Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Семья и дети >> Лечение ДЦП >> Педиатрия и гигиена >>

Привитие детям гигиенических навыков


"Родителям о здоровье школьников", под ред. Г. Н. Сперанского, М., 1959 г.
OCR Detskiysad.Ru

Я. Н. Трахтман

Рассказывают, что после лекции, прочитанной известным педагогом, одна из слушательниц задала ему вопрос:
— С какого же возраста надо приступать к воспитанию ребенка?
— А когда родится ваш ребенок?
— Родится? — переспросила она удивленно. — Ему уже 5 лет.
— Боже мой! — вскричал лектор.— Что же вы тут стоите и болтаете? Вы уже пропустили лучшие 5 лет.
Этот рассказ не случайно всплыл в нашей памяти именно сейчас, когда мы собираемся говорить о культурно-гигиеническом воспитании школьников. Если это воспитание ие является продолжением работы, которая велась с ребенком в течение первых семи лет его жизни в детских учреждениях или в семье, часто приходится говорить не о воспитании, а о перевоспитании школьника, о борьбе с дурными привычками, об устранении иногда тяжелых последствий неправильного воспитания — это постоянно должны помнить родители.
Воспитание ребенка, понимаемое широко, следует начинать с первых дней его жизни. Оно содействует физическому и психическому развитию ребенка, приучает его к определенному режиму, создает у него полезные условные рефлексы (навыки, привычки).
В период раннего детства ребенок не может осмысленно относиться к своему поведению, но у него сильно развита подражательность. На первом году жизни ребенка приучают к аккуратности и опрятности. Умывать ребенка нужно очень осторожно, чтобы не вызывать у него неприятных ощущений. Купание и душ проводят так, чтобы эти процедуры доставляли удовольствие ребенку, а не пугали его. Перед мытьем головы ребенка предупреждают: «Закрой глаза, сейчас буду мыть голову». Смывают мыло быстро и ловко, спереди назад, чтобы оно не попадало в глаза.
На втором году задачи гигиенического воспитания ребенка усложняются. Хотя в этом возрасте он еще не может самостоятельно умываться, надо побуждать его к возможной активности: «Протяни ручки, возьми мыло». Ребенка приучают просить вытереть ему нос. В возрасте 3 лет дети начинают сами пользоваться носовым платком, салфеткой, моют руки перед едой. Лица, воспитывающие ребенка (родители, бабушка, няня, воспитательница в яслях), внушают ему при каждом удобном случае, что быть грязнулей нехорошо, что хорошие дети всегда чистые и опрятные и т. п.
Различные игры используют для воспитания у детей положительного отношения к чистоте, чтобы ребенок любил умываться и не боялся воды. Дети, например, любят играть с куклами: они кормят их, моют, выводят гулять. Такие игры укрепляют представление детей об обязательности гигиенических процедур.
Большую роль в воспитании детей играет показ им различных изобразительных материалов, картинок в книжках или на экране с помощью фильмоскопа.
Дети с удовольствием слушают и разучивают стихи на санитарные темы («Мойдодыр» К. Чуковского, «Девочка чумазая» А. Барто и др.).
В дошкольном возрасте дети должны научиться самостоятельно выполнять ряд необходимых гигиенических требований: мыть руки перед едой и после всякого загрязнения; мыть лицо, шею, уши, чистить зубы, полоскать рот; культурно и аккуратно есть (правильно держать ложку, пользоваться вилкой, есть не спеша и хорошо прожевывая пищу, есть только за столом, пользоваться салфеткой); одеваться и раздеваться, аккуратно обращаться с одеждой, складывать ее в порядке, вешать на место; следить за чистотой своего костюма, обуви; причесываться, пользоваться носовым платком; аккуратно пользоваться уборной и обязательно мыть руки после этого и т. п.
В дошкольном возрасте детям в самой элементарной форме сообщают, что чистота помогает сохранить здоровье, что от грязи можно заболеть, что от больного можно заразиться.
Если все это сделано в дошкольном возрасте, то работа родителей по гигиеническому воспитанию в школьном возрасте значительно облегчается: остается только закрепить достигнутое и воспитать ряд новых навыков и привычек, связанных с посещением школы и развивающимися двигательными умениями школьников.
К перечисленным гигиеническим навыкам добавляется: каждое утро физкультурная зарядка, обтирание тела водой; школьник должен мыться в бане или в ванне горячей водой с мылом не реже одного раза в неделю; коротко подстригать ногти на руках и ногах; соблюдать режим занятий и отдыха, ежедневно находиться не менее 2 часов на свежем воздухе, спать при открытом окне или форточке (если не очень холодно); не сутулиться за партой во время занятий, а также при ходьбе; соблюдать чистоту в помещении, во дворе, на улице (не сорить, не бросать бумажек, убирать за собой); есть не торопясь, ничем не отвлекаться во время еды, не читать лежа и др.
Если программа дошкольного гигиенического воспитания не была выполнена, школе и родителям предстоит более серьезная работа. В чем же она заключается, как должна проводиться и какую роль в ней играют родители?
Прежде всего остановимся на природе гигиенических навыков и привычек.
В основе деятельности человеческого организма лежат врожденные рефлексы и приобретенные в течение жизни, так называемые условные рефлексы. Рефлекс — это ответная реакция организма, возникающая в результате воздействия на него окружающей среды. Воспитание заключается в образовании новых условных рефлексов.
Известно, что для образования условного рефлекса требуется многократное повторение той реакции организма, которую хотят закрепить, сделать постоянной. Навык возникает в результате длительных упражнений. При этом надо устранить все то, что может нарушать образование навыка, разрушать его.
Рассмотрим пример. У школьника первого класса в начале учебного года воспитывают навык правильной посадки во время занятий. От школьника требуют, чтобы он сидел за партой прямо, не горбясь, чуть нагнув голову вперед, не опираясь грудью о край стола, локти должны лежать на парте, ноги стоять на полу всей ступней.
Сначала школьнику трудно сидеть в таком положении, вынужденная поза утомляет его, ему удобнее сидеть развалясь, или как-нибудь боком. Но учитель каждый раз делает ему замечание. С течением времени правильная посадка делается привычной и становится естественной для школьника. Не даром говорят: «Привычка — вторая натура».
Если бы учитель не следил строго за посадкой школьников и допускал, чтобы они сидели кто как хочет, образование нового навыка надолго задержалось или он совсем не возник.
Образованию нового для школьника навыка правильной посадки во время занятий должны помогать родители, требуя, чтобы и в домашней обстановке школьник правильно сидел за столом. Иногда для этого надо приспособить стол и стул к его росту (например, положить на стул доску или ящичек, под ноги поместить подставку такой высоты, чтобы ребенок мог опираться на нее всей ступней).
Школьника приучают к тому, чтобы при входе в школу он очищал обувь от пыли, грязи или снега, то же самое он должен делать и приходя домой. Для этого у дверей дома должна быть скобка, половичок или веничек.
Видя, как систематически проветривают класс во время перемен, школьник приучается проветривать и ту комнату, в которой он занимается.
Единство воспитательных воздействий на школьника в классе и дома, согласованная работа школы и семьи — основное требование советской педагогики.
В целях создания этого единства родители должны знать некоторые документы, определяющие воспитательную работу школы. Одним из них являются «Правила для учащихся».
Приведем выдержку из этих «Правил»:
«Каждый учащийся обязан:
...5. Являться в школу чистым, причесанным и опрятно одетым.
6. Содержать в чистоте и порядке свое место в классе.
8. Во время урока сидеть прямо, не облокачиваясь и не разваливаясь...
18. Поддерживать чистоту в комнатах, в порядке содержать свою одежду, обувь, постель».
Другим документом, который полезно знать родителям, является указание учителям на их задачи в области гигиенического воспитания детей.
В «Программах начальной школы на 1955/56 учебный год» говорится: «В 1—3 классах ведется также работа по воспитанию у учащихся первоначальных гигиенических навыков с постепенным расширением круга этих навыков: соблюдение режима дня школьника, правильная посадка за партой; мытье рук, умывание лица, мытье тела; чистка зубов, стрижка ногтей и волос; содержание в чистоте класса и комнаты, проветривание класса и комнаты; выполнение утренней гимнастики; игры на свежем воздухе; соблюдение правил питания; меры борьбы с заразными заболеваниями».
Во вступительной части примерного перечня указывается, что из года в год школьник должен приобретать больше умений и навыков. В этом ему помогут пионерская организация, учителя, руководители кружков, а также старшие члены его семьи.
Установлены три ступени умений и навыков; первая — для пионеров 3—4-го, вторая — для пионеров 5—6-го и третья — для пионеров 7—8-го классов. Гигиенические навыки почти целиком входят в первую ступень. Здесь мы находим такие требования:
«Помогай старшим в домашней работе: накрывай на стол, убирай в комнате, мой посуду; сделай 1—2 вещи, полезные для дома. Посади деревце, разведи цветы, ухаживай за ними.
Обслуживай себя сам: ...чисти одежду, обувь, стирай носовые платки, носки, чулки, убирай постель.
Делай ежедневно утреннюю зарядку, соблюдай режим дня».
Для того чтобы школьник привык к чистоте и опрятности, всегда соблюдал гигиенические правила, необходимо следить за их регулярным выполнением.
Если школьник, привыкший ежедневно чистить зубы, не сделает этого несколько дней подряд по какой-либо причине, он может совершенно перестать чистить зубы, образовавшийся условный рефлекс может угаснуть, разрушиться. Надо строго следить за тем, чтобы воспитанные у школьника навыки и привычки сохранились у него навсегда.
В воспитании школьников младших классов исключительно велика роль примера окружающих. Школьники стараются подражать учителю, родителям. Если поведение родителей расходится с тем, чему учат детей в школе, воспитание затрудняется. В школе, например, от детей требуют, чтобы они обязательно мыли руки перед едой и после посещения уборной, а дома школьник подчас может видеть членов семьи, которые не делают этого, садятся ва стол, не вымыв руки, и т. п. Ребенка воспитывает среда, и в основном «живая среда», т. е. окружающие его. Об этом всегда должны помнить родители и соответствующим образом организовать свое поведение в семье.
«Если вы требуете, — говорил известный советский педагог А. С. Макаренко, — чтобы дети за обедом не читали книгу, то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе нетрудная и непозорная работа. Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают».
Школьники стремятся подражать любимым литературным героям. Родителям полезно обращать внимание детей на отдельные моменты из жизни этих героев, характеризующие их отношение к охране своего здоровья и к культуре в быту.
Вот что рассказывает об Олеге Кошевом его мать Е. Кошевая:
«Олег постоянно следил за своей внешностью, не распускал себя. Костюм его всегда был как новый, без пятен, хорошо вычищенный, выглаженный собственными руками.
Ложась спать, Олег аккуратно складывал свои вещи около себя на стуле. Его никогда нельзя было увидеть неподстриженным или непричесанным.
Как-то я уехала из дому. Олег остался один. Встал он рано утром и попросил у соседки утюг.
— Зачем тебе?
— В школу пора, а костюм помятый. Неудобно в таком за парту сесть. Я — живо!
И он ловко и быстро выгладил свой костюм и только тогда пошел в школу».
В романе Николая Островского «Как закалялась сталь» рассказывается о том, как отказался от курения Павел Корчагин:
«Одним вечером, когда у Анны собралось много молодого люда, электрик неожиданно избавился от одного старого нездорового наследства. Он, привыкший к табаку почти с детских лет, сказал жестко и бесповоротно:
— Я больше не курю.
Это произошло неожиданно. Кто-то завязал спор о том, что привычка сильнее человека, как пример привел курение. Голоса разделились. Электрик не вмешивался в спор, но его втянула Таня, заставила говорить. Он сказал то, что думал:
— Человек управляет привычкой, а не наоборот. Иначе до чего же мы договоримся?
Цветаев из угла крикнул:
— Слово со звоном. Это Корчагин любит. А вот если этот форс по шапке, то что же получается? Сам-то он курит? Курит. Знает, что куренье ни к чему? Знает. А вот бросить — гайка слаба.
...Наступило молчание. Резкость тона Цветаева неприятно подействовала на всех. Электрик ответил не сразу. Медленно вынул изо рта папироску, скомкал и негромко сказал:
- Я больше не курю... Грош цена тому, кто не сможет сломить дурной привычки...».
Обычно гигиенические навыки вырабатываются довольно прочно в младшем школьном возрасте, но гигиеническое воспитание должно продолжаться и в старших классах. Иногда подростки переоценивают то, что раньше было ими усвоено, начинают считать маловажными некоторые гигиенические правила. Это объясняется тем, что они не знают научного обоснования важности гигиены, и что у них нет еще прочных гигиенических навыков. Подростку надо дать знания по гигиене. Это — задача и школы, и родителей. Родители, в частности, оказывая влияние на выбор школьником книг для чтения, должны обратить его внимание на «Библиотечку школьника» (издание Института санитарного просвещения и Государственного издательства медицинской литературы).
Большую пользу окажут не только школьнику, но и родителям следующие книги из этой «Библиотечки»: «В сутках 24 часа» С. Громбаха, «Разговор начистоту про здоровье и чистоту» С. Динина и Л. Нимена, «Последняя папироса» А. Островского, «Пешеходный туризм» В. В. Гориневской и М. М. Пейсахова, «Будь ловким, сильным и стройным» Е. И. Янкелевич и Е. А. Флеровского, и др.
Вопросы гигиенического воспитания детей часто освещаются на страницах журналов: «Семья и школа», «Здоровье». Следует отметить, что в этих журналах наряду со статьями педагогов и врачей помещаются и статьи родителей, отражающие опыт воспитания детей.
Гигиеническое воспитание должно быть тесно связано с воспитанием воли, характера, моральной устойчивости школьника. Известно, как поражают своих родителей суворовцы, приезжающие в отпуск домой. Каждое утро они делают физкультурную зарядку, тщательно моются до пояса, чистят зубы, сами стирают, гладят и пришивают воротнички, сами убирают свои постели. Под влиянием дисциплины, общего строя жизни в суворовских школах, стремления стать хорошими офицерами дети меняются неузнаваемо.
Гигиеническое воспитание ребенка подготавливает его к трудовой деятельности. Надо приучать детей к аккуратности, порядку: вешать одежду на вешалку, вымытую посуду ставить на полку, любую вещь класть на свое место. Порученное задание должно выполняться тщательно, аккуратно, с большой любовью. Если оно сделано плохо, надо обязать ребенка переделать его.
Гигиеническое воспитание в то же время является и эстетическим. Грязное не может быть красивым. Некоторые дети имеют дурную привычку носить в карманах много лишних вещей. Надо объяснить школьнику, что оттопыренные карманы портят костюм и делают весь вид школьника неряшливым. К одежде нужно относиться бережно, не пачкать ее.
Особенно важно останавливать детей от приобретения вредных привычек или добиваться устранения таких привычек, как, например, курения. Большей частью школьники начинают курить, подражая взрослым, не находящим в себе силы воли бросить курить. На детский организм никотин действует особенно вредно. Родители должны прочесть о действии никотина на организм человека и разъяснить школьнику недопустимость курения. То же относится и к потреблению алкоголя. Родители не должны угощать детей спиртными напитками, посылать их за вином, приглашать к столу на вечеринках. Лучше всего показать детям пример воздержания от курения и приема спиртных напитков.
Иногда дети привыкают ковырять в носу, грызть ногти. Надо отучать детей от таких привычек — объяснить им, что подобные привычки способствуют заражению глистами (яйца глистов могут быть под ногтями) и другими болезнями, и обратить внимание детей на некрасивый, неопрятный вид человека, грызущего ногти или ковыряющего в носу.
Бывают случаи, когда дети или подростки занимаются онанизмом, т. е. раздражают руками свои половые органы. Для того чтобы изжить эту скверную привычку, надо следить, чтобы мальчики не слишком тепло укрывались, спали, положив руки на одеяло или под голову, и, проснувшись, не оставались в постели. Кроме того, надо объяснить детям, что такая привычка вредно отражается на состоянии здоровья, ослабляет нервную систему.
В процессе воспитания детей важно обратить внимание на развитие у них активности, самостоятельности. В классе учащиеся по очереди дежурят, следя за порядком и чистотой. В начальных классах учитель выделяет из числа учащихся санитаров, которые следят за опрятностью учащихся, за чистотой их рук, шеи, ушей, за наличием у них носовых платков и т. п. В средних и старших классах работают санитарные посты Красного Креста (Красного Полумесяца), которые проводят более ответственную работу: участвуют в соревновании санитарных постов, выпускают санитарно-просветительные бюллетени и т. п.
В ряде городов Советского Союза школьники берут шефство над улицами города, в первую очередь над улицей, на которой расположена школа. Они устанавливают санитарные посты (санитарные патрули), которые наблюдают за поведением прохожих и требуют, чтобы они бросали окурки, бумажки и прочий сор только в урны. Участие школьников в борьбе за чистоту улиц не только имеет общественно полезное значение, но и воспитывает самих школьников. Человек, требующий от других, чтобы они не сорили на улице, и сам не бросит бумажку на тротуар. Необходимо, чтобы и в домашней обстановке дети были активны и неукоснительно соблюдали гигиенические правила: участвовали в уборке, комнаты, сами стелили свою постель, помогали матери в уходе за маленькими детьми, в работе по домашнему хозяйству. При этом не следует освобождать мальчиков от уборки комнаты, от мытья посуды, починках одежды. Мальчики и девочки в равной степени должны заботиться о чистоте.
Цигиеническое воспитание школьников — большая задача государственного значения, в решении которой школа и семья должны выступать дружно.




Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»


.

Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?


Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?

Читать статью >>
.

Избавляет ли пищевая сода от жира?


Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?

Читать статью >>
.

Можно ли похудеть от зеленого кофе?


Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?

Читать статью >>
.

Омоложение на клеточном уровне


Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?

Читать статью >>




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»



Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +