Работу по ознакомлению детей с культурой Южного Урала я начала с 2004 года, когда дети были во 2 младшей группе. Мне хотелось познакомить детей с народным фольклором нашего региона. Были трудности из-за недостатка необходимой литературы, приходилось посещать городскую библиотеку. Несмотря на то, что материала для маленьких детей мало, я находила доступную информацию. В основном это были колыбельные, пестушки и потешки. Многие из этих потешек были знакомы и мне и детям. В основном я их использовала для пальчиковой гимнастики («Большаку дрова рубить…», «Ладушки», «Ладушки, лады», «Пальчик-мальчик», «Сорока».) Также я давала консультации родителям по развитию речи и моторики. Предлагала использовать в домашних условиях фольклор Южного Урала. Многие родители были заинтересованы этой работой. Также я подготовила консультацию для родителей по использованию в питании детей блюд уральской кухни.
Когда мы перешли в среднюю группу, меня познакомили с программой «Наш дом – Южный Урал». Эта программа раскрывает содержание, логику и объём работы с детьми дошкольного возраста, направленные на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики. В этой программе очень хорошо отражены познавательные сведения об истории, жизни, быте народов Южного Урала, их взаимоотношения в быту, семье, труде, особенности отношения к природе, специфика игрового и речевого фольклора, особенности изобразительного искусства. Конечно, материал рассчитан на старший дошкольный возраст, но изучая программу, я решила, что можно начать работу и в средней группе. Как и в младшей группе, большая работа проводилась по ознакомлению детей с народным фольклором. Мной были выделены следующие задачи, которые предстояло решить в ходе дальнейшей работы:
1. Уточнять представление детей о колыбельных, закличках, их содержании, форме.
2. Познакомить детей с докучными сказками. Вызвать интерес к сказкам, желание узнавать новое.
3. Развивать творческие способности детей.
Я создала небольшую картотеку фольклора Южного Урала, в которую вошли колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, небылицы, заклички, приговорки, докучные сказки, дразнилки, пословицы и поговорки (русские, башкирские, татарские).
Поначалу, когда я начала петь колыбельные перед сончасом, дети не воспринимали их должным образом, они смеялись, и получалась обратная реакция. Вместо того, чтобы дети засыпали в спокойной обстановке, они наоборот разыгрывались. Поэтому пришлось проводить беседы, вводит колыбельные в сюжетно-ролевые игры, разучивать тексты с движениями (укачивание ребёнка) на театральных занятиях. И уже через некоторое время дети стали спрашивать, а какую колыбельную они услышат сегодня. Заклички и пиговорки в основном использовались на прогулке («Солнышко», «Жаворонки», «Бабочка», «Божья коровка», «Радуга-дуга», «Стрекоза», «Мочи, мочи, дождь», «Дождик», «Ветер-ветерок»). Пословицы и поговорки ежедневно используются в разных видах деятельности. Например, в момент радостного события в группе «Кто в радости живёт, того и кручина неймёт» (русская). Здесь одновременно проходила работа с новыми словами, т. к в народном фольклоре слова незнакомые встречаются часто. Поэтому чтобы дети до конца понимали смысл того или иного произведения, необходимо было объяснять значение. Для этого приходилось консультироваться с мамой Насти З.(учитель русского языка), а иногда заглядывать в словарь.
Очень активно дети реагировали на знакомство с национальным костюмом. Здесь широко я использовала рассматривание иллюстраций. Также проводила беседы, например: «Что носили раньше». В нашей группе есть женский и мужской русский костюмы. Дети с большим удовольствием примеряют их, в группе была проведена выставка платков, которые дети принесли из дома, позаимствовав их у своих бабушек и прабабушек. После выставки дети рисовали понравившийся платок. Было проведено занятие по изготовлению бус из рябины.
Для ознакомления детей с народным жилищем использовались следующие формы:
1. Чтение русских народных сказок
2. Рассматривание иллюстраций
3. Посещение музея («Уголок русской избы»).
4. Беседы
5. Занятия-игры с использованием макета русской избы.
По теме «Знакомство с предметами быта» я использовала следующие формы работы:
1. Беседы «Как получается нить».
2. Дидактическая игра на закрепление названий предметов «Что это такое?»
3. Продуктивная деятельность (декоративное рисование «Расписная прялка», лепка «Клубочки из бабушкиного сундучка»).
4. Рассказ «Путешествие в прошлое ложки».
5. Рассматривание расписных деревянных ложек.
6. Игры на ложках (на музыкальных занятиях)
7. Рисование «Ложечка резная, ручка золотая».
Задачи:
1. Познакомить с прялкой и веретеном.
2. Прививать интерес к культуре родного края.
3. Развивать умение применять полученные знания в различных видах деятельности.
В нашем детском саду детей знакомят с традициями русского народа. (Зимние, весенние, летние, осенние). Проводятся народные праздники с участием детей. В группе я рассказывала детям о Рождестве, обычаях колядования, мы разучивали загадки о зиме, я знакомила детей с зимними приметами. Очень хорошо, что на занятиях по изодеятельности все впечатления о новогоднем празднике закрепляются в продуктивных видах деятельности. Также используется ежегодно такая форма работы, как коллективный труд по оформлению группы к празднику Нового года (украшение ёлки, изготовление новогодних украшений (связь с математикой – изготавливали самодельные игрушки в виде изображения цифр, затем украшали их мишурой и дождём и украшали ёлку в группе). После праздника ёлка выносится на участок, и мы используем её для столовой птиц: вешаем кусочки сала, кормушки, вспоминаем новогодние песни, рассматриваем её, сравниваем с другими деревьями Урала. Обязательно рассказываю детям, почему именно ель используют в качестве праздничного атрибута.
Ежегодно рассказываю детям о празднике Масленицы или проводах зимы. Дети участвуют в празднике, проводимом в детском саду, посещают с родителями городской праздник.
Здесь широко используются беседы познавательного характера на прогулках типа «Зима весну пугает, а сама тает». Разучиваем заклички, вспоминаем заученные в прошлом году. Совместно с музыкальным работником разучиваем песню «Блины» и именно блины с горячим чаем да на морозце оставляют у детей незабываемые впечатления. А ещё катание на лошадях, именно так как это было раньше.
В ходе таких мероприятий у детей углубляется интерес к культуре своего народа.
В прошлом году с приходом весны я рассказывала детям о том, как встречали весну в старину, как были рады её приходу. В беседах я использовала приметы, которые сложились именно на основе наблюдении, и дошли к нам из старины.
Самым запоминающимся событием была работа с тестом. Мы из теста изготавливали жаворонков, затем дружно относили на кухню, где нам их выпекали. А потом мы их с аппетитом ели. Разучивали закличку:
«Жаворонки к нам прилетите,
Нам весну принесите».
В старшей группе работа по ознакомлению детей с культурой Урала продолжается. Закрепляются и уточняются знания детей о народных жилищах. В этом году я познакомила детей с башкирским народным жилищем. Мы сравнивали русскую избу и юрту. Была проведена работа по ознакомлению детей с татарским национальным костюмом. Также сравнивали их русскими костюмами.
Также широко используются формы фольклора при работе с детьми. Уточняются представления детей о колыбельных, обобщаются знания детей о поэзии пестования. В этом году мы уже сами придумываем заклички на основе знакомых, обращаясь к разным явлениям природы и животным. «Синицы, летите, силы наберите», «Ветер стихни, дай гулять, нам же холодно играть», «Где ты снег, ты потерялся, мы хотим с горки кататься». Репертуар докучных сказок расширяется, дети с удовольствием их заучивают, с юмором относятся к ним.
В этом году мы стали использовать дразнилки. Используются примеры дразнилок с именами, представителей которых не т в группе(Андрей-воробей), а также дразнилки, где имена не называются (ябеда-корябеда). Усложняется и работа с пословицами. В этом году мы учим детей задумываться над смыслом пословиц. Они используются в разных видах деятельности (бытовая – «Хозяин добр – и дом хорош», трудовая – «Скучен день до вечера, коли делать нечего», игровая – «Кто весел, а кто и нос повесил».)
В старшем дошкольном возрасте используем все виды народных игр. Здесь большая работа ведётся с инструктором по ФИЗО. («Городки», «Пчёлы» (воспитывается интерес к родной природе»- весна, «Бег по стволу», «Земля, вода, огонь, воздух»(тат.), «Ласточка» (тат.), «Татарский плетень» (воспитывать бережное отношение к родной природе», «Ласточки и ястребы»(баш.), «Веночек»(Рус.).
Во второй половине учебного года планирую провести занятия:
1. «История-сказ об Урале-батюшке».
2. «Сказка о том, как появилась уральская домовая роспись».
3. «Уральская домовая роспись».
4. «Сказка об умной уточке».
5. «Башкиры».
6. «Юрта».
7. «Летняя башкирская деревня».
8. «Башкирская изба».
В этом году также знакомлю детей с народным календарём, с названиями месяцев по народному календарю. Например, сейчас январь, а в народе его называли просинец.
В программе «Наш дом Южный Урал» представлены уральские легенды и предания. В старшей группе знакомлю детей со следующими:
1. Как возникли Луна и Уральские горы.
2. Происхождение башкир.
3. Магнитка.
4. «Ленивый сын» (баш. нар. сказ.).
Когда мы перейдём в подготовительную группу, работа по ознакомлению детей с культурой Южного Урала продолжится. Более широко продолжим работу по ознакомлению детей с бытом башкирского народа. Продолжится работа по приобщению детей к народной росписи. Одной из основных задач будет воспитание любви к родной земле.
Бабенко Ю.Б., воспитатель МДОУ д/с №30, г. Еманжелинск.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.