Методика руководства изобразительной деятельностью детей от рождения до четырех лет
Занятия изобразительной деятельностью начинаются в первой младшей группе и направлены на развитие у детей интереса к рисованию, лепке, выявление у них способностей замечать красивое в окружающем (картинках, игрушках). В этом возрасте малыши только начинают учиться рисовать, лепить, наклеивать, поэтому само ознакомление с разнообразными художественными материалами вызывает у них живой интерес. Он поддерживается и развивается тем, что воспитатель постепенно дает ребенку различные материалы: яркие цветные карандаши, бумагу, краски. Программа обучения детей первой младшей группы небольшая. Она предусматривает ознакомление с разными материалами, приобретение первых навыков работы с ними, а также знаний о том, что рисуют на бумаге карандашом, кистью, которые держат в правой руке, что лепят из глины, раскатывая ее в ладонях.
Детей учат замечать линии, мазки, комочки и понимать, какие они могут изображать предметы и явления. Развивая у них наблюдательность и внимание, воспитатель учит находить сходство с явлениями действительности и воспроизводить несложные предметы (по показу и самостоятельно). Первые образы, нарисованные, вылепленные, ребенок воспринимает как живые и очень им рад.
Программа по изобразительной деятельности во второй младшей группе усложняется тем, что основное внимание обращает на овладение формообразующими движениями. Дети должны научиться не только проводить линии в разных направлениях, но и передавать определенную форму. Для того чтобы нарисовать или вылепить предмет, ребенку нужны навыки владения формой (круглой, квадратной, прямоугольной, в виде шара, цилиндра, диска и др.). С их помощью на рисунке получается дом, машина, ракета, а в лепке — человек, птица, животное. Рассматривая с малышами окружающее, воспитатель обращает их внимание на то, что все предметы состоят из разных форм, имеют определенный цвет. Закрашивая цветным карандашом сверху вниз или слева направо (не выходя за контур), можно нарисовать яркий красный флажок или воздушный шарик. А вот краской нужно вести только по ворсу и обязательно в одну сторону, чтобы она ровно ложилась на бумаге.
Занятия по декоративному рисованию с двух-трехлетними еще не проводятся. Но их можно заинтересовать наклеиванием квадратиков, кружочков или проведением ярких полос, точками, мазками, из которых получается рисунок коврика. Кроме этого, во второй младшей группе дети учатся наклеивать на бумагу готовые формы (геометрические — круг, квадрат; силуэты знакомых животных, птиц, игрушек).
Таким образом, программа по изобразительной деятельности относительно проста, но для успешного выполнения ее требуется применение ряда методических приемов. В начале обучения рисованию основное внимание уделяется координации рук, так как научиться правильно держать карандаш в правой руке для малыша — большой труд. Воспитатель дает ребенку карандаш и предлагает рисовать на бумаге (делать вращательные, круговые движения); чтобы заинтересовать его, он говорит: «Посмотри, какой дым получился... А вот еще и еще», повторяя при этом круговые движения. Ребенок сам начинает говорить: «Дым, дым». Постепенно надо изменить направление движения карандаша и показать, как проводится прямая линия, вызывая ассоциации с «дорожками», «ленточками», «палочками» и т. д. Например, предложив нарисовать несколько длинных дорожек, спросить, кто по ним бегает. «По этой дорожке побежала киска, по этой — собачка, по этой —девочка»,— говорит ребенок. Рисуя с удовольствием, малыши сначала хаотично двигают рукой. Постепенно под руководством взрослого движения их становятся более определенными, координированными, ритмичными. Желаемого успеха можно добиться скорее, если занятия будут проходить в игровой, занимательной форме. Например, прежде чем нарисовать разноцветные ворота, можно сделать их из строительного материала, чтобы ребенок под ними повозил машины, покатал игрушечных мишек, зайцев. Затем, очертив в воздухе дугу, предложить воспроизвести это на бумаге несколько раз. После такого упражнения дети смогут цветными карандашами нарисовать много ворот разного цвета. Рассматривая детский рисунок, нужно спросить, какие это ворота — высокие или низкие, какого они цвета. Закончив занятие, можно еще раз построить ворота и поиграть. Через некоторое время следует снова дать ребенку бумагу и карандаш, чтобы он нарисовал то, что хочет. Возникновению образов в первых детских рисунках способствует применение различного художественного материала — карандашей, красок, которыми можно рисовать на цветном фоне. Так как двухлетние не могут рисовать несколькими красками, необходимо особое внимание обращать на гармоничное сочетание цвета краски и бумаги. Например, расставить на столах краски соответствующих цветов, чтобы дети рисовали на голубом фоне синими красками, на желтом — красными и т. д. Сочетакие цветного пятна с фоном вызывает у ребенка различные ассоциации, создает определенную настроенность. Если, например, оранжевое пятно — «огонек», то он будет «гореть» только на темно-синем или черном фоне. Чтобы образ стал понятнее, воспитатель говорит: «Наступил вечер, и загорелись на улице яркие фонарики». Таким образом взрослый направляет развитие творческого начала в детских рисунках. В народной педагогике существуют различные формы совместных действий: мать играет с малышом в «ладушки» или «сороку». Ребенок эмоционально воспринимает содержание, реагируя жестами, мимикой. Подобные совместные действия могут применяться и на занятиях по изобразительной деятельности с младшими дошкольниками. Ребенка привлекают яркие краски, карандаши, большой лист бумаги; он испытывает удовольствие, рисуя вместе с воспитателем. Надо стремиться к тому, чтобы дети с радостью и желанием занимались этим.
Действуя вместе со взрослыми, ребенок чувствует себя увереннее. Предлагая рисовать краской, взрослый обращает внимание ребенка на ее цвет, на гладкость бумаги, мягкий ворс кисточки и делает с ним совместно два-три первых мазка. И вот уже появились «осенние листочки», которые «закружились в воздухе», или «пошел снежок и стал опускаться на землю». Синий фон, красиво сочетаясь с белой гуашью, создает картину зимнего снегопада. В другом случае занятие можно построить иначе. Например, воспитатель заранее рисует на листе бумаги удлиненной формы несколько деревьев, кустов. Затем начинает вводить детей в «образ» снежной зимы. «Наступила зима и все покрыла белым снегом — и деревья, и кусты. Нарисуйте, как снежок падает на землю, на деревья, на кусты»,— говорит взрослый. Дети самостоятельно выполняют задание. Процесс «сотворчества» увлекает своей необычностью, помогает любоваться рисунком, находить новые детали: вот побежал волк, за елкой спрятался зайка... Ребенок продолжает развивать первоначальный замысел, В следующий раз воспитатель рисует силуэты домов, вырезает их из темной бумаги и наклеивает. Получается улица города. Детям предлагают «зажечь» огни в окнах домов. Так постепенно от неуверенных движений карандашом дети переходят к созданию простейших композиций. Ребенка трех-четырех лет надо направлять на более полное воплощение задуманного содержания рисунка. Это может быть явление природы или общественной жизни («осень», «дождь идет», «как я гуляю», «дом, украшенный к празднику»), сказочный сюжет («Репка», «Колобок»). Выбрать сюжет для рисования должен помочь взрослый. Например, прочитав детям народную сказку «Колобок», он может предложить им нарисовать, «как колобок катится по дорожке». В осеннее время года особенно красив листопад. На прогулке дети наблюдают, как падают листья, разноцветным ковром покрывая землю, а затем изображают это явление в рисунках. Можно использовать и общественную тематику: праздник 1 Мая, 7 Ноября. На прогулке воспитатель обращает внимание детей на то, как украшен город или поселок, а затем предлагает каждому ребенку перенести свои впечатления на бумагу: нарисовать красной краской флажки, нарядных людей, украшенные дома, воздушные шары. Эти рисунки нужно поместить на стенд, чтобы дети увидели, какой получился праздник. Наблюдая с малышами окружающую природу, следует обращать внимание на разнообразие цветов и красок (красный, синий, желтый, зеленый, белый, коричневый, черный), помогать различать их, чтобы использовать затем в рисовании. Линия, линейный контур — выразительные средства, помогающие ребенку подойти к изображению формы. В зависимости от протяженности линий, их характера на рисунках появляются знакомые образы (трава, большие и маленькие круги). Освоение прямых, ломаных, округлых линий связано с соответствующими движениями руки. Изображение замкнутой формы требует более точных движений и зрительного контроля. Эти процессы еще слабо развиты у двухлетних. Задания, в которых внимание детей обращается на особенности формы, должны носить образный характер. Например - «Шарики летят»,— говорит воспитатель, показывая округлые очертания. Дети уверенно проводят замкнутые линии, изображая шарики, повторяют это несколько раз. Овладение такими навыками поможет в будущем рисовать человека, животного.
В процессе рисования по замыслу дети самостоятельно воспроизводят знакомые образы (цветы растут, рыбки плывут, солнышко светит и т. д.), обогащая свою творческую фантазию. Чтобы ребенок добился хороших результатов в изобразительной деятельности, надо научить его правильно пользоваться красками: аккуратно набирать краску на кисточку, уверенно вести ворсом кисти по бумаге, промывать кисть, прикладывая ее к тряпочке; пользуясь несколькими красками, не смешивать их между собой. В зависимости от содержания задания чередуются используемые материалы. Например, если надо изобразить капли дождя — воспитатель дает карандаш; огни салюта, падающий снег рисуют гуашью и т. д. Так ке, как при рисовании, в лепке возникают ассоциативные образы, с помощью которых дети дают названия полученным формам, фигурам. По отдельным очертаниям находят, например, сходство комка с животным. Воспитатель поддерживает стремление к образному обозначению и помогает овладеть приемами лепки. Полно передать содержание замысла малыши еще не могут. Поэтому, вылепив форму какого-либо персонажа, они дополняют его действия словами (машина едет, заяц прыгает и т. д.). Привлекая внимание к лепке, воспитатель показывает, как можно сделать мишку или петушка, чтобы поиграть с ними. Глядя на это, дети сами стараются вылепить что-либо интересное.
Ребенка учат правильно пользоваться пластилином, глиной: не разбрасывать по комнате, лепить на дощечке. Чтобы получились яблочки, вишенки, абрикосы и т. д., надо раскатывать комок между ладонями круговыми движениями. А если делать прямые движения, то получатся палочки, бревнышки, из которых выйдет самолет, избушка для зайчика, воротца, скамеечка. Вылепив, например, заборчик, полезно использовать небольшие игрушки: ходит петушок, растет елочка и т. д. Объемная форма в руках ребенка приобретет значение игрушки, если при обучении пользоваться игровыми приемами. Например, дав ребенку игрушечную белочку, можно спросить, что она ест. Он ответит: орешки, грибы, ягоды. Теперь нужно предложить ему вылепить эти предметы. На другом занятии, пользуясь тем же приемом, воспитатель может дать детям игрушечного зайчика, чтобы они вылепили морковку (из комочка глины нужно раскатать палочку так, чтобы с одной стороны она была толще, с другой тоньше). Когда будет много морковок, пусть дети сами «угощают» байчика. Игра будет продолжаться и после занятия.
Умение передавать разные формы вырабатывается постепенно. Воспитатель учит ритмично, плавно раскатывать в ладонях комок глины или сплющивать его, сглаживать поверхность. Для этого полезно сначала рассмотреть с ребенком предмет (шары, яблоки, грибы, палочки и т. д.), дать подержать его в руках, а затем предложить вылепить. Расплющивая комок глины между ладонями, ребенок начинает лепить лепешки, блины, оладушки и «угощать» ими своих кукол. А когда воспитатель покажет, как сделать предмет из нескольких частей, можно выполнять более сложные задания: лепить грибы и корзиночку, в которую они складываются. Чтобы вылепить, например, птичку или цыпленка, надо взять два комочка: большой — для туловища, поменьше — для головки, раскатать их в ладонях, а потом, соединив вместе, вытянуть хвостик. Эти фигурки можно расположить на общей подставке (полянка, лужок) и вовлечь малышей в игру: вылепленные фигурки объединить интересным сюжетом. Расставить, например, сделанных детьми утят и сказать: «Мама-утка идет, утяток ведет». Можно организовать интересные игры с этими поделками, используя знакомые стихи, сказки, потешки. Для малыша сделанные из глины зайчик, мишка, птичка — живые, поэтому он во время лепки «кормит» их, разговаривает с ними. Не следует запрещать игры с глиной. Пусть ребенок расставит фигурки на листе картона, бумаги, чтобы «цыплята бегали по траве», а «зайка прыгал по лесу». Трехлетние дети, сделав какой-либо предмет, домысливают или дополняют его действия словами. На занятиях лепкой необходимо воспитывать у детей устойчивый интерес, эстетическое восприятие формы, развивать координированные движения рук. Для этого следует чаще, рассматривая с малышами поделки, обращать их внимание на выразительность позы того или иного персонажа («цыпленок бежит», «упал» и т. д.). Вылепленные изделия надо сохранять, позволяя ребенку играть с ними, это способствует самостоятельности. Начиная с трехлетнего возраста в детском саду проводятся занятия аппликацией. При этом главное внимание воспитатель обращает на расположение и наклеивание готовых частей, чтобы из геометрических форм, чередуя их по цвету, величине, получить простейший узор. С интересом ребенок наклеивает аппликацию, имеющую сюжетную основу (фонарики, домик для куколки, тележку и т. д.).
Перед праздником новогодней елки, например, предложите детям сделать разноцветные кружочки — «бусы». Полюбуйтесь ими, покажите ребенку, что и на елке висят разноцветные бусы. Можно использовать и готовые формы, чтобы наклеивать изображение знакомых предметов, персонажей. Например, из двух-трех частей составить картинку: «Жил-был зайчик, длинные ушки», «Села птичка на окошко», «Загудел паровоз и вагончики повез», «Посмотрите, посмотрите, вот, какой флажок у Мити», «Уж ты котенька-коток, котя, серенький лобок». Прежде чем наклеивать, покажите ребенку, как расположить эти части на листе. Перед праздником, рассмотрев яркий, красивый флажок, можно предложить сделать такой же на бумаге. При наклеивании фигурки животного следует подумать, как заинтересовать малышей, используя характерные особенности персонажей. Например, птичку наклеить так, чтобы она получилась сидящей на веточке. Раскладывая отдельные части на бумаге, изменяя положение ее головы, туловища, спрашивайте: «Что делает птичка?», «Почему она подняла или опустила головку?» И т. д. В готовой аппликации обязательно обратить внимание на то, правильно ли удалось изобразить птичку. На занятиях аппликацией воспитатель в определенной последовательности объясняет приемы наклеивания. Эти действия с кистью, клеем, готовыми формами ребенок запоминает с помощью вопросов: «А что теперь надо сделать?», «Как это сделать?», «.Чего еще не хватает?», «Что надо еще наклеить?» И т. д. Так как дети трех лет в процессе аппликации наклеивают готовые формы, эти занятия могут предшествовать рисованию. Например, изображая прямоугольную форму, дайте ребенку задание сделать аппликацию: домик, тележку, вагончик. Детям трехлетнего возраста предлагают составлять картинки из трех-четырех частей: «Лети, наша ракета», «Праздничный дом», «Снеговик во дворе», «Заборчик и дерево», «Елочка около домика» и т. д.
На занятиях аппликацией также используются игровые приемы. Вот один из них. Из цветной бумаги нужно сделать игрушки. Их части заготавливают раздельно так, чтобы после наклеивания получилась картинка любимой игрушки. Это может быть смешной мишка, неваляшка, веселая матрешка или машина, тележка, самолет, ракета и т. д. Перед тем как наклеивать, воспитатель вместе с детьми рассматривает каждую часть отдельно, раскладывает по порядку. Фон лучше использовать цветной, чтобы изображение было ярче. Выполненные работы следует разместить на видном месте, чтобы все дети увидели, какие красивые получились картинки. Их можно подарить брату, сестре, маме, бабушке. Во время рассматривания сделанных аппликаций надо учить ребенка самостоятельно оценивать свою работу, выражать свое отношение к тому, что изображено. В этом процессе активная роль принадлежит взрослому. Задания по изобразительной деятельности строятся так, чтобы ввести ребенка двух-трех лет в образную ситуацию, которая поможет ему эмоционально воспринимать созданный совместно с воспитателем рисунок, лепку, аппликацию. Комплексное воздействие различных видов художественной деятельности способствует созданию эмоционального отношения к образу. Рисуя карандашом, красками, лепя из глины, ребенок лучше воспринимает очертания форм, яркость цветовых пятен, если этому помогают поэтическое слово или песня. Овладение изобразительно-выразительными средствами (ритм, цвет, форма, композиция) обогащает содержание детского рисунка, лепки, аппликации, позволяя находить сходство с окружающими предметами и явлениями. Сенсорные основы изобразительной деятельности не могут формироваться в отрыве от образного начала. Необходимо каждый раз опираться на выразительность отдельных средств, материала, чтобы приобщать детей к художественной деятельности.
Т. Г. Казакова
Сборник статей "Эстетическое воспитание в детском саду", под ред. Н.А.Ветлугиной, М., 1978. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.