На занятиях детей обучают конструированию, в играх же происходит углубление интереса к сооружению построек.
Игра раскрывает перед ребенком практическую целесообразность конструирования, в ней закрепляются умения и навыки, приобретенные на занятиях. Но игра в то же время ставит перед детьми новые конструктивные задачи, требующие проявления инициативы и изобретательности. Чем шире кругозор детей, чем больше у них сведений об окружающей жизни, тем богаче их конструктивные замыслы, тем более высокие требования они предъявляют к своим постройкам. Например, на занятиях дети научились строить пароход, передавая лишь основные его признаки. А в игре им понадобились и большие и маленькие пароходы, и пассажирские и грузовые. Пришлось думать, как знакомый образец парохода изменить в соответствии с новым замыслом. То же самое произошло и в другой игре. Дети умели строить «просто вокзал», а в игре им понадобился Курский вокзал. Знакомую конструкцию дети перестроили в нужную им. Интерес к постройке, возникший в ходе игры, мобилизует умственные способности ребенка, и конструкции, созданные им, часто бывают значительно сложнее выполняемых на занятии.
На занятиях воспитатель показывает детям лишь наиболее типичные приемы работы, не углубляясь в различные варианты. В игре же строительство представляет собой динамический процесс: одну и ту же постройку дети совершенствуют, перестраивают, дополняют различными деталями на протяжении многих дней. Зоопарк, например, дети построили в два дня, а потом в течение нескольких дней совершенствовали его конструкцию. При этом постройки детей оказывались значительно сложнее тех, которые им были даны на занятиях. Конечно, все это происходит при условии внимательного руководства воспитателя, направляющего инициативу и творчество детей. На занятиях каждый ребенок может проявить свою индивидуальность только в рамках тех задач, которые перед ним ставятся; в игре же ребенок сам выбирает тему стройки, сам придумывает конструкции, самостоятельно решает конструктивные задачи. Поэтому в играх наиболее полно раскрываются индивидуальные особенности ребенка, выявляются его интересы и склонности, знания и представления. Отражая одну и ту же тему, например труд взрослых, дошкольники создают различные игры, наиболее близкие каждому из них. Так, несколько мальчиков строят железнодорожный вокзал, электропоезда с пассажирами и грузами, а другие — аэродром, на который будут прибывать со всех концов Советского Союза делегаты на съезд.
Руководство воспитателя играми должно быть направлено на развитие их содержания, на организацию детского коллектива, на установление правильных взаимоотношений между детьми. Воспитатель может оказывать детям и непосредственную помощь в осуществлении конструктивных замыслов: показывать иногда отдельным детям или небольшим группам играющих некоторые новые приемы конструирования, если они необходимы для успешного выполнения постройки. Участвуя в играх детей, воспитатель не подавляет их инициативы, а оказывает помощь в преодолении затруднений. Для закрепления умений, полученных детьми на занятиях, и развития их конструктивного творчества в игре можно пользоваться различными приемами. После каждого занятия в младших и средней группах детям в часы игр предоставляется возможность играть с теми деталями, из которых они делали постройки на занятии. Воспитатель не ограничивает детей в материале, но следит за тем, чтобы они аккуратно обращались с ним, а по окончании игр убирали его на постоянное место. Очень важно, чтобы воспитатель принимал непосредственное участие в играх малышей. Несмотря на то что на занятиях воспитатель показывал им, как делать постройки, занимаясь со строительным материалом самостоятельно, они первое время часто не ставят перед собой цель что-нибудь построить, а просто укладывают одну деталь к другой. Воспитатель может напомнить детям, что они строили на занятиях, как интересно играли со своими постройками и игрушками, либо повторить постройку и посоветовать детям сделать такую же. Если дети играют, то предложение построить что-либо не должно отвлекать их от игры, а должно помочь развивать ее. Можно посоветовать детям построить именно то, что необходимо для их игры. Детей, не интересующихся играми со строительным материалом, можно привлечь каким-нибудь несложным поручением. Например, после того как дети научились на занятии строить забор, воспитательница в часы игр строит дом, а затем просит детей из кирпичиков построить вместе с ней забор для садика. Когда забор будет готов, можно подчеркнуть, что он получился очень красивый. Затем игра продолжается. После такого предложения воспитательницы дети, до этого не принимавшие участия в игре, активно включаются в нее, причем предлагают такие конструкции, которых не строили на занятии......
Для ребенка направляющее руководство воспитателя очень важно. Иногда удачная постройка получается у него случайно. Необходимо отметить эту удачу. Без побуждения со стороны воспитателя это достижение может остаться незамеченным. Тем детям, которые научились хорошо строить какой-нибудь предмет и не находят новой темы, следует предложить построить какой-либо другой предмет, близкий по конструкции к первому: «Хороший ты, Ваня, стул сделал для куколки, а теперь сделай ей кроватку (или диван)». Подсказанная воспитателем новая тема помогает сделать приобретенные умения более гибкими. Можно активно включаться в игры детей младшей и средней групп, чтобы поставить перед ними новые несложные задачи: построить домик матрешке или кроватку кукле, с которыми они играют. Чтобы сделать игры более содержательными и интересными, можно предлагать иногда отдельным детям новую тему стройки в пределах тех умений, которыми они владеют.......
Большой интерес проявляют дети младшей и средней групп к сюжетным постройкам (двор, улица и др.), выполненным воспитательницей. В средней группе, например, после того как дети научатся на заня таи строить двухэтажный дом, воспитательница в строительном уголке сама строит двухэтажный домик с двориком обнесенным забором. Во дворе она ставит деревья, скамеечки или строит горку для кукол, стол, с двух сторон которого ставит стулья; можно поместить в домике и во дворе матрешек, кукол или домашних животных. Конструкция домика, забора с воротами может быть несколько иная, чем на занятии, более сложная.
Когда дети, например, знакомятся с детским садом и его участком, воспитательница сооружает в строительном уголке детский сад и объясняет детям, что она построила. Просит постройку не разрушать и предлагает желающим поиграть с ней. Дети обычно охотно откликаются на это предложение. Матрешки быстро превращаются в детей, которых мамы приводят в детский сад, где они играют, рисуют, гуляют.
Когда дети ознакомятся с ближайшим окружением детского сада, узнают, что по улице ходят трамваи, автомобили, которые перевозят людей, грузы и т. д., накопят представления о домашних животных, они учатся строить домики, некоторые виды транспорта. Затем воспитательница может построить улицу. Она говорит детям, что построила улицу. Дети, рассматривая сооружения, называют отдельные постройки: дома, в которых живут люди, магазины, около домов видят домашних животных, птиц, на улице — трамваи, автомобили. Эти постройки воспитателя предназначены не для повторения детьми, а для обогащения их представлений о том, как по-разному можно использовать строительный материал для одной и той же постройки, для знакомства с другими вариантами украшения ворот, забора, домика. Постройки эти следует рассмотреть со всеми детьми, обратить их внимание на конструкцию, на различное использование деталей, на арку ворот; нужно объяснить, что арка делает ворота выше, украшает их. С этими постройками воспитательница предлагает детям поиграть, а затем они разбирают их. Иногда такие постройки воспитатель делает заранее, иногда в присутствии детей. Наблюдая за работой воспитателя, дети сами затем включаются в процесс стройки. Воспитатель привлекает детей к постройке предметов, необходимых по содержанию игры. Например, для трамвая дети прокладывают рельсы, около домика делают садик. Если постройки воспитателя сложны и не рассчитаны на воспроизведение детьми, они используют элементы их
в своих сооружениях или продолжают достраивать постройку, подражая работе воспитателя. Опыт показывает, что положительное влияние на воспитание интереса к строительным играм и на развитие конструктивных способностей детей младших и средней групп оказывает и такой прием, как предложение поиграть со строительным материалом. В таких играх создаются благоприятные условия для проявления индивидуальных возможностей детей и развития интереса к строительству; их следует практиковать тогда, когда дети приобретут уже некоторый опыт в конструировании из строительного материала. В таких играх интерес к конструированию возникает прежде всего благодаря вниманию воспитателя к детским работам: одних он поощряет за успех и серьезное отношение к строительству, другим помогает перейти от простого манипулирования материалами к созданию знакомых предметов, отдельным детям показывает, как можно построить нужную для игры конструкцию.......
В процессе самостоятельных игр со строительным материалом у детей часто возникает необходимость в таких игрушках, которых нет в группе. Желательно, чтобы воспитательница сделала их сама из бумаги, бросового материала, глины, пластилина. Малыши с удовольствием наблюдают, как воспитательница мастерит такие игрушки, помогают ей и тут же обсуждают, как они будут играть. Хорошо использовать игрушки, которые делают на занятиях по конструированию дети подготовительной группы. Положительное воздействие на конструктивные интересы детей оказывает общение младших со старшими. Малыши любят рассматривать постройки старших детей. Надо предоставлять им эту возможность, особенно когда постройки старших по содержанию близкий понятны малышам. Интерес малышей служит поощрением для старших. Большой интерес, например, вызвал у младших детей зоопарк, построенный детьми подготовительной группы. Малыши имели некоторое представление о зоопарке, так как многие из них уже побывали там с родителями. Старшие дети, показывая малышам свое сооружение, рассказывали, где какие звери живут, какие у них клетки и т. д. Это посещение привело к тому, что малыши тоже стали строить клетки для зверей, называя свои постройки зоопарком. Систематическое руководство воспитателя необходимо и в старшей и в подготовительной группе. Желательно, чтобы воспитатель иногда принимал активное участие и в строительных играх детей старшей и подготовительной групп. Включаться в игру нужно так, чтобы не изменить ее содержания, не навязывать новой темы, а вместе с детьми сооружать постройки, необходимые им для игры. Советом, наводящим вопросом воспитатель напоминает, как определить размер постройки, наметить интересные объекты, более точно воспроизвести виденное, правильно распределить обязанности. Постройки воспитателя представляют интерес и для детей этих групп, обогащая их творческие замыслы, давая детям возможность более смело проявлять свою инициативу, вооружая их новыми конструктивными умениями, побуждая к объединению в игре. Живое участие воспитательницы в строительных играх, сооружение интересных построек создают особую близость в ее взаимоотношениях с детьми. Пример воспитательницы увлекает детей, они с большим вниманием относятся к ее замечаниям. Дети подготовительной группы, которые весьма критически оценивают результаты своей работы, но не всегда могут преодолеть встречающиеся у них затруднения, зная, что воспитательница готова оказать им помощь, сами обращаются к ней с вопросами, если испытывают трудности в их разрешении......
У детей бывает потребность поиграть в одиночку. В индивидуальных строительных играх дети часто увлекаются не столько сюжетом игры, сколько конструированием. Для таких игр следует создавать условия: они полезны тем, что ребенок самостоятельно решает конструктивные задачи, ярко проявляя свою индивидуальность. Особенно ценны индивидуальные строительные игры для детей застенчивых, нерешительных, так как дают им возможность пробовать свои силы, видеть свои достижения, помогают приобрести уверенность. Дети получают возможность заняться любимым делом. Индивидуальные игры привлекают к себе внимание других детей, которые наблюдают за работой. Они угадывают, что строится, что будет играющий делать дальше, высказывают свое мнение о том, как лучше строить, какие детали следует взять. Индивидуальные игры со строительным материалом не противопоставляются коллективным. Они дополняют друг друга. Дети, любящие играть в коллективе, одновременно увлекаются и индивидуальной стройкой.
Как уже упоминалось выше, характерной особенностью строительства в игре является объединение нескольких детей. При этом не только деятельность каждого ребенка подчиняется общей цели игры, но и самый процесс создания постройки по преимуществу выполняется детьми совместно. Так, например, дети строят для своих игр пароход, зоопарк, детский сад, театр и т. д. Коллективные игры представляют некоторые трудности для воспитателя. Ведь не всякая совместная работа детей может считаться коллективной. «Коллективной работой называется такая работа, которая имеет общую цель. Но достижение этой общей цели обычно допускает и даже требует определенного, обычно очень сложного разделения труда» . У детей есть общая цель: они строят пароход, самолет, театр, чтобы затем изображать нужные им события в игре. Но важно, чтобы в процессе достижения этой цели все дети принимали активное участие в конструировании.....
На взаимоотношениях детей в процессе стройки сказываются также некоторые особенности характеров детей. Застенчивые, нерешительные, неуверенные в себе дети не решаются высказывать свое мнение, а тем более отстаивать его. Наоборот, дети самоуверенные решительно принимаются за стройку, смело рассказывают о своих планах, проявляют настойчивость в исполнении их. Если воспитатель не руководит взаимоотношениями детей, эти черты характера закрепляются и интерес к строительным играм у малоактивных детей снижается. Задача воспитателя заключается в том, чтобы организовать взаимоотношения детей на основе активного участия каждого ребенка в создании и осуществлении строительного замысла, не допускать такой совместной работы, когда одни строят, а другие лишь помогают. Правильные взаимоотношения детей складываются прежде всего на занятиях, где все дети учатся самостоятельно строить, все овладевают определенным объемом строительных умений и навыков. Кроме того, на занятиях дети не только строят индивидуально, но и учатся работать вместе с товарищами. Уже в младших группах дети приучаются уважать работу других, вместе играть с постройками, выполненными на занятиях. Овладевая умениями, ребенок одновременно приобретает веру в свои силы, начинает проявлять активность в создании и осуществлении строительного замысла, самостоятельность и инициативу в совместной работе. Многие дети, ранее не принимавшие участия в стройке, под влиянием занятий становятся активными участниками ее, а их индивидуальные особенности приобретают новые черты, характеризующиеся способностью к творчеству. Таким образом, полученные умения и опыт положительно влияют на взаимоотношения детей при сооружении построек. Наличие у детей соответствующих строительных умений является общим и основным условием для воспитания правильных взаимоотношений в работе во всех группах. Какие же приемы следует использовать, чтобы выработать у детей умение дружно, согласованно работать, не подавляя инициативы друг друга не только на занятиях, но и в самостоятельных играх? В разных возрастных группах этот вопрос решается в соответствии с возможностями детей. В раннем возрасте, в младших и даже средней группах вначале необходимо объединять детей не столько для совместного выполнения постройки, сколько для игры с уже готовыми постройками, при этом не только на занятиях, но и в самостоятельных играх. Такие первые совместные игры с постройками очень несложны. Воспитательница с этой целью использует разные приемы: показывает, как можно интересно играть с готовыми постройками, или сама создает постройки, которые затем являются объединяющим началом для игр. Необходимо также поощрять попытки самих детей к объединению при сооружении построек в игре и оказывать им в этом постоянную помощь. Важно дать правильное направление детской деятельности главным образом в момент организации игры, помочь распределить обязанности так, чтобы у каждого была работа, чтобы никто никому не мешал. Детям нужно помочь определить, кто что будет строить, помочь понять, что каждый строит самостоятельно, но все они занимаются общим делом и играть будут вместе. Необходимость в объединении в процессе игры может возникнуть раньше, чем воспитательница познакомит детей с совместной стройкой на занятиях. В этом случае детям нужно подсказать правильное решение возникших
вопросов.....
Воспитателю необходимо внимательно наблюдать за тем, как выполняют дети установленные правила, напоминать о них. При совместной стройке важно, чтобы каждому была ясна его часть работы. Если такой подход к работе усвоен и практически осуществляется, он приобретает силу привычки и относительно прочно устанавливается во всех видах детской деятельности. Так, например, дети самостоятельно перенесли усвоенный принцип распределения работы на игры с песком. Дети объединялись в группы по двенадцати-четырнадцати человек и воздвигали довольно сложные сооружения: школу, детский сад, музей, жилой дом, парк с клумбами, памятниками, с аллеями, пожарную каланчу, трамвайный и автобусный парки, Москву-реку, через которую был перекинут мост. При этом ни у кого из детей не наблюдалось стремления взять только на себя функции строителя, а других заставить выполнять чужие замыслы: все участвовали в создании построек, у всех был объект работы — один сооружал мост, другой — реку, третий — речной вокзал, некоторые постройки дети выполняли вдвоем. И хоть объектов было много, они вплетались в общий сюжет игры. Как видим, строительные игры помогают переносить принцип дружной совместной работы на большие коллективы детей и на другие виды совместной деятельности. Формирование строительного творчества в игре происходит тем успешнее, чем сильнее проявляется интерес к созданию и сохранению построек. Взгляды некоторых педагогов, признававших вполне закономерным в младшем дошкольном возрасте стремление к разрушению своих построек, нам представляются неправильными. Мы считаем, что разрушительные наклонности у детей являются результатом слабой педагогической работы. Ребенок увлекается разрушением тогда, когда интерес к конструктивной деятельности не получил достаточного развития. Предоставленный самому себе, ребенок идет по наиболее легкому пути: разрушать легче, чем создавать, тем более что вследствие неумения детей строить постройки очень быстро сами начинают разрушаться. Первое время это вызывает у детей удивление, потом они и сами начинают их разрушать. Если познавательная активность детей не направляется воспитателем, очень скоро такие поступки могут перейти в отрицательную привычку. Стремление к разрушению может и не появиться, если с первых же попыток строить у детей воспитывается интерес к результату, к тому, чтобы создать определенное сооружение, причем выполнить его как можно лучше. При этих условиях уже с самого начала ребенок проявляет интерес к созиданию. Воспитанию этого интереса способствуют все приемы, используемые для обучения детей конструированию на занятиях. Положительно влияет поощрение воспитателем удачно выполненных готовых построек. Интерес детей к созиданию стимулируется привлечением их внимания к получившимся постройкам, поощрением попыток построить что-то новое, побуждением к повторению удачных сооружений, предложением ребенку новой темы, если он освоил прежнюю. Дети прислушиваются к замечаниям воспитателя, радуются своим успехам: «И у меня такой домик!», «Вот какая у меня кроватка получилась!», «Вот смотрите — диванчик». Дети начинают задавать определенные вопросы: «А у меня хорошо?», «Так у меня?» и т. д. Получившиеся постройки оберегаются детьми, так как перспектива игры с ними становится заманчивой, к тому же детей привлекает поощрительная оценка воспитателя.
Положительно сказывается также введение такого правила: разбирать постройки, начиная сверху, по окончании занятия или игры, а не разрушать их, аккуратно укладывать материал на место......
В условиях, когда дети обучаются конструированию из строительного материала в соответствии с требованиями программы детского сада и их строительными играми воспитатель систематически руководит, характер строительной деятельности каждого ребенка сохраняет также и индивидуальные черты. У некоторых детей проявляется особый интерес к конструированию. И строят они лучше других. Такие дети имеют полное право называться лучшими строителями: у них наиболее богатые конструктивные замыслы, их постройки обычно самые интересные в группе. При правильном руководстве строительной деятельностью из числа детей, которых считают пассивными, могут выделиться дети с относительно богатой творческой фантазией. Причем нельзя сказать, что этот переход совершается всегда долго и трудно. Предоставленная каждому ребенку возможность испробовать свои силы, приобрести необходимые умения и навыки оказывается важным условием, способствующим изменению отношения к работе, появлению необходимой уверенности в себе. Дети становятся смелее в осуществлении своих замыслов, настойчивее в преодолении препятствий.
З.В.Лиштван, "Игры и занятия со строительным материалом в детском саду", М., 1971 г. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.