ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД
Этическая беседа — беседа учителя с детским коллективом на темы коммунистической нравственности — занимает большое место в учебно-воспитательном процессе (1). Во время беседы школьники не только получают информацию о сущности и содержании тех или иных норм и принципов коммунистической морали, но в ее процессе между участниками происходит обмен собственными мнениями и суждениями.
В школьной практике сообщение и разъяснение знаний о нравственных нормах и правилах происходят постоянно: в процессе обучения, в повседневной жизни и деятельности детей. В совокупности все источники: реальная действительность и свойственные ей противоречия, содержание обучения, средства массовой информации, жизнь школьного и классного коллективов, личный опыт ребенка — дают достаточный материал о ----------------------------------------------------------- 1. В данном пособии понятия «этическая беседа» и «беседа о коммунистической нравственности» используются как синонимы. ------------------------------------------------------------ нормах социалистической морали. Но наблюдения за поведением младших школьников и даже подростков, изучение их знаний о нравственных нормах показывают, что у многих школьников эти знания бессистемны, неполны, а иногда ошибочны. Бессистемность знаний проявляется в том, что дети не знают всех основных норм морали и узнают о норме в связи с данным, конкретным случаем. Если бы этого случая не произошло, школьнику не разъяснили бы, как надо следовать нравственному правилу в данной и аналогичной ситуации. У детей существуют и ложные представления о нормах морали. Они могут отнести, например, к истинному товариществу круговую поруку, не различают честность и ябедничество, не всегда улавливают разницу между проявлением уважения к другому человеку и «подлизыванием», между мужеством и ухарством. Одна из причин этих явлений заключается в том, что у детей нет достаточно целенаправленных наблюдений, знаний, необходимых для доступных им обобщений. Разрозненные, подчас противоречивые факты должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений и понятий. Решение этой задачи происходит в процессе систематических, заранее запланированных этических бесед. А. С. Макаренко придавал исключительно большое значение этической беседе как средству изложения теории морали. Он писал: «В своей практике я пришел к убеждению, что и для нас необходимо изложение теории морали... Я в своем опыте даже имел уже разработанные конспекты таких бесед теоретического морального типа, имел время несколько совершенствовать свою работу в этом направлении, и я видел очень хорошие, большие результаты такой теории морали... Я помню, как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе» (1). В процессе этических бесед происходит обобщение детских наблюдений, личных впечатлений и переживаний, уже имеющихся знаний, т. е. на основе «первичного» материала происходит формирование нравственных представлений и понятий. Этот процесс сложен и для учителя и для самого ребенка. Надо отбросить частное, случайное, несущественное и выделить главное, существенное. Формирование у школьников нравственных понятий, представлений, оценок, мотивов, установок, ценностных ориентации является процессом формирования нравственного сознания в ---------------------------------------------------------------- 1. Макаренко А. С. Соч. в 7-ми т. М., 1958, т. 5, с. 136—137.
----------------------------------------------------------------- целом. Моральные понятия, которыми овладевают младшие школьники, способствуют формированию у них нравственных мотивов поведения, умения давать нравственные оценки явлениям общественной жизни, оценки и самооценки собственного поведения и своих товарищей, отношений в коллективе. Очень важно, чтобы беседа происходила не только между учителем и «сильными» учениками, которые хорошо владеют речью, эмоциональны и умеют быстро сформулировать свою мысль или наблюдение, но и со всем коллективом класса. Наблюдения за проведением бесед с учащимися начальных классов показывают, что нередко интересные мысли, собственные суждения высказываются теми детьми, которые не так успешны в учебных делах. Это объясняется тем, что детей не тяготит страх сказать что-то неправильное, страх получения плохой оценки. Они говорят о том, что думают, что пережили. В беседе создаются условия для проявления активности и самостоятельности школьников, для высказывания и отстаивания своих взглядов и суждений, возможны столкновения различных мнений, точек зрения. Важно широко использовать в беседе возможности развивающегося логического мышления учащихся, активизировать его развитие, побуждая школьников к непосредственному участию в обсуждении нравственных проблем. При их обсуждении перед младшим школьником может возникнуть проблема нравственного выбора. Он должен, руководствуясь усвоенными нормами, выбрать поступок из нескольких возможных. Например: «сказать правду или промолчать», «открыто защищать товарища от несправедливости или потихоньку посочувствовать ему», «скрыть свой плохой поступок, который никто не видел, или открыто признать свою вину». Такая постановка проблемных ситуаций обостряет борьбу противоположных мотивов, заставляет школьника принять решение: совершить поступок, ущемляющий в какой-то мере личные желания во имя нравственно должного. Этическая беседа на каждую тему должна быть построена так, чтобы знания одного ребенка дополняли бы знания другого. Один сам пережил какое-то событие, другой узнал о переживаниях людей из книжек, третий видел, как относятся взрослые и дети к каким-то событиям. Таким образом, суждения, переживания одного являются как бы продолжением знаний, чувств другого. В этической беседе должна осуществляться познавательная деятельность, поэтому очень важно суметь поставить перед детьми общую цель — узнать и понять, какие нравственные нормы и требования существуют в социалистическом обществе, научиться всегда и везде следовать им, независимо от того, есть ли контроль взрослых или ребят, или его нет. Поэтому содержание и проведение этических бесед предполагает использование методов и приемов, направленных на пробуждение активности каждого ребенка, предоставление ему самостоятельности, развитие умения вычленять из всех жизненных фактов нравственную сторону, умения их оценивать по нравственному критерию. Процесс образования понятий характеризуется переходом от чувственной ступени познания к абстрактному мышлению, переходом от отражения мира в форме ощущений, восприятий и представлений к отражению его в понятиях. Поэтому образование понятий требует накопления у школьников собственных наблюдений, фактов, наглядно-чувственное восприятие которых способствует накоплению образных представлений. Нравственное просвещение стимулирует превращение накопленных представлений в понятия. Размышдения детей, эмоциональное отношение к изученным явлениям, овладение приемами анализа событий общественной жизни в процессе этих бесед обеспечивают переход от образно-чувственного к понятийному отражению нравственных явлений. Первоначальной формой чувственного познания являются ощущения, в которых отражаются отдельные свойства процессов и явлений. Ведущую роль в чувственном познании занимают зрительные ощущения. (1) По утверждению специалистов, количество информации, которая приобретается с помощью зрения, примерно в тридцать раз превосходит количество информации, воспринимаемой органом слуха. В связи с этим очевидна необходимость в процессе нравственного просвещения учащихся предусмотреть сочетание словесной информации учителя с организацией личных наблюдений детей за поступками, действиями сверстников, взрослых, ибо огромное значение ощущений в процессе познания состоит в том, что они дают ребенку материал, позволяющий судить о каком-то явлении. На основе ощущений возникают восприятия, в которых явление отражается в целостном образе. В сознании школьника образ какого-либо явления нравственной жизни может возникнуть не только в тот период, когда это событие происходит. Школьник может воссоздать, вновь «увидеть» тот или иной поступок своего друга, который когда-то наблюдал. И более того, он может представить его поступок в определенных ситуациях. В этом случае действуют представления. В представлениях «сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление» (2).
Представления оказываются возможными потому, что остаются следы прошлых восприятий, действует механизм памяти. Память закрепляет в сознании обычно все повторяющееся, важное, отсеивая несущественное. Это свойство памяти очень образно охарактеризовал известный советский писатель К. Паустов- --------------------------------------------------------------------- 1. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972, с. 93. 2. Там же, с. 96. --------------------------------------------------------------------- ский. Он писал, что память «задерживает, как волшебное сито, все самое ценное. Пыль и труха просыпаются и уносятся ветром, а на поверхности остается золотой песок» (1). В представлениях ребенка имеется множество деталей, которые нельзя считать существенными. Поэтому необходимо, чтобы младшие школьники в процессе обучения, этических бесед и других занятий учились сравнивать, сопоставлять, анализировать, что помогает им распознавать существенные и несущественные признаки предметов, общественных явлений, делать первые обобщения, выводы, элементарные умозаключения. Следовательно, в представлениях проявляется способность к обобщению, к отвлечению от деталей. Поскольку происходит обобщение, суммирование прошлых восприятий в едином образе, то прошлый опыт становится путеводителем в новых ситуациях, в новых обстоятельствах. Естественно, что содержание представлений у разных детей во многом зависит от их предыдущего опыта. Переход от чувственного к отвлеченному является сложным процессом. Он осуществляется у школьника под руководством учителя в процессе этических бесед и на всех учебных занятиях. На основе собственной практики у ребенка совершается обобщающая деятельность разума, переработка данных чувственного познания. Ребенок много раз в своем опыте сравнивал, сопоставлял различные явления нравственно-духовной жизни и постепенно, отвлекаясь от случайного, второстепенного, выделял в этих явлениях общее, существенное, главное. Так, например, дети постоянно сталкиваются с различными проявлениями дружбы и товарищества. Накапливая личные наблюдения за поступками сверстников и взрослых, в которых проявляются стремление и умение прийти на помощь товарищу, когда ему трудно, бескорыстие в дружбе, взаимная требовательность в товарищеских отношениях, ребенок учится выделять общее и существенное. В этом случае происходит процесс формирования обобщенного представления-понятия «дружба и товарищество».
Между представлениями и понятиями нет барьера, а существует очень сложная взаимосвязь, им свойственны постоянные переходы (2). Представления, становясь все более и более обобщенными, приобретают признаки понятия. Так, обобщенные представления о правдивости человека, который не обманывает окружающих, не скрывает своих ошибок, неправильных поступков и чистосердечно признается в них, о человеке, который не берет чужого, не присваивает найденных вещей, приобретают признаки понятия «честность». Если же понятие приобретает конкретность, оно переходит в представление. Вооружение учащихся нравственными пред- --------------------------------------------------------
1. Паустовский К. Г. Собр. соч. М., 1968, т. 4, с. 468. 2. См.: Общая психология. М., 1973, с. 223. --------------------------------------------------------------
ставлениями и понятиями, умением вычленять из действительности явления нравственной жизни и подвергать их оценке по нравственному критерию является одним из условий формирования саморегуляции поведения, начиная с младшего школьного возраста. Овладение нравственными понятиями не может исчерпываться только лишь познавательной деятельностью. Хорошо, когда человек знает, что такое справедливость, доброжелательность, честность и т. п. Однако одних знаний недостаточно. Нужно, чтобы нравственные знания вызывали определенные переживания человека, нравственные чувства, а также стремление поступать и действовать в соответствии с накопленными и усвоенными нравственными понятиями и представлениями.
О.С.Богданова, О.Д.Калинина. "Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками", М., 1985. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.