Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Семья и дети >> Лечение ДЦП >> Физическое воспитание >>

Особенности катания на коньках у детей старшего дошкольного возраста


Источник: Л.Н.Пустынникова, "Коньки в детском саду", М., 1979 г.
OCR Detskiysad.Ru

Игры и упражнения на коньках являются эффективным средством, стимулирующим двигательную активность, улучшающим состояние здоровья и общую физическую подготовленность.
Систематические занятия на коньках, проводимые на воздухе, оказывают положительное влияние на организм детей. Прежде всего происходят благоприятные изменения в развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуры. Под влиянием занятий жизненная емкость легких у детей 6—7 лет достигает 1600—1800 см3, что обычно наблюдается у ребят в возрасте 10—12 лет. В течение одной зимы емкость легких увеличивается на 215 см3.
Занятия на коньках способствуют развитию основных видов движений. Средняя скорость бега на 30 м у мальчиков возрастает на 22,4%, у девочек — на 26,8%. Если до обучения катанию на коньках мальчики пробегали эту дистанцию за 7,56 с, девочки — за 7,74 с, то в конце зимы мальчики стали пробегать за 5,84 с, а девочки — за 6,1 с. Большие изменения наблюдаются и к дальности прыжка. Так, средняя дальность прыжка в длину с места у мальчиков составляет 112,2 см (на 12,8% больше, чем было до зимы), у девочек — 106,8 см (на 16,5%).
Ребенок, двигаясь на коньках, многократно повторяет одни и те же движения в определенной последовательности. Происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свода стопы. Опыт показывает, что катание на коньках у большинства детей (63,3%) приводит к повышению свода стопы.
Занятие конькобежным спортом значительно повышает устойчивость вестибулярного аппарата, который имеет большое значение в поддержании равновесия. От его тренированности зависит уменьшение возбудимости в органах равновесия, а также правильное распределение мышечного напряжения.
В результате обучения катанию на коньках функция равновесия успешно совершенствуется, что позволяет детям легко и свободно маневрировать на льду, выполнять различные фигуры, подолгу удерживать равновесие на одной ноге.
Благодаря влиянию холодного воздуха, действующего на ограниченную поверхность кожного покрова, катание на коньках способствует улучшению терморегуляторных процессов в организме и, следовательно, закаливанию детей. Повышается сопротивляемость к простудным заболеваниям, что приводит к снижению заболеваний ангиной, пневмонией, острыми респираторными инфекциями. Отмечается сокращение продолжительности протекания того или иного заболевания с 10—12 до 5—6 дней.
Умелая организация обучения катанию на коньках помогает ребенку сравнительно легко овладеть двигательными навыками, обеспечивает необходимую психологическую подготовку к преодолению возникающих трудностей.
Формирование прочных умений и навыков в катании на коньках зависит от отношения детей к этим занятиям. Обычно им интересны новые, сложные движения на коньках, связанные с сохранением равновесия на узкой скользкой площади опоры. Они стремятся сделать это как можно лучше. Для этого дети выбирают более эффективный способ выполнения движения, приучаются отмечать зависимость движений от собственных двигательных реакций, от внешних воздействий. Постепенно старшие дошкольники овладевают умением двигаться на коньках, учатся переносить тяжесть тела с одной ноги на другую, переводить лезвия коньков то на внутреннее, то на внешнее ребро, внезапно останавливаться, поворачиваться при скольжении на льду. Они учатся быстро и правильно принимать положение группировки (глубоко присев, наклонить туловище вперед), чтобы сохранить устойчивое положение на коньках. Обучить этому положению в дошкольном возрасте необходимо, так как неумение группироваться на коньках приводит к частым падениям, к травмам.
Катание на коньках имеет большое воспитательное и образовательное значение. Умения и навыки, полученные на занятиях, используются детьми в самостоятельной деятельности и играх. Это обогащает детские прогулки, развивает активность и самостоятельность детей.
В условиях групповых занятий ребята привыкают к определенной дисциплине: быстро собираться на занятие; помогать зашнуровать ботинки тем, кто отстает; выходить на каток организованно; не кататься на льду навстречу своим товарищам; помогать подняться тем, кто упал, и т. д. Кроме того, дети приобретают полезные трудовые навыки: самостоятельно готовят свои коньки к занятию — проверяют состояние лезвий, шнурков, по мере необходимости меняют шнурки; помогают в расчистке катка от снега; участвуют в заливке и разметке катка; после занятий протирают коньки тряпочкой, аккуратно их кладут в индивидуальный мешок, туда же кладут запасные носки, все эти вещи складывают в определенное место. Таким образом, дети приучаются к аккуратности, порядку.
При выполнении различных поворотов на коньках, катании в разных направлениях, особенно в играх, у детей совершенствуются пространственные представления, они постепенно учатся экономно действовать на большой площади катка, соблюдая определенное расстояние от катающегося впереди товарища.
В процессе занятий ребята получают первоначальные сведения о технике катания на коньках. По мере усвоения движений представления о технике становятся более четкими, они понимают, как принять исходное положение, как изменить направление движения, увеличить скорость и т. д. Оценивая движения своих товарищей, ребенок обращает внимание на положение туловища, на состояние равновесия, на наклон коньков, на силу толчка, постепенно понимает, что на качество движения влияет правильное соблюдение техники катания на коньках. Кроме того, у детей расширяется круг знаний о свойствах льда, снега. Они узнают, что в зависимости от погоды меняется и качество льда.
Когда лед мутный, покрыт тонким слоем снега, дети обычно говорят, что лед тормозит коньки. Звонкий лед вызывает у детей положительные эмоции. Они любуются его блеском. «Сегодня лед скользкий, коньки сами едут», — говорит девочка. Приближение дня и времени занятия вызывает у детей радостное оживление. Катание на коньках сохраняет хорошее настроение на весь день. Дети любят, когда на занятие выносятся различные игрушки: кукла на шарнирах, кубики, цветные льдинки, подставки с флажками, когда сам воспитатель катается вместе с ними. В таких случаях дети сознательно подражают ему, хотят научиться так же кататься на коньках.
Нередко катание вызывает у ребят страх, неуверенность в себе. Необходимо с первых шагов ребенка на коньках помогать ему сознательно преодолевать чувство страха, проявлять волевое усилие при выполнении заданий. Правильная организация при постепенном включении разнообразных подготовительных, подводящих упражнений, систематическая тренировка умения удерживать равновесие, а также своевременная помощь воспитателя, поощрение первых удачных попыток в передвижении на коньках избавляют детей от чувства страха.
Катание на коньках способствует воспитанию интереса и любви к конькобежному спорту, развивает смелость, настойчивость, решительность, воспитывает чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи и т. д. На занятиях дети приучаются к дисциплинированности, что, в свою очередь, способствует лучшему восприятию программных заданий, упражнений, игр, повышению качества движений на коньках.
Таким образом, катание на коньках при целенаправленном руководстве со стороны взрослого может оказать всестороннее влияние на развитие ребенка.
В практику дошкольных учреждений катание на коньках вошло сравнительно недавно.
«Программа воспитания в детском саду» определяет доступным этот вид движения для детей подготовительной к школе группы. Многие дети этого возраста часто самостоятельно приобретают навыки катания на коньках. Естественное влечение к определенному виду движений должно служить серьезным подспорьем в выборе упражнений, соответствующих возрасту детей.
По мнению дошкольных работников, специалистов конькобежного спорта в нашей стране и за рубежом — Н. Г. Кожевниковой, Е. Г. Леви-Гориневской, Г. Е. Левиной, Т. И. Осокиной, И. П. Ипполитова, М. Н. Соколова, Н. И. Петрова, Гюстава Люсси, В. Г. Гришина, Н. Ф. Осипова, Г. М. Панова, В. Кащея, к катанию на коньках могут допускаться дети в старшем дошкольном возрасте. В ГДР, США, Канаде детей начинают обучать катанию на коньках с 4-летнего возраста. В Канаде даже существует традиция вручать мальчику хоккейную клюшку, когда ему исполняется 3 года. К 5—6 годам он уже неплохой хоккеист.
Многочисленные примеры из практики воспитания в советской семье говорят о хороших результатах, когда дети обучались катанию на двухполозных и фигурных коньках в возрасте 5—6 и даже 3 лет.
Групповые занятия в условиях детского сада со всеми детьми наиболее целесообразно проводить в подготовительной к школе группе. Дети способны быстро и самостоятельно подготовиться к занятию, у них сформировано умение заниматься коллективно, они обладают большим количеством навыков самообслуживания.
Организм детей старшего дошкольного возраста вполне подготовлен к овладению элементарными навыками катания на коньках. Строение, функции и взаимодействие различных органов и систем в этом возрасте достигают значительного совершенства, что позволяет считать данный возрастной период важным этапом становления движений. Опорно-двигательный аппарат ребенка становится более крепким. Поэтому он может выполнять различные движения, требующие гибкости, силы, упругости. В этом возрасте дети более выносливы, подвижны и ловки.
Старший дошкольный возраст благоприятен для начала занятий катанием на коньках также и потому, что эти дети отличаются необычной смелостью, наличием устойчивого интереса к спортивным упражнениям.
У детей 6—7 лет появляется умение осознанно управлять движениями. В катании на коньках дети учатся управлять отдельными действиями целостного двигательного акта: сохранять равновесие, правильно держать туловище, соблюдать направление толчка и согласовывать движения рук и ног. Осознанность действий обеспечивается не только физическими данными и возросшим двигательным опытом ребенка, но и его общим умственным развитием, улучшением моторной памяти, развитием речи. Дети способны воспринимать характер и качество движений, давать дифференцированную и обобщенную оценку, которая может строиться на объективных и мотивированных суждениях. Это говорит о возрастающей роли мышления в управлении движениями, об умении использовать имеющийся двигательный опыт.
Катание на коньках — сложный вид движения, состоящий из различных структурных элементов: положения туловища, отталкивания, правильной постановки конька при скольжении, сохранения равновесия. Сложность движения на коньках обуславливается взаимосвязью и общим ритмом двигательного акта при скольжении по льду на ограниченной площади опоры.
Катание на коньках — циклический вид движения. Цикл заключается в чередовании отталкивания ото льда то одним, то другим коньком, кратковременном скольжении на обоих коньках и последующем свободном скольжении на одном из них.
Процесс обучения необходимо осуществлять с учетом особенностей овладения детьми навыками катания на коньках. В начале обучения у детей наблюдается неустойчивая посадка. Они начинают бег на коньках в высокой посадке. В середине дистанции туловище несколько наклоняется, затем к концу пути снова выпрямляется. Это связано с тем, что у детей нет устойчивого равновесия на льду, поэтому они принимают удобную для них позу. Движения на коньках выполняются при большом мышечном и нервном напряжении, отчего утомляются мышцы и появляется стремление поднять выше туловище. Это следует считать нормальным явлением в начале обучения. По этой причине дети не могут в начале зимы пройти 10—15 м с помощью одних толчков. Они обязательно переходят (2—3 раза) на двойную опору (скольжение на сомкнутых коньках), и этом выпрямляют ноги, опускают голову.
При катании на коньках у ребят 6—7 лет изменяется угол наклона туловища в зависимости от выполнения той или иной фазы. Они наклоняют туловище во время отталкивания, во время скольжения приподнимают туловище и одновременно выпрямляют опорную ногу.
К концу зимы у детей значительно улучшается посадка. Угол наклона туловища становится одинаковым, при отталкивании, скольжении и подтягивании толчковой ноги. Обычно дети наклоняют туловище сильнее, когда подтягивается свободная нога с опорой кончиком конька о лед, и меньше — при подтягивании свободной ноги, находящейся высоко надо льдом. Состояние посадки зависит также от устойчивости тела на коньках. Обычно девочки, имея лучшую устойчивость на коньках при одноопорном скольжении, катаются в более высокой посадке. Мальчики в фазе скольжения катаются с опорой и на другую ногу, поэтому имеют более низкую посадку.
На разных этапах обучения дети по-разному сгибают ноги во время катания, что также зависит от наклона туловища, от начала или окончания отталкивания. Во время завершения отталкивания ребенок в начале обучения выпрямляет опорную ногу, тогда как в начале отталкивания сгибает. В конце обучения в момент отталкивания опорная нога остается согнутой.
В начале формирования навыка катания на коньках дети перемещают руки в стороны, хотя эти движения не оказывают влияния на качество катания. Лишь с приобретением устойчивости на коньках хаотичные движения рук становятся согласованными с движениями ног. Это наблюдается главным образом в процессе отталкивания — движения рук и ног перекрестны. Когда дети переходят на одноопорное скольжение, они разводят руки в стороны. В конце зимы под влиянием обучения у ребят появляется некоторая синхронность в движениях рук и ног на протяжении всей дистанции.
Дети дошкольного возраста при отталкивании выносят одну руку — согнутую — вперед, другую — прямую— в сторону-назад. Во время скольжения руки разводят в стороны-вниз, в переходной фазе руки опускают вниз. В этот момент обычно дети начинают группироваться перед началом отталкивания, т. е. в момент выведения туловища из равновесия.
В начале обучения при отталкивании дети сильно наклоняют конек на внутреннее ребро. Толчок обычно очень короткий, максимальных усилий при этом не наблюдается. Более затяжной и длительный толчок дети делают правой ногой, в то время как и а левой ноге они лучше удерживают равновесие. Вероятно, это связано с тем, что дети чаще упражняются в катании на коньках в направлении против часовой стрелки (как принято в конькобежном спорте), и в связи с этим повышается большая тренированность правой ноги.
В конце зимы у мальчиков наблюдается более сильный, быстрый толчок обеими ногами, так как они начинают увлекаться скоростью передвижения. У девочек толчок остается без изменения.
С появлением хорошей устойчивости на коньках дети меньше наклоняют коньки вовнутрь. Они делают сильный разворот конька в сторону толчковой ноги. При таком положении коньков легко удерживается равновесие, лучше осваивается направление толчка в сторону-назад.
Как уже говорилось, начальный процесс обучения характерен несовершенством посадки, преобладанием двухопорного периода в катании на коньках. В конце зимы у детей соотношение между двухопорным и одноопорным периодом изменяется. У мальчиков продолжает преобладать двухопорный период, у девочек наблюдается пропорциональное соотношение обоих периодов.
При катании на коньках у детей почти на всех занятиях наблюдается мелкошажие. Длина шага за зимний сезон увеличивается незначительно, на 0,17 м и на 0,1 м. В среднем дети обоего пола имеют одинаковую длину конькобежного шага, равную 1,2 м.
Таким образом, движения на коньках в процессе обучения качественно перестраиваются: происходят большие изменения в посадке, появляется хорошая устойчивость на коньках. Все это приводит к тому, что дети могут легко пробегать дистанцию 10 м, при этом отмечается хорошая согласованность в движениях рук и ног, перенос тяжести тела на опорную ногу, на всем пути пробега делают энергичные толчки коньками, направляя их во время движения в сторону-назад.




Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»


.

Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?


Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?

Читать статью >>
.

Избавляет ли пищевая сода от жира?


Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?

Читать статью >>
.

Можно ли похудеть от зеленого кофе?


Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?

Читать статью >>
.

Омоложение на клеточном уровне


Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?

Читать статью >>




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»



Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +