ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ФИЗКУЛЬТУРНОМ ЗАНЯТИИ
Л. П. Анашкина, воспитатель-методист детского сада № 1112, Перовский район г. Москвы
За время пребывания в детском саду дети проходят большой путь в развитии движений. Именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования, прививается интерес и любовь к физкультуре.
В старших и подготовительных группах нашего детского сада долгое время характерным недостатком физкультурных занятий была малая двигательная активность детей (в среднем лишь 40—45% общего времени). Особую тревогу вызывали данные хронометража занятий в подготовительной группе, где моторная плотность занятия составила всего 43%. Из 26 мин (время его проведения) дети были активны всего лишь 12,4 мин, в том числе во вводной части - 2 мин из 5, в основной части — 6 мин из 15. При анализе занятия выяснили, что воспитатель не подготовил оборудование и не продумал его расстановку. В игре, включенной в занятие, дети активно двигались всего лишь 1,2 мин; остальное время воспитатель очень подробно объяснял правила игры, выбирал водящего, подводил итог. В заключительной части в течение 1 мин подводился итог занятия. В поисках путей и средств повышения двигательной активности детей на физкультурных занятиях прежде всего мы предусмотрели оснащение занятий всеми необходимыми пособиями и физкультурным оборудованием. При изготовлении оборудования и пособий вносили некоторые изменения и дополнения, руководствуясь рекомендациями, публикуемыми в журнале «Дошкольное воспитание», в методической литературе, а также учтя опыт своей работы. Так, гимнастические скамейки сделали длиной 3 м, увеличили высоту гимнастической стенки до 2,5 м, а число пролетов до 10. Приставные гимнастические лестницы, доски сделали также длиной до 2,5 м. Количество одноименных пособий довели до 5 штук. Все это сократило время на ожидание и позволило детям больше упражняться в тех или иных движениях.
Мы приобрели медицинболы (набивные мячи) весом 1 кг, сделали кубы, маты, сшили из резиновых ковриков дорожку для упражнений в прыжках в высоту и длину с разбега. Купили булавы, большие обручи. Оборудование и пособия разместили так, чтобы не загромождать полезную площадь зала, чтобы дети могли свободно подойти и самостоятельно взять или поставить любой предмет на место. Для хранения гимнастических палок и обручей на стене сделали крепления на уровне роста ребенка. Мелкие физкультурные пособия: мячи, кубики, мешочки с
песком для метания в цель и т. д. — расположили на стеллажах. Для прыгалок, веревок-косичек, шнуров на стенах прикрепили легкие вешалки. Подвесные мишени размером 50X50 см крепим за перекладины гимнастической стенки. Часть крупного оборудования (кубы, дуги, гимнастические доски, наклонные лестницы и т. д.) находятся в комнате рядом с залом. Такое размещение физкультурного оборудования дает возможность детям активно участвовать в подготовке зала к занятиям. Оборудование и пособия они расставляют, а затем убирают самостоятельно. Это воспитывает организованность, трудолюбие, помогает детям быстрее освоить названия и назначение физкультурного оборудования и пособий. Иногда воспитатель предлагает дежурным подготовить оборудование для выполнения основных движений, не называя его, а только напоминая основные движения, которые будут дети выполнять, например: «Сегодня на физкультурном занятии будем упражняться в прыжках в длину с разбега, выполнять упражнение на равновесие и метать мяч в вертикальную цель. Идите в зал и подготовьте необходимое оборудование». Такие задания не только закрепляют знания детей о назначении оборудования, но и помогают им более осознанно готовиться к занятию. С воспитателями в детском саду провели семинар-практикум, на котором рассказали о назначении каждого из снарядов, какие физические упражнения можно выполнять на них, усложняя и разнообразя их. Обучили их технике выполнения наиболее сложных основных движений, таких, как лазание, прыжки, метание и т. д. При разучивании с ними общеразвивающих упражнений, особенно с использованием новых пособий (булав, набивных мячей и т. д.), внимание обращали на точность направления, амплитуду, темп и выразительность движений.
Вместе с воспитателями составили комплексы физических упражнений на кубах и гимнастических скамейках, с медицинболами и булавами, групповых — с использованием больших гимнастических палок (2,5 м) и обручей (I м). Это позволило воспитателям разнообразить упражнения в работе с детьми. Теперь на физкультурное занятие воспитатели нередко вносят минимум оборудования, но стараются максимально его использовать. С одним и тем же пособием дети выполняют разнообразные упражнения во всех частях физкультурного занятия.
Например, на занятии используются гимнастические скамейки. Во вводной части дети выполняют ходьбу змейкой между скамейками, перешагивают через них, бегают врассыпную между скамейками, выполняют прыжки на них. Общеразвивающие упражнения выполняют, стоя у скамейки, сидя и лежа на ней. Ходят по скамейке, упражняясь в равновесии с глубоким приседом на ее середине. Подтягиваются на скамейке, лежа на животе и спине. Используют скамейки в подвижной игре «Ноги от земли». В заключительной части занятия проводится ходьба в колонне по одному между скамейками. Рациональное использование времени и повышение двигательной активности на занятиях во многом зависит от правильного выбора способов организации детей при разучивании, закреплении и совершенствовании основных движений. При выборе того или иного способа организации коллектива воспитатели учитывают задачу занятия и его содержание, уровень двигательных навыков детей, их физическое развитие. Основными способами организации детей старшего дошкольного возраста в основной части физкультурного занятия мы считаем групповой и поточный, а фронтальный, посменный и индивидуальный используем в различных сочетаниях: групповой и посменный, групповой и фронтальный, в зависимости от цели и содержания занятия. Например, цель занятия — совершенствовать навыки отбивания мяча поочередно правой и левой рукой, умение ходить по канату приставным шагом, закрепить прыжок с разбега в высоту. Для выполнения этих основных движений детей разделили на 3 группы. Первая группа выполняла упражнение фронтально (отбивание мяча), дети второй группы прыгали в высоту индивидуально. Дети третьей группы поточно выполняли упражнение на равновесие (ходьба по канату). Групповой способ организации используется воспитателями в том случае, если одно из основных движений новое, когда особенно необходим индивидуальный контроль за выполнением задания, например прыжок с разбега в высоту, лазание по гимнастической стенке. Часто в течение занятия 2—3 способа организации детей сменяют и дополняют друг друга. Так, прыжки через короткую скакалку дети выполняют одновременно все, т. е. фронтальным способом, а ведение мяча и забрасывание его в баскетбольную корзину выполняют в 3 потока. Использование разных способов организации детей на физкультурных занятиях помогает добиваться лучших результатов в усвоении движений. В общем моторная плотность занятий возросла до 80%; улучшились и средние показатели развития движении детей. В помощь воспитателям мы разработали примерные комплексы общеразвивающих гимнастических упражнений с использованием различного оборудования.
Упражнения с использованием гимнастической скамейки и набивных мячей
Оборудование: мячи набивные по количеству детей (вес мяча 1 кг), 3 гимнастические скамейки длиной по 3 м. Упражнение 1. И. п.: сидя верхом на скамейке, ноги согнуты в коленях на полу, мяч в обеих руках, согнутых на уровне груди. В.: выпрямить руки с мячом вперед, занять исходное положение. Повторить 7 раз. Упражнение 2. И. п.: то же.
В.: подбросить мяч вперед перед собой и поймать (упражнение выполняется всеми одновременно). Повторить 8 раз. Упражнение 3. И. п.: то же. В.: повернуться направо (налево), дотронуться мячом до пола подальше от скамейки (ноги от пола не отрывать). Повторить 3 раза в каждую сторону. Упражнение 4. И. п.: сидя на скамейке вполоборота, ноги вместе с одной стороны скамейки, руками держаться за края, мяч — на скамейке. В.: перенести согнутые в коленях ноги через мяч на другую сторону скамейки, оттягивая носки. Повторить 3 раза в каждую сторону. Упражнение 5. И. п.: сидя на скамейке поперек, мяч зажат между ступнями выпрямленных ног, руками держаться за края скамейки.
В.: согнув ноги в коленях, подтянуть мяч к скамейке, выпрямить ноги. Повторить 6 раз. Упражнение 6. И. п.: стоя лицом к скамейке, ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках над головой. В.: наклониться вперед-вниз, положить мяч на скамейку, выпрямиться, спрятать руки за спину; наклониться вперед-вниз, взять мяч, выпрямиться. Повторить 6 раз. Упражнение 7. И. п.: лежа поперек скамейки на животе, ноги вместе на полу, мяч в обеих вытянутых руках на полу по другую сторону скамейки. В.: поднять мяч повыше, прогнуться, подержать его, ноги от пола не отрывать; вернуться в исходное положение. Повторить 5 раз. Упражнение 8. И. п.: стоя на скамейке, ноги вместе, мяч лежит на скамейке перед ногами, руки на поясе. В.: перешагнуть через мяч вперед и назад. Повторить 8 раз. Упражнение 9. И. п.: стоя на полу на расстоянии шага от скамейки, мяч на полу, руки на поясе. В.: прыгать на двух ногах вокруг мяча, чередуя прыжки с ходьбой. По 8 прыжков повторить 4 раза.
Упражнения в парах с гимнастической палкой
Упражнение 1. И. п.: стать парами спиной друг к другу, держась рукой за концы палки. В.: поднять руки через стороны вверх, переложить палку из руки в руку. Опустить вниз. Повторить 8 раз. Упражнение 2. И. п.: стать парами спиной ,друг к другу на небольшом расстоянии, ноги на ширине плеч, один ребенок держит палку правой рукой за середину вертикально перед собой. В.: поворачиваясь вправо, передает ее. То же выполняет другой ребенок, но в левую сторону. Повторить 8 раз.
Упражнение 3. И. п.: стать на колени, спиной друг к другу, ступнями касаясь друг друга. В.: прогнуться и передать палку через голову, вернуться в исходное положение. Повторить 6—7 раз. Упражнение 4. И. п.: лечь на спину, головами друг к другу, держась двумя руками за палку, положенную на под за головой. В.: поднять прямые ноги, пытаясь достать носки ног товарища, вернуться в исходное положение. Повторить 6—7 раз. Упражнение 5. И. п.: стать на колени лицом друг к другу, на расстоянии вытянутых рук, палка на полу перед одним ребенком. В.: наклониться и катить палку к товарищу; тот тоже наклоняется, дотягивается до палки; оба выпрямляются. Повторить 6—8 раз.
Упражнение 6. Повторить первое упражнение. Упражнение 7. Прыжки, затем ходьба на месте.
Упражнения с мешочком (вес 500 г)
Упражнение 1. И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить вдоль туловища, мешочек в правой руке. В.: поднять руки через стороны вверх, переложить мешочек из правой руки в левую и опустить вниз. То же выполнить, перекладывая мешочек из левой руки в правую. Повторить 8 раз. Упражнение 2. И. п.: сесть на пол, скрестив ноги, руки на поясе, мешочек на голове. В.: повернуться вправо, вернуться в исходное положение. То же выполнить влево. Повторить 4 раза в каждую сторону. Упражнение 3. И. п.: стать прямо, ноги слегка расставлены, руки на поясе, мешочек на голове. В.: наклониться вперед, не опуская головы, вернуться в исходное положение. Повторить 6 раз. Упражнение 4. И. п.: упор стоя на коленях, мешочек лежит на полу. В.: взять мешочек правой рукой и поднять вверх, левую ногу поднять прямо-вверх. То же сделать левой рукой и правой ногой. Упражнение повторить 7 раз. Упражнение 5. И. п.: лечь на спину, руки в стороны, мешочек в правой руке. В.: согнуть ноги вперед и положить мешочек на голени у ступней, выпрямить ноги и аккуратно положить их на пол, руки в стороны. Согнуть ноги вперед и взять мешочек левой рукой, выпрямить ноги вниз, руки в стороны. Повторить 6 раз.
Упражнение 6. Повторить первое упражнение. Упражнение 7. И. п.: стать прямо, ноги слегка расставлены, руки на поясе. В.: прыжки через мешочек и ходьба вокруг него.
Мы старались повысить на физкультурном занятии не только физическую активность, но и умственную. О необходимости прочной связи между физическим и умственным воспитанием, сознательности овладения движениями писал выдающийся русский педагог П. Ф. Лесгафт. Он выступал против подражательных, механических методов обучения движениям и считал важной задачей физического воспитания научить детей анализировать свои движения и сознательно ими управлять. Для осознания движения важна связь между мышечным ощущением, двигательным представлением и словом. Слово помогает выделить такие качества движения, как направление, амплитуда, сила, быстрота, темп, ритм, а главное — точнее их ощущать, что позволяет детям лучше управлять движениями. Вот почему при подготовке к занятию наши воспитатели задумались над тем, в какой форме преподнести объяснение, на что в первую очередь направить внимание детей при показе, какой элемент движения выделить особо. Педагоги стали чаще давать краткое объяснение, обращая внимание лишь на основные детали упражнений.
Так, например, простые общеразвивающие упражнения: потягивание, повороты, наклоны, прогибания, приседания и т. д. — дети выполняют по названию и словесному напоминанию. Упражнения, сложные по выполнению,— из исходного положения сидя, лежа на полу, групповые, на предметах — при первоначальном разучивании воспитатели объясняют и показывают. Перед выполнением знакомых основных движений воспитатели предлагают детям вспомнить технику их выполнения, например каким способом можно забросить мяч в баскетбольную корзину или мешочек с песком в горизонтальную цель. Словесные напоминания помогают закрепить, обогатить специальные знания детей о способах выполнения действий, заставляют их активно думать и вспоминать. Во время занятия воспитатель дает оценку качества выполненного движения. Он не ограничивается односложными замечаниями — правильно или неправильно выполнено движение, а называет ребенку его ошибку (слабо оттолкнулся, приземлился на всю ступню, не рассчитал место толчка) и подсказывает правильный способ выполнения движения: «Оттолкнись с силой, не замедляй разбег перед прыжком», — предлагает выполнить упражнение еще раз. После такого общения с детьми по ходу занятия практически отпадает необходимость в оценке движений в конце занятия. Влияет на двигательную активность и эмоциональный настрой. Воспитатели стремятся вызвать у детей радость и оживление на физкультурном занятии, разрешают им общаться между собой, но советуют быть при этом внимательными и не мешать товарищам, слушать и выполнять указания. Тон разговора воспитателя с детьми на занятии, как правило, дружеский, эмоциональный и в то же время требовательный. Практика работы нашего детского сада показала, что при внимательном отношении к подбору содержания занятий и методике их проведения; целесообразной организации условий можно достичь хорошей моторной плотности и обеспечить детям необходимую двигательную активность.
Сборник статей "Физическое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, Л.И.Баканенкова, М., 1982. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»
.
Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?
Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?
Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?
Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?
Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.