Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Семья и дети >> Эстетическое воспитание >>

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ


Методика проведения обобщающих этических бесед включает в себя: подготовительный этап, проведение беседы, организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.
Опыт проведения этических бесед показывает, что целесообразно проводить во внеурочное время одну беседу в месяц. Подготовка к каждой беседе занимает 7—10 дней. Продолжительность беседы не должна превышать 25—30 минут в I классе, 40—45 минут — во II и III классах.
Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем следующий: 1) определение темы, 2) подбор материалов и пособий, 3) составление плана, 4) подготовка учащихся.
При выборе конкретной темы для обобщающей беседы учителю надо иметь в виду: события общественной жизни страны, содержание учебного материала, уровень знаний детей о нормах нравственности. Так, беседы об интернационализме можно приурочить ко Дню Советской Конституции, Дню юного антифашиста. В первом случае в беседе главное внимание будет уделено дружбе разных национальностей, населяющих Советский Союз. Во втором — интернациональной солидарности трудящихся всех стран. Беседу о коммунистическом отношении к труду можно провести перед всесоюзным субботником в день рождения В. И. Ленина. Эту же беседу можно организовать после экскурсий, знакомящих детей с трудом людей разных профессий; ее можно провести в связи с общественно полезным трудом самих детей.
Для того чтобы определить, на какую тему в настоящий момент целесообразно провести беседу, учитель должен быть внимателен к нравственной стороне жизни детского коллектива и отдельных школьников. На уроках, переменах, в играх, во внеклассной работе можно наблюдать, как дети относятся к общественным обязанностям, к своим и чужим успехам и неудачам, честны ли они, развиты ли у них чувства товарищества, коллективизма. Дети высказывают свои суждения о жизни коллектива, по поводу прочитанного, делятся наблюдениями за отношениями в семье, в октябрятских звездочках, оценивают поступки друг друга. Все это дает возможность учителю составить представление о том, какие нравственные нормы дети усвоили и поступают ли в соответствии с ними, какие ошибки и неточности встречаются в их знаниях. Анализ фактов поможет определить характер взаимоотношений детей, типичные поступки и в связи с этим наметить тему беседы.
Возможны различные варианты последовательности проведения обобщающих бесед. Так, если иметь в виду развитие жизни детского коллектива, то в начале года целесообразно провести беседу о дружбе и товариществе. В период, когда подводятся итоги соревнования или какой-то совместной работы, спортивных состязаний, уместно провести беседу о справедливости и коллективизме. Педагогу следует в начале года определить последовательность проведения обобщающих бесед. Выполнение этого требования обеспечит систематичность в сообщении детям этических знаний.
Большое значение для эффективности беседы имеет правиль ный подбор иллюстративного материала. К иллюстративному материалу мы относим: художественные произведения, публицистические и деловые статьи в периодической печати, кино- и диафильмы. Такого материала, адресованного непосредственно школьникам, в том числе и учащимся I—III классов, в настоящее время достаточно много. Но учителю подчас бывает трудно его найти, объединить по темам, дополнить одни источники другими. Поэтому небольшая часть иллюстративного материала включена в содержание пособия.
Одновременно с подбором иллюстративного материала следует продумать, какие педагогические средства необходимы, чтобы предложенный детям материал помог им усвоить знания о нравственных нормах, соотнести с собственными мыслями, переживаниями, поступками. Решение этих задач возможно при правильной постановке вопросов, направляющих ход обсуждения литературных источников. Необходимо специально учить детей приемам анализа, синтеза, сравнения, обобщения нравственных явлений.
В процессе подготовки к беседе дети получают различного рода задания. Содержание задания, его объем зависят от темы беседы, изучаемого явления, от возраста и развития детей. Например, при проведении беседы на тему «О добросовестном отношении к учению и трудовым обязанностям» первоклассникам были даны задания по звездочкам. Первая звездочка должна была узнать, какие трудовые обязанности дома имеют октябрята и как они к ним относятся; вторая звездочка — подобрать из детских журналов и «Пионерской правды» рассказы и стихи о труде детей, об их помощи взрослым, научиться их рассказывать. Третья — должна была расспросить родителей об их труде, узнать у них, что значат слова «трудовая дисциплина». Четвертая звездочка подбирала иллюстрации о труде людей (из старых иллюстрированных журналов, плакаты), пятая — пословицы и поговорки об отношении к труду. В подготовку к беседе были включены все дети. Конечно, не все они были одинаково активны и самостоятельны. Но каждый имел «свои» факты и складывающиеся суждения о добросовестном отношении к учению и труду.
Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование — обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Методика, которая предусматривает только передачу готовых знаний, не отвечает основному требованию, предъявленному нашим обществом школе,— воспитывать активных и сознательных граждан. Правильно поступает учитель, который, проводя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям. При этом надо иметь в виду некоторые особенности детских суждений. Иногда младшие школьники по одному лишь факту делают обобщения. Например, «он плохой — сегодня не выучил уроки». Нужно научить ребенка обосновывать сделанное им обобщение, помочь его конкретизировать. Так, «плохой» можно расчленить на «ленивый», «непослушный», «невнимательный». Некоторые понятия в речи учителя могут быть незнакомы детям: «равнодушный», «постоянный», «преданный». Их надо вводить в детскую речь с полным раскрытием содержания. Часто дети затрудняются указать существенные признаки нравственного качества, называя второстепенные. При анализе моральных качеств нельзя их изолировать друг от друга, надо подчеркивать их взаимосвязи, обусловленность. Так, детям нужно помочь увидеть, что чувство собственного достоинства легко превращается в высокомерие, если оно не связано с уважением к другим людям; в честолюбие и тщеславие — если не воспитывается чувство долга и скромности. Имеется и обратная связь: вежливость может превратиться в угодничество, скромность — в смирение, если не воспитывается чувство человеческого достоинства.
При проведении беседы по прочитанному очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни. Если учитель знает, что у детей недостаточный объем знаний о нравственных нормах, следует задавать вопросы, направленные на воспроизведение события, которому дается нравственная оценка или которое содержит образец, как надо поступать, согласуясь с требованиями норм.
Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах с детьми на моральные темы можно придерживаться следующих рекомендаций:
1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей. Вопросы следует ставить так, чтобы они помогли ребенку увидеть и выделить отношение человека к чему-либо, к другим людям, к самому себе, своим обязанностям, долгу.
2. Вопрос должен заставить ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка. Следует задавать вопросы, ответы на которые требуют сравнения различных мотивов при одинаковых поступках; одинаковых мотивов, приводящих к разным поступкам. Такие вопросы заставляют ребенка соединять воедино мысли, слова и действия людей, покажут ему всю сложность человеческого поведения.
3. Вопрос должен заставить детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей. Для этого ребенок должен обратиться к уже имеющемуся у него опыту, сравнить пережитое им самим с действиями тех людей, о поступках которых он узнает (читает), перенести на себя то, что пережили другие люди (поставить себя на место другого).
4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.
Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями. Конечно, не обязательно в каждой беседе ставить вопросы, направленные на осознание всех сторон морали. В одном случае учитель может обратить внимание детей на обсуждение мотивов поступка, в другом — на нравственную оценку поступков, в третьем — на нравственные последствия какого-то действия. Но важно, чтобы в совокупности всех бесед основные положения морали стали известны детям. Повторяемость вопросов из беседы в беседу, анализ типичных ситуаций помогает детям видеть нравственную сторону общественной жизни, событий в коллективе, в поступках, чувствах и высказываниях людей, противоречия в развитии моральных явлений. Они учатся подвергать нравственной оценке свои поступки и поступки товарищей. В беседах младшие школьники постепенно усваивают приемы анализа нравственных явлений. Это дает возможность учителю разнообразить построение беседы, подачу фактического материала с целью повышения его эмоциональности и образности.
Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, назиданий, упреков и насмешек. Дети высказывают свои суждения, впечатления свободно, непринужденно. Если их высказывания наивны, неточны, неверны, учитель не обрывает детей, просит ребят дополнить, высказать свое мнение и, если из детских высказываний все же не получается должного обобщения, на помощь приходит учитель, как старший их наставник.
В этических беседах с младшими школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые не только содержат моральную проблему, но и представлены в необычной для учеников форме, требующей от него догадки, заинтересованного, эмоционально окрашенного поиска ответа.
Успешное накопление школьником опыта гуманных, коллективных отношений, нравственного поведения осуществляется в повседневной жизни, в учебной, общественно полезной трудовой и игровой деятельности. Именно здесь он привыкает руководствоваться нравственными правилами, нормами, принципами: поэтому очень важна правильная организация воспитательной работы в коллективе после проведения этической беседы.
Прежде всего учителю начальных классов надо обратить внимание на формирование общественного мнения в детском коллективе. Общественное мнение способствует созданию моральной атмосферы взаимного уважения, заботы, ответственности перед товарищами, нетерпимости к нарушениям общественной дисциплины. Возможность открыто выразить свои суждения, мысли, сомнения способствует воспитанию собственного достоинства, ответственности, что в свою очередь побуждает детей к самоконтролю. Общественное мнение стимулирует положительные и тормозит отрицательные проявления в характере и поведении школьников. Учителю надо иметь в виду, что значимость общественного мнения для школьников I класса, второклассников и третьеклассников различна. У учащихся I класса лишь намечается тенденция к признанию требований и норм общественного мнения, абсолютное большинство детей этого возраста считают значимым для себя мнение учителя. Во II и III классах повышается роль мнения коллектива.
Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной. Коллективную деятельность школьников целесообразно огранизовывать так, чтобы дети могли обсуждать процесс и результаты своих усилий, оценивать свои успехи и достижения товарищей, практически утверждать нравственные нормы коллективной жизни. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.
Общественное мнение коллектива младших школьников имеет ряд особенностей проявления, которые обусловливаются составом коллектива, уровнем его развития, возрастом детей. Категоричность, ситуативность, неустойчивость общественного мнения могут приводить к тому, что объектом непосредственного действия общественного мнения оказываются не всегда самые важные и значимые в воспитательном отношении события общественной жизни. Цель педагогического руководства должна заключаться в выборе объекта действия общественного мнения, способов его влияния на личность, форм предъявления требований, а не сводиться к простому контролю или назиданию.
В каждой этической беседе с младшими школьниками обычно используется какой-то основной источник получения знаний о нравственных нормах, поступках и поведении. Обсуждение нравственной проблемы начинается с анализа фактов, заключенных в этом источнике. В ходе беседы к этим фактам «присоединяются» и другие, уже имеющиеся в знаниях, наблюдениях и опыте детей. Исходя из этого, этические беседы можно разделить на:
1. Беседы по прочитанному рассказу (или нескольким рассказам).
2. Беседы, связанные с обсуждением книги.
3. Беседы, в основе которых лежат проблемы и материалы, поднятые в детской периодике, главным образом, в «Пионерской правде», т. е. проблемы общие для всех школ, актуальные для всех в настоящий момент.
4. Беседы, связанные с просмотром диа- и кинофильмов.
5. Беседы, основной материал для которых получен в результате целенаправленных наблюдений самих детей за явлениями общественной жизни.
6. Беседы по проблемным вопросам, предложенным самими детьми. Такие беседы в основном проводятся в III классе.
7. Беседы на основе небольших сочинений на моральные темы, написанные детьми (II—III классы).
К беседе по прочитанному рассказу или группе рассказов следует прибегать в таких случаях:
— когда художественное произведение позволяет детям осмыслить действия и поступки, происходящие в собственном коллективе. Анализ «чужих» событий помогает школьникам задуматься и объективно оценить жизнь коллектива, свои поступки;
— когда учитель хочет опосредованно показать детям образец нравственного поведения, вооружить их знанием того, какие поступки поощряются и приносят человеку удовлетворение и радость, какие — осуждаются и вызывают угрызения совести, тяжелые переживания (при этом читаемое прямо не связывается с жизнью данного коллектива);
- когда у детей недостаточно (и по объему и по содержанию) собственных наблюдений, чувственно-образных представлений о нравственных явлениях общественной жизни.
Выбирая для обсуждения рассказ или группу рассказов, надо иметь в виду их художественную ценность, доступность для младших школьников, образность и эмоциональность изложения, наличие моральных переживаний, описания событий и фактов, требующих размышлений, нахождения выхода из проблемной ситуации.
Когда учитель подбирает для беседы несколько рассказов, можно подобрать их так, чтобы дети увидели проявление одних и тех же нравственных качеств в разных обстоятельствах. Для другой беседы надо подобрать такие рассказы, в которых в схожих ситуациях разные люди проявляют себя по-разному. Интересно проходят беседы, когда используемые рассказы не имеют конца или учитель специально «обрывает» их в кульминационном моменте с тем, чтобы дети «дописали» их. Для этических бесед с первоклассниками хороши небольшие рассказы, в которых раскрывается сущность нравственных качеств и отношений. Приведем пример беседы в I классе в связи с чтением рассказа Ю. Ермолаева «Навестили».
Учительница выразительно читает рассказ. После чтения рассказа задается вопрос: «Что вы думаете о мальчиках Алике и Косте?»
Несколько секунд дети молчат, их поразила изложенная в рассказе ситуация, поднимается много рук, всем хочется высказать свое мнение о происшедшем. Ответы детей разные: они пришли навестить больного Толика. Они совсем не думали о больном Толике. Они опоздали в школу, поэтому зашли к Толику.
Учительница: Из добрых ли чувств ребята пришли навестить товарища?
Ответы: 1) Нет, не из добрых; 2) Они боялись, что их будут ругать за опоздание в школу; 3) Они решили обмануть учительницу, сказать, что были у больного товарища.
Учительница: Что обидело Толика?
Ответы: 1) Сначала Толик обрадовался, он подумал, что ребята помнят о нем, пришли навестить. А когда узнал, что ребята пришли к нему, потому что опоздали в школу и боялись, что учительница их отругает за опоздание, ему стало грустно; 2) Толику стало грустно еще и потому, что ребята стали говорить, что их даже похвалят за то, что они навестили его.
Учительница: Как можно назвать поступок Алика и Кости?
Ответы: 1) Нечестным; 2) Трусливым; 3) Они испугались замечания учительницы.
Учительница: Почувствовали ребята, что они обидели Толика?
Ответы: 1) Нет, они о нем совсем не думали; 2) Они нечуткие.
Учительница: Вы правильно сказали «нечуткие». А еще как их можно назвать?
Дети затрудняются ответить. Учительница старается помочь им, знакомит с синонимом этого слова — «равнодушный». Когда человеку безразлично горе другого человека, как о нем говорят? (Дети молчат.) Учительница говорит сама: «Такого человека называют равнодушным,». Дети быстро подхватывают это определение, вспоминают рассказ В. Осеевой «Собака яростно лаяла», где мальчики оказались равнодушными, бесчувственными к судьбе беззащитного котенка.
Учительница: Итак, дети, вы сказали, что Костя и Алик оказались нечуткими, нечестными, трусами. (С места кто-то из ребят дополняет «равнодушными». Учительница одобрила это дополнение.) Почему же автор рассказа сравнивает мальчиков с пустыми колосьями среди спелой пшеницы? (Учительница конкретизирует свою мысль, предлагает детям представить поле со спелой пшеницей, колосьями, налитыми зерном, а среди них несколько пустых колосьев.)
— Подумайте, дети, пустые колосья нужны ли людям.
Ответы: 1) Пустые колосья никакой пользы не приносят; 2) Эти мальчики, как пустые колосья, никакой пользы людям не приносят, они равнодушные, нечуткие.
Учительница: Какой вывод вы сделаете в связи с обсуждением прочитанного рассказа?
Ответы: 1) Не нужно поступать так, как поступили мальчики; 2) Надо быть чуткими; 3) Надо помогать товарищу и не считать, что за это тебя должны хвалить; 4) Нельзя быть равнодушным к беде товарища.
Учительница обобщает детские высказывания. Затем детям предлагается вопрос: «Что в дружбе важно, о чем всегда надо помнить?»
Ответы:
— Надо всегда помогать товарищу.
— Надо быть чутким.
— Нельзя быть равнодушным к горю товарища.
— Быть честным в дружбе и искренним.
— Нельзя хвастаться хорошими поступками.
— Не надо менять друзей.
— Надо быть постоянным в дружбе.
В процессе беседы под руководством учителя дети смогли сделать правильный нравственный вывод из прочитанного рассказа.
Беседы, связанные с обсуждением повести (книги), возможны во II и III классах. Подготовительную работу учитель проводит вместе с библиотекарем. Книга, которая выбрана для обсуждения, должна быть прочитана всеми детьми. Учитель заранее готовит вопросы, вокруг которых должна завязаться беседа.
При подготовке к обсуждению книги детям можно дать задание нарисовать иллюстрации к прочитанной повести и постараться в рисунке передать переживания героев. Детские рисунки следует оформить на стенде, показать родителям на ближайшем родительском собрании. Беседу надо построить так, чтобы дети могли аргументировать свои мысли, опираясь на текст повести.
Очень интересно, особенно в III классе, проходят беседы с использованием проблемных статей в «Пионерской правде». В газете постоянно публикуются материалы, связанные с нравственной стороной деятельности пионерских коллективов, с жизнью школы. Их отличительной чертой являются проблемность и острота, непосредственное использование детских писем, ответов на поставленные газетой или самими детьми вопросов.
В беседах такого типа мы рекомендуем использовать также книгу И. Медведевой «Подумай, скажи, сделай» (М., 1977), которая имеет подзаголовок «Разговор о письмах». В книге даются ответы на интересующие детей вопросы, ведется разговор о доброте, честности, о том, как воспитать свою волю, как научиться держать слово.
Беседы, обобщающие наблюдения детей за нравственными явлениями общественной жизни, возможны во всех классах. При подготовке к ним надо организовать наблюдения детей под руководством взрослых (учителя, родителей, вожатых), предложив вопросы, ответы на которые дети должны найти самостоятельно.
Беседы по проблемным вопросам, предложенным самими детьми, проводятся, главным образом, в III классе. Вопросы детей обычно конкретны, касаются частного случая, но они заключают в себе проблему, в которой младший школьник не может разобраться самостоятельно. Чаще всего это проблемы товарищества и дружбы («Можно ли дружить втроем?», «Ругать ли друг друга за измену?», «Надо ли мстить за измену?»), честности, правдивости («Я вру. А как остановиться?»), доброты («Если мне сделали зло, должен ли я простить или отомстить?»), смелости («Как стать смелым?», «Я боюсь темноты, боюсь говорить правду, просто молчу») и т. д.
Беседы на основе небольших сочинений, написанных самими детьми, также проводятся в основном во II—III классах. Назовем примерные темы таких сочинений: «О моем друге»; «Как я сумел преодолеть свою лень»; «О нашем классном коллективе»; «Что мне рассказал папа о своей работе».
Эффективность этических бесед возрастает в том случае, если их проводят все учителя начальных классов. Проведение бесед требует от учителя методической подготовки. В Кунцевском отделе народного образования Москвы был организован методический семинар, на занятиях которого учителя получали теоретические знания по методике воспитательной работы и особенно проведения бесед. На занятиях читались лекции, учителя выступали с анализом проведенных бесед, обобщением своего опыта. Кроме того, были выделены опорные школы, в которых проводились открытые беседы с последующим их разбором. На базе опорных школ проводились семинары для методистов начальных классов Москвы, работали проблемные курсы Института усовершенствования учителей. Таким образом, методические разработки учителей Кунцевского района становились достоянием и других учителей города. В конце каждого года проводились конференции с выступлениями учителей об опыте работы и намечался перспективный план на будущий год.
Программа семинара включала в себя работу по трем направлениям: изучение теоретических вопросов нравственного воспитания младших школьников; разработку методики проведения этических бесед с детьми; проведение открытых этических бесед с их последующим коллективным обсуждением.
Приведем для примера конкретную тематику семинарских занятий:
Теоретические вопросы нравственного воспитания школьников
1. Актуальные проблемы нравственного воспитания школьников на современном этапе развития социалистического общества и общеобразовательной школы.
2. Диагностика процесса нравственного воспитания и уровня воспитанности школьников.
3. Формирование нравственного сознания и поведения в их единстве.
Методика проведения этических бесед с подростками.
1. Преемственность в нравственном просвещении дошкольников, младших школьников и подростков.
2. Требования к отбору содержания этических бесед.
3. Приемы активизации школьников в процессе этической беседы.
4. Требования к направленности и содержанию вопросов учителя в ходе этической беседы.
5. Возможности и приемы использования периодической печати и художественной литературы в этических беседах.
Открытые беседы и их коллективное обсуждение
1. Требования к оформлению методических материалов по этической беседе (план беседы, краткое содержание беседы, иллюстративный материал, основные вопросы для обсуждения).
2. Основные вопросы, вокруг которых строится обсуждение проведенной беседы (актуальность беседы, исходя из воспитательных задач, доступность и «интересность» материала, активность школьников).
3. Трудности, недочеты проведения данной беседы, пожелания по совершенствованию методики проведения этических бесед.
Такая организация работы дала положительные результаты. У учителей повысился интерес к воспитательной деятельности. Постоянный обмен мнениями, обсуждение методических находок способствовали накоплению опыта проведения бесед. Систематическая работа с детьми, открытые уроки, беседы, различные воспитательные мероприятия заставляли искать эффективные приемы в нравственном просвещении школьников. Учителя научились добиваться новых положительных результатов не за счет дополнительной затраты времени, а за счет возбуждения активности самих детей, направления их усилий на усвоение норм и правил поведения.
Систематические беседы с детьми обеспечивают прочность усвоения знаний о нравственных нормах. Например, данные опроса детей через восемь месяцев после проведения беседы о товариществе показывают, что нравственные знания не только не «убывают», но и происходит «наращение» новых. Дети указывают на такие проявления настоящего товарищества, о которых они раньше не упоминали, это: требовательность к своему другу, умение указать ему на его недостатки, хороший товарищ сопереживает не только горю других, но и радости, проявляет справедливость, оказывает помощь во всем. Дети связывают интересы личной дружбы с интересами коллектива.
Учителя отмечают, что благодаря проведению этических бесед во всех классах, в детском коллективе более интенсивно формируется общественное мнение, которое осуждает нарушение норм морали, высоко оценивает положительные поступки.
Этические беседы с детьми дают положительные результаты в том случае, если они согласуются со всеми другими воздействиями на младшего школьника. Этические беседы (беседа учителя с детьми) не должны дублировать и по содержанию, и по форме, и по методике сборы октябрятской группы и звездочки, классное собрание или вечера самодеятельности.
Воспитательная работа не сводится к этическим беседам (некоторые учителя это склонны делать). Поэтому, планируя воспитательную работу в целом, педагог должен представлять весь объем работы с детьми, в которой беседа на темы морали не является единственной и ведущей формой.
Одним из основных условий эффективности этических бесед является формирование в единстве сознания и поведения школьников. Содержание бесед должно быть тесно связано с разнообразной деятельностью детей. Этические знания необходимы ребенку, чтобы он мог ориентироваться в общественных явлениях, осознавать свое поведение, предвидеть нравственные результаты своих поступков. Моральные понятия и представления хотя и не определяют полностью соответствующего поведения школьников, но являются важной его предпосылкой. Возникающие в процессе деятельности нравственные отношения влияют на усвоение нравственных норм. Моральные качества не могут возникать вне деятельности. Поэтому очень важно, чтобы дети имели достаточный объем самостоятельного общественно полезного труда и других видов деятельности, в которых могли бы реализоваться их знания о нормах и правилах морали.
На нравственное становление личности ребенка большое влияние оказывают ситуации выбора, т. е. такие ситуации, в которых школьник должен совершить выбор поступка, руководствуясь известной ему моральной нормой. Ситуация должна быть достаточно сложной для ребенка, требовать от него напряжения мысли, анализа личного опыта.
Результативность этических бесед зависит и от того, насколько учитель умело воздействовал на чувства детей. Важно в процессе обсуждения фактов проявлений нравственности разбудить у детей чувство собственного достоинства, гордости или угрызения совести — этого «внутреннего судью», «контролера» мыслей, поступков и действий. Важно, чтобы дети были охвачены совместным переживанием, сочувствием, состраданием.
Эффективность нравственного просвещения младших школьников во многом зависит от согласованной работы учителей и семьи. Родители должны знать, какие нормы нравственности преподносит учитель их детям, какие требования предъявляются к поведению детей, как оцениваются поступки детей по нравственному критерию, содержание общественного мнения в классном коллективе. Единство воспитывающего влияния родителей и педагогов проявляется в однозначном понимании целей и конкретных задач воспитания, в умении реализовать их, используя разнообразие методов и приемов. Для повышения эффективности этического просвещения младших школьников необходимо, чтобы и родители анализировали свой опыт бесед с детьми на моральные темы, видели результаты (положительные и отрицательные) воздействия словом на нравственное развитие детей, на их поступки. Таким образом обеспечивается непрерывность воспитания детей.
Эффективность этического просвещения зависит от того, насколько оно направлено на нравственное развитие детей. Определяя содержание этических бесед, разрабатывая методику их проведения, педагог должен ориентироваться на качественные сдвиги в личности школьника, на перспективу его нравственного, интеллектуального и эмоционально-волевого развития.
Цель этического просвещения — переведение внешних воздействий во внутренние сознательные побуждения, формирование таких внутренних этических стимулов, как совесть, долг, честь, достоинство. Осуществление этой цели возможно только при развитии активности ребенка, его самодеятельности, включения его в самостоятельную, коллективную деятельность.
Очень важно постоянно проверять эффективность этического просвещения. Одним из его показателей является развитие нравственных представлений и понятий, изменения в поведении детей. Учитель должен систематически следить за тем, какие изменения происходят в сознании и поступках школьников, как они себя ведут без его постоянного контроля, насколько устойчиво их поведение. Изучение детей позволяет обоснованно вносить необходимые коррективы в содержание и методику проведения этических бесед.


О.С.Богданова, О.Д.Калинина. "Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками", М., 1985.
OCR Detskiysad.Ru




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +