Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Семья и дети >> Лечение ДЦП >> Физическое воспитание >>

ВЛИЯНИЕ ОЦЕНКИ ВОСПИТАТЕЛЯ НА ФИЗКУЛЬТУРНОМ ЗАНЯТИИ НА УСВОЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЬМИ


Г. П. Лескова, доцент кафедры дошкольной педагогики ЛГПИ им. А. И. Герцена

Регулирующая функция слова в поведении ребенка, раскрытая в ряде фундаментальных исследований (А. Г. Иванова-Смоленского, Н. И. Красногорского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца и др.), в оценке проявляется особенно ярко. С одной стороны, оценка может способствовать осознанному управлению своими действиями, с другой — она всегда сопровождается эмоциональными переживаниями, что в значительной степени усиливает воздействие, которое может быть как положительным, так и отрицательным.
Известно, как велика роль эмоций в жизни ребенка — от них зависит нормальное физическое, интеллектуальное развитие, волевые проявления.
На физкультурных занятиях в дошкольном учреждении оценка применяется широко и многообразно с разной педагогической направленностью в различных формах. Мы поставили целью на материале конкретных занятий в группах с детьми четвертого, пятого и седьмого года жизни различных дошкольных учреждений (всего 48 занятий) проанализировать виды оценки и условия их оптимальной эффективности.
Результативность влияния оценки определялась по следующим показателям: 1) быстрота формирования двигательного навыка; 2) эмоциональное отношение к выполняемому движению, к занятию (желание повторять движение, добиться его правильного выполнения; отказ, стремление уклониться от повторения движения; внешнее проявление эмоций — радости, двигательной активности, заторможенности, растерянности, страха).
Анализ материалов показал, что педагоги значительное внимание уделяют воспитанию у детей умения заниматься, навыков поведения. В оценке воспитывающего характера отмечается умение детей внимательно слушать, быть активными или сдержанными, честными в выполнении правил, дисциплинированными и т. д.
Наряду с этим воспитатели систематически пользуются в процессе разучивания, закрепления движений обучающей оценкой, определяя качество их выполнения.
Но чаще всего практикуется общая оценка деятельности и поведения детей в конце занятия, где отмечается и качество усвоения движений, и отношение детей к выполнению заданий, их поведение. При этом воспитатель называет имена детей, которых хвалит или порицает.
По нашим наблюдениям, общая оценка в конце занятия нецелесообразна, так как замечания обучающего характера в этой оценке практически не воспринимались детьми. Из-за этого снижалось и эмоциональное воздействие замечаний воспитывающего характера.
В средней и особенно в подготовительной к школе группе можно выделить разные виды оценки.
Оценка воспитывающего характера занимала большое место на первых порах приучения детей к занятиям в целом или приучения к новым требования организации поведения, а именно во вновь организованной группе, с введением новых построений и т. п. Такая оценка давалась в конце занятия всей группе, так как она связана с коллективной деятельностью, выполнением общих требований. Наряду с этим воспитатель поощрял отдельных детей. Например, воспитатель средней группы подводит итог занятия такими словами: «Дети, сегодня вы хорошо занимались. Вы уже научились внимательно смотреть в то время, когда я показывала, как нужно выполнять движение. Все очень быстро взяли и положили на место обручи, и я видела, что никто никого не толкнул. Леня уступил место Ире. И правила в игре выполняли хорошо, честно. Молодцы!»
Такая оценка оказалась эффективной. На последующих трех занятиях количество детей, нарушавших указания воспитателя, сократилось с 24 до 3%.
В дальнейшем оценка воспитывающего характера давалась не на каждом занятии и очень кратко, но всегда эмоционально. Удовлетворение воспитателя передавалось детям. Из зала они уходили в приподнятом настроении и охотно готовились к следующим занятиям.
Оценка воспитывающего характера, обращенная ко всем детям, должна быть только позитивной. Отрицательная оценка («Я недовольна вами», «Сегодня вы плохо занимались, много разговаривали, не старались» и т. п.) не улучшала дисциплину, дети с меньшей радостью шли на следующие занятия.
Причина неблагополучного поведения детей крылась в том, что занятия часто были недостаточно продуманы по содержанию, организации, вследствие чего детям приходилось, например, ожидать, пока подойдет очередь выполнять упражнение. В результате рассеивалось внимание, падал интерес к занятиям, нарушалась дисциплина.
В таких случаях целесообразно вносить по ходу занятия необходимые изменения, сделать краткие замечания отдельным детям, но не фиксировать неудачи всей группы. При выборе оценки следует учитывать, что вследствие большой внушаемости детей характеристика их поведения (отрицательного или положительного) является сигналом к соответствующему действию. Мы имели возможность наблюдать, что частое повторение отрицательной оценки приводило к тому, что нарушение требований воспитателя становилось нормой.
В группах, где воспитатель положительно оценивал поведение детей или выражал уверенность в том, что они в дальнейшем поступят как надо, легко снимались все нарушения дисциплины, улучшалось качество выполнения движений. Подобная реакция на оценку поведения характерна для дошкольников. Это неоднократно отмечалось исследователями в других видах деятельности (А. А. Люблинская, Е. Ф. Павлова, С. А. Дурандина и др.).
В обучении движениям детей в нашей работе оценка давалась по ходу движения или сразу после его выполнения, по возможности индивидуально. При этом мы учитывали состояние детей, особенности их мышечных ощущений, взаимодействие двух сигнальных систем в развитии произвольной регуляции движений.
Каждый ребенок в течение занятия проделывает много движений, совершенно различных по пространственным, силовым и временным параметрам. Мышечные ощущения, как известно, отличаются своей глобальностью. «Темное мышечное чувство», по выражению И. М. Сеченова, часто дезориентирует ребенка, в особенности если двигательный опыт невелик. Слово педагога, помогая выделить отдельные стороны движения, способствует дифференциации мышечных ощущений, а следовательно, и более точной регуляции движений. Оценка, данная по ходу выполнения движения, помогает осмысливать движение, понять ошибки и затем повторять движение правильно.
На физкультурных занятиях имеются большие возможности для установления индивидуальных контактов, так как многие задания дети выполняют поочередно или по нескольку человек. Это было нами использовано для индивидуальной оценки. Критерием оценки движений дошкольников в целом являются, во-первых, интенсивность, с какой выполнялось движение, во-вторых, правильность движения с точки зрения формирования двигательного навыка.
От детей младшего дошкольного возраста требуется, чтобы они активно двигались и освоили какое-то наиболее важное качество движения. Поэтому в оценке игры воспитатель отмечал эти два момента, например; «Все цыплята хорошо подлезают, никто не задел спиной веревочку. Вова, наклонись ниже, и ты не заденешь». Или: «Вот как тихо мышки прошли, кошка и не услышала» (дети идут на носочках). «Хорошо Ира подбрасывает мяч: она ладони раздвинула, и мяч ровно летит».
Требования к качеству выполнения движений малышам мы предъявляли с учетом их возможностей. Иногда для того, чтобы укрепить у ребенка уверенность в своих силах, воспитатель хвалил его, хотя тот и двигался неумело.
Существенным образом менялся характер оценки в группах среднего и старшего возраста. Здесь воспитатель останавливался не только на удачных моментах, но и на том, что не получается у того или иного ребенка, какие ошибки он допускает. В этих группах мы старались определить наиболее целесообразный характер оценки. Мы убедились, что неконкретная положительная оценка может создавать у детей хорошее настроение, но мало помогает в устранении ошибок.
Оценка, в которой содержалась отрицательная характеристика двигательных качеств детей («Как тяжело ты приземляешься! Постарайся прыгать мягче»; «Ну что ты такой неловкий! Все время цепляешься за рейку» и т. п.), действовала на формирование навыков крайне неблагоприятно. 45% детей седьмого года жизни, получивших такую оценку, повторяли одни и те же ошибки на протяжении 3—4 занятий, 12% выполняли с ошибками не только эти, но и другие упражнения, так как чувствовали себя очень напряженно.
В группах пятого года жизни дети еще острее переживали оценку, в которой отмечалось, что они делают движения не так, как нужно. В этих группах 18% детей повторяли движения без всякого желания и только потому, что это было требованием воспитателя; 54% в течение нескольких занятий не могли избавиться от ошибок, вели себя робко, упражнения выполняли вяло, не стремились брать роль ведущего в игре. Лучшие результаты при одинаковых условиях обучения были показаны в тех случаях, где в оценке воспитателя не было отрицательных характеристик, а содержались указания, как исправить ошибку («Резко взмахни руками, и ты выше прыгнешь!»; «Подтягивай ноги к груди, не зацепишься за веревку» и т. п.). В этих случаях 87% детей шести лет и 68% ребят пятого года жизни исправляли свои ошибки в течение занятия. Таким образом, проведенная нами работа позволила сделать следующие выводы.
Оценка воспитывающего характера, обращенная ко всем детям, эффективна в конце занятия, она должна носить позитивный характер. Особенно такая оценка нужна во вновь созданной группе при введении новых задач по учебной деятельности.
Оценка обучающего характера в группах детей пятого и седьмого года жизни наиболее результативна тогда, когда она дается по ходу выполнения упражнения или сразу после его окончания. Воздействие на детей такой оценки возрастало, если она была индивидуализирована.
Позитивная оценка по содержанию деятельности во всех возрастных группах положительно влияла и на поведение детей, и на освоение движений. Чем младше дети, тем ярче проявляется действие позитивной оденки. Отрицательная оценка является дополнительным препятствием к усвоению навыка правильного выполнения движения.
Действенной в преодолении неудач явилась оценка, в которой содержалось пояснение трудного элемента и выражалась уверенность в том, что ребенок с задачей справится.


Сборник статей "Физическое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, Л.И.Баканенкова, М., 1982.
OCR Detskiysad.Ru




Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»


.

Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?


Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?

Читать статью >>
.

Избавляет ли пищевая сода от жира?


Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?

Читать статью >>
.

Можно ли похудеть от зеленого кофе?


Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?

Читать статью >>
.

Омоложение на клеточном уровне


Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?

Читать статью >>




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»



Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +