ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ
Занятия строго обучающего типа не создают должных условий для свободной деятельности с предметами и игрушками, что может отрицательно сказываться на развитии игры, воображения. Эффективность занятий по формированию предметных действий повышается, если они будут учить детей не только общепринятому употреблению предметов, но и исследовательскому отношению к ним, вооружать ребенка приемами ориентировочной деятельности. В этой связи целесообразно варьировать некоторые занятия, описанные в предыдущих главах. Эти занятия сначала надо проводить в строгом соответствии с программой и изложенными выше методическими указаниями, но затем показывать детям новое, игровое применение предмета, побуждая ребенка к поиску своих вариантов. Если научить ребенка по-разному использовать предметы, рассматривать их на разном фоне, соединять с другими, малыш начинает играть самостоятельно, ему интересно, он от самых простых обыденных вещей получает новые впечатления. Шнурок от ботинка положит на стульчик, повесит на спинку; завяжет, положит себе на плечо, намотает на руку, повесит на палочку... А вставив палочку со шнурком в замочную скважину, ликует, зовет всех посмотреть на свое «изобретение».
Что в этих случаях создает новизну впечатлений? — Фон, на котором воспринимается предмет (то на стуле, то на плече, то на руке); движения игрушки (то висит, то качается, то полетела в броске); кожно-мускульные ощущения малыша (то игрушка в руках, то на плече и т. п.). Нормально развивающийся ребенок живет этими впечатлениями. И радость его от необычных манипуляций с знакомыми предметами не меньше, чем от новой игрушки. При этом другие дети в группе как свидетели успехов ребенка становятся его друзьями, подражают и сопереживают ему. Снижаются конфликты между детьми. Ориентировочно-исследовательская деятельность не только создает малышу эмоциональный комфорт и способствует возникновению дружеской атмосферы в группе. Она складывается как определенная позиция ребенка в отношении к окружающему: поиск новых впечатлений, приемов в действиях с предметами. Дети переносят известный предмет в новые и новые условия, соответственно изменяя собственные действия: ставят, отходят и смотрят издали, съезжают следом за ним с горки и т. п. Следует научить ребенка разнообразным действиям с одними и теми же, достаточно простыми предметами, показать, как использовать их в разных ситуациях, извлекая при этом новые впечатления. Особое внимание воспитателю следует уделять концовке занятия. Освоив действие, ребенок не хочет расставаться с интересными предметами. Когда приходит заниматься следующая подгруппа, предыдущая пытается находиться рядом. Поэтому в конце занятия педагог должен организовать такие действия, которые заставят ребенка отойти от стола (скатывать шарики с горки и съезжать за ними, прикладывать погоны из кирпичиков к плечам и подходить к зеркалу и т. д.). Такой «вынос» действий с предметами в повседневную бытовую деятельность полезен во многих отношениях: ребенок получает возможность подвигаться, развить самостоятельную игру; создается мажорный эмоциональный заряд на длительное время. Большой эмоциональный подъем и двигательную активность детей на занятиях необходимо использовать также в целях развития речи. В процессе занятий воспитателю надо следить за тем, чтобы каждое действие сопровождалось речью, эмоционально произнесенным словом («Догоню-догоню! Ах ты какой, шарик! Ап, поймали!» И т.д.). Педагог комментирует не только свои действия, но и действия детей, побуждая каждого малыша повторять за ним слова и звукосочетания. Постепенно речь становится для ребенка опорой понимания переносного, игрового значения предмета. Не повторяя указаний к первому основному варианту занятий, разберем дополнительные варианты, сохраняя последовательность, принятую в предыдущих главах. Цель данных занятий: показать детям многообразие способов применения предмета, приемы выявления его новых свойств; развивать речь и воображение.
«Катание с лотка цветных шариков». 1. Повторив с детьми приемы скатывания шариков с лотка, воспитательница предлагает им (дав образец) скатывать шарики со стола в корзинку («складываем арбузы»); в чашку с водой («уточки плавают»); катить по цветной бумажной ленте («колобок на дорожке»). В конце занятия все подходят к горке, дети по очереди скатывают с нее шарики и съезжают сами.
2. Повторив варианты скатывания, дети играют шариками: прячут шарики в кулачке, в кармане, «разбивают яичко», «собирают в вазочку конфеты», кладут в свернутый в трубочку лист бумаги («куколка»). В конце занятия они выходят на середину комнаты и все вместе подбрасывают шарики вверх. Названия действиям и предметам дает воспитательница, детям она предлагает повторять за ней звукосочетания и отдельные слова (ку-ку, тук-тук, догоню-догоню, ах, вкусно, ура! утя и др.). «Нанизывание колец на стержень». 1. Воспитательница повторяет с детьми нанизывание колец на стержень, добивается, чтобы каждый смог проделать эту операцию. Затем, держа горизонтально палочку, предлагает детям поочередно надеть на нее их кольца. Оказывает помощь тем, кто в этом нуждается. Показывает, как надеть кольцо на палец, на руку и поднять руку. В конце занятия дети надевают свои кольца на руль велосипеда и покачивают их. 2. С детьми повторяют элементы предыдущих занятий; затем показывают другие свойства кольца: надеть на голову («венок»), посмотреть через него («окошечко»), приложить к глазам («очки»), к ушам («сережки»), покатать («колесо»), черпать как из тарелки. Детей постарше побуждают произносить слова: колечко, на руку, на головку, сними, надень, все, есть и др. Если дети увлеклись и занятие затягивается, следует часть игровых приемов показать после его окончания.
«Постройка башенки из кубиков». 1. Воспитательница предлагает детям повторно построить башенку, помогает класть кубики ровно. На башенку сажают игрушку — петушка, птичку, имитируют их пение. Кладут на башенку боком бумажный конус. Затем каждый ребенок строит свою башенку рядом с товарищами. Воспитательница подравнивает их, накрывает согнутым листком бумаги («дом»). 2. Повторив постройку башенки, детям показывают варианты игрового использования кубиков. Сажают на кубик куклу («стульчик»); выстраивают кубики один за другим и толкают их («ту-ту — паровоз»), возят кубик («би-би — машина»); мылят кубиком куклу («куп-куп!»). Детям постарше дают по 5—6 кубиков. В этом случае постройка башенки требует более точных движений, более тщательного выравнивания сторон. Толкать поезд также сложнее, если «вагонов» больше. Воспитательница побуждает детей произносить слова кубик, кубики, лампочка, паровоз. Варианты занятий с втулочками. 1. С детьми повторяют вкладывание втулочек в отверстия столиков. Затем воспитательница берет прозрачную трубочку (оборудование для занятий орудийными действиями) и показывает, как вставлять втулочки в оба ее конца, предлагает рассмотреть втулочки через стенки трубки. Дети пробуют повторить ее действия. (Если нет стеклянных трубочек, можно использовать листы плотной бумаги.) Затем воспитательница продевает втулочки в петли своего халата, дети вставляют их в карманчики одежды. 2. На третьем занятии каждый ребенок получает в свое распоряжение втулочки, куколку и шарик. После того как втулочки будут вставлены ровными рядками, куколка ходит по дорожке. Далее ребенок вынимает втулочки через одну — куколка прыгает по камушкам. Воспитательница берет небольшой автомобиль, вкладывает внутрь втулочку, с помощью кусочка ваты закрепляет ее на месте шофера («Би-би, поехали!»). Если имеется игрушечный автобус с открытыми окнами, дети вставляют свои втулочки в окна («Поехали кататься!»). Детей побуждают повторить звукоподражания: ку-ку, би-би, прыг-прыг, ля-ля, топ-топ. Варианты занятия с открывающимися коробками, бочонками. 1. С детьми повторно открывают коробки (бочонки) («Что там есть? — Вот что!»). Обыгрывают, как маленькая коробка прячется в большую («ку-ку!»). Закрывают коробку, затем открывают («Вот она!»). 2. Повторив с детьми способы открывания и закрывания коробки, воспитательница организует игру в домики: коробки кладут так, чтобы отверстие стало дверью. В большую коробку помещают крупную куклу, в маленькую — поменьше. Из крышек устраивают бассейн, туда пускают уточек. Из большой крышки ребенок делает шляпу себе, из маленькой — кукле. Детей побуждают называть действия и предметы (ку-ку; ап!; вот она!; утя; шапка; ляля). Варианты игры с занимательной коробкой. 1. Детям напоминают, как вкладывать в отверстия шар и кубик, кольцо и квадрат. Затем проводится игра в «догонялки». Кольцо убегает через свое отверстие, а квадратик через свое догоняет его («Поймал-поймал!»), далее прячется кубик, а шарик его догоняет (фигуры следует называть словами). 2. Повторив с детьми приемы подбора предмета по форме отверстия, можно обыграть форму как свойство предмета: поставить кружки на ребро, прислонить к коробке («тарелки сушатся»); воспитательница половником из игрушечного набора наливает суп в эти тарелки, раздает детям ложки, и они едят. На последующих занятиях и в самостоятельной деятельности можно обыграть квадратики как платочки (если они гибкие) или как часы (если не гнутся). Коробку можно использовать как домик для матрешки: квадратное отверстие — дверь, в него входят, круглое — окно, из него выглядывают. Кубик превращают в стол, на него складывают кружки — оладьи, дети пробуют. Два квадратика соединяют углом на кубике — домик с крышей. На кубик кладется кружок-ваза. Воспитательница побуждает детей называть действия и предметы (догоню-догоню, шарик, кубик, суп, ах, вкусно, топ-топ, ляля, вот она!). Варианты занятий с кубиками разной величины. 1. Воспитательница повторяет с детьми постройку башенки, накладывай маленький кубик на большой. Затем, сдвинув меньший кубик к одной грани большого, показывает, как кукла шагает по ступенькам. Выкладывает ряд кубиков на полоске бумаги и, потянув за полоску, говорит, что большая машина везет маленькую. 2. Повторив постройку башенки и лесенки, сажают куклу на маленький кубик перед большим («стул и стол»), покрывают кубик согнутым кусочком бумаги («домик» большой — для куклы, маленький — для собачки).
Старшим детям даются 3 кубика разных размеров: больший — домик, средний — гараж, маленький — конура для собаки; меньший кубик прячется за большой («ку-ку»), а средний по размеру отыскивает его («Вот он!»). Кубики выкладываются друг за другом на полоске бумаги («паровоз везет вагоны»). Детей побуждают сопровождать свои действия речью (топ-топ, ляля, би-би, тянем, садись, ав-ав, собачка, ту-туу, паровоз, большой, маленький, еще меньше). Варианты занятий с башенками из колец разного размера. 1. С детьми снова сравнивают кольца по размеру, нанизывают вначале большое колечко, потом меньшее и самое маленькое (размер называет воспитательница, но так, чтобы вызывать у детей желание повторить слова большой, маленький). Строят башню — елочку. Воспитательница кладет на стол кусочки серпантина и конфетти, мокрую тряпочку. Показывает, как, смочив бумагу, можно прикрепить ее к башенке — «украсить елку». Под руководством взрослого дети снова строят башенки, но теперь сдвигают их к центру стола, ставят между ними кирпичики или кубики («дворец»). Воспитательница показывает картинку с изображением сказочного дворца. 2. Дети строят башенку, кладут ее набок, воспитательница раздает листочки бумаги с загнутыми краями (желобки) и показывает, как с горки (с башенки) съезжают санки. Детям демонстрируется грибок — перевернутый стержень с одним колечком; шляпа для куклы — большое колечко. В конце занятия малыши нанизывают на один стержень только большие кольца, на другой — средние, на третий — маленькие; кладут их рядами, покрывают все листом бумаги с загнутыми краями и устраивают тележку (по бокам ее видны кольца — колеса). Так же делают большую горку, по которой съезжают куклы. Воспитательница напоминает детям порядок выкладывания колец, добивается произношения слов: большое, маленькое, поменьше, елка, горка, поехали. Варианты занятия с матрешками. 1. Повторив действия открывания и вкладывания, дети играют с матрешкой в прятки: поворачивают верхнюю часть лицом от себя («Ку-ку, где ляля?»), к себе («Вот она, матрешка!»). Затем прячут маленькую матрешку в большую и достают обратно. Воспитательница следит за совпадением рисунка на верхней и нижней частях матрешки. 2. Повторив игру в прятки (повороты, открывание и закрывание), продолжают обыгрывание матрешки как куклы: сажают ее в кольцо — тазик («куп-куп!»). Намыливают мылом — кубиком, купают, пеленают в платочек, баюкают; повязывают платочком и ведут гулять. Старшим детям дают сразу 2 матрешки разной величины. При обыгрывании большая (мама) ведет с собой маленькую (дочку); купает ее. Мама с дочкой едут на разных по величине кирпичиках — машинах, лодках и т. п. Воспитательница добивается, чтобы дети сопровождали свои действия речью (ку-ку, вот она!, куп-куп, би-би, бай-бай, гулять, ляля, матрешка, мама, дочка, головка).
Варианты занятий с использованием цвета. Игровые сюжеты можно подбирать в зависимости от имеющихся в группе игрушек. Желтая белочка собирает желтые орехи (шарики), кукла в синем везет свои синий автомобильчик, медвежонок в красном передничке ищет свою маму в красном передничке, желтой матрешке подбираем желтый платочек и т. д. Чтобы варьировать окраску игрушек, можно «одевать» их в лоскуты или бумажные листочки требуемого цвета. Детей побуждают повторить слова белочка, ляля, матрешка, мишка, красный (название повторяющегося цвета); где они?; красиво, нет, некрасиво. Постройка дорожки. 1. Повторив с детьми способы выкладывания кирпичиков и выравнивания дорожки, им дают построить мостик: приподняв кирпичик, положить его краями на 2 соседних. Кукла поднимается на мостик («Ап!»). В конце занятия дорожки, построенные детьми, соединяют в 1 длинную или 2 дорожки размещают параллельно друг другу — большая улица или железная дорога. По улице едут машины навстречу друг другу (или по рельсам паровоз). 2. Повторив действия, обыграть кирпичики: приложить ко лбу как козырек, посмотреть на солнышко; держать на ладони -угощать «пирожком». Добиваться, чтобы дети сопровождали действия звукоподражанием (би-би, ту-ту, топ-топ, ап!). Побуждать повторять слова: кирпичик, солнышко, красиво, вкусно.
Сооружение-загородки. 1. Дети снова, как на первом занятии, сооружают загородку для собачки, но уже не сплошную, а с калиткой, воротами (куколка пройдет собачку кормить, машина проедет). Затем снова строят заборчик, но уже поближе к середине стола, расставляют внутри игрушки («зверинец», «цирк», «стадион») . 2. Под руководством воспитательницы дети снова сооружают постройку в понравившихся им вариантах. Продолжают обыгрывать свойства кирпичиков: пускают кирпичик с горки («санки»), помещают его в тазик с водой («лодочка»). Воспитательница побуждает детей повторять за нею слова: кирпичик, собака, куколка, машина, горка. Постройки из кубиков и кирпичиков (стол, стул, лесенка и др.) создают благоприятные возможности для сюжетного обыгрывания: на стул ребенок сажает куколку, на стол ставит угощение для нее, по лесенке водит вверх и вниз, на диванчик укладывает спать. Так все занятие сопровождается игрой.
Когда дети освоят ту или иную постройку, целесообразно слегка видоизменить сооружение, придав ему другое назначение. Например, кирпичик, приставленный к кубику («стульчик»), можно повернуть к кукле другой стороной и показать, как она причесывается перед зеркалом. Или, построив стол, поставить на него маленький кубик — телевизор и усадить кукол смотреть мультфильм. В конце занятия по сооружению постройки необходимо продолжить знакомство детей с различными способами обыгрывания кубика и кирпичика (кубик на кирпичике — грузовик; кубик - домик, кирпичик — дорожка к нему; кирпичик на кубике — зонтик, под которым прячется от дождя куколка, и пр.).
Важно, чтобы каждый ребенок научился сопровождать свои действия речью. Поэтому воспитатель предлагает речевые образцы и побуждает детей к воспроизведению их: красиво (кирпичик - зеркало), мультфильм (кубик — телевизор), би-би (грузовик) и пр.
Содержание игровых приемов можно изменять и расширять в зависимости от уровня развития детей и возможностей дошкольного учреждения (количество детей в группе, наличие оборудования, подсобных средств и пр.). Однако непременным должны оставаться два условия. Во-первых, занятия при всей их вариативности должны обеспечивать усвоение детьми навыков и умений, предусмотренных «Программой...». Поэтому на втором занятии целесообразно только повторять с ребенком освоенные действия и учить малышей переносить эти действия на новые предметы, в новые условия. И лишь на третьем занятии после повторения программного материала следует проводить обыгрывание и обследование других свойств данного предмета. Во-вторых, производя какое-либо действие, ребенок должен сопровождать его речью.
Н. Н. Палагина
"Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста", под ред. С.Л.Новоселовой; М., 1985 г. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.