Ребенок отличается от взрослого человека не только тем, что он меньше весом, ростом, силой и выносливостью, но также строением и развитием как отдельных органов и систем органов, так и всего организма. Ребенок — это прежде всего растущий и развивающийся организм, чрезвычайно пластичный, легко (значительно легче, чем взрослый) поддающийся воздействию внешних условий и изменяющийся под их влиянием.
Для того чтобы правильно растить и воспитывать детей, чтобы они вырастали здоровыми, гармонично развитыми, подготовленными к жизни, надо внимательно и вдумчиво относиться к организации жизни ребенка, надо, хотя бы в общих чертах, знать особенности строения и деятельности детского организма.
Наиболее быстро идут процессы роста (т. е. увеличения размеров и веса тела) и развития (т. е. изменения и совершенствования строения и деятельности органов и всего организма) в течение первого года жизни, дальше они несколько замедляются. У ребенка постепенно увеличивается рост и вес тела, изменяются его пропорции, развиваются все системы органов: идет окостенение скелета, развиваются мышцы, формируется деятельность нервной системы и т. п.
Ребенок постепенно научается владеть своим телом: сначала он только хватает руками понравившийся ему предмет, а потом и выполняет простейшие работы (складывает кублки, перелистывает книги с картинками, одевается, убирает свои игрушки). Если ребенок сначала делает с трудом несколько слабых шагов, то в 2—3 года он уже бойко бегает и даже в такт музыке пританцовывает.
Все это становится возможным не только благодаря развитию органов движения (скелета и мышц), но и вследствие развития нервной системы, управляющей всеми движениями, поведением человека.
К 7 годам, к знаменательному, переломному дню жизни, когда маленький человек отправляется в школу, его организм достигает значительной степени сформированности и развития. Однако еще большой путь надо пройти мальчику и девочке от первого школьного дня до того времени, когда с аттестатом зрелости в руках юноша и девушка вступят в жизнь. Много знаний и умений приобретут они за эти годы, значительно вырастет, разовьется и изменится и их организм.
Основы физического и психического здоровья закладываются еще до школьного возраста, тем не менее дальнейшее воспитание здорового, закаленного, выносливого человека, дальнейшее формирование характера происходят в школьные годы. Поэтому условия жизни, воспитание ребенка в эти годы имеют решающее значение для его будущего.
Нашей задачей является сообщение кратких сведений об особенностях строения и деятельности детского организма в период младшего школьного возраста (7—12 лет) и в период старшего школьного возраста (12—17 лет).
Младший школьный возраст. Этот период развития детского организма характеризуется значительным ростом мускулатуры и формированием деятельности нервной системы ребенка, его характера и поведения, расширением связей с внешним миром и увеличением активной деятельности.
Старший школьный возраст физиологически можно охарактеризовать как период полового созревания. У девочек половое созревание (т. е. появление деятельности и созревание половых желез и связанные с этим изменения всего организма) начинается около 11 —12 лет и заканчивается в возрасте 16—18 лет. Оно выражается в развитии молочных желез, появлении волос на лобке и в подмышечных впадинах, изменении общих контуров тела и в появлении менструации; меняется и поведение девочки-подростка.
У мальчиков в период полового созревания тоже появляются волосы на лобке и в подмышечных впадинах, «ломается» голос, фигура становится более мускулистой, мужественной. Проявлением деятельности половых желез являются поллюции, т. е. непроизвольное истечение семени, происходящее чаще во сне; затем появляются волосы на лице, изменяется поведение. Половое созревание у мальчиков наступает позже, чем у девочек: оно начинется в возрасте 13—15 лет и заканчивается в 18—20 лет.
В период старшего школьного возраста усиливается рост тела, почти заканчивается формирование скелета, сердечно-сосудистой системы и других органов, значительно возрастает мышечная сила; претерпевает дальнейшее развитие высшая нервная деятельность.
Рост ребенка идет наиболее интенсивно, как мы уже говорили, на первом году жизни, а также в начале периода полового созревания, т. е. в возрасте 11—13 лет у девочек и 13—15 лет — у мальчиков. Скорость роста отдельных частей тела не одинакова; поэтому пропорции тела ребенка в различном возрасте и у взрослого различны. Так, голова у новорожденного составляет 1/4 длины всего тела, а у взрослого — 1/8 часть.
У новорожденного ноги короче рук, а руки короче туловища, но так как рост туловища и конечностей идет неравномерно, то уже к 2 годам у ребенка руки такой же длины, как и туловище, а ноги длиннее. В дальнейшем рост конечностей, особенно ног, идет интенсивнее, чем рост туловища. Увеличение размеров тела, естественно, связано с увеличением веса. В течение первого года жизни вес тела утраивается (с 3—3,5 до 9—10 кг), затем до периода полового созревания годовая прибавка в весе составляет приблизительно 3,5 кг, а в период полового созревания она достигает у девочек (в возрасте 12-13 лет) 4—5 кг в год, а у мальчиков (в возрасте 14—15 лет) 7—8 кг в год.
Костно-мышечная система, т. е. скелет и скелетные мышцы, поддерживают все тело, производят движения (мышцы, прикрепленные к костям, своим сокращением вызывают движение всего тела и отдельных его частей — рук, ног, шеи и т. д.) и защищают внутренние органы (в грудной клетке и черепной коробке заключены наиболее важные органы — мозг, сердце, легкие, поражение которых может привести организм к гибели).
Скелет ребенка значительно отличается от скелета взрослого пропорциями, строением отдельных частей, а также тем, что у ребенка постепенно происходит процесс окостенения скелета, т. е. медленная замена хрящей костным веществом. Этот процесс окостенения начинается еше на 7-м месяце утробной жизни, однако скелет новорожденного почти целиком состоит из хряща; окостенение скелета продолжается весь период детства и юности, заканчиваясь только к 23—25 годам.
Так, весьма постепенно идет окостенение позвоночника: верхние и нижние поверхности позвонков окостеневают в возрасте 15—16 лет, но рост позвоночника у мальчиков идет особенно интенсивно с 13 лет и заканчивается после 20 лет, а у девочек он идет более равномерно и заканчивается к 18 годам; окостенение же позвоночника заканчивается после 20 лет.
Сращивание костей таза в одну тазовую кость начинается в возрасте 5—6 лет, заканчивается только к 17-18 годам.
Окостенение скелета конечностей заканчивается только после наступления полового созревания. Формирование черепа, особенно лицевого скелета, продолжается до наступления половой зрелости.
Однако костная ткань, которая постепенно заменяет хрящевой скелет у ребенка, по своему составу и свойствам отличается от костной ткани, образующей скелет взрослого человека.
Кости состоят из органических и минеральных веществ, причем органические вещества обеспечивают эластичность кости, а минеральные — ее твердость. Если взять кость и с помощью кислоты растворить и удалить из нее минеральные вещества, то она станет гибкой, будет гнуться при нажиме. Если же прокалить кость и таким образом удалить из нее органические вещества, то она станет хрупкой и будет рассыпаться при ударе. В костях детей относительно много органических веществ и мало — минеральных. В течение жизни в костях отлагается все большее количество минеральных веществ, поэтому в старости кости становятся хрупкими и ломкими. У детей же кости вследствие наличия большого количества органических веществ очень гибки, податливы, эластичны. Благодаря такой эластичности детского скелета могут легко происходить искривления, которые потом закрепляются и остаются на всю жизнь. Например, если ребенок неправильно сидит за столом во время приготовления уроков или других занятий, то у него может произойти искривление позвоночника. Если ребенок во время работы прижимается к столу грудью, то это может быть причиной неправильного развития грудной клетки. Ношение тесной обуви может быть причиной плоскостопия; высокие каблуки, которые часто стремятся иметь девочки, ведут к перемещению центра тяжести тела, вызывают неправильное положение и развитие тазовых костей, что приводит к нарушениям, затрудняющим впоследствии у женщин роды.
Недостаток физических упражнений или, наоборот, чрезмерная физическая нагрузка (например, ношение значительных тяжестей, длительная работа в согнутом состояния и т. п.) также нарушает правильное развитие организма. Все это надо знать и помнить родителям, так как нарушения в развитии скелета, которые в детстве легко предупредить, или, если они уже появились, еще можно исправить, потом закрепляются, остаются на всю жизнь и делают человека больным и некрасивым.
Большое значение для правильного роста костей имеет наличие в организме кальция и фосфора, так как эти вещества входят в состав костей, а также витамина D, регулирующего фосфорно-кальциевый обмен. Поэтому очень важно давать ребенку пищу, богатую кальцием и фосфором: молоко, яичный желток, капусту, шпинат, морковь, репу. Наибольшее количество витамина D имеется в рыбьем жире. В коже человека под действием ультрафиолетовых лучей солнца (невидимые химические лучи, не проходящие через оконное стекло) образуется витамин D. Вот почему для правильного развития организма ребенка, в частности скелета, необходимо правильное, разнообразное питание и достаточное пребывание на свежем воздухе.
Рост и развитие организма ребенка связаны со значительным ростом мышц. Вес мышц новорожденного ребенка по отношению к весу тела составляет 23%-, у ребенка 8 лет — 27%, 15 лет — 32,5%, а у юношей 17-18 лет — 44%. Рост мышц сопровождается также
изменением их строения и развитием нервного аппарата мышц, которое необходимо для того, чтобы человек мог совершать сложные быстрые точные движения.
В первые годы жизни развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, связанные с ходьбой, движением рук и т. п., мышцы кисти развиваются в возрасте 6-7 лет (до этого возраста ребенок не может выполнять мелкие точные движения пальцами и кистью).
Для правильного развития мышц и всего опорно-двигательного аппарата необходимо, чтобы дети систематически занимались гимнастикой, спортом, посильным физическим трудом. Однако эти занятия должны быть строго дозированы в соответствии с возрастом и физическим развитием ребенка, иначе они могут принести не пользу, а вред. Поэтому, настаивая на ежедневной гимнастике, поощряя спортивные занятия ребенка, следует посоветоваться с врачом о конкретных формах их проведения.
Обмен веществ и пищеварение. В живом организме происходит непрерывное выделение и трата энергии, необходимой для поддержания постоянной температуры тела, для работы сердца и других внутренних органов, для осуществления дыхательных движений и движений всего тела, для работы и отдыха, ибо отдых также не является абсолютной неподвижностью. Источником энергии в организме являются процессы окисления (медленного сгорания) органических веществ, из которых состоят клетки и ткани нашего тела.
Весь организм построен из различных живых тканей, отличающихся по строению, характеру составляющих их клеток, роли и выполняемой в организме работе. Основные ткани организма: костная, мышечная, нервная, эпителиальная (из нее образована поверхностная часть кожи и слизистые оболочки) и др.
Воздух, поступая в легкие, насыщает кислородом кровь, протекающую в тончайших кровеносных сосудах (капиллярах) легких. Кровь разносит этот кислород во все части тела и отдает его тканям; в них происходят процессы окисления, в результате которых разрушается органическое вещество, выделяется энергия, используемая организмом, и образуются продукты окисления — углекислый газ, вода и другие вещества, уносимые кровью и затем удаляемые из организма легкими (углекислый газ) и почками (вода и другие вещества).
Таким образом, происходит непрерывное разрушение веществ, составляющих клетки и ткани. Для поддержания жизни организма необходимо такое же непрерывное поступление в клетки и ткани питательных веществ и построение из них веществ организма взамен разрушенных.
Питательные вещества к тканям доставляет кровь, получающая их от органов пищеварения, переваривающих пищу, т. е. расщепляющих ее до таких веществ, которые могут всосаться в кровь.
Процесс, непрерывно происходящий в организме и заключающийся, с одной стороны, в разрушении веществ организма и выделении энергии, а с другой — в усвоении питательных веществ и построении веществ организма, называется обменом веществ. Интенсивность этого процесса зависит от возраста, окружающих условий (например, при холодной температуре интенсивность обмена веществ повышается, так как больше энергии затрачивается на сохранение нормальной температуры тела), деятельности организма (при работе, занятии спортом и т. п. расход энергия значительно повышается).
Основной особенностью детского организма является то, что это организм, растущий, строящийся, что ему нужно не только восстанавливать вещества, израсходованные при окислении, но и расти, строить новые клетки и ткани. Обмен веществ у ребенка идет интенсивнее, чем у взрослого. Поэтому ребенку требуется наиболее полноценная, высококачественная пища, могущая удовлетворить все потребности молодого, растущего организма.
Особенно важно в питании ребенка достаточное количество полноценных животных белков, источником которых служит молоко, яйца, мясо, а также разнообразных растительных белков (их много в крупах, бобах и т. д.), так как основным материалом для построения новых клеток служат именно белки. Очень важно также наличие витаминов, необходимых для нормального течения процессов роста и обмена веществ.
Органы пищеварения развиваются интенсивно в первые годы жизни, и их формирование в основном заканчивается к 10—12 годам, т. е. к началу периода полового созревания.
В период младшего школьного возраста происходит смена молочных зубов на постоянные; эта смена зубов начинается в возрасте 6—7 лет и заканчивается к 12—14 годам, за исключением зубов мудрости, которые обычно прорезываются к 18—25 годам. Желудок по своим пропорциям приближается к желудку взрослого к 10—12 годам. Строение печени в возрасте 6—8 лет становится таким же, как у взрослых. Таким образом, особых принципиальных отличий в строении и деятельности органов пищеварения у школьников по сравнению со взрослыми уже нет.
Говоря об органах пищеварения, следует подчеркнуть, что в их деятельности (так же, как и в деятельности других внутренних органов) огромное значение имеет центральная нервная система и, в частности, ее высший отдел — кора головного мозга. Эта регуляторная деятельность коры головного мозга проявляется в условнорефлекторных влияниях на деятельность пищеварительных органов. Известно, что когда мы видим хорошо накрытый стол, на котором вкусная и аппетитно пахнущая, красиво поданная пища, то у нас «слюнки текут». Оказывается, что сигналы, поступающие в мозг от вида и запаха пищи, вызывают выделение не только слюны, но и других пищеварительных соков. А наличие такого «запального» сока значительно усиливает переваривание и усвоение пищи. Таким образом, вкусная, аппетитно поданная пища, съеденная с удовольствием, оказывается более полезной.
Все процессы, происходящие в организме, совершаются с определенным ритмом; эта ритмичность деятельности обеспечивается нервной системой. Ритмично работают и пищеварительные железы: если мы привыкли завтракать, обедать, ужинать в определенное время, то к этому времени нам уже хочется есть, к этому времени начинается выделение пищеварительных соков. Поэтому пища, принятая вовремя, будет перевариваться и усваиваться лучше. Вот почему очень важно, особенно для детского организма, регулярное питание.
Опыты, проведенные нашим великим ученым Иваном Петровичем Павловым, показали, что если долгое время давать собакам однообразную пищу, например только сахар и сухари или только мясной порошок, то при кормлении животного этой дававшейся в избытке пищей выделяется очень мало слюны и желудочного сока и пища плохо переваривается.
Это объясняется тем, что организму как животного, так и человека для нормальной деятельности необходима разнообразная пища. Если же с пищей поступают только белки (мясной порошок) или только углеводы (сахар и сухари), то этих веществ оказывается в крови избыточное количество и организм их плохо усваивает.
Данные опыты показывают, насколько необходимо полноценное, разнообразное питание, включающее все питательные вещества (белки, жиры, углеводы, витамины, соли). Об этом не мешает помнить матерям, заставляющим своих детей есть каждый день одну и ту же однообразную, надоевшую пищу.
Сердечно-сосудистая система. Значительное развитие и изменение во все периоды детства претерпевают сердце и кровеносные сосуды.
Объем сердца новорожденного равен 22 мл, семилетнего ребенка — 90 мл, в возрасте 13—14 лет — 130 мл, а у взрослого нормальный объем сердца — 180 мл. Но относительные размеры и вес сердца ребенка (по сравнению с размерами тела) больше, чем у взрослого.
Наиболее быстрый рост сердца происходит в первые два года жизни и в период полового созревания. Наблюдаюшееся в этом периоде (в возрасте 12—13 лет у девочек, 14—15 лет у мальчиков) увеличение сердца (так называемое юношеское сердце) может быть результатом усиленного роста сердца. Однако в других случаях увеличение размера сердца может быть результатом вторичного расширения сердца, вызванного усиленным ростом тела, создающего значительную нагрузку для несколько отстающего в росте сердца.
Сердце своими постоянными ритмическими сокращениями заставляет кровь непрерывно двигаться по кровеносным сосудам и тем обеспечивает всем клеткам и тканям организма приток питательных веществ и кислорода, необходимых для жизни и работы.
Маленькое сердце ребенка за одно сокращение выбрасывает меньше крови, чем сердце взрослого, а интенсивный объем веществ ребенка требует значительного притока питательных веществ и кислороза. Но сердце ребенка сокращается чаще и поэтому прогоняет через сердечно-сосудистую систему достаточное количество крови.
Частоте сердечных сокращений соответствует частота пульса, который у новорожденного ребенка равен 135—140 ударам в минуту, у ребенка 7 лет — 85—90 ударам, 10—12 лет — 75—85 ударам, в 14—15 лет пульс приближается к цифрам взрослого — 70—78 ударов в минуту (у взрослого частота пульса в среднем 70 ударов в минуту).
Если мы подсчитаем работу, производимую сердцем, то увидим, что сердце 7-летнего ребенка, объем которого меньше 1/2 стакана, выбрасывает в аорту за сутки около 3 1/2 тонн крови, сердце 13—14-летнего ребенка, объем которого 2/3 стакана, выбрасывает за тот же срок около 5 тонн, а сердце взрослого — более 8 тонн крови. Таким образом, небольшая сердечная мышца — эта замечательная мышца, работающая непрерывно всю жизнь человека, в течение одних только суток проделывает огромную работу.
Вычисление работы, производимой сердечной мышцей подростка в покое, показало, что она равна 8—10 тыс. кг/м в сутки.
Приведенные цифры характеризуют работу сердца в спокойном состоянии. При беге, гимнастике, физической работе и т. п. (а у маленьких детей при плаче и крике) увеличивается расход энергии в организме, что вызывает потребность в увеличении кровоснабжения работающих органов и соответственно усиливает сердечную деятельность, частоту и силу сердечных сокращений, что может увеличить работу сердца вдвое.
Отсюда ясно, как бережно надо относиться к сердцу ребенка, даже если оно здоровое, а тем более если сердце больное.
Для нормального развития сердца ребенка необходимо, чтобы оно имело, с одной стороны, регулярную тренировку, т. е. регулярно выполняло посильную физическую нагрузку (спортивную и трудовую), так как только тренировка, упражнения укрепляют сердечную мышцу и способствуют ее достаточному развитию; с другой стороны, чтобы эта физическая нагрузка не была чрезмерной, так как переутомление детского и юношеского сердца может привести к весьма нежелательным последствиям.
Пульс маленьких детей очень неустойчив; в период полового созревания также наблюдаются значительные изменения частоты пульса при волнении или физической нагрузке.
Кровеносные сосуды у детей относительно шире, чем у верослых, поэтому кровяное давление (как максимальное, так и минимальное) у детей значительно меньше, чем у взрослых, и постепенно увеличивается с возрастом. Максимальное кровяное давление у новорожденных 60 мм ртутного столба, в возрасте от одного года — 82 мм, 7 лет — 85 мм, 10—11 лет — 90 мм, 12—13 лет — 104—108 мм, 15 лет — 116—118 мм.
Дыхательная система. Объем грудной клетки ребенка и величина легких не только абсолютно, но и относительно меньше, чем у взрослых. Однако, как уже говорилось, обмен веществ детского организма и, следовательно, потребность в кислороде больше. Эта повышенная потребность в кислороде удовлетворяется большей частотой дыхания. За один вдох годовалый ребенок вдыхает 80 мл воздуха, а частота дыхания у него 30—35 в минуту; таким образом, за сутки он вдыхает и выдыхает 3 1/2 тысячи литров воздуха. Десятилетний ребенок делает 20—25 дыханий в минуту, вдыхая за один вдох около 200 мл, т. е. за сутки около 7 тысяч литров. У юноши и девушки в 15—17 лет глубина и частота дыхания уже приближаются к дыханию взрослого, т. е. 15—17 вдохов в минуту, 400—500 мл за один вдох, т. е. около 11 тысяч литров в сутки.
Отсюда понятно, как важно, чтобы этот вдыхаемый воздух был чистым, чтобы в нем не было пыли, дыма папирос, испарений грязного белья и т. д.
Для правильного развития легких, правильного дыхания, а это очень важно для общего состояния организма, необходимо нормальное развитие грудной клетки. Родителям следует помнить, что грудная клетка и легкие ребенка будут хорошо развиваться лишь в том случае, если ребенок будет правильно сидеть за столом, не будет сутулиться, будет регулярно делать дыхательную гимнастику, заниматься спортом, играми и физическим трудом на воздухе. Особенно полезны для развития дыхательных мышц и легких такие виды спорта, как лыжи, плавание, гребля.
Следует также знать, что потребление кислорода организмом увеличивается не только при физической, но и при умственной работе, и что во время сна для отдыха нервных клеток необходимо хорошее снабжение их кислородом. Количество кислорода, которое получает организм, зависит не только от количества вдыхаемого воздуха, но и от состава воздуха, количества кислорода в нем. Поэтому очень важно следить, чтобы комната, гле находится ребенок, часто проветривалась, особенно во время утренней гимнастики, занятий и сна, и чтобы ребенок достаточное количество времени был на свежем воздухе.
Нервная система. Решающую роль в развитии и деятельности всего организма играет нервная система. Она регулирует согласованную работу всех внутренних органов, определяет реакцию организма на воздействие окружающей среды, поведение организма. Нервная система состоит из центральной и периферической. Центральная нервная система — это спинной и головной мозг; периферическая нервная система - это нервы, связывающие мозг со всеми органами и частями нашего тела. В мозгу находится очень большое количество нервных клеток. Только в коре больших полушарий головного мозга, в тонком (2—5 мм толщины) слое серого вещества, покрывающего поверхность больших полушарий, находится около 15 миллиардов нервных клеток, т. е. количество этих клеток больше, чем население земного шара. Нервные клетки имеют отростки, которыми они связываются между собой и из которых образуются периферические нервы. Все изменения, происходящие во внешней среде или во внутренних органах, воспринимаются окончаниями нервов, находящимися в органах чувств (глазах, коже и т. д.), вызывают в них возбуждение, передающееся в нервные клетки мозга. Нервы, по которым возбуждение передается от органов к мозгу, называются чувствительными нервами, а нервные клетки, воспринимающие раздражение, — чувствительными нервными клетками. В мозгу возбуждение передается от чувствительных нервных клеток на двигательные нервные клетки, а от них по двигательным нервам к органам и вызывает их деятельность или изменение деятельности.
Возбуждение передается по нервам человека со скоростью 80—120 м в секунду, по тому нервнорефлекторные реакции и происходят с такой быстротой. Например, маленький ребенок, дотронувшись рукой до горячего чайника, тотчас же отдергивает ее. Что произошло? Прикосновение горячего чайника послужило раздражителем нервных окончаний, находящихся в коже, вызвало в них возбуждение, которое передалось в чувствительные нервные клетки мозга, от них в двигательные нервные клетки и по двигательным нервам в мышцы. Мышцы сократились, и рука отдернулась. Подобная реакция называется рефлекторной реакцией — рефлексом. Приведенная рефлекторная реакция врожденная, как и многие другие, — мигание и сужение зрачка при зрительном раздражении, выделение слюны при попадании пищи в рот, усиление сердечной деятельности при физической нагрузке. Такие реакции называются безусловными рефлексами. Они необходимы для сохранения жизни, они выработаны в течение эволюции. К моменту рождения ребенка мозг его уже в значительной степени сформирован; он относительно велик и количество нервных клеток в нем уже достигло своего предела. Вес мозга новорожденного составляет 1/8 веса тела, а у взрослого 1/40 веса тела, но по абсолютной величине вес мозга увеличивается после рождения примерно в 3 1/2—4 раза. Кроме роста общего количества мозгового вещества, протекает процесс увеличения размеров, изменения формы и строения самих нервных клеток и их отростков.
Новорожденный ребенок обладает уже рядом врожденных безусловных рефлексов, обеспечивающих ему определенные целесообразные реакции на окружающую среду: при вкладывании ребенку в рот соска материнской груди (или другого предмета) он начинает делать сосательные движения (рефлекс сосания), отдергивает руку при причинении боли (оборонительный рефлекс), при попадании в рот ребенка молока начинает выделяться слюна и другие пищеварительные соки (пищевой рефлекс) и т. д.
Постепенно на основе безусловных рефлексов начинают вырабатываться условные рефлексы. Ребенок, который вначале реагировал сосательными движениями на любое прикосновение к его губам, начинает отличать материнскую грудь, а позже и мать: плачущий ребенок при появлении матери и ее приготовлении к кормлению замолкает, тянется к ней, начинает делать сосательные движения. Почему? Потому что в мозгу ребенка, в нервных клетках коры больших полушарий, возникла связь между зрительным образом матери, воспринимаемым чувствительными нервными окончаниями глаза, передаваемым нервным клеткам зрительной области мозга, с одной стороны, и клетками, получающими сигналы от чувствительных окончаний ротовой полости, раздражаемых молоком, — с другой. Мать, ее внешний облик стали условным сигналом пищи. Образовался условный рефлекс.
Вся наша жизненная деятельность является деятельностью условнорсфлекторной, так как мы реагируем не только на непосредственные безусловные раздражители, а главным образом на их условные сигналы.
Например, запах и вид пищи, вид накрытого сгола являются условными сигналами пищи и часто вызывают выделение пищеварительных соков; красный сигнал светофора на улице является условным сигналом опасности и мы останавливаемся, не дожидаясь столкновения с реальной опасностью — автомобилем; вид пламени газовой горелки также является сигналом опасности, и мы не станем прикасаться к нему рукой и т. д.
Условные рефлексы начинают образовываться у ребенка с первых недель жизни и постепенно охватывают все больше явлений окружающей среды. Вспомним оборонительную безусловную реакцию ребенка на прикосновение к горячему чайнику или пламени (ребенок отдергивает руку). После одного-двух подобных происшествий вид чайника, вид пламени станет условным сигналом боли, причиняемой горячим предметом, и ребенок, после того как один раз обжегся, не будет прикасаться к нему. Условные рефлексы образуются и у животных, но у детей они возникают значительно быстрее, отличаются большой прочностью и могут быть очень сложными.
Весь процесс приобретения различных жизненных навыков есть процесс образования условных рефлексов. Условные рефлексы могут проявляться в определенной деятельности (выделение слюны, отдергивание руки и т. п.); в этом случае они являются результатом процессов возбуждения, происходящих в мозгу.
Условные рефлексы также могут проявляться в задержке деятельности (например, переходя улицу, мы останавливаемся, когда слышим сигнал машины); в таких случаях в нервных клетках происходит процесс торможения. Оба эти процесса очень важны и только их постоянное взаимодействие может обеспечить нормальную нервную деятельность, правильное поведение человека.
У маленького ребенка больше развиты процессы возбуждения; процессы же торможения начинают формироваться постепенно и представляют для ребенка на первых порах значительные трудности. Всем известно, что детям преддошкольного и дошкольного возраста и даже младшего школьного возраста очень трудно быть неподвижными, сосредоточиться на одном каком-
либо деле. Это связано с недоразвитостью тормозных процессов в коре больших полушарий мозга. Родителям следует учитывать эту особенность высшей нервной деятельности ребенка и, с одной стороны, тренировать процессы торможения путем приучения ребенка к собранности, сосредоточенности (деятельность нервной системы очень пластична и поддается тренировке, упражнению). С другой стороны, надо помнить, что неподвижность для ребенка не отдых, а утомление и ему обязательно нужно предоставлять возможность побегать, поиграть, покричать, не дергая его окриками и приказаниями. Придет маленький школьник после занятий в школе, где он устал сидеть, молчать, слушать, а мать ему говорит: «посиди, не болтайся без дела». Он устал сидеть, ему нужно отдыхать в движении, он не слушается, получается конфликт с матерью, который плохо отражается на дальнейшем поведении ребенка, на его характере, на взаимоотношениях с родителями.
Следует подчеркнуть, что мышечная двигательная деятельность, в особенности физический труд, не только важна для развития сердца, легких, костей, мышц, но играет очень большую роль в развитии коры головного мозга.
У человека, ведущего с детства «сидячий», «книжный» образ жизни, хуже развивается сердечная мышца — сердце выталкивает за каждое сокращение меньше крови. В результате при малейшей дополнительной нагрузке сердце не может обеспечить необходимое снабжение кровью мышц, мозга и самой сердечной мышцы. Хуже развиваются грудная клетка и легкие, и человек дышит неглубоко, часто, вдыхая каждый раз небольшое количество воздуха. Кроме того, такой «книжный» человек мало сталкивается с окружающей жизнью, у него образуется меньше разнообразных условных рефлексов и меньше развивается деятельность некоторых областей коры больших полушарий мозга, например двигательной области и др.
Если такой человек столкнется с необходимостью сделать что-то своими руками или преодолеть какую-либо физическую нагрузку, он не справится с этим или справится с большим трудом, так как у него нет соответствующих навыков, ловкости, сноровки (а они получаются в результате не столько развития мышц, сколько образования новых условнорефлекторных связей в коре мозга), да и сердце и легкие у него не смогут обеспечить организм нужным дополнительным количеством кислорода, он быстро устанет, «задохнется». Однако восполнить упущенное в детстве будет уже очень трудно, почти невозможно.
Действия, которые производятся регулярно, становятся условнорефлекторными, автоматическими, требуют меньше внимания, меньше утомляют нервную систему Поэтому очень важно воспитывать у ребенка определенные привычки, правила поведения, иметь постоянный режим дня. Наоборот, ломка привычных реакций трудна для нервной системы, вызывает ее дополнительное напряжение и утомление.
Разберем простой пример. Вы идете на работу, подходите к остановке автобуса, садитесь в подъехавшую машину, сходите на нужной остановке и приходите в свое учреждение, сделав все это совершенно автоматически и думая о другом. Но вот Вы идете привычным путем, и оказывается, что остановка перенесена, а в автобусе вход не с задней, а с передней площадки. Вам приходится быть внимательным, думать, куда и как сесть, и Вы устаете от дороги значительно больше.
А как часто родители, не продумав своего поведения и своих требований к детям, сегодня запрещают то, что вчера разрешили, не воспитывают выдержки, режима, регулярности в поведении, в работе и отдыхе, да и сами их не проявляют, в результате этого ребенок становится нервным, неорганизованным, невоспитанным.
Одним из основных и решающих отличий деятельности нервной системы человека от деятельности нервной системы животных является наличие речи. И. П. Павлов назвал речь второй сигнальной системой. Он подчеркивал ее огромное значение в жизнедеятельности человека. Слово является для человека таким сильным и всеобъемлющим раздражителем, который может оказывать на весь организм человека более сильное влияние, чем другие, непосредственные, безусловные раздражители. Каждый может привести много примеров из своей жизни, как дружеское, вовремя сказанное слово, поднимало силы человека, помогало справляться с трудностями и, наоборот, неудачное, жестокое слово ослабляло, подавляло человека.
Дети начинают произносить первые слова со второй половины первого года жизни, причем усвоение слов происходит так же, как образование других условно-рефлекторных сигналов. Определенное сочетание звуков — слово — становится условным сигналом явлений и предметов окружающей действительности — «мама», «яблоко», «горячо» и т. д. Постепенно количество условных словесных сигналов увеличивается и ребенок овладевает речью. Очень важно уже в раннем возрасте воспитывать не только деятельные, но и тормозные рефлексы. Слово «нельзя» должно вызывать соответствующую тормозную реакцию уже с первых лет жизни. Для этого необходимо, чтобы родители запрещали только то, что действительно нельзя делать, и не дергали ребенка излишними бесполезными запретами. Однако уже запретив что-либо, нужно твердо держаться раз сказанного слова.
Надо помнить, что в нервной системе ребенка складываются определенные связи, вызывающие соответствующее поведение, и если родители сначала разрешают определенные действия (например, разрешают малышу хлопать мать по лицу), а потом начинают запрещать их, то подобная переделка поведения является уже затруднительной для нервной системы ребенка.
У школьника речь уже достаточно развита, и он весьма сильно реагирует на слово. К сожалению, родители часто не учитывают, как велика роль слова в развитии и состоянии нервной системы ребенка, и иногда позволяют себе ссориться в присутствии детей, говорить неправду и беспричинно дергать ребенка, что приводит к нервозности и нарушениям в поведении и развитии характера ребенка.
Последний вопрос, на котором необходимо остановиться,— это вопрос о сне. Нормальный сон необходим для здоровья ребенка. Сон должен быть регулярным и определенной продолжительности, так как во время сна нервные клетки коры головного мозга находятся в состоянии торможения, отдыхают, восстанавливаются, а от деятельности этих нервных клеток зависят условные рефлексы, поведение организма. Без регулярного сна, отдыха эти нервные клетки истощаются, не могут нормально работать, что может привести к тяжелым заболеваниям и даже гибели организма. Тем более важен регулярный сон достаточной продолжительности для нервной системы ребенка. Если ребенок не будет всегда в определенное время иметь условий для спокойного глубокого сна, то его нервная система не получит необходимого ей отдыха, нервные клетки не смогут восстанавливаться после дневной деятельности и будут все больше истощаться. Если взрослые члены семьи поздно вечером смотрят телевизор, слушают радио или ведут громкие разговоры, ребенок засыпает поздно, спит неспокойно, становится либо вялым и легко утомляемым, либо чрезмерно возбужденным, у него ухудшается успеваемость и поведение, начинаются бессонница или излишняя сонливость, головные боли и другие нарушения в деятельности организма.
Перед сном надо обязательно проветрить комнату, а также проследить, чтобы ребенок умылся, вымыл руки, ноги, почистил зубы и лег вовремя спать. Надо следить, чтобы свет от лампы не падал на лицо ребенка и, пока он не заснет, не выключать радио и телевизор, разговаривать вполголоса.
Совершенно необходимым условием для того, чтобы вырастить здорового ребенка, является организация правильного режима его жизни и, в частности, режима сна.
Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»
.
Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?
Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?
Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?
Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?
Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.