накапливают опыт игровых действий с ними, следует показать им, как можно, используя постройки, играть вместе. Например, к Олиной кукле придет в гости кукла Аня, они будут скатываться с горки на предложенных воспитателем санках. Куклам весело, они «смеются» и «просят» девочек еще раз прокатить их. Малыши поочередно катают кукол. Такая игра сближает ребят, вызывая интерес друг к другу.
Одним из способов объединения игровых действий детей являются постройки самого воспитателя. Они могут быть сложнее тех, которые предлагаются ребятам, и больше по размеру, чтобы с ними играли одновременно 2—3 человека. Например, педагог строит машину из длинной пластины и большого кубика и приглашает детей покатать на ней своих кукол: «Машина большая, на нее можно усадить много кукол. Кто хочет покатать своих кукол, сажайте их в машину». Сначала воспитатель сам ведет машину, а затем предлагает это сделать детям. Важно, чтобы каждый ребенок принял активное участие в игре. Если детей более четырех, можно построить 2 или 3 машины. В заключение игры следует сказать: «Все дети интересно играли, всех кукол покатали на машинах. Хорошо играли». В условиях целенаправленного воспитания к началу третьего года жизни наблюдаются большие изменения в психофизическом развитии детей. Они способны хорошо понимать речь взрослого, когда говорится о знакомых предметах и явлениях. Расширяются возможности их общения со сверстниками. Усиливается интерес друг к другу, к деятельности товарищей. В этом возрасте ребенок способен к простейшим формам совместной строительной игры, к проявлению нравственных чувств. В связи с развитием детей задача воспитания усложняется. Следует учить их внимательно относиться к играм других ребят, не мешать друг другу строить, не отбирать игрушки, проявлять приветливое отношение к товарищам, стремление помочь им, радоваться общему успеху.
В первой и второй младших группах дети сначала учатся выполнять постройки индивидуально. Так, например, каждый ребенок делает кроватку, а воспитатель затем сдвигает их в ряд, образуя единое целое — спальню. Малыши невольно общаются друг с другом и получают первые уроки
общей несложной игры. Игровые действия воспитатель сопровождает пояснением: «Все куклы лягут спать. Мы споем им песенку: «Баю-баю, куколки, не шумите, детки!» и т. п. Или дети учатся строить стулья. Педагог сдвигает три-четыре стула в ряд - получается диван. Куклы, сидящие рядом, отдыхают на нем, разговаривают, потом идут гулять. Постепенно деятельность детей усложняется. Например, воспитатель предлагает каждому ребенку построить дорожку, направляя ее в сторону соседа. В результате получается общая дорога длиною во весь стол. По ней могут ходить куклы всех строителей, ездить все автомобили. Совместными усилиями может быть построен аквариум, где будут плавать рыбки всех детей, и др. Или к домику (гаражу), сделанному воспитателем, каждый из детей пристраивает свою дорожку. В домике будут жить куклы ребят, строивших дорожки, в гараже — стоять машины, приехавшие по этим дорожкам. Более трудная задача — осуществление одной постройки двумя малышами, например: моста с двумя спусками, башни с двумя лестницами, ворот и др. Сначала воспитатель показывает готовую постройку, вызывая у детей интерес к ней, желание выполнить такую же. Затем поясняет, что должен сделать каждый ребенок. Готовые спуски, построенные детьми в виде лесенок, педагог соединяет общим перекрытием — получается мост. Дети играют с куклами, машинами и мостом.
На следующем этапе решается более сложная задача - обучение детей умению создавать вместе одну постройку поочередными действиями (башню, двухрельсовую линию и др.): на кубик одного ребенка другой ставит свой кубик, к кирпичику одного ребенка сосед прикладывает свой кирпичик и т. д. С готовой постройкой самостоятельно или с помощью воспитателя малыши организуют несложную сюжетную игру.
Так, в ходе игр-занятий формируется общность положительных переживаний, согласованность и точность действий и движений в игре и стройке. Осуществляется переход от индивидуальной деятельности к совместной, т. е. появляются первые ростки сотрудничества, навыки совместного действия. В играх дети упражняются в выполнении правил нравственного поведения: проявляют вежливость, доброжелательное отношение к товарищам, стремление делиться деталями строительного набора, положительно относятся к совместной стройке, игре, проявляют отзывчивость, сдержанность. В ходе игры педагог должен не только называть игровые действия, но и сопровождать их словами, воздействующими на эмоциональное восприятие ребенка: «Вместе играть интересно»; «Дети будут строить дружно». Следует поощрять положительные проявления в поведении малышей: «Аня молодец — она сама дала кубик Оле»; «Витя умеет дружно играть» и т. п. Психофизическое развитие детей средней группы идет по пути дальнейшего совершенствования. Речь ребят становится более связной и последовательной. Они способны общаться со взрослыми и сверстниками, проявляют интерес к совместной деятельности, объединяются в небольшие группы. Дети этого возраста могут строить по собственному замыслу, но их замыслы еще неустойчивы и часто реализуются лишь с помощью педагога. Творческая игра с несложным сюжетом начинает занимать в их деятельности ведущее место. В средней группе увеличиваются возможности воспитания дружеских взаимоотношений в строительной игре. Закрепляя навыки, приобретенные в младшем возрасте, детей учат распределять обязанности при выполнении постройки, согласованно использовать строительный материал, делиться с товарищами. У ребят формируется умение правильно оценивать поведение своих сверстников, ответственно относиться к общему делу, испытывать радость от достигнутых успехов.
Основным содержанием игр становится сам процесс конструирования и освоение соответствующих правил нравственного поведения. Игра на занятиях выступает в виде несложных сюжетных действий, объединяющих детей выполнением одного задания. Умение развивать строительные сюжеты формируется в основном вне занятий в процессе игр. На занятиях дети учатся строить вдвоем. Как правило, обучение этому возможно лишь после освоения способа конструирования, т. е. при повторном показе. Например, прежде чем сделать кровать для медведя, дети должны согласовать размер постройки (для большого мишки, Михаилы Ивановича, для Настасьи Петровны или для Мишутки), отобрать соответствующие детали, договориться, кто какую сторону будет выполнять, и согласовать свои действия в процессе стройки. При этом педагог учит детей обращаться друг к другу вежливо, спокойно выслушивать мнение товарища. Воспитанию дружеских отношений между детьми способствует и четкая организация использования строительных деталей. Строительный материал раскладывается на середине стола по формам деталей, причем в количестве большем, чем нужно для работы. Дети берут только нужные детали и в той последовательности, в какой выполняется постройка. При выборе сюжета игры в первую очередь следует учитывать детские интересы и пожелания. Вместе с ребятами педагог определяет, какие для игры нужны постройки, кто что и с кем будет строить. Так последовательно решаются задачи воспитания дружеских взаимоотношений в средней группе на основе развития игровой строительной деятельности детей. В старшей группе развитие связной речи и словесного мышления способствует появлению более сложных форм общения детей со взрослыми и сверстниками. Дошкольники проявляют значительную самостоятельность в развитии сюжета строительной игры, в их конструктивной деятельности ощущаются элементы творчества. Дети этого возраста способны подчинять свою деятельность поставленной цели, правильно оценивать полученные результаты.
Задача педагога — закреплять умение детей выполнять вдвоем постройку более сложной конструкции, чем в средней группе, постепенно увеличивая число строителей до трех-четырех; подчеркивать значение предварительного обдумывания и планирования конструктивной деятельности и игры (о чем договариваться, как подготовиться к совместному дружному выполнению постройки и т. д.); объяснять важность согласованности совместных действий, настойчивости в преодолении трудностей. Педагог должен раскрыть детям взаимоотношения взрослых в строительном труде. Этой цели могут служить экскурсии на строительные объекты, где ребята увидят, как одни люди привозят стройматериалы, другие подают их к месту работы, третьи вставляют рамы, двери и т. д. Желательно, чтобы строительные процессы комментировал кто-либо из работающих на стройке, обращая внимание детей на слаженный труд бригады, на дружеские взаимоотношения ее членов. Как правило, в старшей группе совместные постройки также осуществляются на повторных занятиях, после того как подобная конструкция выполнялась детьми индивидуально. Менее сложные объекты (грузовой автомобиль, мост) можно предложить для постройки вдвоем после анализа образца. Во второй половине года число вместе строящих детей увеличивается до трех-четырех, если объекты знакомы и это удобно для работы. Например, дети уже строили вдвоем мост и дом. Теперь они могут вчетвером сделать широкий мост или широкую горку, здание детского сада. Предварительно педагог объясняет ребятам задание. При строительстве моста или горки каждая пара детей делает одну сторону по длине. При строительстве детского сада необходимо сначала всем вместе сделать фундамент, что определяет размер здания, а затем договориться, какими будут стены и какую из них будет строить каждый. Закончив постройку стен, а затем и крыши (при поочередном укладывании деталей), дети договариваются об оформлении парадного входа и выполняют это парами. Создание одной постройки вчетвером является довольно трудным заданием, поэтому такое занятие лучше проводить по подгруппам. Нередко возникает необходимость построить игровой комплекс (улица города, речной вокзал с пристанями и кораблями, аэропорт и др.). Здесь могут быть использованы индивидуальные и совместные постройки. Этот вид строительной игры объединяет одной целью нескольких детей. Их деятельность может включать в себя элементы здорового соревнования, здесь большие возможности для упражнения в планировании, для договоренности о том, кто и что будет строить, какого размера будет каждая постройка, какие объекты можно выполнить индивидуально, как пространственно их расположить. В таких случаях у детей создается возможность проявить творчество, индивидуальность. Игра потребует и распределения ролей, и развития сюжета, и умения строить отношения на правильной основе. Воспитатель помогает детям уточнить замысел игры, подумать над тем, как интересней его осуществить, т. е., не навязывая ребятам своего решения, активизирует их воображение. После завершения построек или окончания игры желательно провести с детьми беседу о том, как они строили, как играли, почему лучше строить и играть вместе; о чем надо договориться перед игрой или коллективной стройкой; что получилось хорошо, а что — неудачно; кто умел строить дружно. Приведем пример. Ира, Лева и Вова договорились строить театр. Ира уже хотела приступить к постройке, но Вова вдруг решил вместо театра сделать туннель. Лева стал подавать ему материал, а Ира только смотрела. Когда Иру спросили, как она строила, девочка ответила: «Вова сам все строил». На вопрос, почему так получилось, Вова сказал: «Они не умеют». Ира же объяснила иначе: «Договаривались строить театр, а он туннель сделал. Разве так играют?» Было ясно, что ни Ира, ни Лева не получили удовлетворения. Совместная стройка не удалась. В таких случаях педагог должен выяснить мнение детей, правильно ли поступил Вова, правильно ли, что Ира и Лева не возражали против изменения замысла, и выразить уверенность в том, что в следующий раз Вова будет хорошим товарищем в коллективной стройке. Кроме того, воспитатель должен поощрить дружную работу других детей и на их примере показать ребятам, как нужно вместе строить. Поскольку игры детей этой группы иногда продолжаются несколько дней, такие беседы можно проводить в перерывах между постройками. Для детей подготовительной к школе группы формирование взаимоотношений в коллективной деятельности приобретает особенно важное значение. В условиях хорошо организованного педагогического процесса дошкольники становятся более дисциплинированными, организованными, способными контролировать свое поведение и поступки товарищей, правильно оценивать результаты деятельности. В этом возрасте формируется умение мотивировать и отстаивать свои предложения, учитывать интересы коллектива. В то же время вырабатывается умение объективно оценивать предложения товарищей, выбирать лучшие из них, чутко и бережно относиться к работе других детей. Старшие дошкольники учатся самостоятельно выполнять правила коллективной строительной игры, у них вырабатывается представление о том, что значит работать дружно, кого можно считать хорошим товарищем. Свои умения играть со строительным материалом дети переносят на другие виды деятельности. И в этой группе воспитание дружеских взаимоотношений в строительной игре находится в тесной связи с занятиями по обучению стройке. Дети продолжают учиться коллективно выполнять постройки, используя умения, полученные в игре. На первых занятиях дошкольникам предлагаются несложные, по возможности симметричные постройки для выполнения вдвоем: корабль, гараж, беседка и т. п. Уточняются правила, которые усваивались в старшей группе, определяются мотивы выбора темы и последующей игры. Очень часто дети не придерживаются правил совместной стройки, так как не понимают необходимости их выполнения. Например, девочки решили строить мост для игры. Обо всем договорились, но нарушили свой уговор. Света смотрела, как другие строят, а Неля работала за двоих. Когда Свете нужно было рассказать, что она делала, девочка сказала: «Я должна была с Нелей строить мост» — и замолчала. Неля продолжила: «Она все ходила, у других рассматривала, а я за нее строила». Обе стали нарушителями правил. Для закрепления правил при совместной стройке полезны краткие беседы до начала занятия или игры о том, как договорились строить, а после занятия или игры о том, кто что делал, выполнялся ли уговор. В ходе беседы педагог выясняет, дружно ли дети работали; ребятам, нарушившим уговор, предоставляют возможность самим решить, правильно ли они действовали, можно ли считать, что они умеют строить вместе. По мере усвоения того или иного правила рекомендуется проводить беседы на различные темы: «Почему лучше работать вместе», «Кого можно считать хорошим товарищем в строительной игре», «Почему нужно строить и играть дружно», «Как нужно помогать товарищу, если у него появились затруднения». Эти беседы требуют активного участия дошкольников с привлечением их личного опыта.
Чтобы закрепить умение вдвоем строить один объект, можно использовать постройки сказочных домиков. Интересные по оформлению, они напоминают детям о любимых героях, вызывают желание организовать игры-драматизации. Предварительно напомнив содержание сказки, следует рассмотреть соответствующие иллюстрации (например, рисунки Ю. Васнецова в книгах «Ладушки», «Радуга-дуга») и обратить внимание детей на красивое оформление домиков. Это очень важно не только для данной постройки, но и для других заданий, в которых ребята могут использовать полученные знания. Например, воспитатель предлагает детям построить теремок и показать малышам инсценировку сказки: «Будем строить так, чтобы теремок получился красивый. Малыши обрадуются, они любят театр». По мере того так дошкольники усвоят правила дружной совместной стройки вдвоем, они учатся строить вчетвером более сложные объекты, чем в старшей группе: школу, магазин, гостиницу, театр и др. Все эти здания дети видели на ближайшей улице или на иллюстрациях к книгам, знают их особенности и отличия от простых домиков. Основания многоэтажных построек могут быть разные: прямоугольные, с выступами вперед с боков и без них, с аркой, квадратные и др. Ребятам достаточно возвести два-три этажа. Воспитатель следит за тем, чтобы соблюдался уговор, правила дружной стройки, чтобы работа выполнялась по намеченному плану. Если нужно, педагог помогает определить единую высоту окон, регулировать темп строительства и т. д. Согласованная работа радует ребят, создает дружеские отношения между ними. В беседе о том, как строили, были ли во время работы хорошими товарищами, дети уже способны высказать объективные суждения, подкрепляя их конкретными примерами. Иногда воспитатель предлагает одной подгруппе понаблюдать за строительной игрой другой подгруппы. Затем все вместе обсуждают, дружно ли строили и играли ребята. Такое наблюдение полезно проводить в том случае, когда все дети в основном усвоили правила, но подчас забывают о них или не придают им особого значения. Можно пригласить также детей старшей группы и показать им, как следует дружно строить и играть. Это побуждает дошкольников подготовительной к школе группы не только самим действовать по правилам, но и следить за тем, чтобы и другие их выполняли. «К нам пришли учиться, а ты правила нарушаешь»,— замечают ребята друг другу. В подготовительной к школе группе чаще, чем в старшей, дети затевают игры, основой которых является комплекс построек: «Наш город», «Речной вокзал», «Аэропорт» и т. п. Особого внимания при этом требует пространственное размещение объектов и их соразмерность, определение участков работы каждой группы. В организации такой игры потребуется помощь воспитателя, так как обычно возникает много сложных вопросов. Важно, чтобы дети учились их правильно разрешать.
Часто один из играющих выступает в роли главного. Задача педагога — разъяснить ребятам, какими качествами должен обладать такой организатор, какие функции он должен выполнять. Нужно объяснить детям, что главный — это не только организатор деятельности других, но и самый исполнительный, самый справедливый и самый доброжелательный. К этой роли следует готовить всех ребят. При выборе темы игры старшие дошкольники должны не только высказать свое мнение, но и мотивировать его (пояснить, что, построив, например, причал, можно всем интересно играть в речной порт и как именно). Педагог раскрывает эту тему, связывает ее с будущей игрой и в своем объяснении излагает краткий план этой игры. На формирование коллективных взаимоотношений детей большое влияние оказывают целевые экскурсии. Если, например, экскурсия совершается на теплоход или на катер, то после осмотра его и беседы с капитаном желательно показать работу экипажа. Это доставит детям много радости, и они смогут сами убедиться в том, что члены экипажа доброжелательны, помогают друг другу.
Художественная литература, давая детям примеры нравственного поведения людей в труде, помогает им осмысливать и их собственные взаимоотношения с товарищами. Например, рассказы О. Секора «Про жадную Элинку», Э. Мошковской «Пусть он сидит», Н. Калининой «Разве так играют?» и другие оставляют яркий след в памяти детей. «Ты как тот Бориска, все взял себе»,— осуждает соседа девочка во время отбора строительного материала. Важно, чтобы в результате наблюдения и чтения у детей сложилось мнение, что любая сложная работа выполняется коллективом людей в дружной и доброжелательной атмосфере. В конце года в подготовительной к школе группе полезно провести беседу на тему «Что значит вместе дружно строить и играть». Таким образом, игры со строительным материалом требуют согласованности действии, совместного обсуждения, умения считаться с мнением товарищей. Отсюда начинается коллективное творчество.
З. В. Лиштван
Сборник статей "Воспитание детей в игре", сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик, М., 1983. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.