Наша задача заключается в том, чтобы вырастить здоровых и жизнерадостных строителей новой жизни. В решении этой задачи большое значение имеет борьба с детской нервностью.
Проявления нервности у детей многочисленны и разнообразны. Здесь мы не будем касаться серьезных заболеваний нервной системы у детей, а разберем только некоторые нарушения поведения, связанные с ненормальной возбудимостью нервной системы. Детей с такими нарушениями в состоянии нервной системы в общежитии называют нервными.
В основе детской нервности лежит ненормальная возбудимость нервной системы, которая сопровождается ее быстрой утомляемостью и истощаемостью. Среди нервных детей у одной группы наблюдается повышенная возбудимость, у другой, наоборот, — заторможенность. Возбудимый ребенок в раннем возрасте много кричит, тревожно спит, «закатывается» во время плача, а при неудовлетворении его желания бьется головой о пол или же в приступе гнева швыряет все попавшееся ему под руку и нередко пользуется таким приемом для достижения всех своих желаний. В более старшем возрасте возбудимые дети отличаются неустойчивым вниманием и неустойчивым настроением — они очень быстро переходят от слез к смеху и, наоборот, от смеха к слезам. Возбудимые дети отличаются рассеянностью, суетливостью и повышенной двигательной возбудимостью: они не в состоянии даже короткое время сидеть спокойно на месте, обычно являются нарушителями дисциплины в классе.
В противоположность этим проявлениям заторможенные (пассивные) дети отличаются малой подвижностью, робостью, малой активностью, замкнутостью, быстрой утомляемостью. Они очень плохо вступают в контакт со взрослыми и детьми, избегают сверстников и не проявляют интереса к подвижным играм. У них отсутствует решительность, настойчивость, бодрость и уверенность в своих силах. Они легко попадают под влияние окружающих и не в состоянии постоять за себя.
Так как чаще всего детская нервность начинает развиваться в раннем возрасте, то мы начнем нашу статью с этого возраста, ибо всякую болезнь легче предупредить, чем лечить.
Одна из основных причин, вызывающих нервность у детей, связана с отсутствием у родителей правильного подхода к воспитанию ребенка с первых дней рождения в связи с незнанием особенностей деятельности нервной системы ребенка, а нередко в связи с недооценкой роли воспитания в предупреждении нервности у детей. Так, например, у ребенка имеется потребность все потрогать, посмотреть, ощупать и раскрыть. Правда, такое ознакомление ребенка с окружающими его предметами утомляет взрослых, нарушает привычный порядок, приводит к поломке игрушек и некоторых вещей, но надо помнить, что это естественная потребность здорового ребенка, и в определенной степени такое ознакомление должно быть дозволено ребенку.
Некоторые же родители не воспитывают, а «дрессируют» своих детей, все им запрещают: «Нельзя!», «Не тронь!», «Не бери!», «Здесь не садись!», «Не лазь!», «К собаке не подходи!» и т. д. На все вопросы ребенка у них всегда один ответ: «Отстань!» «Не мешай!», «Мне некогда!», «Узнаешь, когда вырастешь!». При таком подходе к ребенку последнему часто становится скучно: он не понимает, что ему можно и чего нельзя; не знает, куда направить свою энергию, начинает плакать, капризничать, кричать и нередко подвергается незаслуженному наказанию.
Многие родители, добиваясь беспрекословного повиновения, требуют, чтобы дети любого возраста выполняли каждое приказание: «Я сказал!», «Не смей!», «Тихо!», «Без рассуждений!» и т. п. Такое обращение с детьми вообще, а тем более с подростками не достигает цели. В результате такого воспитания у части детей не развивается самостоятельность, уверенность в своих силах и стремление к познанию окружающего: они становятся беспомощными, трусливыми, замкнутыми и застенчивыми. Другие же дети перестают реагировать на бесконечные запрещения и поступают как раз наоборот, у них развивается упрямство, хитрость и лживость.
В противоположность сказанному некоторые родители и воспитатели разрешают ребенку делать абсолютно все, что он захочет: «Ведь он еще маленький, ничего не понимает, ему все можно», — говорят они. При таком воспитании, когда ребенку все разрешается, очень трудно бывает направить его по правильному пути. В этих случаях он начинает предъявлять бесконечные, необоснованные требования, капризничает и не признает никаких запретов. Это чаще всего встречается в семье, где ребенок является единственным. Окружающие, особенно бабушки и тети, поощряют все его поступки и капризы. Они не воспитывают у ребенка чувство дозволенного и недозволенного; чрезмерно заласкивают и не прививают ему трудовых навыков. Такое воспитание обычно сочетается с преувеличенными заботами и непрерывной концентрацией внимания ребенка на его здоровье, чрезмерным угождением всем его прихотям. Все это ведет к недостаточному развитию торможения и созданию общей психической неустойчивости ребенка, которая и проявляется в повышенной раздражительности, вспыльчивости, утомляемости и суетливости. Такой ребенок нередко с ранних лет становится лентяем, тираном в семье, знающим только собственные потребности и требующим их немедленного удовлетворения.
Ребенку нужно категорически запретить делать то, что может нанести вред ему или окружающим лицам и с самого раннего возраста выработать у него привычку не трогать и не брать определенных вещей без разрешения взрослых. А как часто приходится наблюдать, что если запрет вызывает у ребенка слезы или он бросается на пол и «дрыгает» ножками, взрослые идут на попятную: «На, на, только не плачь!». Такое воспитание приводит к тому, что ребенок всякий раз, когда он захочет
чего-либо добиться, будет пользоваться плачем или капризами. Прежде чем запретить ребенку что-либо, необходимо обдумать, как поступить, но как только запрет сделан, никаких отступлений делать не следует. Этой же линии поведения должны придерживаться все окружающие, так как ребенок может совсем дезориентироваться, если мама запрещает, а папа разрешает; за один и тот же поступок тетя ругает, а бабушка хвалит.
В развитии нервности у детей большое место занимает чрезмерное возбуждение нервной системы ребенка в связи с обилием игрушек, беспрерывной игрой и забавами с ним; ранним заучиванием стихов, песен, сказок. Родители и воспитатели должны помнить, что «забросать» ребенка игрушками — значит перенасытить его таким количеством впечатлений, которых он не в состоянии воспринять, а это приводит к притуплению впечатлительности.
Постоянное пребывание ребенка в окружении только взрослых чрезвычайно обременяет нервную систему ребенка и вызывает у него капризы и другие проявления нервности.
У школьников переутомление и истощение нервной системы также часто бывают в результате чрезмерной нагрузки впечатлениями (частое посещение кино, театра, просмотр телевизионных передач и т. п.), перегрузки умственной работой (кроме выполнения школьных заданий, занятия языками, музыкой и т. д.).
Особенно истощается нервная система ребенка при отсутствии режима, недостаточном сне, позднем сидении по вечерам, недостаточном пребывании на свежем воздухе, отсутствии занятий физической культурой (гимнастика, спорт, посильный физический труд).
Если чрезмерное внимание ребенку, избыточное количество игрушек, бесконечная смена впечатлений вызывают капризы и другие нарушения поведения, то недостаточное количество игрушек, книг и предоставление ребенка самому себе тормозят его развитие. Игра — это органическая потребность ребенка; в игре он познает жизнь и проявляет свои развивающиеся силы и способности. Встречаются семьи, в которых детей с 5—6-летнего возраста перегружают обязательными занятиями по музыке, ритмике, а иногда и по изучению иностранного языка. В этих случаях у малышей почти не остается времени для игр, они теряют ту живость, непосредственность, которые свойственны ребенку.
В развитии многих симптомов нервности у детей раннего возраста большое место занимают запугивания, рассказывания страшных сказок, устрашения: «придет баба яга», «серые волки», «доктор», «дядя возьмет в мешок» и т. п.
В более старшем возрасте различные нервные расстройства чаше всего наступают в результате психических переживаний, семейных скандалов, неурядиц, связанных иногда с наличием алкоголика в семье или в ближайшем окружении, или в связи с распадом семьи, жогда один из родителей оставляет ее.
Какая глубокая печаль чувствуется в словах восьмилетней Зои, которая, подслушав откровенный разговор родителей, говорит своей подружке: «Мама у меня хорошая, а пала плохой, он не будет с нами жить, он уходит к другой тете».
Подобные тяжелые переживания очень сильно травмируют нервную систему ребенка и могут явиться причиной самых разнообразных проявлений нервности. Тяжелый след остается в неокрепшей еще нервной системе ребенка, когда пьющий отец, приходя домой, кричит, скандалит и даже бьет жену (к сожалению, и это еще имеет место). Все это тяжело травмирует психику ребенка.
Не нужно травмировать ребенка резким обращением, требованием от него немедленного переключения с одного занятия на другое. Например, если ребенок заигрался, а ему уже пора ложиться спать, нужно сказать: «Валя, нужно скоро ложиться спать, кончай игру». Затем спустя некоторое время напомнить ему об этом. В таком случае ребенок спокойно выполнит то, что от него требуется. Многие же родители заставляют силой ребенка сделать то, что они хотят: у них нет терпения несколько раз повторить свое распоряжение, они хватают ребенка за руку, насильно сажают, раздевают и наказывают. В ответ на такое насилие взрослых ребенок царапается, кусается, кричит, у него развивается упрямство. Чтобы ликвидировать упрямство ребенка, нужно каждый раз, когда он заупрямится, отвлекать незаметно его внимание чем-нибудь интересным или оставить его в покое. В таком случае ребенок обычно быстро успокаивается и упрямство его постепенно проходит. К упрямому ребенку не рекомендуется предъявлять требования в категорической форме в виде приказания, а предложение свое лучше сделать в виде просьбы: «Будь добр, принеси, пожалуйста!» и т. п. Если ребенок находится в состоянии возбуждения, не рекомендуется тут же объяснять ему неправильность его поведения или требовать, чтобы он сейчас же извинился. Объяснение неправильности его поступка и словесное внушение имеют хорошее действие, если они делаются после того, как ребенок уже успокоился.
Тон взрослых, с которым они обращаются к ребенку, должен быть спокойный, ровный и в то же время настойчивый.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста отличаются повышенной возбудимостью, несдержанностью и большой впечатлительностью: сознание еще недостаточно управляет их поведением.
Им также свойственна импульсивность, которая проявляется в том, что они, не подумав, быстро, под влиянием непосредственной вспышки ответного чувства, реагируют на то или иное воздействие. Детям доставляет большое удовольствие бегать, прыгать, бороться друг с другом. Эта активность носит стихийный характер, она вызывается всякими случайными поводами. Неправильно поступают родители, резко «осаживая» ребенка за вопрос, высказывание или действие, которые они считают неуместными.
Воспитание выдержки, организованности, самоконтроля достигается не беспрерывными «одергиваниями» ребенка, а правильной организацией его жизий. Необходимо помочь ребенку словом и примером правильно разобраться во всех его действиях и поступках, а также ежедневно и настойчиво прививать культурные навыки и правила поведения. Прав Л. А. Кассиль, говоря: «Пусть ребенок с малых лет приучается соразмерять свое „хочу" с ограничительным „нельзя" и требовательным „надо"». Родители должны воспитывать дисциплинированность в первую очередь организацией четкого режима дня ребенка. Это будет побуждать ребенка заниматься той или иной деятельностью в строго определенное время и приучать его к твердому распорядку во всех действиях.
Среди разнообразных проявлений нервности у детей школьного возраста нередко имеет место рассеянность. Дети легко отвлекаются, и их внимание быстро переходит с одного предмета на другой; они часто теряют книги, тетради и др. Рассеянность ребенка чаще всего связана с малокровием и истощением нервной системы в связи с каким-либо заболеванием. Поэтому необходимо обратиться к врачу и выполнить все его указания.
В ряде случаев рассеянность ребенка связана с отсутствием определенного режима и распорядка в жизни ребенка, когда его дергают по мелочам, а во время приготовления уроков отвлекают шумными разговорами, ссорами и включением радио или телевизора. Для преодоления рассеянности важно создать ребенку спокойную обстановку. У детей младшего школьного возраста рассеянность часто объясняется тем, что они еще недостаточно заинтересовались занятиями.
Школьники старшего возраста иногда бывают очень рассеянны в связи с тем, что увлекаются каким-либо одним предметом или книгами, и их внимание всецело сосредоточивается на любимом занятии.
В преодолении рассеянности большое место занимает воспитание у ребенка аккуратности. Поэтому очень важно приучить школьника с вечера разобрать свою сумку, положить нужные книги и тетради, почистить и аккуратно сложить одежду и всегда поддерживать в порядке все свои вещи.
Ребенку причиняет много страдания, когда его называют «разиня», «растяпа» и т. п. Поэтому нужно не бранить и не наказывать ребенка за рассеянность, а постепенно и упорно воспитывать у него внимание, сосредоточенность и уверить его в том, что он сможет преодолеть свою рассеянность.
Иногда школьники, особенно старшего возраста, жалуются на головную боль и быструю утомляемость; у них отмечается повышенная раздражительность и нежелание активно действовать. Такое состояние может быть связано с малокровием, перенесенным или начинающимся заболеванием, а также с нервным потрясением. В этих случаях необходимо своевременно обратиться к врачу.
Очень важно приучить ребенка без длительной «раскачки» приступать к тому или иному делу, быстро выполнять его и доводить до конца. В картине детской нервности особое место занимает нарушение сна.
Великий русский физиолог И. П. Павлов убедительно доказал, что сон — это торможение, распространившееся по всей коре больших полушарий головного мозга, которое обеспечивает восстановление и нормальную функцию нервных клеток.
В результате бодрствования постепенно происходит утомление клеток коры головного мозга, и для того чтобы они смогли снова правильно функционировать, клетки должны отдохнуть. Такой отдых и наступает, когда они затормаживаются, т. е. когда наступает сон. В нормальном состоянии такое затормаживание постепенно захватывает все участки коры головного мозга, и ребенок спит крепко и спокойно. Если ребенок очень устал, перевозбужден, напуган, у него могут наступить различные нарушения процесса торможения и вследствие этого расстройство сна. Ребенок долго не может заснуть, капризничает, сон у него поверхностный. Незначительный шорох или зажигание света нарушают сон ребенка и он просыпается. Нервный ребенок иногда вздрагивает во сне. Некоторые дети страдают «ночными страхами»: кричат во сне, чего-то пугаются, дрожат, разбуженные они не узнают даже самых близких людей, а наутро ничего не помнят о случившемся.
Некоторые нервные дети страдают снохождением: они встают ночью и тихо с открытыми глазами расхаживают по комнате или по квартире. Во время этого они не сознают своих действий, не узнают близких или не обращают на них внимания, на вопросы не отвечают. Поблуждав некоторое время, они большей частью снова ложатся, и на следующий день либо ничего не помнят о случившемся, либо сохраняют о нем очень смутное представление. Во время снохождения не следует будить ребенка, а только последить за ним.
Лучшим способом предупреждения всякого рода нарушений сна у ребенка является строгий, четкий режим дня и устранение возбуждающих факторов перед сном шумных игр, рассказывания страшных сказок, чтения возбуждающей литературы. Особое значение в предупреждении нервности у детей имеет достаточное количество часов сна ребенка. Так, например, ребенок в возрасте 2—5 лет должен спать 14 часов в сутки, из них 2 часа днем, 6—7 лет — 12 часов (тоже с дневным сном), 8 лет — 11 часов, 9—10 лет — 10 часов. Подростки должны спать не менее 9 часов в сутки. Ложиться спать и вставать нужно всегда в одно и то же время. Лучше всего ложиться спать в 10 часов и вставать в 7 часов утра.
Нельзя, чтобы ребенок спал в одной постели со взрослыми или другими детьми. Для того чтобы сон был крепким и глубоким, необходимо тщательно проветрить помещение, полезно приучить ребенка спать зимой при открытой форточке, а летом при открытых окнах. Во всех случаях нарушения сна ребенка нужно показать врачу.
Нередко дошкольники и школьники младшего возраста страдают ночным недержанием мочи, которое иногда затягивается до периода половой зрелости. Ночное недержание мочи может быть связано с различными нервными заболеваниями, заболеванием почек или позвоночника, но чаще всего оно наступает при травмах и истощении нервной системы в результате психических переживаний или какого-либо заболевания.
Во всех случаях ночного недержания мочи необходимо обратиться к врачу и проводить лечение по его указанию.
Во многих случаях ночного недержания мочи у детей весьма доступным и эффективным оказывается диетический метод лечения, разработанный проф. Н. И. Красногорским. До 3 часов дня ребенку разрешают пить жидкости столько, сколько он хочет; после этого срока прием жидкости запрещается. В 6 часов вечера ребенок получает ужин, содержащий небольшое количество воды; например, разрешается мясо, свежая рыба, несоленое масло, яйцо, немного хлеба; запрещаются овощи, фрукты, каши, соль и соленые блюда, последние два, чтобы не задерживать введенную в организм воду. Перед самым сном ребенку дают соленую пищу: бутерброд с ветчиной, селедкой или 5 г соли. Постели больного ребенка нужно придать определенное положение, т. е. ножки кровати с той стороны, где находятся ноги ребенка, поднять выше головного конца и поставить под ними подставку. Рекомендуется также регулярно в одно и то же время (не чаще чем 2 раза в ночь) будить ребенка для мочеиспускания. Перед сном полезно согревать ноги ребенка (теплые ножные ванны, грелки к ногам) и тепло укрывать нижнюю половину тела ребенка.
Ночное недержание мочи можно излечить, но для этого требуется много внимания и терпения. Ни в коем случае нельзя упрекать и наказывать ребенка за ночное недержание мочи, ибо этим его запугивают и угнетают, ребенок становится более нервным, малообщительным, застенчивым, раздражительным и труднее излечивается от своего недостатка. Нужно всячески поддерживать у ребенка уверенность, что при соблюдении определенных правил этот дефект можно ликвидировать.
Нервные дети нередко страдают заиканием. Заикание чаше всего появляется в возрасте 2—5 лет, а также в школьные годы. Одной из наиболее распространенных причин, вызывающих заикание, является психическая травма, наступающая при внезапном испуге, страхе и т. п. Заикание у ребенка может возникнуть также в том случае, если родители, порой с самыми лучшими побуждениями, обременяют его заучиванием сказок, стихов с непонятным для него содержанием и требуют пересказа этого содержания с применением сложных оборотов речи. Родители, не понимая того вреда, который они приносят ребенку, перегружают такими требованиями его нервную систему. Необходимо помнить, что чрезмерные непосильные требования к речи ребенка в период ее формирования часто способствуют возникновению заикания. Иногда заикание связывается с физической травмой (особенно черепа), а также с перенесенным заболеванием. В некоторых случаях заикание у ребенка наступает в результате подражания. Заикающиеся дети постепенно становятся все более и более замкнутыми. Такое состояние особенно усиливается, когда окружающие ребенка, не придавая значения болезни, считают его неправильную речь за шалость, заставляют его много говорить, начинают бранить и наказывать за неправильную речь.
При появлении заикания у ребенка раннего возраста фужающие его лица не должны фиксировать внимания ребенка на неправильностях его речи.
Исправление речи следует проводить по возможности незаметно, давая ребенку рассказывать по картинкам, медленно читать и даже петь стихи.
Вокруг ребенка необходимо создать спокойную обстановку и говорить с ним медленно, не торопясь. При затруднении в произношении некоторых слов нужно помочь ребенку подсказыванием и приучать его произносить слова несколько нараспев.
При небольшом заикании правильная организация режима, спокойная обстановка, укрепление нервной системы ребенка приводят к его исчезновению. В более тяжелых случаях нужно проводить специальные занятия со специалистом по исправлению речи — логопедом. Для детей школьного возраста организованы специальные площадки при поликлиниках. Заикающегося ребенка необходимо оберегать от всех факторов, травмирующих его речь, и ни в коем случае не выражать неудовольствия по поводу изменившегося темпа речи.
Заикание в громадном большинстве случаев излечимо, но оно требует максимального спокойствия, терпения и выдержки со стороны ребенка и окружающих его лиц.
Из сказанного видно, что предупреждение нервности у детей должно начинаться с самого раннего возраста.
Нервная система, указывал И. П. Павлов, отличается чрезвычайной пластичностью, т. е. она очень поддается всякого рода воздействиям. Следовательно, в зависимости от условий жизни и приемов воспитания ребенок может быть впоследствии либо активным, спокойным, уравновешенным, дисциплинированным, творчески деятельным, либо издерганным, трудно поддающимся воспитанию, мало приспособленным к жизни эгоистом и невропатом.
Таким образом, от нас самих зависит борьба за здоровое, крепкое, счастливое и радостное детство.
В предупреждении нервности у детей особое место принадлежит правильному режиму дня и правильному воспитанию ребенка.
Со дня рождения вокруг ребенка должна быть создана спокойная обстановка. Нужно помнить, что вспыльчивость, возбудимость, раздражительность лиц, окружающих ребенка, очень легко им воспринимается.
С ранних лет нужно приучать ребенка к самостоятельности, избегать как особой суровости в воспитании, так и чрезмерной изнеженности, ибо при таком подходе, как мы уже отметили, легко развиваются капризы, непослушание, беспомощность, боязливость, нерешительность, а часто и хитрость, лживость, эгоизм.
У детей, даже маленьких, должны быть свои обязанности, свои заботы. Это не только не мешает их здоровью и развитию, а, наоборот, является необходимейшим условием предупреждения нервности. Глубоко ошибаются те родители и воспитатели, которые считают, что домашний труд серый и будничный. Дети, по их мнению, успеют еще наработаться, когда будут взрослыми; сейчас же они должны только играть и учиться. Физический труд имеет огромное значение для правильного физического и умственного развития, а также для выработки ценных волевых качеств ребенка. При физической нагрузке необходимо, конечно, учитывать возраст и развитие ребенка. Грубую ошибку совершают и те родители, которые перегружают ребенка домашними хозяйственными заботами. Нужно стараться, чтобы ребенок каждый раз испытывал радость удовлетворения от проделанной работы; это является лучшим фактором, предупреждающим развитие лени у ребенка.
Учебный труд ребенка должен пользоваться уважением в семье. Когда ребенок занимается, необходимо создать ему соответствующие условия: прекратить посторонние разговоры, выключить радио и телевизор в той комнате, где занимается ребенок. Во время выполнения школьных заданий нельзя без особой необходимости отвлекать ребенка от занятий для выполнения каких-либо посторонних поручений; чтобы избежать переутомления и истощения нервной системы, школьник во время домашних занятий должен по истечении 40—45 минут делать 5—10-минутные перерывы.
К каждому ребенку должен быть индивидуальный подход. Так, например, легко возбудимого и слишком самоуверенного ребенка полезно бывает иногда сдерживать. Замкнутого и малообщительного ребенка необходимо заинтересовать и пробудить в нем активность. В тех случаях, когда ребенок нерешителен, беспомощен, растерян, его необходимо подбадривать, внушать ему в свои силы, развивать в нем самостоятельность.
Застенчивость и молчаливость ребенка не следует подчеркивать. Нужно помнить, что если на ребенка весьма вредно влияет переоценка и чрезмерное его расхваливание, то величайшей ошибкой является поддержка в ребенке чувства малоценности с постоянным напоминанием о его никчемности: это укрепляет в нем убеждение в его дефектности.
Нередко приходится наблюдать, что у детей, которые ранее не были в детском коллективе (детском салу, группе), в первый год поступления в школу наступают значительные изменения в поведении. Они очень легко возбуждаются, становятся непослушными, раздражительными, упрямыми, развязными и грубыми. В этих случаях родители и педагоги должны тщательно разобраться в причинах, связанных с изменением поведения, и принять согласованные меры. Родители должны чаще входить в контакт с детьми, завоевать доверие и сделать их активными участниками общей семейной жизни. Не следует особенно опекать и регламентировать внешкольные занятия старших школьников, а также подавлять их инициативу.
На состоянии ребенка очень плохо отражаются частые перемены настроения взрослых, которые от чрезмерной строгости, гнева и раздражения сейчас же переходят к ласкам и захваливаниям. Нервная система ребенка сильно травмируется, когда окружающие постоянно мрачно настроены, не в меру строги и не проявляют любви и ласки к ребенку.
В предупреждении нервности у детей большое значение имеет закаливание организма: спорт, купание, обливания, воздушные ванны и др. Утренняя гимнастика и все виды детского и юношеского спорта укрепляют нервную систему, регулируют обмен веществ, улучшают кровообращение, способствуют правильному и гармоничному развитию всей моторики, развивают волю и настойчивость.
В предупреждении нервности немалое место занимает тщательный выбор книг, которые читает ребенок, и контроль за посещением театра, цирка, кино и просмотром телевизионных передач.
Так как рахит, глисты, различные заболевания и травмы, особенно черепа, ослабляют и истощают нервную систему, необходимо своевременно и правильно лечить ребенка. После любого заболевания необходимо уделять особое внимание укреплению нервной системы ребенка, выполняя все указания врача. Ввиду того что детские капризы нередко являются предвестниками начала какого-либо заболевания, необходимо во всех случаях внезапного изменения настроения и поведения ребенка обратиться к врачу. В присутствии ребенка не следует говорить о болезни, ибо ввиду большой внушаемости дети очень легко находят у себя признаки болезни, на которые жалуются взрослые.
Вследствие того что причиной нервности у детей нередко являются различные факторы, нарушающие правильное течение беременности, необходимо во время беременности выполнять все советы и указания врача женской консультации.
Появление второго ребенка и усиленное внимание матери к новорожденному очень часто вызывают у старшего ребенка различные невротические состояния. Поэтому необходимо заранее подготовить старшего к появлению нового члена семьи и стараться в дальнейшем не уменьшать внимания к старшему ребенку и привлекать его к уходу за малышом. Лечение нервности у детей должно проводиться строго по указанию врача.
Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»
.
Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?
Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?
Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?
Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?
Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.