Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Детские игры >> Игры для самых маленьких >> Игры для мальчиков >> Игры для девочек >>

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ИГРОВОГО ЗАМЫСЛА


Советская педагогика и психология решают вопрос о детском творчестве, исходя из целей и задач коммунистического воспитания подрастающего поколения. Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.
Н. К. Крупская в речи на третьей конференции по дошкольному воспитанию (1926 г.) поставила вопрос о том, что уже в дошкольном возрасте надо формировать такие способности, которые требуются для подготовки «умелых работников» во всех областях труда. «...Если мы понаблюдаем, как развивается та или другая способность, то мы видим, что решающим является сплошь и рядом какое-нибудь переживание раннего детства» (1). Н. К. Крупская не раз указывала на необходимость всячески поощрять и развивать детское творчество.
Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л. С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы игры, возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд,— везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка» (2).
Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности. «Это подтверждается и тем, что все большее внимание дети начинают уделять идее, т. е. замыслу своего произведения. Конечно, ни дошкольник, ни даже школьник не пытается передать какую-то отвлеченную мысль в образной форме. Идейный замысел 6—7-летнего ребенка обычно исчерпывается сюжетом его рисунка, игры или рассказа» (3).
-------------------------------------
1. Крупская Н. К. Пед. соч. М., 1959, т. 6, с. 54—55.
2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956, с. 432—433.
3. Люблинская А. А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд. М., 1965, с. 234—235.
--------------------------------------
Первоначально замысел возникает в процессе деятельности. Ребенок начинает строить или рисовать без видимой цели, а затем в силу различных ассоциаций у него появляется желание построить машину, нарисовать дом. В дальнейшем задача ставится до начала игры или работы, действия ребенка начинают подчиняться замыслу, который вначале еще неустойчив и может меняться под влиянием случайных впечатлений.
Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле — выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя — развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.
Наличие творческого воображения в игровой деятельности доказывается и тем фактом, что обычно дети в одной сюжетной игре объединяют различные впечатления — комбинируют виденное в жизни с образами, взятыми из книг, постановок, фильмов. Способность использовать свои представления и знания имеет большое значение для умственного развития ребенка. Благодаря этому он начинает понимать связи, которые существуют между различными явлениями жизни, и правдиво изображать их. В то же время в играх, рисунках, рассказах события, действительно имевшие место в жизни, иногда сознательно изменяются. В этом проявляется стремление детей показать свое отношение к увиденному, а также подтверждается творческий характер деятельности дошкольников.
Разумеется, в творчестве детей еще не может быть осознанной идеи, но направленность интересов, свое отношение к жизни уже складывается.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога,— опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
Обучение играет огромную роль в «разумной творческой деятельности» ребенка. «Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков» (1). При правильном обучении творчество
----------------------------------------------
1. Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей. Дошкольное воспитание, 1965, № 5.
----------------------------------------------
детей достигает относительно высокого уровня. «Сознание играет ведущую роль в деятельности человека в целом, тем более в творческой, где требуется полет мысли, сила воображения, опирающегося на опыт и знания. Способность анализа, критического отношения к качеству своей работы, которые у ребенка нарастают, прокладывают путь к новым достижениям в этой области, дают перспективу для дальнейшего развития и укрепления творческих способностей ребенка» (1).
Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.
Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывают деятели искусства. К. С. Станиславский советовал актерам учиться у детей, игру которых всегда отличает вера и правда. Поэт П. Антокольский утверждал, что все дети обладают одаренностью в той или иной области искусства. «Детская одаренность проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенно развитом инстинкте подражания» (2).
Творческое воображение ребенка особенно ярко проявляется и развивается в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле. В различных возрастных группах творческая игра имеет определенный характер развития. В младшем возрасте (на втором и третьем году жизни), когда воображение ребенка еще недостаточно развито, организующим началом игр являются игрушки, различные материалы, а также подражание товарищам. Цель возникает в процессе игры и легко сменяется под воздействием различных впечатлений. Однако опыт некоторых воспитателей говорит о том, что уже на третьем году жизни детей можно научить ставить цели сначала в строительных играх, а затем и в играх с игрушками: сделать кроватку для куклы, уложить ее спать.
На четвертом году ребенок способен определить, во что он хочет играть, кем он будет. Но и в этом возрасте интерес к действию часто преобладает над устойчивостью цели.
Например, трехлетняя девочка надела на руку повязку с красным крестом: она медсестра, делает уколы. Но девочке так понравилось раздевать и одевать кукол, что она забыла о своих обязанностях.
При совместной игре возникает необходимость в более точном определении ее цели, в согласованности действий. Для детей младшего дошкольного возраста, которые часто не пони-
-------------------------------------------
1. Флёрина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 1961, с. 140. 2 Эстетическое воспитание в семье. М., 1963, с. 12.
----------------------------------------
мают друг друга и не всегда могут договориться между собой,— это очень трудная задача. Воспитатель должен помочь малышам сосредоточить все внимание на каком-либо едином замысле, для того чтобы развить его в определенный сюжет. Опыт показывает, что уже на пятом (а иногда и на четвертом) году жизни можно приучать детей не только обдуманно выбирать игру, ставить цель, но и распределять роли. Вначале перспектива игры короткая: например, устроить елку для кукол или отвезти их на дачу. Важно, чтобы воображение каждого ребенка было направлено на осуществление этого замысла.
Первоначально дети намечают лишь общую цель игры, сюжет ее развивается как импровизация, часто недостаточно стройная, нелогичная, с точки зрения взрослого человека. Под руководством воспитателя дети постепенно приучаются намечать общий ход игры, определять последовательность действий.
Развитие игрового замысла связано с общим умственным развитием ребенка. Дошкольники 5—7 лет проявляют большой интерес к различным трудовым профессиям. У них есть любимые герои, которым они стремятся подражать. Растущие познавательные интересы детей обогащают сюжеты их игр, делают более стойкими замыслы, которые иногда на длительное время завладевают их воображением. В педагогической литературе описано немало игр (в моряков, летчиков, космонавтов), которые продолжаются неделями, постепенно усложняясь и обогащаясь новыми темами.
Появление длительной игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Продолжительное пребывание в одной роли помогает детям глубже вникать в смысл изображаемого. Для длительных игр характерна не только плановость и согласованность действий, но и импровизация. В ходе развития сюжета возникают новые идеи, новые образы.
Так, во время многодневного «морского путешествия» то один, то другой ребенок придумывал интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и поднимали затонувший корабль, в жарких странах ловили обезьян и отвозили их в зоопарк.
Развитие творческого воображения проявляется и в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатление, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок. В дальнейшем (на четвертом и пятом году жизни) включение новых событий, ролей в прежние любимые игры становится делом обычным. Например, на протяжении года детей знакомят с работой повара, монтера, водителя городского транспорта и с другими профессиями. Эти виды труда ребята будут отражать в различных играх — в семью, в детский сад: они будут чинить электропроводку, готовить обед и завтрак, в троллейбусе и автобусе возить кукол на экскурсию. Четырехлетние малыши вводят в свои игры эпизоды из показанных и рассказанных сказок. Например, «воспитательница» пошла с детьми-куклами в лес гулять, и там они встретились с тремя медведями.
Старшие дошкольники смелее и разнообразнее комбинируют в игре свои знания, почерпнутые из наблюдений, книг и рассказов взрослых. Как и малыши, они отражают в любимых играх новые впечатления, но пользуются своими знаниями и наблюдениями более сознательно.
Особый характер приобретает замысел в играх-драматизациях, которые отличаются от обычной творческой игры тем, что создаются по готовому сюжету, взятому из книги. План игры и последовательность действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание событиям из жизни: требуется хорошо понять и прочувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения. Игры-драматизации помогают дошкольникам глубже понять идею книги, почувствовать ее художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений.
Сказки и рассказы по-разному отражаются в играх детей разных возрастов. Малыши обычно воспроизводят лишь отдельные эпизоды. С возрастом дети начинают передавать сказку целиком, иногда внося в нее изменения, используя при этом свой жизненный опыт. У дошкольников 6—7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом заключается сложность и новизна игры-драматизации, она является как бы переходом к драматическому .искусству, разумеется, еще в зачаточной форме (1).
Маленькие дети тоже иногда играют в театр или кино и приглашают посмотреть взрослых или своих сверстников. Но зрители им нужны только как принадлежность театра; малыши нисколько не заботятся о том, понятно ли и интересно зрителям то, что они показывают.
У старших ребят появляется иное отношение к спектаклю. Они стараются глубже передать образ героя и показать свое отношение к нему. Иногда дети поражают выразительностью мимики, жеста, слова.
При подготовке к постановке сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» ребятам несколько раз читали текст, с ними обсуждали образы героев, декорации, костюмы. Дети сами распределили роли, причем подошли к этому по-деловому и серьезно. Они хорошо поняли идею сказки и самостоятельно находили средства для ее выражения.
Злая мачеха прогоняет падчерицу в лес. Девочка с неподдельной грустью
------------------------------------
1. См.: Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания.— В сб.: Вопросы художественного воспитания. М., 1947.
----------------------------------------------
и страхом на лице берет свое пальтишко и медленно надевает его, долго застегивая пуговицы. Никто не учил ее этому, у нее получилось все непосредственно и искренне. Малыши, которые смотрели спектакль, притихли и с сочувствием следили за ней.
Таким образом, в играх дошкольников замысел получает значительное развитие — от случайно, по ассоциации возникающей цели до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств.
В игре дети часто проявляют эмоции, которые в жизни еще недоступны им. Испытывает ли ребенок эти чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование его морального облика?
Практика многих детских садов подтверждает правильность мысли о важности игры в воспитании чувств. Ребенок отличает игру от действительности, недаром в лексиконе всех дошкольников есть слова как будто, понарошку и по правде. Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренние. Ребенок не фальшивит, не притворяется: «мама» по-настоящему любит свою дочку-куклу, «летчик» серьезно озабочен тем, как лучше посадить самолет на льдину.
С развитием и усложнением игрового замысла чувства детей становятся более осознанными, глубокими. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Например, подражая космонавтам, он передает свое восхищение ими, мечту стать таким же, а при этом возникает ответственность за порученное дело, радость и гордость за его успешное выполнение.
И. М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка (1). Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки.
Входя в роль, ребенок старается подражать поступкам, манерам, речи своего героя. Игровые действия детей всегда реальны: «мама» из ложечки поит больную дочку-куклу молоком. И ложка, и молоко — воображаемые, но действия девочки настолько выразительны, что зритель как будто видит эту ложку, которую она осторожно подносит к губам куклы-дочки. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Все, о чем говорилось выше,— развитие целенаправленности, способности комбинирования — связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи (2).
Вначале ребенок словом только обозначает свои действия, таким образом осмысливая их. Затем он пользуется словом, чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. «Шофер» как будто неподвижно сидит в машине, но прислушайтесь к его словам: он объезжает площадь, спускается в туннель, останавливается по знаку светофора. В старшем дошкольном возрасте иногда целые игровые эпизоды создаются с помощью слова: так, «водолаз», вернувшись на корабль с морского дна, рассказывает, что он там видел.
Особенно велика роль слова в так называемых режиссерских играх, где действующие лица — куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова,
--------------------------------------------
1. См.: Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга.— Избр. произв. М., 1953, с. 106.
2. См.: Выготская Г. Л. Особенности сюжетно-ролевых игр глухих детей.— В сб.: Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.
---------------------------------------
сдерживать свои движения. Поэтому режиссерские игры наблюдаются преимущественно в старшем дошкольном возрасте.
Для осуществления замысла ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нет нужных игрушек, дети заменяют их другими и наделяют воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства.
Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры, как мы уже писали,— все большая связь ее с трудом. Задача воспитателя — поддержать это стремление ребенка к самостоятельному изготовлению игрушек, помочь ему в этом.
Таким образом, игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.


Д. Б. Менджерицкая

Сборник статей "Воспитание детей в игре", сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик, М., 1983.

OCR Detskiysad.Ru




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +