ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОГО КОЛЛЕКТИВА С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив — это социальный организм с отношениями сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. При непосредственном руководстве воспитателя в играх формируются навыки коллективной жизни: умение действовать сообща на основе взаимопонимания, оказывать помощь друг другу.
В игровом коллективе все дети имеют одинаковые права на активную роль, каждый может придумать и предложить что-то новое, ребята могут сами договариваться об организации игры, самостоятельно разрешать спорные вопросы. В таком коллективе возникают первые традиции, свое «коллективное общественное мнение», которое направляет поступки детей, регулирует отношения между ними, служит как бы мерилом оценки собственного поведения и поведения товарищей. Потребность в общении у детей появляется рано. Улыбкой, голосовыми реакциями, движениями рук ребенок выражает радость от общения со взрослыми, которые являются первыми партнерами его игр. Взрослые помогают малышу осваивать окружающий мир, различать его краски, звуки, запахи и т. д. Уже в раннем возрасте у ребенка наблюдаются избирательные игровые действия. Он с удовольствием гремит погремушками, изображающими животных, птиц, человека. С того момента, когда малыш начинает ползать и сидеть, расширяются его игровые возможности. У него возникает интерес к тем предметам, которые способствуют развитию его движений. Воспитатель удовлетворяет желание ребенка: «Поймал Вова рыбку, рыбка плывет, плывет к Вове в ручки, держи крепко рыбку, не упусти». Или: «Догнали Лялю, возьми Лялю на ручки, вот так (педагог показывает), а теперь погладь ручкой Лялю, хорошая Ляля, очень хорошая». Взрослый целенаправленно развивает игру, помогая ребенку воспроизводить элементарные действия вначале с одним предметом, затем такие же действия с другими игрушками и предметами и, наконец, 2—3 последовательных, взаимосвязанных действия с какой-либо игрушкой. Руководя играми детей раннего возраста, взрослые помогают им в развитии сюжета и в завершении игровых действий: «Ляля поела кашку, а теперь чай попьет. Пей, Ляля, чай сладкий, вкусный. Ах, как хорошо Таня покормила Лялю, теперь покатает ее в колясочке». Своей искренней увлеченностью игрой взрослый доставляет малышу огромную радость, удовольствие. Ласковый тон, заботливое доброе отношение педагога к ребенку и образу, который тот создает в игре, способствуют воспитанию у детей чуткости, отзывчивости. Играя вместе с дошкольниками, педагог дает пример для подражания не только действиями с предметами и игрушками, но и отношением к ним.
В совместной игре со взрослым ребенок учится придумывать игру, совершать необходимые игровые действия, используя при этом не только игрушки, но и их заменители, учится завершать игру. Следует развивать такие индивидуальные игры, в которых прослеживается несложный сюжет (несколько последовательных игровых действий), используются предметы-заменители (например, при купании куклы — тазик, «мыло», кувшин, полотенце и т. д.). Важно, чтобы дети увлеченно действовали с игрушками, чтобы игра доставляла им радость. Если малыш уже умеет играть в одиночку сравнительно длительное время (5—10 мин), педагог может обратить его внимание на играющего рядом сверстника, стараясь вызвать интерес к его игре. Вначале в игре соседа ребенка заинтересовывает игрушка и те действия, которые с ней можно совершать. Малыш хочет получить такую же игрушку и играть с ней так, как это делает другой ребенок. Несогласованность действий, характерная для этого возраста, является причиной многочисленных противоречии между детьми. Например, у одной куклы — две мамы, на одной машине — два шофера; одна мама укладывает дочку спать, другая — поит чаем, один шофер в машину сажает кукол, а другой хочет использовать ее по-другому, и т. д. Каждый ребенок хочет играть по-своему, выразить в игре свои желания, интересы, проявить свои чувства. Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель должен постараться увлечь их совместными игровыми действиями с одной игрушкой («Как хорошо, у нашей Танечки две мамы. Ирочка, возьми сумочку, сходи в магазин, Танечка проснется, есть захочет, а ты, Наташа, уложи Таню спать и убери в ее комнате») или переключить внимание на игру с другими предметами. В некоторых случаях целесообразно развивать активность одного ребенка и несколько затормозить стремительные действия другого: «Леночка, подожди будить Лялю, она недавно заснула. Пойди пока приготовь колясочку, вместе с Олей повезешь дочку гулять. Оленька, укрой потеплее Лялю, скоро она проснется, ей надо платье надеть и чаю дать попить, сейчас мы с тобой все приготовим» и т. д. У малышей нередко возникает стремление не только подражать игровым действиям своих сверстников, но и выполнять ту же роль. Катя с удовольствием играла с куклой. Она ее покормила обедом, уложила спать, а сама в это время убрала кукольную посуду в шкафчик, аккуратно расставила стулья возле стола, затем разбудила свою «дочку» и одела ее на прогулку. Когда Катя вышла погулять с дочкой, ее заинтересовала игра Миши: он с увлечением возил на грузовике кубики, мишку, зайку. Кате тоже захотелось покатать куклу на машине, но Миша не соглашался. Воспитатель, который строил с Андрюшей и Таней гараж для Мишиной машины, сказал: «Миша, твоя машина устала работать, ей пора отдохнуть. Вот мы ей какой гараж построили, вези сюда свой грузовик. Катенька, сейчас машина отдохнет, а Миша сделает в кузове скамеечки, чтобы твоей дочке было удобно сидеть, и приедет за ней. Миша, давай сделаем скамеечки, а иначе людей в кузове возить нельзя». Сделали в кузове скамеечки, заехали за Катиной дочкой и поехали гулять. Катя везла грузовик вместе с Мишей, другие дети тоже принесли своих кукол и всех усадили в машину. Так педагог сумел поддержать интерес детей к играм сверстников и вызвать желание играть вместе. В играх формируются навыки коллективной жизни: умение договариваться, стремление уважать замыслы других детей, доброжелательно относиться к играм товарищей, оказывать им посильную помощь. Дети постепенно накапливают определенные знания об окружающих их вещах и явлениях, о предметах домашнего обихода, о труде взрослых (мамы, няни, воспитателя, повара, врача и др.). Их интересуют не только действия окружающих людей, но и их переживания, заботы, взаимоотношения. Накопленные знания позволяют разнообразить тематику игр: в доктора, в парикмахерскую, в магазин, в самолет и др. Однако в этом возрасте интерес к сюжету еще неустойчив и дети легко переходят от одной игры к другой. Следовательно, маленькие дети могут играть совместно лишь при условии сохранения организующей и направляющей роли взрослого. Трехлетняя Катя первый раз была с мамой в парикмахерской. Придя на следующий день в детский сад, девочка решила подстричь кукол, мишек, зайцев. Она собрала все игрушки, посадила их перед зеркалом, вытащила расческу и стала стричь. Поиграв немного, Катя сказала: «Все постриглись, все стали красивые, а теперь уходите домой», бросила игрушки и пошла строить домик. Воспитатель, видя, что некоторые дети заинтересовались этой игрой, решил ее поддержать и развить: «Катя, ты парикмахер? А почему же ты бросила стричь? Смотри-ка, заяц. Степашка пришел к тебе в парикмахерскую, и у куклы Зои косички растрепались. Давай мы будем с тобой работать. Это вот твое место: столик, зеркало, машинка для стрижки волос, расческа, одеколон, ножницы. Это мое — у меня тоже все есть. Кто же следующий? (Пришел Вова с Мишуткой.) Здравствуйте, как подстричь вашего ребенка? Садитесь на стул, а Мишутку посадите перед зеркалом. У нас отличный парикмахер Катя. Она красиво стрижет. А ко мне кто придет прическу делать? Леночка с Лялей, ей нужно косички заплести и уложить красиво вокруг головы». Дети разобрали все игрушки и сели ожидать своей очереди в парикмахерскую.
В данном случае педагог стремился не только поддержать интерес к игре, но и помочь детям усвоить нормы общественного поведения. Подражая рядом работающему «парикмахеру» -воспитателю (и в речи, и в игровых действиях), ребенок не только осмысливает и уточняет свои знания о труде взрослых, но и перенимает манеры вежливого обращения, интонации доброжелательности. Игры детей должны быть наполнены разнообразным содержанием, обязательно затрагивающим их чувства и мысли. При этом в играх необходимо воспроизводить не только действия людей, но и их доброе и заботливое отношение друг к другу, товарищескую взаимопомощь. Чтобы обогатить игры новым интересным содержанием, воспитатель использует различные методические приемы: беседы с детьми о профессии родителей, экскурсии (например, в кабинет врача, парикмахерскую, в магазин), подбор иллюстративного материала (о работе врача, парикмахера, продавца), рассматривание фотографий, картинок, связанных с темой игры. Целесообразно использовать дидактические игры, игры-драматизации, чтение стихотворений, рассказов: например, для организации игры в больницу можно прочитать несколько отрывков из книги К. Чуковского «Доктор Айболит», показывая игрушки, соответствующие тексту произведения. На развитие содержания детских игр большое влияние оказывает изготовление игрушек-самоделок. Возможности малышей в таких поделках весьма ограничены, однако очень важно заинтересовать их самим процессом изготовления игрушек, так как, с одной стороны, это делает игровые интересы детей более устойчивыми, а с другой — помогает их сплочению.
В ходе совместной игры воспитатель, выступая в определенной роли, готовит необходимые атрибуты: например, «кассир» делает билеты на пароход, деньги для игры в магазин, «аптекарь» готовит лекарства для игры в больницу. На занятиях по лепке перед детьми ставится цель — сделать игрушку для своей игры: фрукты, овощи, печенье, лепешки, пирожные, а педагог затем ярко раскрашивает их. Конкретная цель повышает эффективность занятий, дети стараются делать хорошо, красиво, чтобы с этими игрушками было интересно играть. Малыши очень любят строить и организуют много игр со строительным материалом. Но вначале им необходимо привить определенные конструктивные умения, воспитать устойчивый интерес к конструктивному процессу. На занятиях дошкольники усваивают навыки коллективной строительной игры.
Задача воспитателя — помочь детям организовать игру: закрепить за каждым определенный участок работы, отобрать вместе с малышами необходимый строительный материал. «Таня, Андрюша, Игорек, Сережа, Наташа, Ваня,— привлекает детей воспитатель,— давайте с вами построим большой пароход. Смотрите, как будем строить. А теперь продолжайте делать сами, только давайте договоримся, кто какую часть парохода будет строить». Когда работа закончена, педагог обращает внимание всех детей на то, какой большой и красивый получился пароход. Затем выбирают капитана и приглашают всех малышей кататься. Воспитатель, выступая в роли помощника капитана, составляет маршрут путешествия и рассказывает детям обо всем, что встречается на пути. Как уже говорилось, разыгрывая роль, ребенок подражает не только действиям какого-то человека, но и его отношению к своим обязанностям, к людям, его переживаниям. Увлеченность ролью способствует искренней передаче чувств самого ребенка. У малышей наблюдается сравнительно устойчивый интерес к одной и той же роли, но отсутствие знаний, умений и навыков, которые необходимы для создания правдивого игрового образа, может привести к прекращению игры. Воспитатель должен поддержать интерес детей к определенной роли и в ходе игры обучать их необходимым умениям, подсказывать действия, сообщать нужные знания: «У нас появился новый парикмахер Оля. Иди, становись рядом со мной, будешь мне помогать, а то у меня очередь большая. Давай, Оленька, причесывай Зою, вот ленточка, завяжи ей бантик, а Ляле вместе косички заплетем, ты одну, а я другую». Хорошо зная индивидуальные особенности, игровые возможности и интересы каждого ребенка, воспитатель может установить тесный внутренний контакт с детьми, завоевать их доверие, привязанность. Вовлечение в совместные игры должно проходить постепенно и очень осторожно: легче всего усваивают навыки коллективной игры дети общительные, имеющие сравнительно устойчивый интерес к определенной теме; ребята замкнутые, стеснительные, робкие трудно привыкают к коллективу. Очень важно, учитывая особенности детей младшего возраста, содействовать их играм небольшими группами. В таких играх ярче проявляются личные симпатии ребят, основанные на взаимной привязанности. Эти сложившиеся нравственные качества являются базой для дальнейшего воспитания дружеских взаимоотношений. Развитие же игровых и реальных взаимоотношений в совместных играх зависит от уровня индивидуальных игр детей. Ребенка, умеющего самостоятельно придумывать и развивать сюжет, можно легко заинтересовать игрой товарища. Работая в средней группе, необходимо учитывать опыт совместной игры, который дети накопили ранее. Возникшие игровые группировки становятся более длительными и устойчивыми. Дети убеждаются в том, что с товарищами играть интереснее, что игра приносит радость, удовлетворение тогда, когда действия играющих согласовываются друг с другом, когда все помогают друг другу и не ссорятся. Дети старшего дошкольного возраста способны уже понять сущность наблюдаемых событий, явлений, у них повышается интерес к различным профессиям и к взаимоотношениям людей. Они умеют оценивать поступки литературных героев, у них имеются представления о дружбе, товариществе, что позволяет им быстрее понять нормы поведения в коллективных играх и выполнять их. Выполнение норм поведения зависит и от внутренних побуждений ребенка, т. е. от того, какие чувства испытывает он в данной роли, и от контроля со стороны играющих. В маленьком игровом коллективе, где основой объединения являются личные симпатии и привязанности, детям легче усвоить требуемые нормы поведения, т. е. установить реальные дружеские взаимоотношения. Однако и в игровых коллективах старших дошкольников возникают трудности. Приведем пример. Дети несколько дней с удовольствием играли в больницу. Таня была врачом, она делала обход, ставила больным градусники, делала уколы, поила лекарством. И вдруг одна больная сказала: «Я тоже хочу быть врачом, я уже выздоровела». Еще двое детей из числа «больных» изъявили желание быть врачами. Сначала показалось, что желание ребят мимолетно, просто им надоело подчиняться Таниным приказам. Но выяснилось, что у детей действительно возник интерес к профессии врача, что они готовились к этой роли: беседовали с родителями, заучивали стихи про врача, даже попросили маму сшить специальную беленькую шапочку. Чтобы удовлетворить желание всех детей, «главврач» — воспитатель созвал «врачей» и сообщил, что в поликлинике открыты новые кабинеты: терапевтический, хирургический, зубного врача и т. д. Врач детского сада помог оборудовать «кабинеты», рассказал, что каждый доктор должен делать, и игра возобновилась с прежней увлеченностью. Теперь новые врачи стремились больше узнать о своей работе, о людях этой профессии. Желание хорошо сыграть роль, поддержка и помощь воспитателя помогали детям самостоятельно разрешать небольшие недоразумения, возникавшие в процессе игры.
Интерес детей к профессии врача был настолько глубок, что они брали на себя эту роль в любых играх, и в их поступках и действиях неизменно проявлялись симпатии, сочувствие к больным, доброе и ласковое отношение к ним. Все это усиливало чувства, переживаемые детьми, и укрепляло их. При организации игры очень важно установить, из каких побуждений ребенок стремится получить главную роль: либо из тщеславия («Я лучше вас всех, я всегда капитан, меня все слушаются»), либо ему действительно нравится быть капитаном, так как он знает об этой работе много интересного, нового, чего другие дети не знают. Как следует поступить воспитателю? Можно предложить ребятам обратиться к капитанам с просьбой рассказать, куда они хотят плыть: тот, кто интереснее придумает маршрут, тот и будет капитаном. Такой прием возможен, однако, только если у детей равные возможности. Если же претенденты имеют различный уровень развития, следует раскрыть перед ними сущность выполняемой роли, показать необходимость проявления выдумки и вместе с ними определить, кто может выполнить ведущую роль. Важно воспитывать у детей интерес к так называемым второстепенным ролям, приучать их в любом деле проявлять находчивость, быть полезными для общества. В старшем дошкольном возрасте заметно развиваются познавательные наклонности детей. Особенно ярко это проявляется в игре. Ребенок, стремясь применить свои знания, рассуждает, спорит, сравнивает разные предметы, чтобы найти необходимый для данной игровой ситуации. Более высокий уровень познавательных интересов, творческий характер воображения ребенка способствуют развитию длительных игр, однако недостаточно развитые навыки коллективной деятельности и в этом возрасте могут привести к разрушению налаженных дружеских контактов. С помощью различных методических приемов воспитатель может стимулировать игровое творчество детей, прививать им навыки коллективной игры. Приведем пример. В течение нескольких дней группа мальчиков играла в пароход. Сначала они его дружно строили, четко распределив между собой обязанности, и советовались по всем вопросам с воспитателем. Когда пароход был готов, ребята вместе с педагогом распределили роли капитана, штурмана, радиста, матросов. Но при определении содержания игры возникли разногласия. Капитан предлагал плыть за белыми медведями, штурман хотел плавать по Москве-реке, а радист — по Волге, мнения матросов тоже разделились. Каждый предлагал свое, не желая выслушать предложение товарища, и игра прекратилась. На другой день воспитатель подозвал к себе всю команду и попросил придумать название пароходу. Обратившись к капитану, педагог уточнил, что пароход — пассажирский. Затем подобрал красивые фотографии пассажирских пароходов, вместе с детьми их рассмотрел, побеседовал с командой как начальник порта, рассказал о том, где плавают пассажирские пароходы. Ребята вспомнили, какие красивые корабли они видели на Черном море, когда летом ездили с детским садом отдыхать. Во время беседы у детей уже складывался план дальнейшей игры: они стали намечать маршрут путешествия, выяснять, какие игрушки еще надо сделать (рупор, бинокль, компас, штурвал, радио и др.). Воспитатель побуждал каждого члена команды высказать свое мнение. Большинство предложений детей было приемлемо для развития содержания игры, и в конце беседы начальник порта отметил: «Дружная команда, интересный путь для плавания выбрала». Беседа приучает детей к целенаправленности в выборе темы игры. Необходимость сговариваться между собой, спокойно выслушивать каждого и выбирать самое интересное для реализации замысла воспитывает у детей уважение к товарищам, а также умение отстаивать свое мнение. Не менее важен для развития коллективного творчества и другой прием — разговор с детьми в конце игры. Начальник порта в конце дня собрал команду парохода «Адмирал Нахимов» и попросил рассказать, как они плавали, кого встретили в море, с какими кораблями переговаривался радист. Кроме того, начальник порта предложил подумать, куда пароход отправится завтра. Разговоры с детьми после игры развивают способность мыслить не только самостоятельно, но и перспективно.
Во время бесед, чтения рассказов, стихотворений можно использовать соответствующие фотографии, иллюстрации, игрушки. Экскурсии и наблюдения рекомендуется проводить таким образом, чтобы дети могли усвоить необходимые знания в определенной системе и последовательности, чтобы им был понятен смысл человеческих коллективных взаимоотношений. Объединенные подгруппы играющих детей — новый этап развития коллектива. Устанавливая связь между такими подгруппами, воспитатель сам расширяет сферу игрового общения, что дает возможность распространить нормы дружеских взаимоотношений на более широкий круг сверстников. Постепенное усложнение игровых взаимодействий способствует воспитанию у ребят представлений о чуткости, отзывчивости, товариществе. Дети старшего дошкольного возраста могут длительное время играть интересно и увлекательно, самостоятельно развивая сюжет игры. Вот один из примеров, подтверждающих это.
Воспитатель предложил устроить «концерт для полярников». Эта идея понравилась детям, и некоторое время ею жил весь коллектив. Часть ребят, составив группу артистов, занялись подготовкой к концерту, другие же начали строительство самолета для полета артистов в Антарктиду.
Дети распределяли роли с учетом возможностей, желаний и интересов своих товарищей. Смена ролей происходила в ходе игры (например, библиотекарь, начальник экспедиции уходили в отпуск, космонавты сменяли своих товарищей, находящихся после полета на отдыхе, и т.д.).
Ребята заранее планировали, что необходимо для игры, советовались между собой, как лучше сделать ту или иную игрушку, договаривались, что надо соорудить из строительного материала. Воспитатель же выступал в роли советчика, помощника по различным вопросам, например, как лучше устроить домики полярников, из чего сделать те или иные экспедиционные приборы и т. д. В игровом коллективе, длительное время увлеченном интересной деятельностью, устанавливались свои «законы»: «все делить поровну, а не хватает — сделать»; «если товарищ не справляется с заданием, окажи помощь»; «в нашей группе — все дружные»; «будь внимательным к новичкам» и т. д. Дети на практике усваивали нормы коллективной жизни: уступать товарищу, делиться друг с другом материалами и игрушками, вовремя сдерживать себя, проявлять чуткость. У ребят появилось стремление своими силами, коллективно воздействовать на поведение своих товарищей, нарушающих дисциплину в группе. Если раньше можно было слышать: «А Витя не дает машину», «Сережа толкнул, обидел» и т. д., то теперь дети в большинстве случаев сами разрешали возникавшие конфликты. Они говорили нарушителю порядка: «Коля, ты не подчинился капитану, не сделал бинокль, а еще полярник». «Люда, ты толкнула Марину, смотри, она даже упала. Пойди, помоги ей встать и попроси прощения». Следует еще раз подчеркнуть, что при организации детского коллектива особенно важно учитывать индивидуальные особенности ребят. Систематическое наблюдение за играми детей позволяет определить степень общительности или замкнутости каждого ребенка, выявить его умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, степень инициативности или стереотипности, силу эгоистических или альтруистических проявлений и т. д. и в соответствии с этим наметить приемы индивидуального подхода. Ребят, которые чаще других бывают инициаторами, организаторами игр, полезно натолкнуть на необходимость проявлять нетерпимое отношение к нарушителям дисциплины. Дети замкнутые, молчаливые, требуют особого внимания и заботы со стороны взрослых, так как они долгое время не могут вступить в контакт со сверстниками. Главное в работе с такими детьми — теплый, ласковый тон воспитателя, его заботливое, внимательное отношение, крайне осторожное, постепенное сближение ребенка со сверстниками. Приведем пример. Воспитатель использовал различные методические приемы, чтобы вызвать у Наташи, девочки замкнутой и угрюмой, желание играть вместе с товарищами: предлагал детям поиграть с ней, сделать для нее какую-нибудь игрушку. Например: «Товарищ бригадир, пошлите рабочих построить Наташе диван и стол для куклы». Или: «Сережа, подари кресло Наташе, оно ей очень нравится». Постепенно девочка стала обращаться к детям с какими-то просьбами, но играла отдельно. По рассказам бабушки и матери, Наташа очень любит книги, знает много сказок, стихотворений, хорошо их рассказывает дома. Однако во время игр в библиотеку она вначале молча становилась в очередь за книгами, брала их и так же молча отходила к куклам. Но когда ввели новое правило — рассказывать о «прочитанной книге», Наташе пришлось тоже выполнять его, и желание получить новую интересную книгу победило робость. Она очень хорошо, последовательно, выразительно передала содержание сказки «Три поросенка». Чтобы подбодрить Наташу, ее отметили как лучшего читателя и поручили Сереже «сфотографировать» девочку. Так постепенно педагог вовлекал Наташу в коллективные игры, отмечая при этом каждый ее успех. В игре в библиотеку у детей было много разных поручений: собрать картинки, сделать из них книжки, подклеить старые любимые сказки и т. д. И какую-нибудь работу постоянно поручали Наташе: «Наташа, тебе надо подготовить картинки для наклеивания, давай покажу, как это лучше сделать», «Наташа, собери у детей сделанные книги», «Давай с тобой и с Сережей оформлять книжную выставку». Поручая девочке какую-либо работу, воспитатель не сразу спешил ей на помощь: вместе с ней делал только то, что ей было еще не под силу. Похвала детей и взрослых, своевременная поддержка ее выдумки, помощь в овладении определенными навыками способствовали тому, что девочка сблизилась с ребятами. Стала охотнее принимать участие в коллективных играх. Например, в игре в полярников Наташа была библиотекарем: она сама устроила на пароходе библиотеку, раздавала морякам книги, приговаривая: «Этот мишка на книжке в гости к морякам попросился. Товарищ капитан, вот эта книга вам нужна, она покажет, куда плыть. Без нее пароход сядет на мель». Когда «экспедиция» прибыла в «Антарктиду», Наташа забеспокоилась: «Дайте, пожалуйста, машину, чтобы книги перевезти». Она из снега построила библиотеку и выдавала книги морякам, устраивала читательские конференции с чтением стихов и сказок. Таким образом, то доверие, которое оказал ей коллектив при распределении ролей (дети сразу сказали: «Наташа будет библиотекарем, она много книжек знает»), она оправдала. Постепенно у Наташи появилась уверенность в своих силах, она стала одной из инициативных девочек в группе и завоевала симпатии многих детей. Встречаются и дети вспыльчивые, неуравновешенные, для них характерна быстрая возбудимость, недисциплинированность, постоянные конфликты с товарищами. Как же у этих ребят воспитывать выдержку, умение подчинять свои желания интересам коллектива, чувство ответственности перед коллективом за порученное дело? Разберем один пример.
Вначале дети не принимали Витю в игру «Строительство города в тайге»: «Не хотим с тобой играть: ты дерешься». Никто из бригадиров не брал их с Сережей в бригаду. Тогда Витя решил сам стать бригадиром, но к нему никто, кроме Сережи и Саши, не пошел. Дети говорили: «Таким бригадир не бывает. Бригадир не дерется. Да и строить он не умеет». Эти замечания были справедливыми, но оставить вне игры детей, которые так хотели в ней участвовать, нельзя. Тогда воспитатель — начальник строительства решил сам принять этих детей на работу: «Товарищи строители, Витя и Сережа подали заявление, они хотят стать шоферами. Может быть, их принять? Если же они будут драться и обижать других, не будут выполнять наши правила, то мы их уволим. Шоферы нам нужны, некому строительный материал подвозить. Как вы, согласны? Я думаю, что они справятся с этой работой». Дети приняли Витю и Сережу в игру. Витя очень добросовестно и с увлечением выполнял свою роль шофера, с большим интересом играл. «Ту-ту, уйди с дороги, самосвал кирпичи везет на стройку! Здравствуйте, я вам материал привез, куда сгружать?» Он подчинился правилам игры и стремился как можно лучше, реальнее воспроизводить те отношения между шофером и бригадирами, которые он наблюдал на экскурсии и о которых постоянно спрашивал у воспитателя. Но через неделю интерес Вити к этой игре немного снизился. Его живая натура требовала роли более активной, где бы он мог все время что-то делать. Вите нередко приходилось стоять и с завистью смотреть, как дети ловко строят дома. Ему очень хотелось строить, но он не умел. Педагог понимал, что если Витя станет членом строительной бригады, будет отвечать за отдельный участок работы, то это поможет воспитать у него навык доводить начатое дело до конца, научит его конструировать, считаться с указаниями товарищей. Все эти соображения требовали одного: Витю надо перевести в строители. К тому же Вова уже давно звал Витю к себе в бригаду, так как в ней было меньше ребят, чем у других бригадиров. В это время в игру влились новые дети, и Игорь захотел быть шофером. Начальник строительства пошел навстречу желанию бригадира и добавил ему одни рабочие руки. Члены бригады встретили Витю хорошо, Вова показал ему участок работы, рассказал, как надо строить. Витя с удовольствием принялся за дело, стараясь догнать товарищей.
Хотя эта роль и привлекала Витю, все же мальчик иногда уходил со стройки, бросая игру. Члены бригады не раз говорили Вите, что они его исключат из игры, если он не будет вместе со всеми строить. Витя возвращался и снова принимался за работу. Постепенно овладевая конструктивными умениями, Витя все больше увлекался своей ролью и внимательнее прислушивался к замечаниям товарищей. Большое значение имело и то обстоятельство, что воспитатель, выполняя ведущую роль начальника строительства, мог руководить поведением ребенка в игровой ситуации. Обходя все участки работы, начальник строительства останавливался возле Вити и говорил ему: «Смотри, как быстро догоняешь всех, молодец! Ты, пожалуй, станешь лучше строить, чем Миша, и скоро обгонишь его». Видя реальные успехи и увлекаясь этой работой, Витя перестал уходить со строительства. Наоборот, он иногда раньше всех приходил в детский сад и потихоньку переделывал свои постройки.
Этот пример еще раз подчеркивает необходимость проектировать, как говорил А. С. Макаренко, те качества, какими ребенок еще не обладает, но какими он должен обладать. В индивидуальном подходе, в поощрении со стороны взрослых нуждаются не только те дети, которые по каким-либо причинам выделяются из общей массы. В каждом есть что-то свое, особенное, и это надо выявить и дать ему развиться, опираясь на лучшие черты характера, интересы и способности ребенка. Таким образом, выявление, развитие и совершенствование возможностей каждого ребенка способствуют организации дружного коллектива, члены которого успешно овладевают нормами коллективных взаимоотношений: учатся поступаться своими желаниями, подчиняться требованию товарищей и в то же время отстаивать свою правоту, защищать свои справедливые интересы; учатся считаться с правами других, согласовывать свои действия с действиями окружающих, радоваться общим успехам.
В. Я. Воронова
Сборник статей "Воспитание детей в игре", сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик, М., 1983. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.