Создание игрового образа требует от детей активного мышления, творческого воображения, изобретательности, побуждает искать и находить новые средства достижения цели. В игре ребенок не только реализует свои знания и представления, но и совершенствует, расширяет их. Он познает богатство человеческих чувств, носителями которых являются персонажи сюжета, познает эмоциональный мир человека.
Сюжетно-ролевые творческие игры отличаются естественной выразительностью, которая вытекает из понимания ребенком сущности создаваемого образа. Без этого дети неглубоко переживают роль и создают бледный, невыразительный образ. Выбор роли и определение действий в ней — творческой процесс. Впечатления о человеке, полученные из различных источников, фокусируются в едином игровом образе. Это не обходится без работы творческого воображения, без умения комбинировать прежние впечатления и новые, создавать многочисленные варианты таких комбинаций. Чтобы игры были содержательными и воспитывающими, надо познакомить детей с определенным кругом явлений из жизни взрослых, постепенно раскрывая мотивы и нравственный смысл человеческой деятельности. Существенными факторами, влияющими на направленность детских игр, на расширение и углубление игровых образов, являются художественная литература и произведения изобразительного искусства (картины, рисунки, иллюстрации). Эстетические переживания детей неизменно связаны с внешним действием героя произведения. Ребенок не представляет себе образ, предложенный автором, если сам мысленно не принимает участия в жизни героя, не ставит себя на его место, это объясняется тем, что всякую мысль, чувство ребенок постигает через внешнее действие. Он как бы превращает в реальность киноленту образов и ассоциаций, возникших в его воображении под влиянием книги, картинки. В связи с этим выделяется такая особенность восприятия художественных произведений, как стремление реализовать свою внутреннюю активность в рисовании, в драматизации, а также в самостоятельных играх. По утверждению психологов и педагогов, детское восприятие произведения искусства на первых порах неразрывно связано с игрой. Воздействие книг и картин на игровые образы проявляется в мысленном содействии какому-либо герою, в перенесении на себя его свойств и качеств, в отношении к нему как к лицу достоверному. Сильное влияние на характер и содержание игровых образов оказывает одновременное воздействие текста и иллюстраций к нему. При рассматривании иллюстраций дети легко восстанавливают содержание книги, а тексты, в свою очередь, помогают правильнее воспринимать рисунки. Рисунки способствуют более глубокому восприятию содержания книги, «вживанию» в образ в игре, его выразительности. Произведения С. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Почта», «Почта военная» обогащают детей новыми жизненными сюжетами, увлекают действиями героев, неожиданными поворотами событий, приключениями, опасностями. Поэт интересно рассказывает о любой профессии. Сам процесс труда, его атрибуты он изображает просто и в то же время мастерски. Все это помогает дошкольникам ввести в игру нужные вещи, имитировать действия с ними. Приведем пример.
Воспитатель выразительно прочитал в группе «Пожар» С. Маршака. Содержание произведения, описанный в нем драматический случай произвели огромное впечатление на детей. Иллюстрации В. Конашевича также дали определенный материал для интересной игры (пожарные накачивали воду, выносили мебель из дома), подсказали некоторые важные детали, например использование телефона для вызова пожарной машины. Ребята заинтересовались внешним видом пожарных, у них появилось желание иметь каски. Более активными в игре стали «пострадавшие», они подсказывали «пожарным», где горит, и помогали выносить вещи. Разглядывая на рисунке Кузьму с перевязанной головой, дети осознавали опасность профессии пожарного. По ассоциации ребята вспоминали и строки текста: «Вот Кузьма в помятой каске, голова его в повязке. Лоб в крови, подбитый глаз, да ему не в первый раз!» Обогатились и действия детей, стали более выразительными их движения, при тушении пожара ребята со шлангом взбирались «на крышу», пытаясь реально воспроизвести действия, аналогичные изображенным на рисунке. Для того чтобы вызвать больший интерес детей к ролям в игре, воспитатель применяет такие приемы, как выборочное повторное чтение произведения, анализ образов героев, беседы о них, составление детьми творческих рассказов о персонажах, собственный рассказ педагога. Углубляет и усиливает восприятие литературных образов и повторное выборочное рассматривание иллюстраций, которое иногда сопровождается перечитыванием всего произведения. Характеризуя героя, объясняя моральный смысл его действий, важно пользоваться выразительными, динамичными глаголами, взятыми из самого текста. Это обогащает игровые образы, создаваемые детьми. Например, рассматривая рисунки к «Рассказу о неизвестном герое» С. Маршака, на которых изображен парень, двигающийся по карнизу дома, можно напомнить детям все то многообразие действий, которыми характеризовался поступок героя на пожаре, подчеркнуть напряженность, трудность, опасность этого поступка: «парень бросился... наперерез и по трубе водосточной полез», «надо еще подтянуться немножко», «дополз до окошка», «встал, задыхаясь в дыму», «девочку взял», «спускается вниз, ухватился рукой за колонну», «шагнул он к балкону», «осторожно он шел по карнизу», «вот до балкона добрался он ловко», «через барьер перелез» и т. д. Игра мальчика Ильи в роли пожарного отличается особой выразительностью выполнения им всех действий. Он делает вид, что идет по карнизу дома так, как изображено на иллюстрации — повернувшись спиной к стене, широко расставив руки, медленно переступая. Во время езды на пожарной машине Илья стоит боком у ее борта, как нарисовано в книге «Пожар». Ребенок не просто копирует позу пожарного, он поясняет ее целесообразность: «Так быстрее можно соскочить с машины, чтобы начать тушить пожар». Ясно, что мальчик понимает опасность данной профессии, ее трудность. Игра в пожарных часто включается как эпизод во многие другие игры: «уличное движение», «семья», «военные учения», «аэродром» — и постепенно обогащается новыми ролями: начальник пожарной части, водитель пожарной машины, водитель «скорой помощи», врач, пожарные, дети, их родители, дежурный, принимающий вызов по телефону, милиционер, регулирующий движение, и т. д. «Почту» Маршака следует прочитать после того, как дети побывали на экскурсии в ближайшем отделении связи и под влиянием увиденного начали новую игру. После чтения книги и рассматривания иллюстрации Ю. Коровина кругозор ребят расширяется и игра наполняется новым содержанием. Сначала дошкольников увлекал сам процесс работы в почтовом отделении: они принимали телеграммы, письма, разносили их конкретным лицам. Теперь они стали рассылать корреспонденцию в другие города и страны.
Так, Андрей, начальник почты, отдал почтальону Вите письмо с просьбой отвезти его в Италию. Почтальон на машине поехал на аэродром, пересел в самолет, затем поплыл на теплоходе. Этот эпизод сразу же обогатил всю игру. Письма стали адресоваться не только куклам, но и доктору Айболиту в Африку, полярникам дрейфующей станции на Северный полюс и т. д. Книга подсказала и возможность использования в игре различных видов транспорта: автомобиля, самолета, мотоцикла. Рассматривая иллюстрации, дети обращают внимание на внешний вид почтальона, его форму: фуражку, ремень, толстую сумку на ремне. С помощью рисунков можно не только уточнить окружающую обстановку, детали одежды, отличительные черты внешнего облика персонажей, но и их поведение, характер отношений с другими людьми. Например, на иллюстрации изображен почтальон, который приходит в квартиру и здоровается с жильцами, приподнимая фуражку. Характеризуя нравственное поведение героя, воспитатель спрашивает, здороваются ли дети, выполняющие роль почтальона, когда вручают кому-либо газету, письма. В результате беседы у дошкольников формируются навыки культурного общения. Очень важно при рассматривании иллюстрации уточнять содержание деятельности людей, например: почтальоны работают всю ночь, разбирая почту, раскладывают письма и бандероли по полкам.
Часто дети связывают предметный фон рисунков с оборудованием своих игр. Рассматривая иллюстрацию, где изображена девушка — приемщица писем, кто-либо из детей замечает: «У нас нет такой настольной лампы, а надо сделать, чтобы было светлее работать на почте».
Иллюстрации в книге С. Маршака «Почта военная» еще более расширяют содержание роли почтальона в игре. То, о чем не сказано словами, нашло свое отражение в рисунке. Из текста дети усваивают значение работы военного почтальона, иллюстрации же влияют на естественную выразительность роли, подсказывают конкретные действия, обогащают движения, мимику и жесты. Ребята изображают, как им трудно передвигаться по полю с полной сумкой, как они прячутся от пуль, отстреливаются из винтовки. В иллюстративной характеристике образа дети чутко улавливают дополнительные черты и качества главного персонажа. Все это помогает им составить определенное представление о внешнем виде героя, его одежде, даже если в тексте нет таких описаний. Например, рассматривая иллюстрацию П. Алексеева к книге 3. Александровой «Дозор», ребята могут отметить, что зимой пограничники очень тепло одеваются. Эта же иллюстрация подскажет, что для игры необходим пограничный столб, раскрашенный в черную и белую полоску. С приобретением необходимых атрибутов игра в пограничников может стать одной из любимых. Для обогащения ее содержания,и углубления образов нужно прочитать детям стихи А. Барто «На заставе». Рисунки И. Година расширят их представления о действиях пограничников. И если раньше ребята просто стояли в дозоре у пограничного столба, то после ознакомления с иллюстрациями они более остро воспримут слова текста: «И в зарослях частых залег часовой. Не видно бойца за высокой стеной». Рисунок подскажет новые позы играющим: дети станут прятаться в траве, за столбом, настороженно вглядываться вдаль.
Художник старается представить действие в динамике и достигает его выразительности разными средствами: позой персонажа, композицией картины, с помощью красок и т. д. Именно поэтому понимание движения в картине требует опыта, практики, наличия у ребенка обобщенного и в то же время детализированного образа этого движения. Уже детей 5-го года жизни привлекает поведение людей, изображенных на картине, их взаимоотношения, переживаемые ими чувства и состояния. Через восприятие мимики, жестов, осанки и т. д. младший дошкольник может правильно охарактеризовать эмоциональное состояние человека, изображенного графически: скучный, грустный, веселый, сердитый. Старшие дошкольники способны понять внутренний мир человека, его настроение, чувства, его отношения с другими людьми, участниками изображенных событий. Чтобы картины глубже воздействовали на образы, создаваемые детьми в игре, делали их полнее, содержательнее, следует обдуманно подбирать художественно-графические работы. С точки зрения содержания они должны быть интересными и доступными для детского восприятия. С точки зрения исполнения эти произведения должны отличаться четкостью рисунка, красочностью. Прежде всего следует отбирать репродукции картин на сказочные темы, которые так близки детям дошкольного возраста, например: репродукции картин «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке», «Аленушка» В. Васнецова, «Дети, бегущие от грозы» В. Маковского. Чтобы обогатить «военные» игры детей и направить их в нужное русло, можно показать следующие репродукции картин советских художников: П. Васильева «Чапаев в бою», В. Пузырева «Черноморцы», Н. Бута «Между атаками», В. Серова «Балтийский десант», И. Бордачева «Подвиг». Существует несколько способов ознакомления дошкольников с художественно-графическими произведениями. Например, воспитатель может вывесить картину в отсутствие детей, а затем, рассматривая ее, привлечь к ней внимание. Можно также познакомить ребят с картиной в процессе беседы. Живое обсуждение заставляет детей внимательно рассмотреть репродукцию и высказаться по этому поводу. Интересна и такая форма работы, как организация выставок, устройство «музея». Чтобы заинтересовать детей содержанием картины, воспитатель должен прежде всего выразить свое собственное отношение к ней, а затем уже задавать вопросы, обсуждать с ребятами жесты, мимику нарисованных персонажей.
При рассматривании репродукции можно попросить детей пересказать не только изображенную ситуацию, но и события, которые предшествовали ей или следовали за ней. Такой прием рекомендуется использовать, например, при демонстрации картины В. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Обычно ребята связывают ее содержание с сюжетом сказки «Гуси-лебеди». Приведем пример:
Илья. Баба-яга кликнула гусей. Девочка с братцем убежала от гусей. Они ее не догнали. Наташа. Она взяла от бабы-яги своего братца, и гуси за ней погнались. Но все кончилось хорошо! Таня. Ничего с ними не произойдет. Она сейчас прибежит к речке и скажет: «Спрячь, голубушка реченька, меня». Иногда беседы по содержанию картины недостаточно для того, чтобы вызвать к ней интерес. В таком случае следует предложить дошкольникам подумать, почему дети оказались далеко от дома и что может произойти с ними потом. Ребят захватывает острота и драматизм ситуации, у них появляется стремление проникнуть в эмоциональное состояние героев. Например, картина Маковского, перекликаясь с известной сказкой «Гуси-лебеди», безусловно, оказывает влияние на игровые образы в игре по сюжету сказки. Иногда дети не могут сразу уяснить смысл художественного произведения, и в игре они только делают попытку скопировать внешние действия героев. Приведем такой пример. При подготовке к празднованию Дня Советской Армии в группе рассматривали репродукцию картины В. Пузырева «Черноморцы». Мальчики заинтересовались сюжетом из событий Великой Отечественной войны: морской десант высаживается на берег. На переднем плане — матрос. Он весь устремлен вперед, его лицо выражает решимость, бесстрашие, отвагу, мужество. В беседе воспитатель задавал детям вопросы, сосредоточивающие их внимание на главном герое. Картина была оставлена в группе, с тем чтобы она оказывала влияние на ход развернувшейся игры. Прежде всего у ребят возник замысел построить такую же лодку, как на картине, обязательно с пулеметом. Один мальчик взял на себя роль пулеметчика. Устроившись на носу лодки в позе, изображенной на картине, он воскликнул: «Поехали!» Другой мальчик сказал: «Дай мне бинокль. Я хочу быть тем матросом, у которого бинокль. И еще я дома сделаю пряжку, она у меня будет, как у того матроса».
Таким образом, попытка скопировать внешние действия героев не приводит к интересной содержательной игре. Более плодотворный результат дают беседы при повторном рассматривании репродукции, когда некоторые впечатления уже нашли свое отражение в игре. Ребята при этом чувствуют себя увереннее, так как они уже были героями картины в игре, и им легче представить себе их действия и помыслы. Например, при повторном рассматривании репродукции картины В. Васнецова «Богатыри» дошкольники отмечают, что изображенные художником богатыри не просто так стоят: один вытаскивает меч; другой смотрит вдаль — не идет ли враг, для которого он приготовил оружие; третий готов встретить врага стрельбой из лука. Некоторые ребята даже воспроизводят предполагаемое содержание речи героев: «Этот богатырь вытаскивает меч и кричит: «Эй, враги есть или нет? Вылезайте!» При этом ребенок взмахивает воображаемым мечом, т. е. уже само рассматривание сопровождается обыгрыванием. В результате повторного рассматривания дети свободнее оперируют материалом картины, легко придумывают начало или конец изображенной истории. На вопрос «Что же делали богатыри до того, как остановились на пригорке все вместе?» следуют различные ответы: «Скакали на эту горку», «В середине прискакал раньше, у него лошадь впереди», «Они смотрели, нет ли врага», «Воевали с врагами» и др. Дошкольники определяют и последующие действия, совершенные героями: «Они будут отдыхать», «Воевать с врагами», «Будут кушать». Подобный прием используется для того, чтобы расширить детские представления о изображенных на картине людях. Тогда эти предполагаемые события и действия будут эффективно реализованы в игре. Приведем еще один пример. Воспитатель познакомит ребят с репродукцией картины В. Серова «Балтийский десант», которая рассказывает о героизме и бесстрашии советских моряков. Незадолго до этого в группе была показана картина В. Пузырева «Черноморцы». Педагог решил выяснить, соединят ли дети в одной игре впечатления от восприятия двух картин. В беседе, сопровождающей рассматривание, воспитатель объяснил, что на картине Серова изображен морской десант, который высаживается на острове, чтобы освободить его от неприятеля: матросы бегут к берегу, по воде. Приводим отрывок из записи этой беседы. Воспитатель. Как вы думаете, что произошло? Какое событие изображено на картине? Сережа. Здесь нарисованы матросы. Они бегут по воде и стреляют. Они защищают свою Родину. Командир бежит впереди и пока не стреляет. Коля. Хочу рассказать о командире. Он бежит по воде. Волна плещет ему в ноги. У него рубашка черная, майка голубая в полоску. У него на шапке что-то нарисовано. Он нахмурил брови, так как что-то говорит.
Андрей. Он думает, как им победить. В течение нескольких дней ребята играли в морские учения. Андрей был бесстрашным, сильным командиром морских десантников. В игре отразились события, показанные на обеих картинах. Если содержание картины активизирует память детей, формирует определенные представления, то рассматривание ее проходит очень оживленно. Картина Н. Бута «Между атаками» тоже изображает эпизод из военной жизни: в перерывах между атаками, в минуты затишья в окопе санитарка перевязывает раненого бойца. Картина привлекает ребят, дает богатый материал для создания игровых образов. В игре в морские учения Лена взяла на себя роль санитарки. Она очень заботливо и доброжелательно относилась к раненым, помогала поднимать их на корабль, перевязывала их раны. Командир постоянно наблюдал за ее работой, отдавал необходимые распоряжения: «Санитарка! Возьмите бинт у рулевого! Забинтуйте ногу матросу Любовскому!» Санитарка выполняла приказ, она передвигалась по «полю боя» низко нагнувшись, почти ползком. На сознание этого образа оказали также впечатления от литературных произведений о врачах и медсестрах. В дальнейшем в подобных играх медицинские сестры, санитарки и даже врачи стали выходить на «поле боя» и оказывать помощь раненым. Таким образом, герои картин помогают проникнуть в сущность создаваемого в игре образа, и выразительные средства его воплощения являются как бы эмоциональными проявлениями самого ребенка.
Воспитатель может использовать и такой эффективный прием углубления представлений о героях картины, как рассказы детей. При составлении рассказов ярко проявляются индивидуальные способности дошкольников, их умение понять содержание произведения живописи, почувствовать его настроение. Но сначала воспитатель сам составляет рассказ по картине, четко продумывая его схему: главное действующее лицо, основной эпизод, в котором герой участвует, в котором он действует. Изображенное на картине становится ядром рассказа, к которому придумываются завязка и окончание. К подобному приему приходится прибегать в тех случаях, когда дети плохо понимают ситуацию, представленную на картине. В группе демонстрировалась репродукция картины И. Бордачева «Подвиг», на которой изображена предельно драматическая ситуация: бесстрашный матрос отталкивает руками мину от борта корабля. Ярко передано физическое напряжение человека, остро ощущается опасность, грозящая матросу. Казалось бы, эта атмосфера героизма, риска должна восприниматься сразу, но дети не смогли самостоятельно осознать ситуацию, понять смысл действий матроса. Они решили, это «моряк тянет какой-то шар», «вытаскивает его на берег», «отталкивает шар от себя». В своем рассказе по этой картине воспитатель раскрыл значение героического поступка моряка; он предложил детям представить себе, как в мирное время по морю идет корабль, и вдруг впередсмотрящие замечают мину, оставшуюся с войны. Мина оказывается в непосредственной близости от судна. Она может взорваться. Кораблю угрожает опасность. Один отважный матрос
сам вызывается обезвредить мину. Ему удается оттолкнуть ее от корабля и взорвать далеко в море. После рассказа педагога дети говорили о том, какое впечатление произвели на них действия и внешний вид смелого матроса. Потом этот эпизод часто включался в игры на морские темы. Ребятам нравилось воспроизводить подвиги, поступки, связанные с проявлением бесстрашия, мужества, героизма. Иногда оказывалось сразу несколько моряков, каждый из которых совершал смелые, решительные действия. Вот эпизод из подобной игры. «Военный корабль» плывет в море на учения. Вдруг раздается крик: «Вижу мину за бортом!» Мину, которую заменяет мяч, начинают отталкивать два матроса: Сережа и Дима. Они стремительно прыгают за борт. Вдруг Сережа громко вскрикивает: «Бух!!»— и тут же поясняет: «Это у меня мина взорвалась вдали от корабля». Но взорвавшаяся мина ранила смелых матросов. Они сразу же опускаются на дно моря и лежат там неподвижно. Организуется спасательная команда, в составе которой и санитарка Зина. Спасатели поднимают героев на корабль, их лечат. Затем командир корабля прикрепляет Сереже на грудь значок. Естественно, что такие игровые образы имеют большое значение для нравственного воспитания детей. Одни произведения живописи вызывают горячее, живое обсуждение, к другим дети остаются равнодушными или ограничиваются простым, беглым рассматриванием. Если картина увлекла детей, вызвала определенные представления, то еще в процессе ее рассматривания распределяются основные роли в предполагаемой игре. Указывая, кого они хотят изображать, дети называют характерные признаки: «Вот этот, который с мечом и в железной форме, это я буду». «А ты Сережа — вон тот, красивый, молодой, у тебя бороды нет, одни усы». При этом дошкольники не ограничиваются определением только внешнего вида понравившегося им героя, они пытаются предположить, какими качествами эти люди могут быть наделены, и сразу же переносят их на себя: «Вот это — я. Я — смелый, у меня — медаль. Значит, я быстрее всех на коне прискакал». При распределении ролей дети пытаются предположить характер поступков персонажей, их последующие действия. Если ребенок не может создать игровой образ из-за отсутствия знаний о деятельности того или иного персонажа, ему помогут обобщающие беседы на темы: «Твоя любимая картина», «Твой любимый герой на картинах». Воспитатель может применять метод прямого предложения организовать игру по картине, и дети, начав с копирования сюжета, творчески развивают его. Иногда уже в процессе игры полезно напомнить ребятам о тех или иных картинах. Например, Дима соорудил из строительного материала лошадь и стал на ней «кататься» без определенной цели. «Я думала, что ты — богатырь»,— сказал воспитатель, этим самым напомнив мальчику о героях известной картины В. Васнецова. Игровые действия Димы изменились: он приготовил оружие, назвал себя Добрыней Никитичем, предложил товарищу стать Ильей Муромцем. Богатыри точили мечи, кормили лошадей, ходили в поход. Чтобы стимулировать воображение детей, можно предложить им придумать несколько различных сюжетов, используя содержание какой-либо картины. Например, «Аленушка» В. Васнецова ассоциировалась у ребят со сказкой, и они предложили много сюжетов, в которых комбинировались впечатления от разных сказок, но в центре была история девочки, заблудившейся в лесу. Демонстрация репродукций картин как сказочной, так и реалистической тематики своеобразно влияет на игровую деятельность детей, вызывает у них определенные ассоциации. Проиллюстрируем это положение на примере использования картин В. Васнецова. «Богатыри» Васнецова произвели большое впечатление на дошкольников, особенно на мальчиков. Они сразу развернули игру в Советскую Армию, были созданы сказочно-реальные образы воинов—командиров и солдат. Дети знали, что богатыри жили давно, но в своей игре подчеркивали, что наши солдаты тоже богатыри, они такие же сильные, храбрые, мужественные. Ребят поразила осанка героев, их развернутые плечи, сильные руки. Это отразилось на выразительности созданных образов. Картина В. Васнецова «Иван-царевич на сером волке» вызвала у детей прежде всего желание узнать, по мотивам какой сказки она нарисована, разбудила воспоминания об известном литературном произведении. Уже в процессе рассматривания дети вспоминали сказку, ссылались на нее, обсуждали действия персонажей. В данном случае литературное произведение служило только канвой, игра представляла собой калейдоскоп эпизодов и действующих лиц: здесь были серый волк, Иван-царевич, Василиса Прекрасная, Жар-птица, стража и т. д. Основное действие игры заключалось в многократном похищении царевны, в погоне за беглецами, в их борьбе со стражей.
Картина В. Васнецова «Аленушка» не напомнила детям никакого литературного произведения, и они развернули игру по содержанию самой репродукции, вообразив, что на ней изображена девочка, заблудившаяся в лесу. В определении сюжета игры, ролей, действий дети проявили творческое воображение. Потерявшаяся Аленушка спрашивала дорогу домой у болота, ласточек, нарисованных на картине. Ребята очень тонко подметили экспрессивную окраску образа героини, уловили ее грусть, одиночество, печаль. Художественно-графические произведения по-разному влияют на игровую деятельность детей. Одни вызывают желание сразу же развернуть игру по их сюжетам, другие подсказывают новые образы, эпизоды, которые как бы вплетаются в прежние игры, третьи помогают детям правильно передать внешний вид игровых образов.
Под влиянием картин становятся более выразительными позы, принимаемые детьми в той или иной игровой роли, их жесты, мимика, становится более разнообразным предметное оформление игры. Стремление добиться сходства настолько увлекает детей, что даже в ходе игры они могут несколько раз подойти к картине, чтобы проверить, правильно ли они изображают того или иного героя. В восприятии картин и в их отражении в игре ярко проявляется индивидуальность детей. Одни обращают внимание на детали костюма и стремятся только к их воспроизведению, другие передают отношения между героями, третьи — их чувства, четвертые — активные физические действия. Ребенок создает образ в зависимости от взятой на себя роли, но и здесь ярко сказываются особенности его личности и художественного воображения. Итак, книги и художественно-графические произведения обогащают игровое творчество детей. У них появляется устойчивый интерес к играм на определенные темы. Для создания игровой роли ребенок активизирует свою мысль, припоминая художественное произведение, его образы. Качественно новая информация, поступающая посредством знакомства с произведениями искусства, ее закрепление в игровой деятельности расширяет кругозор детей, обогащает знаниями о реальной деятельности. С помощью книг и картин можно добиться сознательного отношения детей к выбору роли, устойчивого, глубокого интереса к ней. Продолжительное пребывание в одной роли помогает ребенку лучше вникнуть в смысл изображаемого, достичь наиболее полного перевоплощения. Сознательное отношение к выбранной роли влияет на развитие творческого воображения ребенка. Оно становится более целенаправленным, богатым. В процессе создания игровых образов дети способны осуществлять многообразные творческие поиски, мобилизовать свои знания, впечатления, полученные из различных источников, в том числе и из книг и картин. От изображения отдельных действий, внешнего вида героя они переходят к передаче его чувств, характера и глубины отношений, общественного смысла деятельности. Произведения искусства оказывают влияние и на эстетическое воспитание детей. Знакомство с книгами и картинами сопровождается эмоциональными реакциями, устойчивым вниманием детей, у них возникает потребность в новых знаниях о людях, стремление познать их через художественные произведения. Это в свою очередь находит отражение в игре и проявляется в способности детей творчески перевоплощаться в создаваемый образ, пользуясь различными средствами.
Л. П. Бочкарева
Сборник статей "Воспитание детей в игре", сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик, М., 1983. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.