СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
В. П. Малышева, заведующая детским садом № 1752, Перовский район г. Москвы
Состояние здоровья детей является одним из основных показателей работы детского учреждения, всего педагогического персонала и его руководителя. Глубоко понимая важность этой проблемы, наш коллектив на протяжении ряда лет уделяет большое внимание физическому воспитанию детей в каждой возрастной группе. Во всей этой работе руководствуемся «Программой воспитания в детском саду», учитывая при этом индивидуальные особенности детей. Практика работы убедила нас в том, что достигнуть максимального оздоровительного эффекта в детском саду можно лишь при условии комплексного решения оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками.
Важным и ответственным моментом в работе педагогического коллектива мы считаем прием малышей, создание условий для их адаптации к условиям дошкольного учреждения. Не все дети спокойно реагируют на изменение условий, поэтому стараемся помочь родителям приблизить организацию жизни детей в семье (питание, проведение сна и бодрствования и др.) к режиму дошкольного учреждения.
Подготовку детей к поступлению в детский сад и первые консультации с родителями о режиме дня, профилактике инфекционных заболеваний, об одежде детей и закаливании в повседневной жизни и т. п. проводит детская городская поликлиника № 14, при которой организована «школа молодых матерей». Эту работу затем продолжаем в детском саду. Очень важной является первая встреча с родителями будущих воспитанников, когда они приносят путевку. От того, как мы примем отца или мать ребенка в детском саду, зависит первое впечатление о нашем учреждении. При первой встрече стараемся узнать как можно больше о ребенке, его привычках, домашнем режиме и воспитании, особенностях поведения, о любимых игрушках. В это же время рассказываем родителям, как лучше подготовить малыша к посещению детского учреждения. Доброжелательный тон первой встречи — залог доверительного отношения родителей к детскому саду, к педагогам в дальнейшем.
Во время беседы вручаем родителям приглашение посетить детское учреждение в указанный день. Во время этой встречи стараемся наглядно показать различные стороны жизни детей в детском саду. Знакомим родителей с воспитателем и няней, условиями в группе, рассказываем о режиме детского сада, о задачах и содержании воспитания. Врач рассказывает о трудностях периода адаптации, о том, что сроки привыкания детей к новым условиям зависят от индивидуальных и типологических особенностей их нервной системы, состояния здоровья, от того, как родители подготовят ребенка к новым условиям. Такая беседа, на наш взгляд, необходима. Она помогает родителям представить, что такое детский сад, как организована в нем жизнь детей, чем заняты они в течение дня, какие требования предъявляются к их поведению, увидеть то окружение, в котором будет жить их ребенок, что надо сделать, чтобы подготовить его к этой жизни. Одновременно врач и медицинская сестра внимательно изучают и анализируют рекомендации участкового врача, которые дают возможность продумать, как организовать работу с детьми, имеющими отклонения в здоровье. Результаты медицинского осмотра и углубленного обследования вновь поступившего ребенка обязательно доводятся до сведения воспитателя. Это помогает воспитателю замечать у детей то, что могло и ускользнуть от его взгляда: сутуловатость, опущение плеч, у некоторых чрезмерную упитанность, недостаточный уровень динамики движений и др. В свою очередь воспитатель сообщает врачу свои наблюдения за ребенком: как он спит, ест, о его взаимоотношениях со сверстниками. Совместное наблюдение за ребенком помогает установить причины имеющихся отклонений в его здоровье, в его поведении, определить методы оздоровления и воспитательного воздействия. Большое внимание мы уделяем наиболее простой и доступной форме закаливания в повседневной жизни —
воздушному режиму, постоянному проветриванию помещения. В каждой возрастной группе у нас есть графики проветривания, составленные врачом с учетом возраста детей и сезона. Это позволяет поддерживать в групповых комнатах постоянный температурный режим + 22° и регулировать поступление свежего воздуха. В холодное время года воспитатели следят за соответствием одежды детей температурному режиму и их деятельности. На утреннюю гимнастику дети закатывают рукава, надевают тапочки на босу ногу. На физкультурном занятии все занимаются в спортивной форме. Сон организуем при открытых фрамугах (температура воздуха в спальнях снижается до 16—17°). После дневного сна, прежде чем одеться, дети старшего возраста в майках, трусах и тапочках заправляют постели, умываются, принимают водные процедуры. В режиме закаливания в холодное время года важное место отводим длительному пребыванию детей на воздухе.
Первое и основное условие, которое мы стараемся строго соблюдать, — это проведение прогулки в любую погоду. В морозный (при температуре —22°) ветреный день прогулку не отменяем, а сокращаем ее длительность до 1 ч. Мы убедили родителей в том, что не надо кутать детей, научили одевать их тепло, но легко, чтобы удобно было двигаться. Воспитатели, зная индивидуальные особенности детей, регулируют их двигательную активность. Помогает в этом тщательно продуманный план прогулки. Дети всегда во время прогулки заняты, активны, деятельны.
Большое место на прогулке занимают подвижные игры и спортивные виды физических упражнений. В зимнее время — это ходьба на лыжах, катание на санках, скольжение по ледяной дорожке. Очень любят дети старшего возраста хоккей. Мы учим детей уже в старшей группе, как правильно держать клюшку, забрасывать полиэтиленовую шайбу. Воспитатели разработали и проводят разнообразные и интересные игровые упражнения с клюшкой, шайбой или набивным мячом. Девочки активно играют вместе с мальчиками. При проведении подвижных игр и игр с элементами спортивных упражнений воспитатели следят за дозировкой физической нагрузки каждого ребенка, своевременно переключают детей с одного вида движений на другой. При выборе игр учитывают температуру воздуха, силу ветра, состояние снега. Так, в холодную погоду даются игры более подвижные. Если снег липкий, то не разрешается пользоваться лыжами. Учитывая специфику зимних условий, воспитатель чаще предлагает свободные подвижные игры, не заостряя внимания на точности выполнения движений. Например, дети бегают так, как им удобно, так как зимняя одежда затрудняет бег. Воспитатель следит за тем, чтобы они не бегали на большие расстояния. В играх с прыжками снижаем длину и высоту препятствия. Дети прыгают с места, с разбега в длину через прочерченные на снегу линии, через положенный на снег шнур, прыгают из кружка в кружок, через снежные валики высотой 15—20 см. Часто проводим игры с метанием снежков в цель, в даль. Начиная с младшей группы детям даем клюшки. Катая шарики, льдинки, набивные мячи, они энергично двигаются. Все эти игры дают возможность разнообразить двигательную деятельность на прогулке. Моторная плотность подвижных игр обычно 90% и выше.
Врач или медицинская сестра дает рекомендации воспитателям, как одевать детей с учетом температуры воздуха, систематически наблюдает за состоянием ребят во время прогулки, проводит хронометраж их двигательной деятельности, определяет физическую нагрузку, дает указания об ограничении движений некоторых детей, если в этом появляется необходимость. Круглогодично мы проводим физкультурные занятия на воздухе с группой ослабленных детей. Что заставило нас взяться за эту на первый взгляд трудную работу? Несмотря на принимаемые меры, направленные на укрепление здоровья и снижение заболеваемости, в каждой возрастной группе были часто болеющие дети.
Учитывая это, мы вместе с отделом здорового детства (ОЗД) при поликлинике № 14 и главным врачом физкультурного диспансера решили организовать в детском саду группу здоровья. В эту группу объединили детей старшего возраста (из параллельных групп), которые часто болели острыми респираторными заболеваниями, катаром дыхательных путей (острый ринит, острый бронхит). С этими детьми, кроме обязательных занятий по физической культуре, регулярно три раза в неделю проводили дополнительные занятия на воздухе. В первое время их проводила медицинская сестра из детской поликлиники. Затем методике проведения таких занятий, их организации были обучены воспитатели.
Воспитатели выходили на занятие в спортивной форме и выполняли вместе с детьми все упражнения. Строили занятия по методике Б. С. Толкачева. В план занятия входило 5—8 разных упражнений примерно в такой последовательности: 1) бег трусцой — 100 м; 2) дыхательная гимнастика — 1 мин; 3) бег трусцой — 100 м; 4) дыхательная гимнастика —1 мин; 5) упражнение «борьба — сопротивление» — 30 с; 6) дыхательная гимнастика — 1 мин; 7) отжимание в упоре о скамейку — 10 раз; 8) дыхательная гимнастика — 1 мин; 9) прыжок «пружинка» — 20 раз; 10) ходьба на согнутых ногах — 1 мин; 11) бег трусцой — 150 м; 12) дыхательная гимнастика — 1 мин; 13) прыжок со скамейки в длину — 10 попыток; 14) игры с мячом (ударить по мячу носком ноги поочередно правой и левой — 5—6 ударов); 15) дыхательная гимнастика — 1 мин. Продолжительность занятий составляла от 20 до
35 мин. Проводили их за счет прогулочного времени. За 40 мин до конца прогулки дети из группы здоровья идут в раздевалку и переодеваются на занятие. Осенью и весной в прохладную погоду они занимаются в спортивных костюмах с начесом. Под костюм надевают ситцевую рубашку или футболку, на ноги — носки и кеды, на голову — шерстяную шапочку. Зимой под костюм надевают рубашку из фланели. В шапочке подшиваются клапаны из 2 слоев фланели (для предохранения ушей от охлаждения), в кеды кладется войлочная или меховая стелька. Если температура воздуха ниже —10°, то на костюм надевают куртку. В процессе занятия медицинская сестра определяет физическую нагрузку по показателям частоты сердечных сокращений, внимательно следит за появлением у детей признаков утомления. В случае резкого покраснения лица, появления одышки ребенок освобождается от занятия. После занятия, вернувшись в группу, дети растираются полотенцем (сухим), если есть необходимость, переодеваются в другую одежду. Большое внимание уделяем воспитанию общей выносливости и обеспечению высокой двигательной активности детей. В занятия включаем знакомые упражнения, которые выполняются при фронтальном или поточном способе организации детей. С новыми сложными упражнениями знакомим заранее, на общих физкультурных занятиях.
Ведущее место на занятии занимает бег. Начинается оно с бега трусцой вокруг здания детского сада или по беговой дорожке спортивной площадки. Во время бега дети с удовольствием выполняют задания на преодоление препятствий. В зависимости от сезона они или вбегают в горку, или пробегают по буму, перепрыгивают через гимнастическую скамейку, пробегают под вертящейся скакалкой, прыгают по пенечкам и т. д. В течение одного занятия дети пробегают от 1000 до 1200 м. В зимнее время дается комплекс общеразвивающих упражнений, состоящий из 3—4 основных движений, правильное сочетание которых позволяет упражнять различные группы мышц. В конце занятия проводятся подвижные игры. В содержание занятия включаем также игры с элементами спортивных упражнений — футбол, баскетбол, хоккей. Заканчивается занятие спокойной игрой или ходьбой с заданиями. Продолжительность занятия и его интенсивность в зависимости от температуры наружного воздуха меняем. Чем холоднее на улице, тем больше дается упражнений в беге. В холодные дни при температуре ниже —20° длительность занятий сокращаем до 15—20 мин. Работа эта уже дала определенные положительные результаты. Наблюдения и обследования показали, что дети, занимающиеся в группе здоровья, стали более выносливыми, физически крепкими; у них повысился эмоциональный тонус. Если до проведения занятий на воздухе продолжительность заболевания ОРЗ у одного ребенка была 12—14 дней, то после года занятий в группе здоровья продолжительность болезни сократилась до 5—7 дней. Лучшим показателем эффективности этой работы явилось снижение случаев заболеваемости. Повышать устойчивость организма к заболеваниям помогает и систематическое проведение водных закаливающих процедур — обливание ног с постепенным понижением температуры воды в младших группах, влажное обливание и обтирание в средних и старших группах. С целью закаливания используем также умывание и мытье рук холодной водой, игры с водой. Если раньше во время инфекционных заболеваний и эпидемий гриппа водные процедуры отменялись врачом, то сейчас мы их не отменяем, а изменяем характер, деятельность и дозировку. Весь перечень мероприятий по закаливанию разработан врачом детского сада на основе данных обследования каждого ребенка. Медицинская сестра обучала воспитателей и нянь каждой возрастной группы методике выполнения закаливающих процедур. Она же осуществляет контроль за проведением закаливания, обеспечивает наблюдение за реакцией каждого ребенка на процедуру, особенно тех, которые только что вернулись после болезни, ослабленных и часто болеющих. Проделанная нами работа совместно с органами здравоохранения при постоянном медико-педагогическом контроле дала свои положительные результаты. Значительно увеличился процент посещаемости детей, сократилось число часто болеющих, а также длительность заболеваний. Улучшилась двигательная активность детей на прогулке. Многолетний опыт работы показал, что успешно решить задачи физического воспитания детей можно только в том случае, если весь коллектив дошкольного учреждения работает слаженно, у каждого сотрудника воспитано чувство ответственности за порученный ему участок работы. Много внимания мы уделяем своевременной информации наших сотрудников о положении дел в детском саду. На производственных собраниях постоянно анализируем причины каждого случая заболеваемости детей, обсуждаем и внедряем в практику лучший опыт по укреплению их здоровья.
Сборник статей "Физическое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, Л.И.Баканенкова, М., 1982. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»
.
Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?
Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?
Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?
Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?
Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.