В. Д. Ружина, заведующая яслями-садом № 310, г. Челябинск
Для правильного построения и точного выполнения режима дня необходимо знать морфофункциональные особенности и физиологические закономерности процесса роста и развития детского организма. Поэтому в своей работе мы уделяли большое внимание повышению квалификации воспитателей через семинары, консультации, на которых углубляли их знания об анатомо-физиологических особенностях детей, их нервной и кожно-мышечной системы, органов дыхания. Вопросы физического воспитания неоднократно обсуждались на педсоветах. В результате сложилась определенная система в проведении физкультурных занятий, прогулок. Педагоги серьезнее стали относиться к организации закаливания детей. Тем не менее процент заболеваемости детей, особенно респираторными инфекциями, был довольно высоким. Поэтому нами был намечен комплекс мероприятий, обеспечивающих улучшение закаливания детского организма в течение всего года, а именно: четкая организация теплового и воздушного режима в помещении, соблюдение времени пребывания детей на воздухе, одежда в соответствии с погодными условиями и облегчение ее на прогулке по мере необходимости, совершенствование утренней гимнастики и занятий физической культурой, специальные закаливающие мероприятия в детском саду и обучение плаванию в городском бассейне. Все эти меры внедряли постепенно, опираясь на имеющийся положительный опыт, при систематическом повышении знаний воспитателей. Мы стали больше внимания уделять детям в период их адаптации к детскому учреждению. Для начала вместе с медицинскими работниками изучили этот вопрос. Комплектование первой младшей группы проходит в июле—августе. В мае—июне мы приглашали родителей в детский сад для беседы. Рассказывали им о режиме дня, питании, требованиях к одежде, организации сна детей. Рекомендовали посмотреть, как проводятся прогулки летом, как дети бегают на участке босиком, в легкой одежде. Знакомили их с проведением специальных закаливающих мероприятий, игр, с условиями, которые созданы на участке и в помещении детского сада для всестороннего развития и воспитания детей.
Воспитатели в это же время посещали детей дома, знакомились с ними, рассказывали о детском саде, игрушках, вызывали у них интерес и желание играть с детьми. Одновременно узнавали некоторые особенности ребенка: как быстро он идет на сближение с новыми людьми, что любит, как реагирует на новую обстановку, и намечали определенный план действий. Дети, в свою очередь, привыкали к воспитателям.
Родители знакомились с требованиями, укладом жизни детского учреждения, понимали, что здоровье ребенка будут охранять и укреплять педагоги и медицинские работники, привыкали к мысли, что их ребенок будет заниматься в облегченной одежде на физкультурных занятиях. Все это создавало атмосферу доброжелательности, взаимного доверия. Родители охотно выполняли рекомендации по режиму, питанию детей.
Особенно большое внимание мы уделяли периоду адаптации детей второго и третьего года жизни. Результаты работы были очень показательными. Если до начала этой работы из вновь принятых детей в сентябре—ноябре переболели все, в том числе 4 человека — 2 раза и 5 человек — 3 раза, то на следующий год из того же количества вновь поступивших за эти же месяцы переболело 12 детей, из них только 6 человек — по 2 раза. На второй год из 22 детей за первые три месяца пребывания в детском саду переболели только 9 детей по одному разу.
Теперь для нашего коллектива стало законом узнавать ребенка и его родителей до поступления в детский сад. Чтобы более эффективно использовать такой важный фактор закаливания, как пребывание детей на свежем воздухе, предложили воспитателям самостоятельно изучить литературу по этому вопросу, В методическом кабинете детского сада организовали выставку литературы, передового педагогического опыта воспитателей нашего города по проведению оздоровительной работы на прогулке. Через месяц провели с воспитателями собеседование
на тему «Использование прогулок для укрепления здоровья детей». Во время беседы серьезное внимание уделили вопросу соблюдения установленной продолжительности пребывания детей на свежем воздухе. На эту беседу пригласили и нянь как первых помощниц воспитателей. В процессе собеседования рассказали им о влиянии прогулки на нервную и сердечно-сосудистую систему детей, на развитие их физических качеств. Особо остановились на том, что от няни во многом зависит продолжительность пребывания на воздухе и настроение детей.
Позднее мы не раз возвращались к обсуждению этих и других вопросов на профсоюзных собраниях, на которых серьезно ставился вопрос об ответственном отношении к сбору детей на прогулку, о том, что воспитатели обязаны внимательно относиться к их одежде в течение дня в связи с изменениями температуры воздуха. Так сложилась определенная система в работе и с педагогическим коллективом, и с обслуживающим персоналом. Вопросы комплексного подхода к укреплению здоровья детей рассматривались на производственных совещаниях: слушались доклады, обсуждались итоги проверок по организации санитарно-гигиенического режима, по выполнению режима дня, об эффективности закаливающих мероприятий и т. д. Это помогало не только повысить ответственность сотрудников за охрану здоровья детей, но и убедить их в необходимости проведения всего оздоровительного комплекса. Теперь сборы на прогулку зимой занимают 10— 12 мин в младших группах, 7—8 мин в старших. Воспитатели стали шире использовать прогулки для закаливания: в содержание их в летнее время включают воздушные и солнечные ванны, игры с водой, плавание, в зимнее время чаще проводят лыжные прогулки в облегченных костюмах, четко выполняя указания медицинских работников. Все это потребовало от воспитателей большой собранности и ответственности, определенного эмоционального настроя. Физические упражнения на свежем воздухе являются важным фактором укрепления здоровья детей, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. Поэтому летом и в теплые дни весной и осенью физкультурные занятия проводим на участке. Более тщательно стали работать воспитатели над качеством выполнения всех движений. Широко используются игры с элементами спортивных упражнении: баскетбол, волейбол, городки, бадминтон и др. Первое время летом дети занимались в чешках, теперь занимаются босиком, для чего спортивную площадку засеяли травой. В зависимости от температуры воздуха меняется построение занятия, его содержание. В прохладную погоду стремимся на каждом занятии предусмотреть большую двигательную активность детей. Новые физические упражнения и игры, которые предполагалось изучить с детьми, заменяем знакомыми, а вместо игр с малой подвижностью включаем те, в которых бег чередуется с ходьбой и т. д. В соответствии с погодой изменяется одежда детей. Летом сразу же после завтрака стараемся чаще увозить детей в лес (на транспорте). Есть у нас «наши полянки», где, предварительно проверив местность, разрешаем им побегать босиком, поиграть в игры, позагорать. Иногда увозим детей подальше и устраиваем небольшие переходы по пересеченной местности (подъем и спуск с небольших горок, перелезание через поваленные деревья и т. д.). Зимой, а также в холодную погоду весной и осенью занятия проводим в хорошо проветренном зале, дети занимаются в спортивной одежде. Много работаем над повышением моторной плотности физкультурных занятий, помогаем воспитателям регулировать темп и дозировку при выполнении физических упражнений. Зима на Урале суровая. Низкая температура воздуха, резкие и частые ветры создают крайне неблагоприятные условия для организации прогулок и физкультурных занятий на воздухе. Однако мы решили зимой одно занятие в неделю проводить на улице. Тщательно обсудили этот вопрос с медицинскими работниками, с воспитателями. Продумали варианты построения занятий при разной температуре воздуха, а соответственно и одежду детей. На общем собрании рассказали родителям о наших замыслах, и они нас поддержали. Было решено проводить занятия на воздухе в лыжных костюмах при температуре не ниже —18°.
Как мы строим эти занятия? Структура занятий в целом традиционная, но при температуре ниже —10° несколько изменяем ее. Энергичную ходьбу чередуем с легким бегом, от упражнений в основных видах движений дети переходят к подвижным играм. При выполнении основных движений используем как фронтальный, так и групповой способ организации, заканчиваем занятие энергичной ходьбой. Длительность занятия — в соответствии с нормой. В этих занятиях широко используем снежные постройки: валы-дорожки. лабиринты, дорожки для скольжения, вертикальные и горизонтальные цели для метания, дуги для подлезания и т. д., что повышает интерес детей к упражнениям.
С большим удовольствием дети участвуют в играх с элементами соревнования, в которых надо преодолеть препятствия, сделанные из снега (пройти по валу, подлезть под дугу, попасть в цель, выйти из лабиринта и т. д.). Особой любовью пользуются игры в хоккей, снежки, катание со снежных горок с дополнительными заданиями. В конце занятия дети выполняют несколько упражнений на восстановление дыхания и уходят в помещение, чтобы надеть пальто. Затем выходят на прогулку. Перед физкультурным занятием на улице зимой медсестра проверяет одежду детей, во время занятия контролирует их дыхание, проверяет, как нагрузка влияет на организм ребенка. Когда устанавливается снежный покров и можно проложить лыжню, мы организуем специальные занятия по обучению ходьбе на лыжах. Вначале дети учатся закреплять лыжи, затем передвигаться на лыжах без палок, после чего постепенно осваивают скольжение. Впереди всегда идет воспитатель, не упуская детей из поля зрения. Если кто-то не решается продвигаться вперед или падает, он приходит на помощь. При появлении хорошего навыка ходьбы на лыжах организуем лыжные прогулки по лесу. (В лес и обратно возим детей транспортом.) На лесной лыжне двигаемся вначале медленно, затем темп увеличиваем. Первую остановку для небольшого отдыха делаем через 4—5 мин. Во время отдыха (останавливаемся 2—3 раза) предлагаем детям расслабиться, встать кому как удобно, не снимая лыж. Отдых, особенно второй, используем для наблюдений: любуемся красотой зимнего леса, загадываем загадки, иногда наблюдаем за белками и дятлами. При хорошем снежном покрове разрешаем детям снять лыжи, побегать по снежным дорожкам, послушать, как шумит лес. Длительность зимних прогулок регулируем в зависимости от температуры воздуха и силы ветра. После лыжных прогулок у детей всегда много рассказов, воспоминаний, они с нетерпением ждут очередной лыжной прогулки.
Систематическое проведение специальных закаливающих процедур начали с проведения воздушных и солнечных ванн в летний период. В комплекс упражнений во время воздушных ванн включали знакомые детям движения, подвижные игры, корригирующие упражнения.
После сна дети всех возрастных групп в трусиках, босиком выбегали на участок, а затем выполняли разные виды ходьбы (на носках, пятках, на внешней стороне стопы и т. д.). После ходьбы проводилась подвижная игра (повторяли 4—5 раз), а затем малоподвижная или упражнения на восстановление дыхания. Иногда подвижные игры и упражнения заменяли играми с элементами спортивных упражнений. Заканчивали воздушные ванны спокойной ходьбой. Зимой воздушные ванны проводили в зале. Зал хорошо проветривали, доводя температуру воздуха до + 18°С. Дети занимались в спортивной форме. Продолжительность воздушных ванн в первые месяцы была не более 5—7 мин, постепенно время воздушной ванны увеличили до 15 мин При выполнении физических упражнений широко использовали мячи, обручи, гимнастические палки и др. По рекомендации медицинских работников облегчалась одежда во время воздушных ванн, снижалась температура воздуха в зале.
Контрастное закаливание водой — физиологически обоснованный метод воспитания устойчивости организма к резким изменениям температуры воздуха. Применять его разрешается детям с полутора лет в любое время года. Оно удобно тем, что его можно проводить с детьми всей группы и сразу подключать тех, кто пришел в детский сад в середине года. Однако при проведении этого вида закаливания необходим строгий учет индивидуальных особенностей детей. Для проведения процедур обливания ног (местного) мы делили детей на две группы: здоровых и ослабленных. Детей первой группы обливали теплой водой +38°С, затем прохладной + 18, чередуя обливание дважды. При обливании детей ослабленной группы использовали воду температурой + 38, 28, 38°С, т. е. заканчивали процедуру теплым обливанием. На каждого ребенка использовалось 1,5—2 л воды. Как мы организовывали проведение этой процедуры? В группе ставили три бачка с водой разных температур ,+ 38, 28, 18°С. Сначала обливали ноги ослабленным детям, затем остальным. После обливания ноги хорошо растирали до покраснения кожи (начинали со стопы, затем переходили на голень). В младших группах при обливании большую помощь оказывала медсестра. Этот вид закаливания особенно строго контролировался медицинскими работниками. Без их разрешения процедура не проводилась. Постепенно воспитатели, няни и сами дети научились строго выполнять все требования по проведению контрастного обливания ног. Через некоторое время оно стало для детей привычной процедурой. В нашем городе сооружен прекрасный бассейн, где проводятся союзные и республиканские соревнования по водному спорту. В нем имеются также малые ванны и «лягушатники» для детей дошкольного возраста. Уже несколько лет наши дети два раза в неделю посещают плавательный бассейн. Обучают их плаванию тренеры плавательного бассейна, которые предварительно хорошо овладели доступной и интересной для малышей методикой. Выезд детей в бассейн тщательно продуман. В 15 ч 30 мин к детскому саду подается автобус (дорога в одну сторону занимает 10 мин). На плавание детей сопровождают воспитатель и няня. Вся поездка занимает не больше полутора часов. По мере приобретения навыков плавания продолжительность купания увеличили с 8—10 до 30 мин. Постепенно, с учетом навыков, переводили детей из детских ванн в бассейн для взрослых. Дети очень гордились этим, рассказывали родителям, как они учатся плавать, нырять, кого похвалили и т. д. Вся оздоровительная работа с нашими воспитанниками, начиная от обеспечения воздушного режима в помещении детского сада, проходила под руководством и строгим контролем медицинских работников, в тесном содружестве с городским врачебно-физкультурным диспансером и работниками плавательного бассейна. Методисты физдиспансера и плавательного бассейна организовали для воспитателей несколько семинаров по методике проведения всех закаливающих мероприятий. Медицинские работники детского сада тщательно контролировали состояние здоровья детей. Углубленные профилактические осмотры проводили два раза в год. С ослабленными детьми организовали специальную лечебную работу. Систематически контролировали проведение всех видов закаливания.
Большая саннтарно-просветительная работа велась и среди родителей. Почти ни одного собрания не проходило без участия медицинских работников. Они проводили беседы с родителями, сообщали о состоянии здоровья детей, доводили до их сведения результаты антропометрических измерений, проводили индивидуальные консультации. Были организованы выставки, оформлены стенды, папки-передвижки, где освещались вопросы охраны здоровья детей, разъяснялось значение соблюдения режима дня в выходные и праздничные дни, организации рационального питания детей, особенно в весеннее время года, когда организм детей ослаблен.
Родителей приглашали понаблюдать, как организуются и проводятся воздушные ванны и контрастное обливание, занятия физической культурой в помещении и на воздухе и т. д., давали им рекомендации по проведению этой работы дома. Не всегда родители охотно соглашались с тем, что мы предлагали. Приходилось их убеждать, доказывать полезность всех мероприятий. Установлению тесных контактов с родителями в работе по укреплению здоровья детей способствовала работа университета здоровья, а также проведение конференций. Используя весь комплекс закаливающих мероприятий, мы успешно повели работу по снижению заболеваемости детей и добились определенных положительных результатов. За пять лет работы нам удалось снизить случаи заболеваний ОРЗ с 240 до 106, совершенно снять заболевания пневмонией.
В социалистическом соревновании дошкольных учреждений города на создание лучших условий жизни детей и охраны их здоровья детский сад ежегодно занимает одно из первых мест. В апреле 1979 г. телевидением был снят фильм о жизни детей в нашем детском саду, где особое внимание было уделено организации работы по укреплению здоровья воспитанников. Об опыте нашей работы рассказывалось на страницах областной и городской газет. На базе детского сада городской методический кабинет, городской врачебно-физкультурный диспансер, медицинский институт в течение многих лет проводят работу по повышению квалификации дошкольных и медицинских работников.
Сборник статей "Физическое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, Л.И.Баканенкова, М., 1982. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»
.
Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?
Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?
Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?
Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?
Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.