Формирование ребенка в подростка, а затем во взрослого человека охватывает школьный период с 7 до 17 лет. В этот период происходит усиленный рост и развитие детского организма, и ребенок особенно нуждается в полноценном и правильно организованном питании. Такое питание сохраняет здоровье ребенка, делая его крепким и выносливым, способствует правильному умственному и физическому развитию и повышает сопротивляемость различным заболеваниям.
Неправильное питание задерживает развитие ребенка и, ослабляя организм, делает его менее устойчивым к болезням и влияниям внешней среды — изменению температуры окружающего воздуха, влажности и т. д.
Чтобы организовать правильное питание ребенка, необходимо знать, для чего нужна пища, из чего она состоит, что происходит с ней в организме человека, в какой пище нуждается школьник того или иного возраста.
Ребенок, так же как и взрослый, непрерывно расходует энергию, необходимую для работы всех его органов: сердца, легких, желудка и др., для поддержания постоянной температуры тела и особенно для работы мышц. Игры, бег, любые движения и работа, связанная с сокращением мышц, требуют затраты энергии. Откуда же берется энергия, необходимая для жизнедеятельности организма? Она образуется от непрерывного разрушения сложных веществ, из которых состоит человеческое тело, а также из тех веществ, которые человек принимает вместе с пищей. В процессах разрушения, окисления потребляется кислород воздуха, поступающий в организм при дыхании.
Однако в нашем организме наряду с процессами разрушения происходят и процессы восстановления, благодаря которым покрывается затраченная организмом энергия. Взамен разрушенных веществ в нем создаются новые вещества такого же состава. Материал для этого человек получает из пищи. Все эти чрезвычайно сложные превращения веществ (процессы разрушения и восстановления), происходящие в организме, называются обменом веществ.
В процессе жизни клетки нашего тела непрерывно разрушаются. Длительность жизни многих клеток гораздо короче, чем длительность жизни всего организма. Так, например, ежедневно разрушается часть клеток крови, поверхностного слоя кожи и других тканей. Погибшие клетки выделяются с мокротой, слизью, мочой и т. д. Взамен погибших клеток образуются новые, взамен выпавших волос отрастают другие и т. д. Восстановление клеток в организме происходит за счет веществ, находящихся в пище.
В растущем организме ребенка и подростка происходит образование громадного количества новых клеток. Известно, что за первые полгода жизни за счет формирования новых клеток вес ребенка удваивается. Для всего этого опять-таки необходимо накопление организмом веществ, получаемых им из пищи.
Таким образом, пища служит источником энергии, необходимой для поддержания жизнедеятельности организма и постоянной температуры тела, и как бы «строительным материалом», без которого было бы невозможно образование новых клеток взамен погибших, без которого не мог бы происходить рост ребенка.
Затраты энергии организмом измеряют единицами тепла — большими калориями, так как все виды освобожденной энергии в конечном счете переходят в энергию тепловую. Как известно, за большую калорию принимается то количество тепла, которое необходимо для того, чтобы нагреть литр воды на 1 градус. При правильном питании организм взрослого человека должен получать за сутки столько больших калорий, сколько он их тратит. Пища ребенка должна не только покрывать его энергетические затраты, но и обеспечивать правильный рост и развитие организма.
Сколько же калорий ежедневно надо получать ребенку с пищей, чтобы он нормально развивался, был здоровым, деятельным и трудоспособным?
Работами Института питания Академии медицинских иаук СССР установлено, что дети и подростки в зависимости от их возраста нуждаются в различном количестве калорий. Так, в возрасте от 7 до 11 лет они нуждаются примерно в 2000—2300 калорий, в возрасте от 11 до 15 лет — в 2600—2900 калорий, в возрасте от 15 до 18 лет — около 3350 калорий. За счет пищи, как уже было сказано, в организме ребенка должны накапливаться все те вещества, из которых строится его тело. Эти вещества следующие: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода и витамины.
Рассмотрим, каково значение для организма отдельных пищевых веществ, и узнаем, в каких продуктах они содержатся.
Белки — это основной материал, который используется для построения тканей и органов человеческого тела — мышц, крови, мозга, сердца и др. Дети и подростки, организм которых непрерывно растет, особенно нуждаются в этом веществе. При недостатке белка в пище рост и развитие ребенка замедляются. Однако избыток белка также вреден ребенку. Установлено, что потребность ребенка в белке зависит от его возраста. Чем меньше ребенок, тем больше белка он должен получать на каждый килограмм своего веса. Так, дети в возрасте от 1 года до 3 лет нуждаются примерно в 4 г белка, в возрасте от 7 до 11 лет — в 3 г белка и старше 12 лет — в 2,5—2 г белка ежедневно на каждый килограмм своего веса. Без белка не может существовать организм как ребенка, так и взрослого. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат в себе азот. Заменить белки другими веществами нельзя. Поэтому белки тела могут быть построены только из белков пищи.
Попадая вместе с пищей в желудок, а затем в кишечник, белки распадаются под влиянием пищеварительных соков на более простые составные части, называемые аминокислотами. Проникая через стенки кишечника в кровь, они разносятся по всему организму. Из них-то и строятся белки нашего тела.
В какой же пище содержатся белки? Они есть в животных и растительных продуктах. Но в продуктах, полученных от животных — в яйцах, молоке, твороге, сыре, мясе, рыбе и др., — находятся полноценные белки: они содержат в себе все аминокислоты, необходимые для построения белка в нашем организме. В растительных продуктах также имеются, белки; однако они менее ценны, так как не содержат в себе всех нужных человеку аминокислот или имеют их в недостаточном количестве. Наиболее ценные растительные белки находятся в картофеле, капусте, гречневой и овсяной крупе (геркулес) и рисе. Пшено, манная и перловая крупа, фасоль, горох, хлеб и другие растительные продукты содержат белки, менее ценные для организма человека, так как они не содержат в себе всех нужных человеку аминокислот.
Для того чтобы организм не терпел недостатка в тех или иных аминокислотах, питание взрослого и тем более ребенка должно быть разнообразным. Пища должна состоять не только из растительных, но и из животных продуктов. Для этого крупяные, овощные и макаронные блюда надо ежедневно сочетать с мясной и молочной пищей, давая, например, гречневую кашу с молоком, мясную котлету с гарниром из овощей и картофеля, макаронную запеканку с творогом и т. д. Такое питание обеспечит организм различными необходимыми ему аминокислотами. Белки являются не только «строительным материалом», они дают человеку и энергию, необходимую для жизнедеятельности. Один грамм белка, распадаясь в организме на более простые вещества, дает 4,1 калории тепла. Однако главными источниками энергии являются углеводы и жиры.
Жиры, расщепляясь в организме, выделяют тепла значительно больше, чем белки, так как 1 г жира дает 9,1 калории тепла. Жиры, так же как и белки, бывают более ценные и менее ценные. В более ценных жирах имеются витамины A, D и др., без которых не может правильно расти и развиваться детский организм. К продуктам, содержащим такие жиры, относятся молоко, сливки, сметана, сливочное масло, яичный желток и особенно рыбий жир. Растительные масла, свиное сало, невитаминизированный маргарин являются богатыми источниками энергии, но не содержат витаминов.
Для организма ребенка наиболее полезен молочный жир: он хорошо усваивается. В питании должны использоваться также растительные жиры, так как они содержат большое количество некоторых полезных для организма жирных кислот.
Не следует перекармливать ребенка жирной пищей, так как слишком большое количество жира приносит вред. Избыток жира задерживает выделение пищеварительных соков, снижает аппетит и нарушает процесс пищеварения. Это ухудшает также усвояемость белка организмом. Кроме того, жир чрезмерно откладывается под кожей и между внутренними органами, что может привести к тучности и ухудшить работу сердца, сосудов и других органов. Тучность мешает правильному, всестороннему развитию ребенка и понижает его сопротивляемость различным заболеваниям. Лучшие условия для роста и развития организма ребенка создаются тогда, когда он получает в сутки примерно одинаковое количество жиров и белков.
Помимо жиров, организм нуждается и в углеводах. Один грамм углеводов при сгорании дает такое же количество тепла, как и 1 г белка, т. е. 4,1 калории. Углеводы — сахар, крахмал, клетчатка — находятся главным образом в растительной пище. Сахар мы употребляем в чистом виде и в различных продуктах. Самый простой по своему химическому составу сахар имеется в овощах, фруктах, ягодах. Сахар находится также и в молоке в виде так называемого молочного сахара.
Крахмал представляет собой более сложное вещество, чем сахар. Он не растворяется в воде, но в организме человека под действием пищеварительных соков распадается до самых простых сахароз. Крахмал содержится в хлебе и других мучных изделиях, картофеле и крупах.
Оба эти углевода — сахар и крахмал — имеют существенное значение в питании человека. Сахар как менее сложное вещество быстро распадается в пищеварительном тракте человека на более простые части и поступает в кровь, которая снабжает им все клетки нашего тела. Сложное вещество — крахмал — распадается в пищеварительном канале человека значительно медленнее и только, превратившись в самый простой сахар, постепенно через стенку кишечника проникает в кровь. Для того чтобы сахар поступал в кровь более длительное время и постепенно, нужно основную массу углеводов вводить в виде крахмала, а не в виде сахара. Так, например, ребенку в возрасте от 7 до 14 лет следует давать в сутки около 60—75 г сахара. Остальные углеводы, как будет указано ниже, должны вводиться за счет продуктов, богатых крахмалом, — хлеба, крупы, картофеля, макаронных изделий и др. Рацион ребенка должен содержать углеводов в 4 раза больше, чем белков или жиров. Углеводы, находящиеся в пище, улучшают усвоение белков организмом, они как бы «экономят» белки. Если же организм получает сахара и крахмала значительно больше, чем ему требуется, избыток их превращается в жир, который откладывается «про запас» под кожей и в других частях тела. Обильное употребление пищи, богатой сахаром и крахмалом, при отсутствии физической работы и спорта ведет к ожирению. Поэтому перекармливание ребенка сахаром, конфетами, медом, сдобными булочками, пирожками и пр. вредно отражается на его здоровье.
Помимо сахара и крахмала, в растительных продуктах имеется углевод — клетчатка, из которой состоят оболочки растительных клеток. В сравнительно большом количестве она находится в муке грубого помола, овощах и фруктах. Большинство круп также содержит довольно много клетчатки; меньше ее в манной крупе, очищенном рисе. Клетчатка почти совсем не усваивается человеческим организмом, однако присутствие ее в пище необходимо. Клетчатка усиливает движение стенок кишечника, способствуя продвижению пищевых масс по кишечному тракту и выведению отбросов из организма. Пища, лишенная клетчатки, может привести к запорам. Чтобы избежать этого, нужно давать детям и подросткам пищу, содержащую некоторое количество клетчатки, например ржаной хлеб, пшеничный хлеб из муки грубого помола, каши, овощи и фрукты. Вместе с тем следует избегать чрезмерного употребления продуктов, богатых клетчаткой, так как это может вызвать усиленное брожение и более частое действие кишечника.
Помимо белков, жиров и углеводов, пища содержит в себе различные минеральные вещества — соединения кальция, фосфора, железа, йода, натрия и др. Они не являются источниками энергии, но роль их в жизни человека очень велика. Недостаток этих веществ нарушает правильную работу организма и может вызвать различные заболевания.
Соединения кальция и фосфора входят в состав костей и, следовательно, крайне необходимы ребенку для построения скелета и зубов. Помимо того, фосфор является составной частью нервной ткани и особенно нужен при умственной работе. Соединения железа находятся в крови и мышцах. Они способствуют тому, что кровь соединяется в легких с кислородом воздуха, который переносится во все органы и ткани нашего тела. Недостаток йода в пище вызывает у человека нарушение деятельности щитовидной железы и заболевание всего организма. Все это говорит о том, что организм человека не может существовать и нормально функционировать без минеральных веществ.
Вместе с тем минеральные вещества постоянно выводятся из организма с мочой и потом. Для пополнения этого расхода необходимо ежедневно доставлять их в достаточном количестве вместе с пищей. В каких же продуктах находятся минеральные вещества?
Много кальция содержится в молоке, твороге, сыре, а также в горохе, бобах, чечевице, ржаном хлебе, капусте, щавеле, салате и других продуктах. Фосфора много в молоке, сыре, печени, мясе, икре. Однако соединения кальция и фосфора, находящиеся в различных продуктах, не одинаково хорошо усваиваются организмом. Организм лучше всего усваивает те соединения кальция и фосфора, которые находятся в молоке и молочнокислых продуктах и сыре. Чтобы дети и подростки получали необходимое количество кальция (равное 1 г в сутки) и фосфора (равное 1,5 г в сутки), им надо давать ежедневно не менее 0,5 л молока. Однако чрезмерное потребление молока вызывает в кишечнике брожение и поносы и, следовательно, может принести ребенку вред. Очень полезно давать детям простоквашу, кефир, ацидофилин. Они способствуют правильной работе кишечника и, помимо полноценных белков и жиров, содержат легкоусвояемые соединения кальция и фосфора, которые находятся в них в таком же количестве, как и в молоке.
Сравнительно много железа содержится в мясе, печени, яичном желтке, ржаном хлебе, пшеничном хлебе из муки грубого помола, в горохе, фасоли, чечевице, капусте, яблоках, грушах и землянике. В суточном рационе ребенка должно быть около 15 мг (0,015 г) железа.
Если ребенку давать разнообразную пищу, состоящую как из животных, так и растительных продуктов, его организм будет обеспечен необходимыми минеральными веществами.
В пищу добавляют только поваренную соль (хлористый натрий), которой или совсем нет в некоторых продуктах, или она имеется в недостаточном количестве. Поваренная соль необходима не только потому, что улучшает вкус пищи, она нужна также и для нормальной деятельности организма. Однако избыток ее вреден для человека. Ребенку в возрасте от 7 до 14—15 лет надо ежедневно добавлять в пищу не более 10 г соли.
Ни один живой организм не может существовать без воды. Вода входит в состав всех клеток человеческого тела. В течение суток человек теряет с мочой, потом и при дыхании значительное количество воды. Расход ее пополняется питьем, жидкой пищей (молоко, суп, кисель, компот), а также той влагой, которая содержится в пищевых продуктах. Особенно много ее в овощах, фруктах, ягодах, картофеле, хлебе. Количество жидкости не должно превышать для подростков, живущих в умеренном климате, 1 —1,5 л воды в сутки. В это количество должна входить так называемая свободная жидкость, принимаемая в виде супа, молока, компота, чая и других напитков. Связанная вода, входящая в состав мяса, рыбы, овощей, фруктов и других продуктов питания, в расчет не принимается.
В жарком сухом климате, где люди сильнее потеют, количество потребляемой жидкости будет несколько больше.
У детей часто наблюдается вредная привычка к частому и обильному питью. Ощущение жажды у ребенка иногда вызывается не недостатком воды в организме, а сухостью во рту. Необходимо приучать ребенка пить за один прием небольшое количество воды маленькими глотками, не спеша. Такой способ питья скорее утоляет жажду. Введение же в организм большого количества воды вызывает усиленную работу сердца, сосудов и почек и приводит к удалению из организма вместе с мочой и потом ценных минеральных веществ и витаминов. Большое значение имеет также вид напитка. Не следует давать детям напитки, возбуждающие нервную систему: крепкий чай, натуральный кофе. Лучшими напитками для ребенка являются молоко, слабый чай с сахаром и молоком, ненатуральный кофе, фруктовые и ягодные соки, настой шиповника.
Кроме белков, жиров, углеводов, минеральных соединений и воды, в пищу человека входят особые вещества — витамины, крайне необходимые для жизни, нормального роста и развития организма.
Витамины оказывают влияние на различные стороны жизнедеятельности организма. Отсутствие в пище того или иного витамина вызывает у человека различные тяжелые заболевания: цингу, полиневрит, рахит и др. На здоровье человека отражается вредно не только отсутствие витаминов, но и недостаток их в пище. Дети, получающие с пищей достаточное количество витаминов, меньше устают и реже болеют. При недостатке витаминов дети становятся вялыми, сонливыми, раздражительными и быстро утомляются; сопротивляемость их организма инфекционным и другим заболеваниям понижается.
В настоящее время известно много витаминов. Они обозначаются буквами латинского алфавита. Одни витамины растворимы в жирах, другие — в воде. Из витаминов, растворимых в жирах, особенно большое значение имеют витамины А и D, а из растворимых в воде — витамины С, В1, В2, РР и др.
Недостаток витамина А в пище вызывает расстройство зрения, называемое «куриной слепотой»; человек, хорошо видящий днем, почти полностью теряет зрение с наступлением темноты. Отсутствие этого витамина приводит к тяжелому заболеванию глаз. Витамин А находится в молоке, сливках, сметане, сливочном масле, яичном желтке, печени; особенно много его в рыбьем жире. Кроме того, витамин А образуется уже в организме из каротина, который содержится в моркови, помидорах, абрикосах, а также в зеленых частях растений, салате, шпинате, щавеле, зеленом луке, зелени петрушки и т. д. Каротин усваивается организмом лучше в том случае, если продукты, богатые каротином, измельчаются и к «им прибавляют жир. Поэтому к супу из щавеля, блюду из моркови и другим надо прибавлять сливочное масло, сметану. Каротин усваивается еще лучше, если жир добавляется к моркови или зелени во время их тепловой обработки, т. е. когда их варят или тушат. Детям часто дают сырую морковь или морковный сок. Их следует давать не натощак, а вместе с пищей, содержащей жир. Только тогда это принесет пользу ребенку. Тертую сырую морковь, салат из помидоров следует заправлять сметаной.
Мы уже говорили, что для построения костей организм ребенка нуждается в соединениях кальция и фосфора. Эти вещества могут отлагаться в костях только тогда, когда в организме имеется достаточное количество витамина D. Этот витамин вводится с пищей, а также образуется в организме человека под влиянием ультрафиолетовых лучей, которыми богат солнечный свет, особенно в утренние часы. При этом особое вещество, находящееся в коже человека, — зргостерин, превращается в витамин D. Солнечные лучи оказывают свое благотворное влияние на организм даже в пасмурную погоду, хотя действие их и слабее, чем в солнечные дни. Ультрафиолетовые лучи не проходят через обычные оконные стекла, поэтому необходимо, чтобы ребенок ежедневно был на открытом воздухе.
При недостатке витамина D у детей развивается рахит: кости из-за малого количества в них минеральных веществ теряют твердость и искривляются, прорезывание и рост зубов замедляются. Сопротивляемость организма детей туберкулезной инфекции и другим болезням понижается.
Витамин D находится в яичном желтке, молоке, сливочном масле и печени. Особенно много его в рыбьем жире, который добывается из печени трески. Зимой в молоке, масле и яйцах витамина D значительно меньше, чем летом. К тому же дети зимой проводят меньше времени на открытом воздухе. Чтобы организм не ощущал зимой недостатка в этом витамине, детям дают рыбий жир. Однако избыток витамина D в организме приносит ребенку вред, поэтому рыбий жир следует давать только по совету врача и лишь в таком количестве, какое он укажет.
Очень большое значение для ребенка имеет витамин С (аскорбиновая кислота). Он повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, делает его более выносливым, усиливает процессы роста и восстановления клеток и тканей тела.
Этот витамин не может образоваться в организме человека, а поступает только с пищей. Отсутствие в пище витамина С вызывает цингу. Если же витамина С в пище недостаточно, то ребенок становится вялым, сонливым, трудоспособность его снижается, он легко простуживается, десны его делаются слабыми и при чистке зубов кровоточат.
Витамин С содержится почти исключительно в продуктах растительного происхождения: в картофеле, капусте, брюкве, редисе, помидорах, редьке, репе, салате, шпинате, зеленом луке, укропе, зелени петрушки. Много витамина С имеется и в дикорастущей зелени: молодой крапиве, щавеле, кислице, борщевнике и др.
Особенно много витамина С в плодах шиповника и черной смородины. Много его в лимонах, апельсинах, мандаринах, клубнике, рябине, крыжовнике, малине, антоновских яблоках и в яблоках титовка; в других сортах яблок витамина С значительно меньше. Витамин С находится также в сырых ягодных, фруктовых и овощных соках.
Летом и осенью во фруктах и овощах обычно имеется достаточное количество витамина С. Зимой же и весной витамина С в них значительно меньше, потому что при длительном хранении овощей и фруктов значительная часть его разрушается. Поэтому до тех пор, пока не появится свежая зелень, следует восполнять этот недостаток витамина применением препаратов витамина С, экстрактов шиповника, черной смородины и др., которые, выпускаются витаминной промышленностью и продаются в аптеках и магазинах. Там, где это возможно, зимой и ранней весной надо употреблять в пищу свежую зелень, выращиваемую в парниках.
Очень полезно ежедневно давать школьникам стакан или полстакана настоя шиповника, к которому для вкуса можно добавить небольшое количество сахара. Настой готовится следующим образом; высушенные плоды шиповника промывают холодной водой и заливают кипятком из расчета один стакан кипятка на одну столовую ложку плодов. Плоды кипятят в эмалированной или алюминиевой кастрюле с закрытой крышкой в течение 10 минут, снимают с огня, настаивают в течение суток и процеживают через чистую ткань. В жаркое время года срок настаивания нужно сократить до 2—3 часов. Готовый настой не следует хранить больше суток.
Фрукты, ягоды и овощи по возможности надо давать детям в натуральном виде. Очень полезны также салаты, винегреты, овощные супы и другие овощные блюда.
Витамин С очень нестоек, поэтому, если овощные блюда готовятся без соблюдения определенных правил, значительное количество этого витамина разрушается. Как же это предотвратить?
Варить овощи, овощные супы и картофель лучше всего в неповрежденной эмалированной или алюминиевой кастрюле. Можно варить их также в железной и медной, но хорошо луженой посуде. Если целостность полуды нарушена, то присутствие даже самых незначительных количеств меди или железа приводит к быстрому разрушению витамина С. По этой же причине чистить и нарезать овощи нужно ножом из нержавеющей стали.
Очищать и нарезать овощи заблаговременно не следует, так как соприкосновение с кислородом воздуха действует губительно на витамин С. Очищенный картофель не надо долго держать в воде — при этом часть витамина С растворяется и переходит в воду, так же как крахмал и ценные для человека минеральные вещества.
При чистке картофеля надо удалять только тонкий поверхностный слой, потому что витамин С находится главным образом в его наружном слое. Если картофель и овощи предназначаются для салатов и винегретов, лучше их варить в кожуре, предварительно вымыв. При этом витамин С сохраняется лучше.
Наиболее правильно варить овощи и картофель на пару. Витамин С сохраняется при этом значительно лучше, чем при варке в воде. Для этого можно приспособить любую кастрюлю, на дно которой наливают кипяток и вставляют подставку с отверстиями, куда и кладут овощи; вместо подставки можно пользоваться дуршлагом. Кастрюля, поставленная на огонь, должна быть плотно закрыта крышкой. Витамин С особенно легко разрушается при нагревании. Закладывать овощи и картофель в кастрюлю надо только тогда, когда вода или бульон закипели, так как три температуре кипения уничтожаются вещества, способствующие разрушению
витамина С.
Суп надо варить на небольшом огне в плотно закрытой кастрюле, крышку которой не следует часто открывать. Это предохранит витамин С, находящийся в картофеле и овощах, от разрушающего действия кислорода воздуха. Доливать кастрюлю, если вода или бульон выкипели, надо не холодной водой, а кипятком.
Не следует также допускать переваривания овощей: чем дольше они варятся, тем больше разрушается в них витамин С. Так как при варке различных овощей и картофеля требуется не одинаковое время, их закладывают в определенной последовательности: сначала свеклу, затем капусту и потом картофель.
Если же для приготовления блюда используется квашеная капуста, то раньше следует положить картофель и лишь через некоторое время капусту. В противном случае картофель будет твердым. Готовые овощи и картофель надо сейчас же снимать с огня.
Прибавлять к овощам, гороху и другим бобовым соду, чтобы они лучше разваривались, нельзя, так как это способствует разрушению витаминов С и B1.
Овощной отвар содержит много витаминов и минеральных солей. Его хорошо использовать для приготовления супов, подливок и соусов.
Готовую пищу нельзя долго держать на горячей плите или в русской печке. Пища при этом портится, а витамины разрушаются. Пищу следует сохранять на холоду и разогревать перед подачей на стол часть ее, в зависимости от потребности. Многократные разогревания приводят к полной потере витамина С.
Витамин С хорошо сохраняется в заквашенных продуктах. Так, квашеная капуста является ценным источником витамина С. Однако в капусте, вынутой из рассола, этот витамин быстро разрушается. Поэтому вынимать капусту из кадки нужно только перед едой или
опусканием в кипящий бульон. Промывать квашеную капусту перед тем, как опустить в бульон, не следует: она потеряет витамины, минеральные соли и другие полезные вещества.
Если квашеная капуста очень кислая, ее следует отжать, чтобы удалить часть рассола, или взять в меньшем количестве.
Витамин В1 (тиамин) имеет большое значение для нормальной деятельности нервной системы человека. Недостаток его в пище вызывает быструю утомляемость с понижением работоспособности, сонливость и раздражительность. Отсутствие его приводит к тяжелому заболеванию периферических нервов. Витамин B1 содержится в ржаном хлебе, в пшеничном хлебе грубого помола, бобах, гречневой, овсяной и ячневой крупах, печени, почках, мясе; особенно много его в дрожжах. Небольшое количество этого витамина есть в картофеле и овощах. В макаронных и кондитерских изделиях, белом хлебе, приготовляемых из муки тонкого помола, этого витамина совсем нет.
Для обеспечения организма школьника витамином B1 ему необходимо давать ежедневно ржаной хлеб и пшеничный хлеб из муки грубого помола, а также другие продукты, содержащие этот витамин.
Пища ребенка и подростка должна содержать также витамин В2 (рибофлавин). Этот витамин необходим для нормального обмена веществ. Совместно с витамином А он оказывает влияние на состояние органов зрения. Недостаток в пище рибофлавина снижает аппетит и вызывает у детей образование трещин на губах и в углах рта. Витамин В2 находится в печени, почках, мясе, яичном желтке и молоке. Много этого витамина в дрожжах. Большое значение для организма имеет также витамин РР (никотиновая кислота). Этот витамин необходим для нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта и центральной нервной системы. Отсутствие и недостаток его в пище приводят к тяжелому заболеванию. Никотиновая кислота имеется в дрожжах, яичном желтке, мясе, молоке, картофеле, муке и других продуктах. Как уже было сказано, растущий организм ребенка особенно нуждается в витаминах. Однако избыток некоторых витаминов может принести вред. Поэтому нельзя позволять детям покупать витаминные препараты, выпускаемые в виде драже, и съедать их в любом количестве, как конфеты.
При правильном разнообразном питании и правильном приготовлении пищи ребенок будет получать (особенно летом и осенью) необходимое ему количество витаминов.
Зимой и весной особенно важно давать ребенку настой шиповника, а по указанию врача — рыбий жир и искусственные витаминные препараты.
II. Переваривание пищи, ее усвояемость и режим питания
Съеденная пища используется организмом только после того, как она превратится в желудке и кишечнике человека в более простые вещества, растворимые в крови. Эти вещества проникают через стенки кишечника в кровь, которая доставляет их каждой клетке нашего тела.
Пищеварение начинается с полости рта, где пища разжевывается, т. е. измельчается и перетирается зубами, превращаясь в кашицу. Чем лучше разжевана и измельчена пища, тем легче она переваривается и лучше усваивается. Поэтому нужно следить за тем, чтобы дети ели не спеша, тщательно разжевывая пишу. Необходимо также приучить детей правильно ухаживать за полостью рта, ежедневно чистить зубы, полоскать рот теплой водой после еды. Нельзя позволять детям раскусывать зубами орехи или сразу после горячей пищи употреблять очень холодную, как, например, мороженое, и наоборот, так как это может привести к нарушению целости зубной эмали и порче зубов.
Во рту пища не только измельчается, но и смешивается со слюной, которая вырабатывается слюнными железами. Пища, смоченная слюной, делается скользкой и ее легко проглотить. Под действием слюны, во рту начинается процесс пищеварения,потому что слюна, как и другие пищеварительные соки, содержит особые вещества, которые называются ферментами. Ферменты слюны способствуют частичному превращению крахмала в сахар; белки же и жиры под действием слюны не перевариваются.
Пережеванная и смоченная слюной пища в виде мягкого комка попадает в глотку, а затем через пищевод в желудок, где подвергается действию желудочного сока. Желудочный сок вырабатывается большим количеством маленьких желез, находящихся в слизистой оболочке желудка. Этот сок содержит соляную кислоту и ферменты. Под их действием в желудке начинают перевариваться белки, т. е. они начинают распадаться на более простые вещества. Однако переваривание белков в желудке не заканчивается, оно продолжается и в тонких кишках.
Пища в желудке находится от 2 до 5 часов. Пища, богатая углеводами, быстрее переходит в кишечник, чем жирная и мясная; последняя дольше остается в желудке и поэтому чувство сытости после нее сохраняется более длительное время.
Из желудка пищевая кашица поступает в тонкие кишки. Движение стенок кишок помогает ее дальнейшему передвижению по кишечнику. В начальном отрезке тонких кишок — в двенадцатиперстной кишке — пищевая кашица смешивается с пищеварительным соком, вырабатываемым поджелудочной железой, и желчью, выделяемой печенью. Здесь происходит переваривание белков, жиров и углеводов. Окончательное переваривание пищи происходит в остальной части тонкого кишечника, в слизистой оболочке которого имеются железы, вырабатывающие пищеварительный кишечный сок. Белки распадаются здесь до аминокислот, углеводы превращаются в сахар, из жиров также образуются более простые вещества. Измененные таким образом белки, жиры и углеводы теперь уже могут всасываться, т. е. проникать через стенку кишечника в кровь, которая разносит их по всему телу.
Часть пищи, примерно 10—15%, при переваривании не усваивается и переходит вместе с жидкостью в толстую кишку. Здесь жидкость всасывается через стенку кишки, а непереваренные остатки пищи, медленно продвигаясь, выделяются из организма через прямую кишку.
Очень важно следить за тем, чтобы кишечник опорожнялся ежедневно, так как задержка пищевых отбросов способствует развитию в кишечнике процессов брожения и гниения. Образующиеся при этом вещества могут принести вред организму.
Усвояемость пищи, т. е. использование ее организмом, зависит от многих причин: состояния органов пищеварения, регулярности приема пищи, ее приготовления, количества, внешнего вида, запаха, вкуса, обстановки, в которой принимается она, настроения человека и т. д. Не всякая пища усваивается одинаково. Так, например, известно, что особенно хорошо усваивается жир молока. Белки растительных продуктов — хлеба, круп, гороха, фасоли — усваиваются хуже, чем белки животных продуктов — мяса, молока, рыбы, яиц. Поэтому, как мы уже говорили, для лучшего усвоения следует давать детям смешанную пищу, состоящую как из животных, так и из растительных продуктов. В этом отношении особенно полезны овощи, которые, помимо минеральных солей и витаминов, содержат экстрактивные вещества, усиливающие выделение пищеварительных соков. Следовательно, овощи должны всегда входить в рацион школьника в натуральном виде, а также в виде салатов, винегретов, овощных супов и гарниров.
Большое влияние на усвояемость пищи оказывает правильная обработка пищевых продуктов. Для того чтобы пища была вкусной, имела приятный запах и вид, вызывала аппетит и вместе с тем хорошо разжевывалась, легко переваривалась и усваивалась, необходима соответствующая кулинарная обработка.
Чтобы возбудить у ребенка желание есть, нужно готовить пищу из разнообразных продуктов, учитывая при этом его вкусы и привычки, так как разнообразные блюда усиливают аппетит и усваиваются значительно лучше.
Большое значение для здоровья имеет режим питания, т. е. число и время приемов пищи в течение дня. Ребенку школьного возраста нужно принимать пищу 4 раза в день. Кормить ребенка чаще можно только по совету врача. Прием пищи всегда должен быть в определенное время дня, так как это способствует появлению аппетита и выработке обильного количества пищеварительных соков.
Необходимо также правильно распределять пищу в течение дня. При этом надо учитывать, в какой смене занимается учащийся. Школьник первой смены должен завтракать в 7 часов 30 минут — 8 часов утра, перед уходом в школу. На завтрак надо давать такое количество пищи, которое обеспечивало бы примерно 25% всей суточной калорийности.
Весьма желательно, чтобы второй завтрак в 12 часов дня, который должен содержать около 15% суточной калорийности, учащийся получал в школе в виде горячего завтрака. Такой завтрак должен состоять, например, из мясной котлеты с картофелем и чая с молоком, блинчиков с творогом и кофе (ненатурального) с молоком, макарон с маслом и сыром и горячего молока и др. Если горячих завтраков в школе нет, ребенку надо давать с собой бутерброд с маслом и холодной мясной котлетой или булочку и творожный сырок и т. д., а также свежие фрукты.
В 3—4 часа дня учащиеся первой смены должны обедать, получая при этом около 35% всей суточной калорийности.
Ужинать ребенку надо не позднее 7—8 часов, за 1 1/2—2 часа до отхода ко сну. Соблюдение этого правила обеспечит ребенку более глубокий и спокойный сон и, следовательно, наилучший отдых всему организму. Ужин должен составлять примерно 25% калорийности суточного рациона.
Если дети посещают школу во вторую смену, режим их питания должен быть следующим: завтрак в 8 часов утра (25% суточной калорийности), обед в 12 часов дня (35% суточной калорийности), полдник в школе в 4 часа дня (15% суточной калорийности) и по возвращении из школы ужин (25% суточной калорийности). В полдник учащимся второй смены хорошо давать молоко, кефир, простоквашу, сырки, творог, бутерброд с маслом и сыром, булочку, фрукты.
Независимо от того, в какой смене учится ребенок, за завтраком и обедом надо давать пищу, богатую белками: мясо, рыбу, яйцо, творог, сыр, а также овощи и каши. В ужин следует давать более легкую пищу: молочные, овощные и крупяные блюда. Они легче перевариваются и требуют меньшего количества пищеварительных соков.
Большое значение имеет также обстановка, в которой ребенок принимает пищу. Аккуратно убранное помещение, чистая скатерть и посуда создают хорошее настроение и способствуют возбуждению аппетита. Великий физиолог И. П. Павлов говорил: «Сильный аппетит при еде — значит обильное отделение с самого начала еды сильного сока; нет аппетита, нет и этого начального сока». Чем с большей охотой дети садятся за стол, тем лучше у них идет сокоотделение и, следовательно, тем лучше переваривается и усваивается пища.
Наоборот, неубранная комната, грязная посуда, объедки, неопрятно накрытый стол, невкусная и небрежно поданная пища вызывают чувство брезгливости и отвращения. В этом случае желудочный сок выделяется с большим опозданием, пища плохо переваривается, и плохо усваивается.
Большое значение для здоровья имеет регулярный прием горячей пищи. Еда всухомятку нарушает правильное пищеварение и приводит к заболеванию желудка и кишечника. Поэтому очень важно следить за тем, чтобы ребенок получал ежедневно горячую пищу.
Во время обеда необходимо придерживаться определенного чередования блюд. На первое следует давать мясные, рыбные, овощные или грибные супы, так как они содержат вещества, способствующие выделению желудочного сока. Поэтому, когда после супа съедают второе блюдо (мясо, рыба, каша, картофель), в желудке уже имеется необходимый для их переваривания сок. Сладкое надо давать только в конце обеда, так как для усвоения сахара почти не требуется пищеварительных соков. Беспорядочное употребление детьми сладостей, питье и еда между завтраком, обедом и ужином приносят ребенку не пользу, а вред. Это подавляет выделение пищеварительных соков и уменьшает желание есть в установленное время. Все это вредно отражается на здоровье и способствует развитию желудочно-кишечных заболеваний.
Необходимо приучать детей к гигиеническим навыкам во время еды. Дети должны садиться за стол только с чисто вымытыми руками, вести себя спокойно, есть не спеша, не отвлекаться чем-либо посторонним, правильно пользоваться столовыми приборами и салфеткой. Тем не менее надо следить за тем, чтобы дети не слишком долго сидели за столом. Желательно, чтобы обед школьника длился не более получаса.
III. Потребность школьника в пищевых веществах. Суточный набор продуктов. Составление меню
Физиологическая потребность организма в белках, жирах и углеводах, как уже было сказано, зависит от возраста детей и подростков.
Для школьника в возрасте от 7 до 11 лет количество белков, содержащихся в различных продуктах питания, должно быть равно 70—80 г, в возрасте от 11 до 14 лет — 90—100 г. Ни в коем случае не следует обеспечивать эту потребность в белках только растительной пищей. На долю полноценного животного белка соответственно возрасту учащихся должно приходиться не менее 50—60 г.
Необходимое количество жиров в сутки для школьников от 7 до 11 лет равно 70—80 г, от 11 до 14 лет — 90—100 г.
При этом принимается во внимание не только жир, прибавляемый в пищу, но и жир, имеющийся в различных продуктах питания, — мясе, молоке, сыре, икре и т. д.
Количество сливочного масла, которое школьник должен получать ежедневно,колеблется в пределах 45—60 г, в зависимости от возраста ребенка. Помимо сливочного масла, следует включать в суточный рацион детей около 10 г растительного масла.
В это количество сливочного и растительного масла входит как употребляемое при кулинарной обработке пищи (варке, жарении, тушении), так и даваемое в натуральном виде с хлебом, кашей и т. д.
Количество углеводов в суточном рационе школьника должно быть примерно в 4 раза больше, чем количество белков или жиров. В связи с этим учащиеся в возрасте от 7 до 11 лет нуждаются примерно в 280—320 г углеводов, в возрасте от 11 до 14 лет — в 360—400 г. Таким образом, соотношение между количеством белков, жиров и углеводов в рационе ребенка должно быть постоянным и выражаться как 1:1:4.
Эти количества белков, жиров и углеводов обеспечат суточную калорийность для детей от 7 до 11 лет, равную 2000—2300 калорий, а для детей от 11 до 14 лет — равную 2600—2900 калорий.
Для того чтобы обеспечить потребность ребенка и подростка в белках, жирах и углеводах, необходимо употребление различных продуктов питания в определенных количествах. Если какие-либо продукты из этого набора отсутствуют, их можно заменить другими, равноценными для организма по своим питательным свойствам. При этом следует помнить, что замена молока и молочных продуктов весьма нежелательна, так как эти продукты надо давать детям ежедневно.
Разнообразие пищи зависит не только от набора продуктов, но и от того, насколько правильно составлено меню. При этом важно следить за тем, чтобы одни и те же блюда повторялись по возможности реже. Из малого суточного количества таких продуктов, как мука (20 г), макаронные изделия (10 г), рыба (50 г) и др., трудно сделать какое-либо блюдо. Однако из того количества, которое приходится на 7 дней, можно сделать полноценное блюдо 2—3 раза в неделю.
Мать обязательно должна для обогащения пищи витаминами А, С, В1 давать ребенку зелень: шпинат, салат, щавель, крапиву, зеленый лук, зелень петрушки, укроп и пр. Из этой зелени и овощей можно готовить щи, салаты и винегреты, приправу к мясу, рыбе, картофелю. Очень полезны свежие овощи, фрукты и ягоды.
Высокосортный белый хлеб выпекается из муки, лишенной отрубей, и, следовательно, не содержит витамина В1. Поэтому необходимо ежедневно давать школьнику указанное количество ржаного хлеба и пшеничного из муки грубого помола.
Недостаток пищи вредно сказывается на росте и развитии ребенка. Однако слишком большое количество пищи также приносит вред. Поэтому ребенка не следует перекармливать.
Пишу для ребенка надо готовить из продуктов высокого качества; она должна быть разнообразной, иметь приятный вид, запах и вкус и вызывать у ребенка аппетит. Такая пища лучше переваривается и усваивается. Приготавливая пищу, следует также в известной мере считаться со вкусом ребенка, учитывая, какие блюда он ест с большим аппетитом.
IV. Гигиена приготовления пищи
Здоровье ребенка зависит не только от количества и качества пищи, но и от того, как она приготовлена. При этом большое значение имеет доброкачественность пищевых продуктов и соблюдение гигиенических правил во время приготовления пищи. Пища из недоброкачественных, несвежих продуктов или неправильно приготовленная может принести вред и явиться причиной желудочно-кишечных заболеваний. Таким заболеваниям особенно подвержены дети и подростки, организм которых отличается меньшей устойчивостью и сопротивляемостью, чем организм взрослого.
Главной причиной порчи продуктов является быстрое размножение в них различных микроорганизмов. Этому способствует наличие в продуктах хорошей питательной среды, влаги и тепла. Если микробы попадают в такие продукты, как молоко, мясо, рыба, они размножаются особенно быстро в теплом помещении.
Порча продуктов сопровождается изменением внешнего вида, консистенции, запаха и вкуса. Однако бывает и так, что пища, зараженная болезнетворными микробами, не имеет внешних признаков порчи.
Если при хранении и приготовлении пищи не соблюдаются необходимые гигиенические правила, то такая пиша может в ряде случаев вызвать отравление, а иногда и заразные заболевания — дизентерию, брюшной тиф, глистные заболевания и др. Поэтому надо знать, какими путями могут попасть в пищу болезнетворные микробы и яйца глистов. Пути эти весьма разнообразны. Источником заражения может быть больной человек или бациллоноситель — человек, который выделяет вместе с испражнениями, мочой, мокротой микробов, вызывающих заразное заболевание. Касаясь посуды, пищи, такие люди могут перенести на пищу микробов и заразить тех, кто будет ее есть.
Такие заразные болезни, как туберкулез, бруцеллез и др., могут передаться и от животных: употребляя в пищу молоко и мясо таких животных, можно заразиться этими болезнями. Поэтому мясо надо покупать только в магазинах и на колхозных рынках, где оно подвергается ветеринарно-санитарному контролю, а не у случайных продавцов. Молоко, купленное на рынке, а также разливное из магазина, можно пить только кипяченым, так как высокая температура убивает микробов. По этой же причине простоквашу и творог следует готовить только из кипяченого или пастеризованного молока. Заквашивать молоко надо чистыми культурами молочнокислых микробов, которые продаются в аптеках. Приготовлять простоквашу и творог без добавления таких культур путем самосквашивания не следует. Такие продукты могут вызвать желудочно-кишечные расстройства вследствие развития в них вредных для здоровья микроорганизмов.
Переносчиками микробов могут быть также мухи, мыши и крысы. Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать в комнатах и на кухне образцовую чистоту. Нельзя оставлять крошки и остатки пищи в ящиках, на полках и столах. Мусор и пищевые отходы надо хранить в ведрах с закрывающимися крышками. Пищевые продукты, готовые блюда и посуду необходимо держать в закрытых шкафах.
В пищу могут попасть не только микробы, но и яйца глистов. Глистным заболеваниям легко подвергаются дети, которые касаются пищи немытыми руками, едят грявные овощи и фрукты.
Зная, какими путями попадают в пишу вредные микробы и яйца глистов, можно предотвратить многие заболевания детей. Для этого необходимо соблюдать чистоту во время приготовления и хранения пищи.
Готовить пишу нужно в чистом платье и фартуке и только чистыми руками. Особенное внимание следует обращать на изготовление мясных и рыбных блюд. Мясо и рыба должны быть хорошо промыты и проверены.
Это будет способствовать более полному уничтожению микробов, которые всегда имеются в сыром мясе и рыбе. Особенно благоприятной средой для размножения микробов является мясной и рыбный фарш. Приготавливая его, надо особенно тщательно вымыть мясо и даже чистую на вид мясорубку обдать кипятком. Фарш и изделия из него хранить нельзя. Котлеты, тефтели и пр. надо немедленно подвергнуть тепловой обработке, доводя их до полной готовности. Для этого их обжаривают с двух сторон в течение 8—10 минут, а затем еще столько же времени выдерживают в духовом шкафу или печке. Котлеты готовы, если на изломе они имеют не розовый, а серый цвет.
Соблюдение чистоты особенно необходимо во время приготовления таких блюд, как салаты, винегреты и пр. Вареные овощи, мясо и другие продукты следует при этом нарезать на особой доске, специально для этого предназначенной, чистым ножом. Ни в коем случае нельзя использовать для этой цели ту доску, на которой обычно нарезают сырое мясо и рыбу. Несоблюдение этого правила приводит к обсеменению вареных продуктов теми микробами, которые всегда бывают в сыром мясе и рыбе или попадают с грязных рук и ножа. В этом случае вареные продукты могут вызвать желудочно-кишечные заболевания.
Поверхность зелени, овощей и фруктов может быть сильно загрязнена микробами и яйцами глистов. Поэтому перед употреблением в пищу их надо тщательно обмыть кипяченой водой, а некоторые и очистить. Это особенно важно, если зелень, овощи и фрукты будут употребляться в сыром виде.
Оставшуюся готовую пищу надо хранить на холоду. Перед употреблением первые блюда следует прокипятить, а вторые — тщательно прогреть.
Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»
.
Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?
Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?
Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?
Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?
Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.