Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Семья и дети >> Лечение ДЦП >> Педиатрия и гигиена >>

Физическое воспитание школьника в семье


"Родителям о здоровье школьников", под ред. Г. Н. Сперанского, М., 1959 г.
OCR Detskiysad.Ru

Кандидат медицинских наук Е. И. Янкелевич

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, сильными, ловкими, стройными и выносливыми, хорошо успевающими в учебе. Всестороннее воспитание ребенка, развитие духовных и физических качеств и формирование его личности во многом зависят от родителей. Одной из важнейших задач семейного воспитания детей является забота об их здоровье и правильном физическом развитии.
Эта задача должна осуществляться в самой тесной связи с умственным развитием ребенка, с его учебой в школе, так как умелое сочетание физических упражнений, умственного и физического труда только и может обеспечить гармоничное развитие.
Физическое воспитание детей школьного возраста в семье включает в себя следующие мероприятия: строгое соблюдение гигиенического режима дня, систематическое закаливание и ежедневные занятия физическими упражнениями (утренняя гимнастика, подвижные игры, спорт и т. д.). В данной статье мы остановимся на физических упражнениях, рекомендуемых школьникам, так как вопросам режима дня и закаливания посвящены специальные статьи.
Какое влияние оказывают физические упражнения на организм детей?
Необходимым условием для роста и жизненной деятельности организма ребенка являются разнообразные движения, путем которых он познает окружающий мир, а это способствует развитию психики и формированию характера. Под влиянием физической нагрузки усиленно функционируют все органы и системы организма, что ведет к улучшению их работы и укрепляет здоровье ребенка.
Различные физические упражнения, в том числе и игры, которыми так любят заниматься дети, прежде всего благоприятно действуют на центральную нервную систему, на кору головного мозга, объединяющую, направляющую и регулирующую деятельность организма.
Исследованиями великих русских физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова было установлено, что благодаря мышечной работе кора головного мозга работает более продуктивно; улучшается питание головного мозга, повышается сила, уравновешенность и согласованность нервных процессов.
Разнообразные движения, особенно на свежем воздухе, служат хорошим активным отдыхом для школьников после умственной работы во время учебы в школе и приготовления домашних заданий. Такой отдых успокаивает и укрепляет нервную систему, создает у детей бодрое, жизнерадостное настроение и значительно повышает работоспособность.
Основоположник русской педагогики К. Д. Ушинский неоднократно указывал на необходимость чередования школьных занятий с физическими упражнениями.
Занятия играми и различными видами спорта развивают у детей такие важные качества, как внимательность, точность, дисциплинированность, настойчивость, что, конечно, способствует повышению успеваемости. Специальные, правильно организованные занятия спортом помогают воспитывать у школьника сильную волю, вырабатывая у него инициативность, решительность, смелость, самообладание и выдержку, имеющие огромное значение в жизни человека. Кроме того, у детей, занимающихся спортивными играми, развивается чувство коллективизма, товарищества и дружбы.
физические упражнения хорошо развивают и укрепляют весь опорно-двигательный аппарат ребенка. Его кости становятся крепкими и хорошо растут в длину и ширину, связки делаются более прочными, хорошо развиваются мышцы, увеличиваясь в объеме и приобретая рельефную форму. Позвоночник занимает правильное вертикальное положение; грудная клетка становится широкой, выпуклой и значительно увеличивает свою подвижность. Мускулатура туловища, особенно спины и живота, образует естественный крепкий мышечный корсет, обеспечивающий ребенку стройную фигуру и хорошую, красивую осанку. Движения детей становятся более согласованными, четкими и уверенными.
Занятия гимнастикой, играми и спортом самым благоприятным образом влияют на деятельность всех внутренних органов, особенно на работу легких и сердца. Легкие увеличиваются в объеме, жизненная емкость их повышается, дыхание становится более глубоким, в результате чего в организм поступает больше кислорода и полнее удаляется углекислота, т. е. улучшается газообмен. Сердцу во время физических упражнений приходится усиленно работать, поэтому сердечная мышца хорошо развивается и укрепляется,сокращения ее становятся более мощными и редкими, что улучшает кровообращение. Различные движения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают функции желез внутренней секреции — щитовидной, поджелудочной, надпочечников и др.
Наиболее простым и доступным средством физического воспитания детей является гигиеническая гимнастика, которая проводится в виде утренней зарядки и физкультминуток во время приготовления уроков. Утренняя гимнаетика позволяет ребенку быстрее перейти от сна к активному бодрствованию. Она усиливает дыхание и кровообращение, укрепляет мышцы и как бы дает рабочую «настройку» центральной нервной системе. После сна дети бывают несколько вялыми, поэтому особенно важно сразу же после вставания с постели тонизировать ребенка, как бы «зарядить» его энергией на весь день. Родителям необходимо помнить, что утренняя гимнастика на свежем воздухе или в хорошо проветренной комнате и обтирание прохладной водой обеспечат многие часы успешных занятий в школе и вместе с этим окажут хорошее оздоравливаюшее действие.
Утреннюю зарядку надо делать в хорошо проветренной комнате, в легком спортивном костюме (майка, трусики и тапочки). Для упражнений лежа на полу нужно использовать мягкий чистый коврик.
Упражнения для утренней гимнастики подбираются родителями. Для этого они должны посоветоваться с врачом и со школьным преподавателем физического воспитания, а также использовать имеющуюся специальную литературу. При этом необходимо всегда учитывать возраст, состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность ребенка.
В утреннюю гимнастику школьников, в зависимости от возраста, рекомендуется включать 8—12 упражнений для всех мышечных групп. При проведении гимнастики следует чередовать движения рук, ног и корпуса. Ребенок должен выполнять упражнения четко, энергично, не задерживая дыхания и стараясь все время сохранять правильное положение тела, т. е. следить за своей осанкой. Каждое движение следует повторять от 3—4 до 5—8 раз в зависимости от возраста детей и степени трудности упражнений.
Утреннюю зарядку начинают с быстрой ходьбы в течение 30—60 секунд. При занятиях в небольшой комнате ходьба выполняется на месте с высоким подниманием колен. Затем, чередуя, делают упражнения: для рук, плечевого пояса и спины, выпрямляющие позвоночник, расширяющие грудную клетку и способствующие, углубленному дыханию; для мышц туловища, создающие крепкий «мышечный корсет», обеспечивающий правильное держание тела; для ног, улучшающие опорную функцию, увеличивающие подвижность в тазобедренных суставах и усиливающие кровообращение. Комплекс упражнений заканчивается подскоками, прыжками, бегом с передвижением или на месте (20—40 секунд), после чего переходят на спокойную ходьбу в медленном темпе в течение 1 — 1 1/2 минут. После утренней гимнастики нужно сделать обтирание тела прохладной водой с последующим энергичным растиранием полотенцем до появления красноты и ощущения тепла на коже.
Приводим ряд упражнений, рекомендуемых для включения в утреннюю гимнастику школьников.

1. Потягивание. Исходное положение — стойка, ноги врозь, руки к плечам.
Выполнение: 1) вытянуть руки вверх пошире, выпрямляя спину и поднимаясь на носки — вдох; 2) вернуться в исходное положение — выдох.
Указания: поднимая руки, тянуться вверх; темп медленный; повторить 4—8 раз.

2. Круговые движения рук. Исходное положение — основная стойка.
Выполнение: 1) поднять руки вперед — вверх, выпрямляя спину и поднимаясь на носки — вдох; 2) опустить руки в стороны — вниз — выдох.
Указания: выполнять движения слитно; опуская руки, отводить плечи назад и сводить лопатки; темп медленный; повторить 4—8 раз.

3. Отведение рук и ноги назад. Исходное положение — основная стойка.
Выполнение: 1) отвести руки максимально назад, поворачивая ладони вперед, отставить ногу назад на носок и прогнуть спину — вдох; 2) вернуться в исходное положение — выдох; проделать то же, отставляя назад другую ногу.
Указания: прогибая спину, сводить лопатки; темп медленный; повторить 4—8 раз.

4. Повороты в стороны. Исходное положение — стойка, ноги врозь, ступни параллельны.
Выполнение: 1) сгибая руки к плечам, повернуть туловище влево — вдох; 2) вернуться в исходное положение — выдох; проделать то же в другую сторону.
Указания: спину и голову держать прямо; сгибая руки, отводить плечи назад, сводя лопатки, ступни не сдвигать; темп медленный; повторить 4—8 раз.

5. Наклоны в стороны. Исходное положение — стойка, ноги врозь, руки за головой.
Выполнение: 1) наклонить туловище влево — выдох; 2) выпрямиться в исходное положение - вдох; проделать то же в другую сторону.
Указания: туловище двигается в одной плоскости; голова держится прямо; локти оттягиваются назад; ноги все время выпрямлены; темп медленный; повторить 4—8 раз. Это упражнение можно выполнять слитно, не останавливаясь в исходном положении, в среднем темпе, с произвольным дыханием.

6. Наклоны вперед. Исходное положение — стойка, ноги врозь, руки на поясе.
Выполнение; 1) наклонить туловище вперед с прогнутой спиной — выдох; 2) выпрямиться в исходное положение — вдох.
Указания: при наклоне поднимать голову, локти отводить назад, ноги держать прямыми; темп медленный; повторить 4—8 раз.

7. «Дровосек». Исходное положение — стойка, ноги врозь, руки подняты вверх, пальцы сцеплены.
Выполнение: 1) быстро наклониться вперед, опуская сцепленные руки между ногами — выдох; 2) выпрямиться в исходное положение — вдох.
Указания: при наклоне держать ноги прямыми и сильно сгибать туловище; темп — наклоняться быстро, выпрямляться медленно; повторить 4—8 раз.

8. Повороты с наклоном назад. Исходное положение — стойка, ноги врозь, пошире, ступни параллельны.
Выполнение: 1) повернуть туловище влево; 2) наклонить его назад к правой ноге, отводя руки в стороны; 3) вернуться в исходное положение. Дышать свободно, без задержки. Проделать то же в другую сторону.
Указания: ноги все время держать прямыми; темп медленный; повторить 3—5 раз.

9. Круговые движения туловища. Исходное положение — стойка, ноги врозь, пошире, руки подняты вверх, пальцы сцеплены.
Выполнение: делать круговые движения туловища последовательно, наклоняясь вправо — вперед — влево — назад; при движении туловища вперед — выдох, а назад — вдох.
Указания: все движения делать слитно, без остановок, туловище не поворачивать, спину держать прямо, руки не опускать, смотреть на кисти; темп медленный; повторить 3—5 раз в каждую сторону.

10. Круговые движения ног. Исходное положение — основная стойка, руки на поясе.
Выполнение: 1) поднять вытянутую ногу вперед — вверх; 2) отвести ее в сторону; 3) отвести назад; 4) принять исходное положение; проделать то же другой ногой. Дыхание свободное.
Указания: держать туловище и голову прямо; темп средний; повторить 4—8 раз.

11. Приседание. Исходное положение — основная стойка.
Выполнение: 1) сделать приседание с широким разведением колен и отведением рук в стороны; 2) вернуться в исходное положение. Дыхание свободное.
Указания: туловище и голову держать прямо, плечи отводить назад, сближая лопатки; темп медленный; повторить 3—5 раз.

12. Прогибание спины лежа. Исходное положение — лежа на груди, руки согнуты, кисти под подбородком.
Выполнение: 1) опустить голову лицом вниз, потянуться, максимально вытягивая вперед руки, шею и туловище; 2) поднять голову вверх, руки согнуть к плечам, ладонями вперед, сводя лопатки, прогнуть спину с небольшим подниманием груди от пола; принять исходное положение. Дыхание свободное, без задержки.
Указания: прогибая спину, отводить затылок назад; темп медленный; повторить 4—8 раз.

13. Прогибание спины с подниманием ноги. Исходное положение — лежа на груди, руки согнуты, ладони упираются в пол, голова опущена.
Выполнение: 1) поднять левую вытянутую ногу назад — вверх, отвести голову назад, прогнув спину; 2) вернуться в исходное положение. Проделать то же, поднимая другую ногу. Дыхание свободное.
Указания: прогибаясь, не поднимать грудь высоко от пола; темп средний; повторить 3—5 раз.

14. «Велосипедист». Исходное положение — лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища, ладони повернуты вверх.
Выполнение: приподняв ноги, попеременно сгибать и разгибать их, подражая движениям велосипедиста. Дышать свободно, без задержки.
Указания: держать плечи плотно прижатыми к полу; движения ног выполнять ритмично; темп средний; повторять в течение 10—30 секунд.

15. «Ножницы». Исходное положение — лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища, ладони — вверх.
Выполнение: попеременно поднимать вытянутые ноги вверх. Дышать свободно, без задержки.
Указания: затылок и плечи плотно прижимать к полу; темп средний; повторить 4—8 раз каждой ногой.

16. Поднимание туловища. Исходное положение — лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища.
Выполнение: 1) сесть, опираясь руками на пол; 2) выпрямить спину, отвести прямые руки назад, сводя лопатки; 3) опуститься в исходное положение. Дыхание свободное, без задержки.
Указания: держать ноги все время прямыми; сидя, отводить голову назад; темп средний; повторить 4—8 раз.

Гимнастические упражнения рекомендуется делать не только утром в виде зарядки, но и во второй половине дня, во время приготовления уроков дома в виде так называемых физкультминуток. Их желательно проводить через каждые 1 —1 1/2 часа занятий в течение 7—10 минут. Такие «минутки» являются хорошим активным отдыхом. Они выпрямляют позвоночник, расширяют грудную клетку, повышают вентиляцию легких и, устраняя застои крови и лимфы, улучшают кровообращение во всем организме и, в частности, в головном мозгу; благодаря этому снижается утомляемость центральной нервной системы и сохраняется работоспособность.
Рекомендуем проводить физкультминутки следующим образом: сначала в течение 1—2 минут походить по комнате, затем проделать упражнение типа «потягиваний» с подниманием рук вверх и глубоким вдохом; потом выполнить два упражнения для мышц туловища (повороты и наклоны): одно упражнение для ног (приседание или маховые движения) и закончить упражнения глубоким дыханием с отведением плеч назад и сближением лопаток. Каждое упражнение повторять от 5—6 до 10—12 раз, в зависимости от возраста детей и трудности движений.
Кроме того, если ребенок имеет слабую мускулатуру корпуса и склонность к сутулости, желательно прерывать длительное сидение за столом кратковременным выпрямлением корпуса (3—5 раз) с потягиванием и напряженным выгибанием спины сидя.
Одной из важнейших задач физического воспитания школьников является формирование правильной осанки.
ребенок при стоянии и ходьбе свободно, без излишнего напряжения, держит прямо голову и корпус, а плечи его естественно опущены вниз и слегка отведены назад, то мы говорим, что у этого ребенка правильная осанка.
Хорошая осанка имеет большое физиологическое и эстетическое значение. Она обеспечивает нормальное положение и деятельность внутренних органов, особенно легких и сердца, придает телу ребенка стройность и красоту.
Плохая осанка может вести к ряду неблагоприятных изменений в организме и к общему ухудшению здоровья ребенка. В результате неправильной осанки грудная клетка постепенно суживается, уплощается, углы лопаток начинают торчать, как крылья, живот выпячивается вперед, одно плечо может стать выше другого.
Если не принимать никаких мер, то начинает искривляться позвоночник, возникает значительная сутулость или боковой изгиб его (сколиоз), и, наконец, может даже образоваться горб. При этих искривлениях работа сердца и легких затрудняется, дыхание становится поверхностным,. подвижность грудной клетки и жизненная емкость легких уменьшаются. Самочувствие ребенка ухудшается и это ведет к снижению его успеваемости.
Формирование правильной осанки невозможно без всестороннего гармоничного развития всего организма ребенка. Это достигается путем соблюдения ряда гигиенических правил и систематических занятий с раннего детства гимнастикой, различными играми, а в более старшем возрасте — спортом.
Из гигиенических правил особенно важное значение для предупреждения нарушений осанки имеют хорошая посадка детей за школьной партой и столом, прямое держание головы и корпуса при стоянии и ходьбе, правильное положение тела во время сна, разумное чередование в режиме дня умственной работы (учения) с прогулками, играми, гимнастикой, спортом и физическим трудом.
Для того чтобы ребенок привык держать свое тело прямо, необходимо развивать у него достаточно крепкий «мышечный корсет». Это достигается путем равномерного укрепления всех мышц туловища, особенно разгибателей сли'ны, мышц плечевого пояса и живота, а также выполнением ряда специальных упражнений. Из них особенно полезны упражнения в балансировании, т. е. сохранении равновесия в движении, ношение различных предметов на голове: набивных мячей, мешочков с песком, сосудов с водой и т. п.
Прекрасным средством для образования хорошей осанки является и обучение детей танцам, фигурному катанию на коньках и художественной гимнастике, начиная с первых лет обучения в школе.
Родителям рекомендуется ознакомиться с имеющейся литературой по вопросу выработки у детей правильной осанки.
Необходимое условие для организации правильного физического воспитания детей — ежедневное пребывание их на свежем воздухе не менее 2—3 часов. Это время должно быть использовано для прогулок, подвижных игр, зимой — для катания на санках, коньках и лыжах, а летом, особенно в каникулы, - для купания, гребли, езды на велосипеде и т. п.
Огромное значение для физического развития детей имеют подвижные игры. Основоположник физического воспитания в России, замечательный ученый и педагог П. Ф. Лесгафт говорил, что «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребенка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основу его привычек и обычаев, причем эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия». Игра есть путь к познанию ребенком окружающего мира. Играя, дети как бы готовят себя к предстоящей трудовой деятельности. Недаром выдающийся советский педагог А. С. Макаренко писал, что ребенок, умеющий хорошо играть, будет и хорошо работать.
В детских играх заключается такое разнообразие движений, что они служат своеобразной «школой» двигательных навыков, необходимых в жизни; игры развивают все волевые и физические качества. Играя, ребенок ходит, бегает, прыгает, бросает и ловит различные предметы, лазает, борется со сверстниками, приучается к различным коллективным действиям, соблюдению определенных правил.
Для детей младшего школьного возраста очень полезны игры с малыми и большими резиновыми мячами. Они развивают глазомер, согласованность и точность движений, хорошо укрепляют мышцы туловища. В более старшем возрасте рекомендуются игры в мяч на воздухе: лапта, волейбол, баскетбол, теннис и футбол. Также хороши игры в пятнашки, прятки, третий-лишний, кегли, городки и всевозможные эстафеты.
Для всестороннего физического развития детей обязательным является аккуратное посещение ими уроков физической культуры в школе и участие в секционных спортивных занятиях. Каждый школьник должен под руководством преподавателя физического воспитания подготовить и сдать нормы всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР», состоящего из разнообразных упражнений. Родителям следует повседневно следить не только за успеваемостью своих детей, но и за их физической подготовкой и успехами в спорте, так как это обеспечит им хорошее здоровье и высокую работоспособность.
Одним из наиболее интересных и эффективных средств физического воспитания школьников является спорт, включающий в себя разнообразные физические упражнения: спортивную гимнастику, легкую атлетику (ходьбу, бег, прыжки, метания), тяжелую атлетику (упражнения с тяжестями — гантелями, гирями, штангой), бокс, борьбу, плавание, греблю, коньки, лыжи, велосипед, спортивные игры (городки, волейбол, баскетбол, футбол, хоккей, теннис, водное поло) и многие другие виды упражнений. Характерным для всех видов спорта является борьба в самых разнообразных ее видах, причем она ведется без вражды, в дружеской обстановке, в интересной, увлекательной форме и ограничивается строгими правилами. В спортивных соревнованиях подростки находят полезное применение своей кипучей энергии, естественному стремлению помериться силой с товарищами, проявить смелость и ловкость. Спорт приучает школьников к длительным систематическим занятиям физическими упражнениями, т. е. к тренировке, обеспечивающей хорошее развитие волевых и физических качеств. Спортивные занятия оказывают исключительно сильное эмоциональное воздействие на ребенка. Пожалуй, трудно назвать что-либо, увлекающее школьников более, чем спорт.
За последние годы получили массовое распространение детские спортивные школы. Обязательным условием для поступления и замятий в них является хорошая успеваемость в школе. Каждая «двойка» влечет за собой строгое общественное порицание, а дальнейшая неуспеваемость — исключение из спортивной школы. Как показывает опыт работы этих школ, многие дети, имевшие плохую успеваемость, заинтересовавшись спортом, ликвидировали неудовлетворительные отметки, поступили в спортивную школу и успешно сочетали увлечение спортом с хорошей учебой.
Нередко ребенок имеет какие-нибудь нехорошие привычки, например не уважает старших, ленится учиться, и никакие уговоры родителей и педагогов не могут отучить его от этого. Иногда достаточно такому школьнику увлечься спортом, попасть в дружный спортивный коллектив, работающий под руководством опытного тренера, как он постепенно становится подтянутым, вежливым, начинает хорошо учиться и избавляется от дурных привычек.
Оперт может служить одним из важных средств морального воспитания. Такие славные традиции советских спортсменов, как пламенная любовь к родине, отказ от личных интересов и выгод для того, чтобы обеспечить победу своему спортивному коллективу, товарищеская взаимопомощь, высокая принципиальность и честность в спортивной борьбе, уважение к противнику, способствуют формированию высоких нравственных качеств.
Ряд видов спорта — фигурное катание на коньках, прыжки в воду, спортивная и художественная гимнастика, акробатика — воспитывает у школьников эстетическое чувство, приучая их ценить правильные формы и положения тела, его точные, красивые движения.
Большинство спортивных занятий проходит на свежем воздухе в легком костюме при различной погоде с более или менее значительными колебаниями температуры, что хорошо закаляет детей и делает их невосприимчивыми к простудным и другим заболеваниям.
Наконец, спорт приучает детей не бояться трудностей и упорно преодолевать все препятствия, стоящие на пути к достижению цели; он вырабатывает у них волю к победе, уверенность в своих силах и стойкость в борьбе с неудачами.
Какие же виды спорта наиболее полезны для школьников?
Со старшего дошкольного возраста, т. е. с 5—6 лет, детей необходимо обучать ходить на лыжах, кататься на коньках и плавать, а с 9—10 лет — грести на прогулочной лодке. Эти виды оперта очень легко усваиваются детьми такого возраста, гораздо быстрее, чем старшего возраста.
На снегу, льду и воде воздух наиболее свежий и чистый, движения лыжника, конькобежца, пловца и гребца охватывают почти все мышцы тела и особенно туловища, имеющие наиболее важное значение для здоровья; для работы легких и сердца создаются исключительно благоприятные условия.
Указанные виды спорта формируют у детей очень ценные прикладные двигательные навыки и являются лучшими средствами для укрепления здоровья. Так, например, у лыжников, пловцов и гребцов отмечается очень большая жизненная емкость легких, в 1 1/2—2 раза превышающая норму; подвижность грудной клетки увеличивается в 2—3 раза; сердце обладает удивительной мощностью — за каждое свое сокращение оно выталкивает крови на 50—60% больше сердца нетренированного человека и без всякого вреда для себя может в 4—5 раз (!) увеличивать частоту сокращений.
В среднем школьном возрасте, с 10—11 лет, можно рекомендовать слалом, т. е. скоростной опуск с горы с преодолением различных препятствий; прыжки на лыжах с трамплина; академическую греблю и прыжки в воду.
Особенно полезным и увлекательным видом спорта для школьников любого возраста является фигурное катание на коньках. Оно воспитывает у детей тонкое мышечное чувство, хорошую ориентировку в пространстве, замечательную координацию и красоту движений, приучает в совершенстве владеть своим телом, вырабатывает стройную фигуру и хорошую осанку.
Вообще коньки, лыжи, плавание и гребля должны сопутствовать ребенку на протяжении всей его учебы в школе как интересное развлечение, приятный отдых и самые ценные виды спорта.
С 12—13-летнего возраста можно переходить от простых подвижных игр к сложным спортивным играм. Наиболее доступными из них являются волейбол и малый теннис. Мальчики в эти годы уже могут играть в городки, футбол и хоккей.
Самой полезной спортивной игрой для детей является баскетбол, который мы широко рекомендуем с 12 лет всем школьникам. Эта игра обеспечивает гармоничное развитие всего тела, прекрасно укрепляет органы дыхания и сердечно-сосудистую систему. Умелая игра в баскетбол очень динамична, разнообразна, увлекательна и красива. Она всегда доставляет большое эстетическое наслаждение не только участникам, но и зрителям.
Школьники младших классов занимаются только основной гимнастикой, состоящей из общеукрепляющих упражнений, а с 12—13 лет обычно переходят уже к спортивной гимнастике, которая включает упражнения на специальных снарядах: перекладине, брусьях, кольцах, коне, козле и гимнастическом бревне. В этом виде апорта борьба ведется не за метры и секунды, а за сложность, правильность и красоту выполнения движений. Для девушек особенно полезна художественная гимнастика, способствующая формированию грациозной фигуры и хорошей осанки, воспитывающая ритмичность, изящество и выразительность движений.
Школьникам среднего и старшего возраста надо обязательно заниматься легкой атлетикой: бегом на короткие и средние дистанции, прыжками в высоту и длину, метанием облегченных снарядов — мяча с петлей, диска, копья, ядра и гранаты.
Такие упражнения отлично укрепляют сердце, легкие и мускулатуру, вырабатывают волевые и физические качества, образуют наиболее ценные прикладные двигательные навыки.
В старшем возрасте (15—16 лет) юношам и девушкам, имеющим хорошую физическую подготовку, можно рекомендовать начинать заниматься легкоатлетическим многоборьем: для юношей — десятиборье (бег на 100, 400, 1500 м и с барьерами, прыжки с разбега в высоту, длину и с шестом, толкание ядра, метание копья и диска), а для девушек — пятиборье (бег на 100 м, прыжки с разбега в высоту и длину, толкание ядра и метание копья). Многоборье обеспечивает разностороннее гармоничное развитие всего тела, превосходную тренировку нервно-мышечной системы, дыхательного аппарата и сердца.
Здоровым юношам с хорошим физическим развитием можно заниматься в спортивных секциях или школах борьбой и боксом. Эти виды спорта включают в себя настолько большое количество разнообразных вспомогательных упражнений из гимнастики, акробатики, легкой и тяжелой атлетики, что юноши получают всестороннее общее физическое развитие, становятся мужественными, смелыми и сильными.
Необходимо остановиться на вопросе допустимости занятий тяжелой атлетикой в юношеском возрасте. К сожалению, до сих пор еще имеет место неверный взгляд о якобы вредном влиянии этого вида спорта на юношеский организм (14—16 лет). Ленинградский научно-исследовательский институт физической культуры, проведя длительные наблюдения над группой учащихся детской спортивной школы, установил отсутствие какого-либо вредного влияния занятий тяжелой атлетикой в юношеском возрасте. По данным проф. Кураченкова, правильное построение занятий со штангой оказывает только положительное влияние на организм подростков и юношей. В 1962 г. было организовано первое отделение тяжелой атлетики при детской спортивной школе профсоюзов Ленинграда. В отделении занималось более 40 подростков 14—15 лет под руководством заслуженного мастера спорта Н. Кошелева и мастера спорта А. Фаламеева. Наблюдения врачей установили, что дети прибавили за один год в среднем по 4—5 кг и выросли на 5—7 см, у них значительно улучшилась деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем, причем половина подростков легко перевыполнила нормы третьего спортивного разряда по тяжелой атлетике для взрослых.
В связи с вопросом о тяжелой атлетике многих родителей нередко интересует, можно ли заниматься их детям в домашних условиях упражнениями с гантелями, с какого возраста и каков должен быть их вес. Приступать к гантельной гимнастике можно только с 13—14-летнего возраста при условии, если ребенок имеет хорошее здоровье, достаточное физическое развитие и предварительно в течение 3—4 месяцев регулярно занимался обычной утренней гимнастикой. Вес гантелей вначале 0,5—1 кг, затем после систематической тренировки в течение 6 месяцев его можно постепенно увеличивать до 3—4 кг.
Взрослые нередко пользуются для развития силы в домашних условиях эспандерами, т.е.специальной резиной или пружинами с ручками, растягивая которые можно делать своеобразные силовые движения с сопротивлением, хорошо развивающие мускулатуру. Ввиду того что эти упражнения дают большую нагрузку, их можно рекомендовать только физически подготовленным юношам с 14—15 лет. Если эти юноши 2—3 раза в неделю занимаются в детской тяжелоатлетической школе или секции, то в промежуточные дни, по указанию тренера, после соответствующего инструктажа им можно разрешить упражняться дома с гирями весом не более 16 кг.
Родителям следует помнить, что, прежде чем разрешить детям заниматься каким-либо видом спорта, надо обязательно показать их врачу и преподавателю физического воспитания или тренеру спортивной школы, посоветоваться с ними о том, какой вид спорта наиболее подходит для данного ребенка, какие дополнительные физические упражнения нужно проделывать дома и т. д. Затем необходимо включить школьника в спортивный коллектив, чтобы он занимался там под руководством тренера и под контролем врача.
Надо следить за тем, чтобы занятия спортом никогда не превращались в самоцель. Желательно, чтобы дети, увлекаясь каким-либо одним видом спорта, занимались в целях всестороннего развития и другими видами физических упражнений, сочетая это с хорошей учебой в школе, чтением художественной литературы и другими занятиями для повышения общего культурного уровня.
Родители часто спрашивают, сколько же времени школьник должен посвящать спорту, и нередко выражают опасение, не будет ли увлечение спортом отрицательно влиять на учебу.
Школьникам, особенно подросткам и юношам, надо заниматься спортом не менее 2—3 раз в неделю по 1 1/2—2 часа. В другие дни желательно посвящать 1 — 1 1/2 часа подвижным и спортивным играм на свежем воздухе, катанию на коньках, лыжах, велосипеде, лодке.
Специальные наблюдения показывают, что разумно применяемые спортивные упражнения в сочетании со строгим гигиеническим режимом (распорядком) дня являются исключительно полезным активным отдыхом после учебы в школе.
Несмотря на то, что физические упражнения, особенно игры и спорт, являются прекрасным оздоровительным и воспитательным средством, родителям необходимо всегда следить за тем, чтобы дети не злоупотребляли им и не переутомлялись, проводя ежедневно без тренера по нескольку часов на спортивных площадках или гоняя целыми днями футбольный мяч во дворе или на улице. Если у ребенка ухудшается аппетит, он становится вялым или, наоборот, слишком возбудимым, раздражительным, начинает терять в весе, неспокойно спит, то это указывает на переутомление, которое может неблагоприятным образом отразиться на здоровье. Необходимо при первых признаках переутомления запретить ребенку занятия физическими упражнениями и обратиться с ним к врачу.
В отдельных случаях физически слабо развитые или перенесшие тяжелые заболевания дети освобождаются школьным врачом от уроков физического воспитания и не допускаются к спортивным занятиям. Однако родителям не нужно полностью исключать физические упражнения из режима дня ребенка. Именно ослабленные дети особенно нуждаются в укреплении здоровья, развитии нервно-мышечной системы, улучшении деятельности сердца, легких и других органов.
Таким детям рекомендуется утренняя гигиеническая гимнастика с пониженной нагрузкой, ежедневные прогулки на свежем воздухе, малоподвижные игры и в ряде случаев, по назначению врача, специальная лечебная гимнастика в условиях поликлиники и дома Родители должны уделять особое внимание детям, страдающим ревматизмом, хроническими болезнями легких, последствиями органических заболеваний нервной системы, искривлениями позвоночника, сочетая проведение строго дозированной лечебной гимнастики с закаливанием организма естественными факторами природы (свежий воздух, солнечные лучи и вода).
Как должны быть организованы выходные дни школьников?
В эти дни надо стремиться к тому, чтобы ребенок, занимавшийся всю неделю умственным трудом в закрытом помещении, возможно больше находился на открытом воздухе. С этой целью рекомендуется организовывать загородные прогулки в лес или поле, проводить лыжные вылазки, кататься на коньках, велосипеде, лодке, играть в мяч. Однако и здесь нужно иметь чувство меры, не допуская большого утомления ребенка к концу дня. Вечерние часы перед сном должны быть посвящены спокойному отдыху: настольным играм, чтению художественной литературы, слушанию музыки и т. п.
Детям, которые в течение всей недели занимаются спиртом, в выходной день надо отдыхать от физических упражнений: заняться рыбной ловлей или просто погулять, полежать в гамаке, почитать интересную книгу, а вечером посетить театр или кино.
Большое значение для укрепления здоровья и физического развития -школьников имеет правильная организация каникулярного времени. В каникулы большую часть времени нужно проводить на свежем воздухе, используя солнечные лучи, воду и разнообразные физические упражнения для укрепления и закаливания организма. Именно в этот период открываются широкие возможности для прогулок, игр и занятий различными видами спорта.
Особенно полезно во время летних каникул отправиться в какой-нибудь длительный туристический поход, так как походная жизнь всегда увлекает детей своей романтикой и дает много ценных навыков. Долгое пребывание на свежем воздухе и солнце, применение различных средств передвижения, ежедневная перемена окружающей обстановки, знакомство с новыми людьми, выдающимися произведениями искусства и замечательными красотами русской природы — все это самым благоприятным образом действует на психику и здоровье детей. Туризм — один из самых приятных и полезных видов активного отдыха, поэтому мы широко рекомендуем его всем школьникам среднего и старшего возраста.
Юношам 15—16 лет при условии хорошего физического развития и достаточной тренированности можно ваниматься альпинизмом, который развивает решительность, смелость, настойчивость, ловкость и дает прекрасную закалку всему организму. Безусловно, во время туристических и особенно альпинистических походов с детьми должен находиться взрослый опытный человек (инструктор).
В целях укрепления здоровья и физического воспитания детей желательно отправлять их на летнее время в пионерские или специальные спортивные лагеря, где под наблюдением врачей и под руководством инструкторов физической культуры им будет обеспечен полноценный отдых, спортивная тренировка и хорошая закалка.
Физический труд, особенно на свежем воздухе, является ценным средством как психического, так и физического развития школьников. Ведь именно труд составляет смысл и красоту жизни советского человека. В процессе труда развиваются высокие нравственные качества, формируются полезные двигательные навыки и создаются материальные ценности, необходимые для жизни человека. Занимаясь различными видами физического труда, школьники укрепляют свое здоровье, развивают мышцы, улучшают деятельность сердца и легких, совершенствуют волевые и физические качества, воспитывают у себя чувство ответственности за порученную работу и готовятся к будущей самостоятельной производственной деятельности.
Какой же труд является наиболее полезным для школьников?
Родителям прежде всего следует приучить детей к самообслуживанию и оказанию помощи взрослым в своей семье.
Особенно полезен для детей среднего и старшего школьного возраста физический труд во дворе, в саду, в лесу или поле. Обычно дети по заданию взрослых с большим удовольствием выполняют такие работы, как расчистка дорожек от снега, вскапывание грядок, посадка, прополка и поливка овощей, окапывание деревьев.
Здоровым школьникам полезен коллективный труд на колхозном поле во время посевных и уборочных кампаний. Исключительно чистый, свежий воздух, напоенный ароматом полевых цветов, обилие солнечных лучей и длительные разнообразные движения, имеющие точный, целеустремленный характер — все это самым благоприятным образом влияет на здоровье школьников и превосходно укрепляет и закаляет их организм.
В связи с политехнизацией школ большое значение приобретает обучение школьников различным профессиям и производственная практика их на фабриках и заводах. Несомненно, что слесарная, токарная, столярная и другие работы на производстве, помимо своего образовательного значения, будут способствовать и физическому воспитанию школьников. Ведь производственная работа требует ловкости, выносливости, до некоторой степени силы и всегда в той или иной мере развивает эти качества.
Родители должны воспитывать у детей серьезное отношение к работе, чувство уважения к любому труду и поощрять их успехи во всех областях трудовой деятельности.
Любовь к физическому труду с детских лет — это одно из необходимых условий для полноценного развития и будущих успехов в жизни. Недаром такие великие люди, как В. И. Ленин, Л. Н. Толстой и И. П. Павлов, очень любили физический труд и всю жизнь в часы досуга занимались им.
Родителям предоставляются у нас все возможности для того, чтобы с младшего школьного возраста приучать своих детей к занятиям физическим трудом, гимнастическими упражнениями и спортом, которые делают их здоровыми, крепкими и помогают в учебе.




Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»


.

Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?


Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?

Читать статью >>
.

Избавляет ли пищевая сода от жира?


Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?

Читать статью >>
.

Можно ли похудеть от зеленого кофе?


Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?

Читать статью >>
.

Омоложение на клеточном уровне


Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?

Читать статью >>




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»



Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +