ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Процесс обучения обладает огромными возможностями для реализации целей нравственного просвещения учащихся. Источником нравственных знаний являются содержание и методы обучения, организация учебного процесса. При этом существенную роль играет та морально-психологическая атмосфера, которая складывается на каждом уроке и характеризуется стилем отношений педагогов и младших школьников, учащихся между собой, их отношением к учебно-познавательной деятельности. Нравственное просвещение в процессе обучения будет успешным в том случае, если именно с этой целью используются возможности всех его компонентов. Большие возможности для нравственного просвещения заложены в содержании учебных предметов. Длительные наблюдения за учебным процессом позволяют утверждать, что формированию нравственных знаний, понятий и представлений на уроках уделяется все еще недостаточное внимание, не всегда ведется целенаправленная работа в этом направлении. Каждому учителю нужно понять, что одинаково важно на уроках научить детей читать, писать, считать и воспитывать их нравственно. Чтение текста и работа с ним, т. е. осознание содержания, выделение главного в нем, анализ выразительных средств, должны содействовать умению грамотно читать и накоплению знаний о нравственных нормах поведения.
В связи с этим задача методических объединений учителей заключается в том, чтобы определить, какие основные нравственные понятия могут формироваться одновременно с научным образованием по каждому предмету. В деятельности методического объединения может быть предусмотрена разработка общей логической схемы, которая поможет раскрыть учащимся нравственную сторону жизни общества и поступков, действий отдельных людей. Вот пример одного из вариантов обобщающей логической схемы, используемой в целях нравственного просвещения: 1. Выделение нравственной стороны явления, события, деятельности, поведения. 2. Содержание мотивов поведения и направленности действий людей; противоречия, вызвавшие столкновение идей, поступков, возможности их разрешения. 3. Моральные последствия любого поступка для других людей, внимание к внутреннему миру человека. Использование подобных логических схем никак не ограничивает творчество учителя. Руководствуясь общей схемой, учитель может использовать в различной последовательности иллюстративный материал, делать акцент на каком-то разделе схемы. Все учебники для учащихся начальных классов содержат богатый материал, необходимый для формирования у детей нравственных представлений и понятий. Естественно, что больше всего материала, который непосредственно можно использовать в целях нравственного просвещения детей, содержится в «Книгах для чтения». В «Книгах для чтения» предусмотрены темы о Владимире Ильиче Ленине, о Родине, о Советской Армии, о дружбе и солидарности трудящихся всех стран, о жизни и делах октябрят и пионеров, о труде советских людей, о защите окружающей среды, о помощи детей взрослым, о законах коллективной жизни в нашей стране. Раскрытие этих тем усложняется от класса к классу. Особое значение в процессе накопления знаний о нравственном кодексе нашего общества, ценных нравственных качествах советского человека имеют произведения о жизни и деятельности В. И. Ленина. Читая рассказы, стихотворения, статьи, младшие школьники расширяют представления о В. И. Ленине, узнают о его высоких нравственных качествах: гуманизме, простоте, трудолюбии, умении сочетать громадную работу по руководству партией и Советским государством с заботой о людях труда. Дети приходят к пониманию, что эти ленинские качества наша партия стремится воспитать в советских людях. Содержание учебников способствует накоплению большего объема нравственных знаний и обогащает их нравственный опыт поведения. Например, включенные в «Книги для чтения» произведения обеспечивают возможность расширения и углубления представлений детей о доброте человека, ее проявлениях в различных жизненных ситуациях, в поступках сверстников и взрослых. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добром человеке. Добрый — это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, о товарищах, родных и близких, поможет людям, попавшим в беду, оказывает бескорыстную помощь по внутреннему побуждению, по велению сердца, не ожидая похвалы или награды. От класса к классу усложняются ситуации, в которых проявляется забота о людях. Из содержания учебных текстов дети под руководством учителя «вычленяют» образцы поведения, сравнивают действия героев со своими собственными. На уроках чтения надо специально учить детей приемам анализа, сравнения, обобщения нравственных явлений, содержащихся в прочитанном литературном произведении. Один из приемов такого обучения — постановка вопросов с нравственной направленностью. Вопросы должны быть поставлены так, чтобы заставить детей в поисках ответа обратиться к фактам и событиям окружающей жизни. Причем вопрос, проблемная ситуация должны быть интересны не только для детей, но и необходимы для всего коллектива в настоящий момент. Обсуждение учебного текста в таком случае должно и может стать исходным моментом для практических действий в деятельности детского коллектива уже после данного урока. В связи с этим вопросы и задания к текстам приобретают большую значимость в процессе осознания детьми содержания художественного произведения, нравственного аспекта. Они могут направлять общественно полезную и трудовую деятельность детей. Но, к сожалению, методический аппарат не всегда нацеливает учителя, ученика на эту сторону работы. Нередко вопросы учителя направлены только на воспроизведение прочитанного, в то время как возможны и вопросы, помогающие детям осмыслить нравственную сторону события. Использование учителем на уроках русского языка дидактического материала заключает в себе большие воспитательные возможности. Содержание включенных в учебники текстов с грамматическими заданиями оказывает влияние на формирование нравственных представлений и понятий, вызывает эмоциональные переживания детей, осмысление и оценку поступков и действий людей. Во все учебники русского языка начальных классов включены тексты из произведений художественной и детской литературы. Обучение на целых текстах, отвечающих дидактическим, эстетическим и этическим требованиям, содействует достижению более высокого эффекта педагогического влияния на процесс всестороннего развития личности школьника. Если упражнение состоит из отдельных предложений, то в основном они собраны вместе не только по грамматическому признаку, но и смысловому. Учебник русского языка, содержание его текстов, методический аппарат могут оказать большое влияние на процесс накопления нравственных знаний, осмысления и усвоения нравственных понятий, расширения активного этического словаря младшего школьника. Основные задачи преподавания природоведения — дать детям элементарные знания о предметах и явлениях природы, раскрыть (в доступной пониманию младших школьников форме) взаимосвязи между ними, заложить основы коммунистического мировоззрения, использовать содержание, методы и формы организации учебной деятельности учащихся в целях коммунистического воспитания. Для решения задач нравственного воспитания на уроках природоведения могут и должны быть раскрыты следующие проблемы: воспитание любви к родному краю, неповторимой красоте его природы; понимание роли природы в жизни человека, общества; бережное отношение к птицам, диким и домашним животным; охрана окружающей природной среды, созидательная деятельность по сохранению природных богатств; понимание нравственной сущности трудовой деятельности человека; осознание необходимости заботиться о здоровье своем и товарищей, соблюдать правила личной гигиены. Для формирования, расширения и углубления представлений младших школьников о Родине, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю, как частице Родины, учебник «Природоведение» предлагает особенно благодатный материал, который включен в темы: «Природа нашего края», «Наша Родина на глобусе и на карте», «Разнообразие природы нашей Родины». Ценно, что в процессе изучения темы об охране природы в учебник включен материал и о том, что могут сделать школьники в этом важном общенародном деле. Обсуждение этого вопроса дает возможность определить конкретные дела ребят с учетом особенностей природы данной местности. Тема об охране природы заканчивается очень важным выводом: «Охранять природу — значит охранять Родину». Положительной оценки заслуживает направленность вопросов к текстам. Многие из них предполагают самостоятельные наблюдения детей за теми или иными явлениями природы, что содействует развитию наблюдательности, умения зорко вглядываться в явления окружающего мира. Способность к зоркой наблюдательности ребенка связана с осмыслением не только сущности явлений природы, но и переносится на явления общественной жизни, что важно для нравственного становления личности младшего школьника. Так, вопросы: «Какие полезные ископаемые известны в вашей местности?» «Где в вашей местности залегают песок и глина?», «Что дает ваш край стране?», «Как в вашей местности охраняют воды от грязи?» и другие, направляют детей на самостоятельный поиск ответа, проявление наблюдательности, что в свою очередь не может не сказаться на развитии ценных нравственных качеств личности — самостоятельности, активности. Ценным является и направленность вопросов на самую личность ученика, на осознание и оценку им своего участия в общенародном деле. Вопросы: «В каких весенних работах ты принимаешь участие?», «Какое участие принимают пионеры вашей школы в охране водных богатств?», «Как вы охраняете птиц?» и другие, обращенные к самим детям, требуют от них объективной оценки деятельности своей и товарищей, подсказывают им направления будущих дел на благо и пользу окружающих людей, родного края и страны. Подобные вопросы и задания (например, «Летние задания») способствуют развитию представлений детей о важности заботливого, хозяйского отношения к природе, ответственного отношения к своим делам и поступкам. Таким образом, мы видим, что содержание учебников для учащихся начальных классов имеет большое значение для идейно-нравственного воспитания младших школьников. Включенные в них тексты учат детей любить и защищать Родину, трудиться во имя ее процветания, во имя мира на Земле, раскрывают высокую коммунистическую идейность и нравственность советского человека, которому присущи ответственность, коллективизм, товарищество, трудолюбие, честность, отзывчивость. Анализ учебников показывает, что они содержат достаточное количество фактов, описание и анализ событий, действий людей, которые характеризуют явления нравственной жизни общества. Но нередко эти факты не приведены «в действие», не обсуждаются со школьниками с позиции нравственности. «Аппарат усвоения» — задания, вопросы, которые следуют после разделов, глав, параграфов в учебниках,— недостаточно нацелен на решение задач нравственного воспитания, не ориентирован на развитие нравственного сознания школьников. Исторические события, факты, произведения художественной литературы могут и должны быть подвергнуты как классовой, социальной, так и нравственной оценке. Осуществление нравственного воспитания ставит как весьма актуальную задачу рассмотрение межпредметных связей в идейном и нравственном аспектах.
О.С.Богданова, О.Д.Калинина. "Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками", М., 1985. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.