Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Главная >> Семья и дети >> Лечение ДЦП >> Педиатрия и гигиена >>

Благоустройство и эксплуатация зданий дошкольных учреждений


Е. Т. Смирнова. «Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях»
Изд-во «Просвещение», М., 1973 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

ВОЗДУХ ПОМЕЩЕНИЙ

В связи с усиленным обменом растущий организм ребенка нуждается в повышенной доставке кислорода к тканям. Количество воздуха, проходящего через легкие годовалого ребенка в 1 минуту на 1 кг веса, равно 220 мл, в то время как у взрослого только 96 мл.
К концу первого года жизни ребенка (при минутном объеме дыхания, равном 2600 мл) через легкие за сутки проходит около 4000 л воздуха, а у старших детей еще больше.
Дыхание у детей имеет особенности, связанные с незаконченностью формирования дыхательного аппарата. Оно более поверхностное, и, чтобы удовлетворить потребность в кислороде, ребенок дышит часто. Чем он младше, тем чаще его дыхание.
Так, в 1 минуту 5-6-летний ребенок производит 25 дыхательных движений, годовалый - 30-35, 6-месячный - 35-40, а новорожденный - до 40-60.
Все это указывает на то, что для нормальной жизнедеятельности детского организма особенно важно, чтобы окружающий воздух имел необходимый химический состав, физические свойства и был лишен вредных примесей. Этим условиям удовлетворяет свежий атмосферный воздух.
Что касается воздуха в закрытых помещениях во время пребывания в них детей, то он в значительной степени теряет свои положительные свойства.
В результате жизнедеятельности людей в воздух жилых помещений поступают вредные вещества, выделяемые кожей (пот, разлагающийся поверхностный слой кожи - эпителий), кишечником, грязной одеждой, остатками и отбросами пищи и др.
Об ухудшении качества воздуха в жилых помещениях обычно судят по наличию в них углекислого газа (СО2), которое увеличивается одновременно с другими вредными веществами. На основании исследований установлено, что воздух должен быть признан вредным для находящихся в помещении людей, если содержание углекислого газа в нем превышает 0,1%.
Дети во время пребывания в закрытом помещении в один час выделяют: тепло (до 30-50 калорий), влагу (около 20 г), углекислый газ (10-12 л). В результате этого в детских комнатах повышается температура и влажность воздуха, возрастает концентрация углекислого газа.
Изменяется и электрическое состояние воздуха, в частности его ионный состав, который рассматривается как своеобразный критерий доброкачественности воздушной среды.
Известно, что чем чище воздух, тем больше в нем легких отрицательно заряженных частиц аэроионов и тем меньше тяжелых положительных. В чистом загородном воздухе обычно содержится около тысячи легких ионов в одном кубическом сантиметре и примерно столько же тяжелых ионов. В загрязненном городском воздухе концентрация тяжелых ионов достигает десятков тысяч, а легких несравненно меньше (150-200).
От присутствия детей в закрытом помещении увеличивается количество неблагоприятно действующих на организм человека положительно заряженных ионов и уменьшается количество благоприятно действующих отрицательно заряженных ионов.
Воздух в закрытом помещении нередко имеет специфический, часто неприятный запах, обусловленный наличием в нем газообразных органических веществ. Причинами их появления может быть плохой уход за неопрятными детьми, подсушивание загрязненной детской одежды и белья, а также мокрой верхней одежды после прогулок, сушка тряпок после уборки. Проникновение воздуха из плохо содержащейся туалетной, близко расположенной прачечной, кухни также может служить причиной загрязнения воздуха органическими веществами и значительно снижать его качество в детских комнатах.
В газифицированных зданиях микроклимат детских помещений может ухудшаться за счет продуктов неполного сгорания газов и образования окиси углерода. Это происходит при неправильной планировке детских помещений (близость их к кухне) и отсутствии полного проветривания в местах установки газовых приборов.
Исследованиями установлено (М. Н. Троицкий), что трехчасовое горение одной газовой горелки на кухне кубатурой 21 м3 увеличивает содержание углекислого газа в воздухе до 5%о и окиси углерода до 0,1 мг/л (допустимая концентрация окиси углерода равна 0,002 мг/л).
При неисправной вентиляции содержания окиси углерода доходит до 0,3 мг/л. Во много раз увеличивается количество тяжелых конов в воздухе. Такое ухудшение воздушной среды в газифицированных кухнях отражается на качестве воздуха близлежащих помещений, в том числе и детских.
Чтобы сохранять полноценным воздух в газифицированных кухнях, надо постоянно пользоваться вытяжной вентиляцией, устраивать пристенные вентиляторы, которые монтируют непосредственно у отверстий вытяжных вентиляционных каналов, регулярно проветривать кухню.
Целесообразно с гигиенической точки зрения устраивать в детских учреждениях усовершенствованные газовые горелки и плиты с отводом продуктов горения газа.
В воздухе закрытых помещений всегда есть пыль. Различают легковидимую пыль, состоящую из крупных пылевых частиц, которые при спокойном состоянии воздуха быстро оседают, и мелкую пыль, остающуюся в воздухе даже при его спокойном состоянии. Длительность пребывания пыли в воздухе зависит от размера ее частиц, температуры, влажности и скорости движения воздуха.
Пылевые частицы вместе с воздухом попадают в дыхательные пути ребенка и механически раздражают их слизистую оболочку, более нежную, чем у взрослого; поэтому запыленность помещений для детей более опасна. Большое скопление в воздухе пыли может служить поводом к возникновению болезненных процессов в легких.
Подавляющее большинство микробов, находящихся в воздухе закрытых помещений, безвредно для человека, но встречаются и болезнетворные.
Степень осемененности воздуха и предметов обихода микроорганизмами находится в прямой зависимости от количества детей и длительности их пребывания в помещении.
Вспышка гриппа вызывает увеличение количества микробов в воздухе. В детском саду во время вспышки гриппа за 2 дня количество микроорганизмов в 1 м5 воздуха с 6460 возросло до 9072. После прекращения заболевания количество микробов в воздухе постепенно снизилось.
Микробы, не попавшие в дыхательные пути, оседают на окружающих предметах и, подсыхая, образуют бактериальную пыль, которая снова легко поднимается в воздух при его движении. Установлено, что некоторые болезнетворные микробы способны к довольно длительному выживанию.
После удаления больного со стрептококковой инфекцией в пыли помещения и на одежде детей жизнеспособные микробы обнаруживались в течение 4-5 дней. Следовательно, микробы могут сохраняться в помещении даже при отсутствии больных детей. Это следует учитывать работникам детских учреждений.
Одним из условий обеспечения детей полноценным воздухом являются достаточно большие размеры детских помещений. В групповой комнате на одного ребенка отводится 2,0-2,5 м2, а на группу в 20 человек - 50 м2, при высоте стен 3,0 м.
Но недостаточно обеспечить детей нужным количеством воздуха, необходимо заботиться и о его качестве.
Температура воздуха должна способствовать сохранению теплового равновесия детского организма.
Незавершенность терморегуляторного аппарата делает ребенка более подверженным перегреванию и переохлаждению; поэтому в детских учреждениях значительные колебания температуры воздуха в помещении крайне нежелательны.
В теплообмене человека с окружающей средой большое значение имеют влажность и движение воздуха. Высокая влажность холодного воздуха в помещении усиливает теплоотдачу, и человек испытывает ощущение зябкости. Повышенная влажность воздуха при его высокой температуре резко нарушает отдачу тепла, и организм перегревается: повышается температура тела, учащается пульс, появляется обильный пот.
Благоприятна такая температура, при которой дети как в покое, так и в движении в обычной, принятой в детских учреждениях одежде чувствуют себя хорошо, т. е. такая температура, которая не вызывает значительного напряжения терморе-гуляторных механизмов.
Наблюдения за физиологическими реакциями детей показали, что наиболее благоприятна температура воздуха в детских учреждениях для детей грудного возраста +21, +22°, для детей 2-3 лет - от +19 до +20°, для детей 3-7 лет - от + 18 до +20°.
Приведенные нормы температуры воздуха не являются раз навсегда установленными. Они до некоторой степени ориентировочны и могут изменяться главным образом за счет расширения приспособительных возможностей детского организма в результате его тренировки, закаливания. Однако в группе могут быть дети с расстройством питания (гипотрофией) и больные рахитом. У таких детей теплообмен несколько нарушен: поэтому они быстрее перегреваются и охлаждаются. Такие дети нуждаются в особом внимании со стороны взрослых.
Необходимо также учитывать содержание в воздухе водяных паров. Для человека наиболее благоприятна относительная влажность 35-65%. Повышенная влажность воздуха оказывает отрицательное влияние на организм человека. При постоянной значительной влажности воздуха стены в помещении становятся сырыми и холодными, развиваются грибки, разрушающие деревянные стены и оборудование.
Причины появления сырости в здании самые разнообразные: сырой участок, недочеты в строительстве (например, плохая изоляция ст почвенных вод), неисправность водопроводных, водосточных или отопительных труб, неправильная эксплуатация помещений (приготовление пищи, стирка и сушка белья в жилых помещениях), нерегулярная топка помещений, недостаточное проветривание.
Чтобы избежать повышенной влажности воздуха в детских помещениях, следует прежде всего обратить внимание на правильную их эксплуатацию. Нужно следить за тем, чтобы в групповых комнатах не сушили детское белье, пеленки, а также одежду и обувь (пальто, рейтузы, варежки, ботинки, валенки после прогулки детей). Для этой цели в детских учреждениях должны быть сушильные шкафы или выделены специальные помещения (вдали от места пребывания детей).
Эффективной мерой борьбы с сыростью является сочетание хорошего отопления помещений с их проветриванием. Более трудна задача борьбы с сыростью, когда она вызывается недостатками строительства здания. В этих случаях необходимо вмешательство строительных организаций.

ОТОПЛЕНИЕ

В детских дошкольных учреждениях могут применяться разные системы отопления. Однако любая из них должна не только поддерживать нужную и равномерную температуру в помещении, но и удовлетворять другие, в том числе гигиенические, требования.
В детских учреждениях применяются как местные, так и центральные системы отопления. При местном отоплении сжигание топлива и передача выделяющегося при этом тепла в воздух отапливаемых помещений конструктивно объединены в одном нагревательном приборе.
Местное отопление осуществляется в основном отопительными печами с большой теплоемкостью. При таком виде отопления воздух не должен загрязняться пылью, копотью, сажей, дымом, а также вредными газами, например окисью углерода. Последнее может происходить от неправильного устройства печи и преждевременного закрывания вьюшек. При топке печей, должны соблюдаться правила противопожарной безопасности.
Печное отопление допускается временно в тех случаях, когда другие виды отопления по технико-экономическим соображениям неприменимы. При этом устанавливаются печи большой теплоемкости, обеспечивающие суточные перепады температуры не более 2-5°.
В сельских населенных пунктах в одноэтажных зданиях яслей-садов с количеством мест не более 50 допускается печное отопление.
При печном отоплении устройство топочных отверстий в детских комнатах, туалетных, раздевальных не допускается. Топят печи утром, до прихода детей. При наличии в детском учреждении круглосуточных групп топить печи в ночное время запрещается.
В городах большинство детских учреждений имеет центральное водяное отопление. Преимущества центрального отопления перед местным очевидны. Эксплуатация и уход за приборами центрального отопления несравненно проще и требуют меньшего количества людей.
Наилучший вид центрального отопления для детских учреждений - водяное отопление низкого давления. Такая система состоит из котла, расположенного в подвале здания, и трубопроводов, соединяющих котел с нагревательными приборами, находящимися в отапливаемых помещениях.
Вода в котле нагревается (до 70-90°) и по трубопроводам направляется к радиаторам, нагрев которых до 60-70° оказывается достаточным для поддержания равномерной температуры воздуха в помещениях. При этой системе можно снижать или повышать температуру воды в котле и регулировать тем самым температуру воздуха в комнатах.
Для поддержания нормальной температуры воздуха в помещениях необходимо, чтобы температура воды в котле и наружного воздуха были в определенном соотношении.
В тех детских дошкольных учреждениях, которые до сих пор пользуются другим, менее удобным видом местного отопления, например печным, можно рекомендовать переоборудовать систему отопления на так называемое местное поквартирное водяное отопление.
При этом способе устанавливается небольшой чугунный котел, выпускаемый нашей промышленностью. Горячая вода поступает из котла в нагревательные приборы (радиаторы типа «Москва-132» и «Москва-150») по трубам, проложенным по верху стены, а затем обратно в котел по трубам в нижней части стены (у пола).
Высокая теплопроизводительность котла, длительное горение топлива (до 8-10 часов между загрузками), возможность сжигать различные виды топлива, меньшая на 45 % по сравнению с печным затрата труда на устройство и эксплуатацию этого вида отопления, а также большие санитарно-гигиенические и противопожарные преимущества позволяют рекомендовать его взамен печного отопления.
В качестве нагревательных приборов принимают радиаторы, конвекторы с кожухами и трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели.
Для предохранения детей от ушибов необходимо, чтобы отопительные приборы в детских помещениях имели съемные ограждения, не задерживающие тепло.
В последнее время в практике строительства широкое применение находит панельное отопление. При этом виде отопления вместо радиаторов пользуются массивными отопительными панелями, входящими в конструкцию пола, потолка или стен. Горячая вода идет по трубчатым змеевикам или регистрам, заделанным в ограждающие конструкции зданий (потолок, стена или пол).
Иногда в качестве теплоносителя используется нагретый воздух, циркулирующий через калорифер и панели в замкнутой системе каналов, расположенных в толще ограждающих конструкций. Панельное отопление дает более равномерное распределение теплого воздуха в помещении и сохраняет комфортные условия даже при низких температурах воздуха.
Поэтому при такой системе возможно применение более интенсивного проветривания. При панельном отоплении для создания благоприятного микроклимата решающее значение имеет расположение панелей-обогревателей.
По данным Д. И. Исмаиловой (1970 г.), наиболее благоприятные условия микроклимата обеспечиваются при расположении панелей-обогревателей в наружной стене (наружно-стенная система отопления) или при контурно-перегородочной системе. Недопустимо размещение греющих элементов в перегородках внутренних стен, так как это создает неравномерную температуру в помещении, не дает возможности удобно разместить мебель, мешает правильно использовать помещение для отдыха и занятий и т. д.
Расчетные температуры нагревательных поверхностей при панельном отоплении установлены следующие: при потолочной системе лучистого отопления температура потолка должна составлять 28-30°; при напольной - 25-27°; при стенной - 40-45°.
В детских учреждениях особо важное значение имеет прогревание помещения в зоне пребывания детей. Это может быть обеспечено системой напольного лучистого отопления в сочетании с другим, например со стенным панельным отоплением.
В детских садах, имеющих общую с жилыми домами систему отопления, устанавливаются единые сроки отопительного сезона. При неожиданном похолодании весной или осенью температура в детских помещениях падает ниже нормы, и это может отразиться на состоянии здоровья детей. Из боязни еще большего охлаждения помещения проветривание прекращается.
Поэтому желательно, чтобы отопление зданий дошкольных учреждений не зависело от системы отопления жилых домов. Допускается проектирование встроенных котельных в качестве источника тепла только зданий детских учреждений. Для создания устойчивого климата в детских помещениях хорошо предусмотреть автоматизированную подачу в теплосеть горячей воды нужной температуры, соответствующей сезону и состоянию погоды.

Вентиляция помещения

Для поддержания нормального воздушного режима в помещении важно регулярное удаление недоброкачественного воздуха и замена его наружным, по своему составу близким к атмосферному. Это достигается путем вентиляции помещения. Постоянное, но незначительное поступление наружного воздуха в помещение происходит сквозь стены (через поры строительного материала), через закрытые окна, двери.
Это так называемая естественная вентиляция. Она возникает, с одной стороны, под действием ветра, с другой - в силу разницы температур воздуха снаружи и внутри помещения. Однако подобного рода вентиляция абсолютно недостаточна. При этих условиях для однократного обмена воздуха в помещении необходимо длительное время - 6-9 часов. Если же стены сплошь покрыты масляной краской, естественная вентиляция через них прекращается, так как поры строительного материала становятся непроницаемыми для воздуха. Но поддержание чистоты воздуха в помещении только путем естественной вентиляции малоэффективно.
Для усиления естественной вентиляции прибегают к проветриванию через окна, фрамуги, форточки. Чтобы при этом был хороший результат, размер их должен составлять не менее 1/50 площади пола данного помещения. Фрамуги и форточки должны находиться в верхней трети окна, так как, чем выше они расположены, тем большее количество воздуха приводится в движение и происходит обмен. Форточки и фрамуги, устроенные в нижней части окон (на уровне роста ребенка), кроме того, затрудняют проветривание помещений в присутствии детей в холодное время года.
Наиболее целесообразны для проветривания в холодное время года фрамуги, сконструированные таким образом, что через их наружную створку воздух поступает снизу, а затем через внутреннюю проходит вверх.
Наружный воздух, попадая в помещение, в массе своей устремляется вверх, смешиваясь с теплым воздухом, нагревается и заполняет помещение. Чтобы избежать затекания холодного воздуха вниз, на внутренней створке фрамуги делаются боковые щитки. Такое устройство позволяет широко пользоваться фрамугой не только для периодического, но и для постоянного проветривания помещения в холодное время даже при детях.
Чтобы проветривание детских помещений было регулярным, нужно внимательно следить за исправностью приспособлений, служащих для открывания и закрывания фрамуг. Во время ремонта детских учреждений необходимо исправлять также фрамуги, устраивать к ним удобные приспособления, рычаги для открывания и закрывания взамен применяемых в настоящее время шнура, палки и т. д.
Наиболее удобный механизм смонтирован на вертикальном бруске средней глухой створки окна. Фрамуга открывается поворотом рукоятки вниз, при повороте вверх фрамуга плотно закрывается. Изготовление таких приспособлений весьма желательно не только при строительстве новых, но и для уже существующих детских учреждений.
По строительным нормам во всех помещениях предусматриваются верхние откидные фрамуги с рычажными приборами не менее чем для 50 % окон.
При отсутствии фрамуг детские комнаты чаще всего (особенно в холодное время) проветриваются через форточки, реже через открытое окно. Если их площадь достаточна, разность температуры наружного воздуха и помещения значительная, а движение ветра происходит в сторону открытой форточки или окна, полный обмен воздуха в комнате будет обеспечен довольно быстро.
Однако при отсутствии перечисленных условий полная замена комнатного воздуха наружным потребует весьма длительного времени. Для постоянного притока свежего воздуха в детские помещения можно пользоваться форточкой-приставкой. Она прикрепляется к внутренней оконной раме и обеспечивает длительное или даже круглосуточное проветривание помещений в холодное время года.
Поток наружного воздуха, поступающий через открытую форточку, проходя через несколько сот отверстий (диаметром 5 мм) приставки, прикрепленной к внутренней форточке, разбивается на множество мелких струй и быстро смешивается с теплым комнатным воздухом.
Форточки и фрамуги заклеивать на зиму не разрешается. Кроме того, зимой следует оставлять незаклеенными по одному окну в каждой комнате. В яслях-садах, проектируемых для районов с расчетной температурой наружного воздуха -40° и ниже, следует предусматривать окна и балконные двери с тройным остеклением. В более теплое время года фрамуги, форточки и окна нужно держать открытыми в течение всего дня.
Надо предусмотреть и такую мелочь: к форточкам и створкам окон следует приделать крючки, которые при порывах ветра предохраняли бы их от захлопывания.
Проветривание помещений, а тем более постоянный приток свежего воздуха значительно улучшает качество воздуха, в частности снижает его бактериальную обсемененность и, следовательно, является одним из эффективных средств для профилактики воздушных инфекций.
Наблюдения, проведенные в детском учреждении, показали, что проветривание в течение 30 минут через форточку при температуре наружного воздуха от +8 до +10° снижает бактериальную обсемененность воздуха на 40%, а при температуре наружного воздуха от -3 до -9° - на 65%.
Открыв створки окна, площадь которого в 4 раза больше форточки, можно в течение 10 минут при температуре наружного воздуха от +8 до +10° снизить бактериальную загрязненность воздуха в помещении на 70%, а за 30 минут - на 85%.
Как уже говорилось выше, ионный состав воздуха помещений также может служить показателем доброкачественности воздуха, определяя в то же время эффект проветривания.
Длительное (2-3-часовое) проветривание в сочетании с тщательной влажной уборкой помещения оказывало различный эффект в зависимости от времени года и связанного с ним видом проветривания (открытые окна или форточки).
Во всех случаях число тяжелых аэроионов, указывающих на загрязнение воздуха, как правило, уменьшалось, а легких аэроионов увеличивалось, но при открытых окнах эффект был наибольший.
Быстрая и полная смена воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием.
Открывать форточки, фрамуги, окна в уборной нельзя. Для проветривания уборных предусматривается усиленная вытяжная вентиляция, а приток свежего воздуха происходит через соседние с ней помещения. Открытая форточка в уборной вызовет движение воздуха (а вместе с этим и запаха) в коридоры, групповые комнаты.
Обновление воздуха при сквозном проветривании зимой через форточки происходит в 5-7 раз быстрее, чем при одностороннем проветривании.
Сквозное проветривание возможно, если окна находятся на двух противоположных стенах или под углом. Если окна расположены на одной стороне комнаты, то сквозное проветривание возможно применить, открывая окна и дверь в смежные помещения: в приемную (раздевальную), вестибюль, на веранду.
Продолжительность сквозного проветривания зависит от температуры наружного воздуха, силы и направления ветра. В зимние, холодные дни достаточно кратковременного сквозного проветривания, чтобы полностью сменить воздух в помещении.
При очень низкой температуре наружного воздуха (ниже -20°С) во избежание переохлаждения помещения сквозное проветривание применяется в течение двух-трех минут. В переходное время года оно проводится не менее 10-15 минут.
В спальнях при отсутствии детей желательно держать форточки и фрамуги открытыми в течение целого дня; в холодное время года следует закрывать форточки и фрамуги за 30 минут до отхода ко сну, а в теплое время сон рекомендуется проводить при широко открытых окнах.
Летом для защиты от солнца часто практикуется завешивание шторами открытых окон. Это затрудняет доступ свежего воздуха в помещение. С этой целью лучше воспользоваться такими солнцезащитными средствами, как маркизы, козырьки, жалюзи, желательно с механическим регулятором (подъемно-поворотные). Применение их снижает температуру воздуха в помещении и не препятствует доступу свежего воздуха.
Примечание. Строительные нормы (1972 г.) в яслях-садах, проектируемых для строительства в жарком климатическом районе, южнее 45° северной широты, в помещениях длительного пребывания детей предусматривают солнцезащитные устройства (жалюзи, козырьки, шторы и т. п.).
Солнцезащитные устройства допускаются в помещениях групповых, игральных-столовых, спальнях, на верандах яслей-садов, проектируемых для строительства в остальных климатических районах. Для солнцезащитных устройств не допускаются сгораемые полимерные материалы.
Для предохранения групповых комнат от перегревания следует открывать окна на не освещенной солнцем стороне.
Очень часто в детских учреждениях для борьбы с мухами летом затягивают оконные проемы мелкой металлической сеткой или марлей. Это приводит к резкому замедлению обмена воздуха, в жаркую погоду - к прекращению поступления свежего воздуха.
Чтобы смена воздуха через форточку помещения, где находятся дети, не вызывала резкого снижения температуры и ощутимых токов холодного воздуха, в морозные дни и при сильном ветре можно допустить проветривание через форточку, затянутую марлей.
На расстоянии 1,5 м от окна скорость движения воздуха при аэрации через форточку, затянутую марлей, в три раза меньше, чем при обычном проветривании. Температура воздуха при проветривании через марлю все время держится почти на одном уровне: +20, +20,5°. Если же форточка не затянута марлей, то температура за 30 минут снижается с + 20,8 до + 18,8°.
Затягивание форточки марлей уменьшает эффективность смены воздуха; поэтому в отсутствие детей даже в морозные дни при проветривании применять марлю не следует.
Наибольшее загрязнение воздуха, особенно в холодное время года, наблюдается после длительного пребывания детей в помещении, т. е. после занятий, обеда, дневного сна, к концу пребывания детей в детском учреждении, в спальне после ночного сна.
Поэтому в эти часы следует наиболее интенсивно проветривать детские помещения в отсутствие детей (уход на прогулку, домой) или ненадолго выводить детей в другое помещение, например в приемную (раздевальную).
В одном из детских садов Москвы было организовано постоянное проветривание группового помещения - зимой через 1-2 фрамуги и весной - через фрамуги и окна.
В этих условиях мы наблюдали за естественными колебаниями температуры воздуха в групповой комнате и тепловыми реакциями находящихся в них детей. Среднемесячная температура воздуха в групповой комнате детского сада на уровне 1,5 м от пола (на общепринятой высоте для комнатного термометра) составляла в среднем 19-20°. Температура воздуха на уровне 1 м пола (примерный рост детей данного возраста), как правило, была ниже.
Когда на высоте роста взрослого человека температура воздуха равнялась + 18°, средняя температура воздуха на уровне роста ребенка была + 16,5; следовательно, разница составляла 1,5°.
Полученные нами данные свидетельствуют о том, что давать оценку температуре воздуха детских помещений только по показаниям термометра, находящегося на высоте роста взрослого, как это обычно делается, неправильно.
Определение температуры воздуха и рекомендации температурных норм детских учреждений, особенно при постоянном проветривании их, следует производить на уровне 1 м от пола.
Наши данные позволяют считать, что наиболее приемлема для большинства детей дошкольного возраста температура воздуха +18, +20° при относительной влажности 40-60%. При этом у большинства детей отмечается благоприятное тепловое состояние.
Постоянное проветривание в присутствии детей не только снабжает помещение свежим атмосферным воздухом, но и способствует систематическому закаливанию организма, повышению его устойчивости к колебаниям температуры окружающего воздуха.
Количество простудных заболеваний у детей в холодное время при постоянном проветриваний помещения не увеличивалось.
Это значит, что при хорошем отоплении и правильной организации проветривания можно и в холодное время обеспечить постоянный приток свежего воздуха в помещение, где находятся дети.
Следует, однако, помнить, что в ветреную погоду нельзя допускать длительного пребывания детей вблизи открытых фрамуг.
Обмен воздуха в помещении осуществляется также с помощью центральной искусственной вентиляции. Различают три вида центральной вентиляции: приточную, вытяжную и комбинированную - приточно-вытяжную.
В детских учреждениях целесообразно применять только вытяжную центральную вентиляцию, чтобы через нее удалялся использованный недоброкачественный воздух. Поступление чистого атмосферного воздуха в помещение обеспечивается через окна, фрамуги, форточки.
Центрально-вытяжная система должна иметь отдельные шахты для удаления испорченного воздуха из уборных, кухни и изолятора и одну общую шахту для всех остальных помещений детского учреждения. На верхней части стены располагаются вытяжные отверстия: по два на каждую групповую комнату, кухню, зал и по одному в остальных помещениях. Каждое вытяжное отверстие снабжено жалюзи для регулирования тока воздуха из помещений. Рубильник для включения центральной вытяжной системы находится в закрытом на замок шкафчике в коридоре или на лестничной площадке.
Устройство искусственной вентиляции основано на разнице внутреннего и наружного давления воздуха. Из помещения воздух поступает через канал в находящуюся на чердаке вентиляционную камеру, которая имеет тепловой побудитель, создающий тягу воздуха из помещения в канал.
Для вентиляции используют и энергию ветра. В этом случае вентиляционные каналы выводят на крышу в виде трубы, на нее надевают специальные насадки (флюгарки, дефлекторы), которые при любом направлении ветра отсасывают воздух из вытяжной трубы и этим вызывают тягу из помещения. Эффективность этого способа вентиляции снижается тем, что применение его ограничено и зависит от ветра.
Достоинства первых двух типов искусственной вентиляции, следовательно, в том, что они пользуются специальными побудителями и могут действовать постоянно и равномерно, независимо от колебаний температуры наружного воздуха, силы и направления ветра. С помощью искусственной вентиляции можно регулировать скорость удаления воздуха из помещения.
В осенне-зимний период, с началом отопительного сезона и до наступления теплых дней, для удаления несвежего воздуха используют центральную вытяжную вентиляцию. Весной, летом и ранней осенью устраивают широкое проветривание через открытые окна, форточки, фрамуги, что в достаточной мере обеспечивает постоянный приток и обмен воздуха в детских помещениях. Для правильного функционирования центральной вытяжной вентиляции персоналу детского учреждения необходимо научиться ею пользоваться.

ОСВЕЩЕНИЕ

В благоустройстве детских дошкольных учреждений огромное значение имеет освещение - как естественное, так и искусственное. Естественное освещение - необходимое условие нормальной жизнедеятельности организма. Если человека на долгое время лишить естественного освещения, то ослабляются защитные силы организма, нарушается минеральный обмен, наблюдаются функциональные расстройства нервной системы.
Вместе с тем солнечные лучи, проникая в помещение через окно, дают хотя незначительный, но бактерицидный эффект.
Правильный световой режим способствует лучшему зрительному восприятию, предупреждает развитие у детей близорукости.
В дошкольных учреждениях проводятся систематические занятия, дети играют с крупными и мелкими игрушками, рассматривают картинки, рисуют - все это вызывает значительное напряжение зрения и тесно связано с общим утомлением организма.
Проведенные физиологические исследования (Э. Д. Демина) показывают, что занятия в детском саду при низких уровнях искусственного освещения влияют на функциональное состояние центральной нервной системы и зрительного аппарата: снижается острота зрения, уменьшается быстрота различения.
Хорошее освещение вызывает у детей деятельное состояние, жизнерадостное настроение. В светлом помещении заметнее непорядок, загрязненность комнаты, обстановки и одежды, возникает потребность постоянно поддерживать чистоту.
Ни одного темного, недостаточно освещенного угла не должно быть в помещениях детских учреждений.
Нормы естественного освещения выражаются не в абсолютных, а в относительных величинах: учитывается отношение освещенности внутри помещений к одновременной наружной освещенности. Это отношение выражается в процентах и называется коэффициентом естественной освещенности (КЕО).
По санитарным нормам и правилам коэффициент естественной освещенности помещений в настоящее время составляет: в групповых, спальнях, изоляторе и комнате заболевшего ребенка, в зале - 1,5% ; в приемной и раздевальной - 1,0%.
Качество естественного освещения в детских учреждениях зависит от многих причин, в первую очередь от величины окон. Нормально, чтобы отношение их застекленной поверхности к площади пола (световой коэффициент) в детских комнатах был равен 1 : 4. Окна должны быть широкими, с небольшими простенками. Чем помещение глубже, тем высота окон должна быть больше.
В целях увеличения освещенности детских помещений у окон не следует делать мелких переплетов; расстояние от потолка до верхнего края окна (наиболее полезного в светотехническом отношении) должно быть минимальным (15-25 см). Высота подоконника над полом - 60 см. Это позволит детям время от времени смотреть вдаль и давать отдых утомленным мышцам глаз.
Для создания нормального светового режима большое значение имеет расположение детских комнат. Наилучшей ориентацией признается южная.
В помещениях с южной ориентацией преобладает наиболее равномерное освещение.
В северных районах это даст возможность увеличить длительность солнечного освещения, очень важного для данной климатической зоны.
На юге солнце в самые жаркие часы дня находится в зените, и его лучи не проникают глубоко в помещение, а лишь скользят по поверхности здания, поэтому перегрева детских комнат не происходит.
Примечание. При ориентации спален-веранд на север следует предусматривать дополнительное естественное освещение с восточной или западной стороны.
Важно, чтобы солнечный свет не только проникал в помещение, но и не поглощался. Это в большей мере зависит от окраски потолка, стен, мебели. Их следует покрывать красками светлых тонов, дающих наибольший коэффициент отражения световых лучей.
Так, коэффициент отражения потолка, выкрашенного в белый цвет, равен 70% и даже 100%; стены, выкрашенные в светло-желтый, кремовый, бледно-розовый цвета, дают коэффициент отражения 60-75%, светло-желтые полы - 25-30%; полы из светлой древесины - 15-30%.
Кроме того, правильно используя сочетание цветов, можно сделать помещение для детей нарядным, уютным. И наоборот, случайно подобранные, непродуманные цвета создают пестроту или серую, неприглядную обстановку. Сочетание цветов должно учитывать назначение данной комнаты.
Переплеты окон, подоконники, двери следует покрывать белой масляной краской. Мебель также целесообразно окрашивать в светлые тона.
Не следует затемнять оконные проемы занавесками, высокими цветами; обязательно надо регулярно мыть стекла. Все это будет способствовать наибольшему отражению световых лучей и наилучшей освещенности помещения.
Искусственное освещение должно отвечать следующим требованиям: быть достаточным, равномерным, не мерцающим, без резких теней, не ухудшать воздух продуктами горения, быть безопасным в пожарном отношении.
При искусственном освещении можно нормировать не только количество, но и качество освещенности.
Искусственное освещение создается применением ламп накаливания или люминесцентных. Норма искусственного освещения в групповых комнатах: 100 лк при использовании ламп накаливания и 200 лк - при люминесцентном освещении. Проведенные институтом им. Ф. Ф. Эрисмана исследования (Э. М. Деминой) позволяют сделать вывод, что указанные нормы целесообразно увеличить.
В связи с этим в групповых комнатах для детей дошкольного возраста нужно иметь 8 электрических лампочек, по 200 вт; для детей раннего возраста 6 световых точек, по 200 вт каждая. В обоих случаях это составляет для ламп накаливания около 25 вт на квадратный метр площади пола, для люминесцентного освещения - 50 вт на 1 м2.
При керосиновом освещении, которое применяется еще в некоторых детских учреждениях на селе, допустимы только подвесные лампы (не ниже 2 м от пола), преимущественно с круглой горелкой из расчета 3 линии на 1 м2 пола. Данная норма не обеспечивает хороших условий освещения, но увеличивать количество ламп нельзя, так как при этом выделяются лишнее тепло и углекислый газ, вредные для здоровья.
Кроме того, керосиновое освещение опасно в пожарном отношении.
Осветительная арматура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет; поэтому в дошкольных учреждениях рекомендуется использовать светильники кольцевого типа СК-300 или светильники типа КСО-1; допускаются также молочные шары диаметром 350 мм. Открытые снизу люцеты и лампы, не защищенные арматурой, не допускаются, так как они вызывают быстрое утомление зрения. Использование настенных бра, а также люстр категорически запрещается.
Для люминесцентного освещения лучше применять лампы белого (БС) и тепло-белого (ТБС) света.
При люминесцентном освещении пользуются светильниками типа ШОД (школьный общего освещения диффузный). Люминесцентные лампы светятся по всей свой длине и создают равномерное освещение. Спектр его приближается к естественному освещению.
В некоторых случаях, например на Крайнем Севере, в условиях полярной ночи наблюдается ультрафиолетовая недостаточность, которая приводит к нарушению образования в организме витамина D, что вызывает у детей заболевание рахитом. В этих случаях требуется искусственное освещение иного типа.
В последние годы советские инженеры сконструировали эритемную люминесцентную лампу. Она устроена по типу люминесцентной осветительной лампы, и внутренняя ее поверхность покрыта специальным составом, излучающим ультрафиолетовые лучи малой по сравнению с ртутно-кварцевой лампой интенсивности.
Облучение эритемными лампами детей школьного возраста благоприятно сказывается на их здоровье, жизнедеятельности организма; дети прибавляют в весе, меньше болеют.
Э. М. Демина (институт им. Ф. Ф. Эрисмана) проводила наблюдения в детском саду Москвы, где был установлен этот вид искусственного освещения. Применялись светильники и эритемные облучатели (4 люминесцентные осветительные лампы и 2 эритемные), причем они монтировались так, что ими можно было пользоваться совместно и раздельно. Это позволяло в условиях хорошей естественной освещенности включать лишь эритемные лампы, дающие ультрафиолетовый поток лучей.
С ноября по апрель дети облучались ежедневно. При этом они не раздевались, а лишь завертывали рукава и спускали чулки. Облучение обнаженной поверхности рук, ног, головы и шеи в течение 4-5 часов пребывания в групповой комнате оказалось достаточным, дети получили необходимое количество ультрафиолетовых лучей.
По сравнению с детьми другой группы этого сада, которые не подвергались облучению, состояние здоровья и физического развития облучаемых детей было значительно лучше.
По данным А. М. Воробьевой, ежедневное профилактическое ультрафиолетовое облучение эритемными люминесцентными лампами из расчета 1/8-1/6 эритемной дозы в день повышает способность организма детей дошкольного возраста к усвоению питательных веществ (кальция на 9,3- 20,3% и фосфора на 6,3-17,5% введенного количества).
Освещение с применением эритемных ламп в настоящее время признано наиболее эффективным. Такие лампы весьма желательны для всех детских дошкольных учреждений, но они особенно необходимы на Крайнем Севере, где важно не только обеспечить полноценное искусственное освещение, но и улучшить условия жизнедеятельности во время длительной полярной ночи.
В районах севернее 65° с. ш. предусматриваются источники ультрафиолетовой радиации (ЭУВ и т. п.) в системе общего освещения помещений групповых, игральных-столовых, спален, в палатах изолятора и комнатах для заболевших детей или в фотарии.
Искусственное освещение может применяться в двух видах: общее и комбинированное (при совмещении общего и местного освещения).
Местное освещение предусматривается в приемных, раздевальнях, спальнях, в медицинской комнате, в кабинете заведующей, в моечных. В других помещениях применение одного местного освещения не допускается.
В спальнях, спальнях-верандах, комнате заболевших детей и изоляторе предусматривается дежурное (ночное) освещение напряжением не более 36 вт, присоединенное к сети аварийного освещения.
Для дежурного освещения следует применять светильники со стеклом синего цвета и экранирующей решеткой, устанавливаемые на высоте 0,3 м от пола, вблизи от входов в помещения.
Во всех помещениях детского сада устанавливаются штепсельные розетки, чтобы подключать местное освещение и уборочные машины.
В групповых комнатах, зале штепсельные розетки и выключатели должны устанавливаться на высоте 1,8 м от пола.

ВОДОСНАБЖЕНИЕ

Для правильного санитарного содержания детских дошкольных учреждений большую роль играет характер водоснабжения, в частности качество и количество воды. Там, где есть городской и поселковый водопровод, правильное водоснабжение обеспечить легче.
В тех случаях, когда центральный водопровод отсутствует, но в микрорайоне имеются предприятия, учреждения, обеспеченные местным водопроводом, и если позволяют запас воды и санитарные условия, здания дошкольных учреждений необходимо присоединять к этой системе водоснабжения.
Там, где нет указанных условий, для детского учреждения нужно предусматривать местный водопровод. При устройстве водопровода выбор водоисточника и количество в нем воды должны соответствовать ГОСТам.
При полной невозможности обеспечить детское дошкольное учреждение водопроводом приходится брать воду непосредственно из подземных грунтовых и артезианских источников, например из колодцев, устройство и содержание которых должно удовлетворять основным санитарным требованиям.
Лучшим видом местного водоснабжения следует считать буровые колодцы, в частности артезианские. Вода в них не загрязняется с поверхности земли, и обычно качество ее вполне удовлетворительное.
В случае невозможности иметь буровые колодцы можно пользоваться вырытыми (шахтными) колодцами при условии соблюдения установленных санитарных требований.
Колодец должен быть заложен не ближе 25-30 м от источников загрязнения почвы и воды (жилых домов, неканализованных уборных, выгребных ям, помойниц, старых, заброшенных колодцев, скотных дворов и т. п.). Не следует устраивать колодцы в низменных и заболоченных местах, заливаемых дождевыми и талыми водами.
Внутренняя поверхность колодца должна иметь плотную бетонную, кирпичную или деревянную обшивку. Это предохранит его от загрязнения, а также от просачивания через стенки шахты воды с верхних слоев почвы.
Наземная часть сруба колодца должна быть высотой 0,8-1 м. Чтобы не допустить проникновения загрязнения через почву, снаружи надо сделать глиняный замок, для чего надо вокруг сруба на 0,5 м в ширину и на 1,5-2 м в глубину удалить почву, а образовавшееся углубление заполнить мятой глиной. От колодца должен идти скат для оттока воды. Отверстие сруба следует постоянно держать закрытым.
Для защиты верхнего отверстия от попадания в колодец мусора и посторонних предметов над колодцем устраивают откидную крышку, а еще лучше закрытую будку с выводом наружу ручки насоса и горловины сливной трубы. Дверь в будку всегда надо держать запертой на замок.
Для забора воды из колодца лучше иметь насос, ворот или «журавль» с прочно прикрепленной бадьей. Сливная труба должна быть снабжена крючком для подвешивания ведра. Пользование индивидуальными ведрами во избежание загрязнения воды следует категорически запретить.
Территория вблизи колодца должна постоянно содержаться в чистоте. Нельзя в непосредственной близости от колодца полоскать белье, мыть разные предметы, допускать к нему скот и транспорт. Вокруг колодца необходимо сделать ограду. Периодическая очистка колодца обязательна.
Снабжение детских учреждений хозяйственно-питьевой водой из открытых водоемов (река, пруд, озеро, запрудные хранилища и т. п.) недопустимо, так как вода в них не имеет нужного физико-химического и бактериологического состава. Кроме того, всегда возможно их загрязнение или заражение (сброс промышленных или сточно-фекальных вод, смыв дождевыми водами с берегов всякого рода сора, водопой и пастьба животных и т. д.).

КАНАЛИЗАЦИЯ

Наиболее целесообразно присоединять детские учреждения к городской или поселковой канализации, а в случае ее отсутствия использовать местную канализацию (по договоренности с ближайшими предприятиями или культурно-бытовыми учреждениями). Если нет других возможностей, для детского учреждения устраивается местная канализация в соответствии с правилами проектирования этих сооружений, предусмотренных действующими нормами органов Государственного санитарного надзора. В случае крайней необходимости допускается выгребная система с устройством люфт-клозетов в наружных уборных (последние - в теплых и жарких районах страны).
По санитарным нормам здания яслей-садов вместимостью до 50 мест в неканализированных районах разрешается проектировать без внутренней канализации. В этих условиях нужно особенно строго соблюдать гигиенические и противоэпидемические требования. Устройство уборных производится не ближе 25 м от здания, с удобными к ним подходами.
Важнейшей в санитарном отношении частью у такой уборной является приемник для нечистот. Выгреб следует по возможности герметично изолировать от почвы.
Устройство поглощающих колодцев, допускающих просачивание жидкости в почву, санитарными правилами категорически запрещается.
Чтобы исключить загрязнение почвы и грунтовых вод, стены и дно приемников для нечистот (так же как и приемников для жидких отбросов) должны быть водонепроницаемыми - из камня, кирпича, бетона, железобетона. Наружная часть выгреба имеет двойную крышку. В уборных следует производить ежедневную уборку, в частности стульчаки и пол промывать горячей водой со щелоком.
Люфт-клозеты должны устраиваться вне основного здания, в виде одноэтажной пристройки, связанной теплым переходом с основным зданием. Люфт-клозет состоит из уборной и шлюза с печью. Шлюз имеет естественное освещение и может проветриваться. Топка печи выходит в шлюз. Выгреб люфт-клозета располагают с теневой стороны здания, но не под окнами детских помещений.
Для дезинфекции уборных рекомендуется применять 10-процентный осветленный раствор хлорной извести, которым увлажняют стульчаки и нижние части стен. Сиденья, ручки, пол, стены следует обтирать однопроцентным осветленным раствором хлорной извести.
В теплое время года содержимое приемников надо дезинфицировать сухой хлорной известью. Для очистки выгребов должен быть предусмотрен соответствующий транспорт (наливные бочки, наполняемые при помощи черпаков или насосов, автомобильные цистерны).
Зимой, когда часть жидких отбросов и нечистот замерзает, их нужно выкалывать и вывозить на специальных колымагах, обитых внутри оцинкованным железом и закрытых крышками.
Вывозить жидкие отбросы надо не реже одного раза в месяц, не допуская при этом переполнения выгреба более чем на 3/4 его объема. В случае необходимости срок удаления отбросов может быть сокращен.

Продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»


.

Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?


Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?

Читать статью >>
.

Избавляет ли пищевая сода от жира?


Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?

Читать статью >>
.

Можно ли похудеть от зеленого кофе?


Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?

Читать статью >>
.

Омоложение на клеточном уровне


Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?

Читать статью >>




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»



Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +