В большинстве наблюдаемых нами случаев сенсорной афазии основным симптомом было расстройство акустико-гностических процессов (А. Р. Лурия, 1947— 1962; Э. С. Бейн, 1947, 1957). Остановимся прежде всего на вопросах восстановления этой стороны речевой функции.
Вследствие травмы или сосудистого поражения височной речевой зоны больной перестал воспринимать различия между звуками речи; последние потеряли свой постоянный, константный, независимый от физических условий звучания, характер. Разрушенной оказалась, таким образом, самая специфичная для всех форм человеческого гнозиса черта: его обобщенный и вместе с тем дифференцированный и постоянный характер.
Первейшая наша задача поэтому заключается в создании условий, при которых различение звуков стало бы возможным. Акустические признаки — то, что один звук звучит глухо, другой звонко (п и б) — один твердо, а другой мягко (д и дь), а в грубых случаях и то, что составляет индивидуальную окраску данного звука (делая его не похожим на какой-либо другой звук) в силу самого дефекта недостаточны. Мы обращаемся к сохранным предпосылкам: оптическому, предметному, смысловому восприятию, к артикуляторной формуле, и вступаем на путь опосредования, который и составляет основу метода перестройки.
Для больных даже в крайней степени сенсорного речевого расстройства не представляет никакого труда дифференцировка предметов и их изображений. Эта особенность и используется для обучения различению звуков речи. Больной знает, что суп и зуб, пора и нора, стул и стол, глаз и класс — разные предметы, относящиеся к различным категориям окружающей действительности, но когда он слышит словесное звучание, обозначающее эти предметы, он их не различает, они звучат для него недифференцированно. Больные улавливают лишь общий звуковой рисунок этих слов, кажущийся им одинаковым.
Прежде всего отрабатывается каждый звук речи в контексте оптического, предметно-смыслового образа. Тем самым различение звуков речи — фонематическое различение восстанавливается с опорой на значения слов. Через оптико-предметные различия обходным путем больной научается схватывать и звуковые фонематические признаки (глухость —звонкость, твердость — мягкость). Палка... палка... п... п... б... б... б..., нет это балка в доме. Больной научается противопоставлять звуки друг другу. Через призму предметных различий путь поисков приводит к нахождению адекватного значения.
Остановимся на конкретном примере. Возьмем любой звук, скажем звук к. Больному предъявляются ряд изображений предметов, начинающихся с этого звука: кот, каша, корова, коза, картина, класс, кит, кора. Внимание больного фиксируется на том, что начальное звучание этих слов есть звук к. Звук речи отрабатывается в процессе противопоставления его другим звукам, сначала более грубо от него отличающихся, а затем и оппозиционным. Так воспитывается основная для звука речи черта — его смыслоразличительность. Через оптико-предметные различия обходным путем больной научается схватывать и звуковые фонематические признаки (глухость — звонкость, твердость — мягкость). Палка... палка., п.. п... б., б., п.. б., нет это балка в доме.. — научается противопоставлять друг другу звуки больной. Через призму предметных различий путь поисков приводит к нахождению адекватного звучания.
«Что здесь нарисовано?» — обращаемся мы к больному, сопровождая свой вопрос указательным жестом в случаях недостаточного понимания. Больной начинает вспоминать:
Это... Это... Ну, как это... Бегает.... Логопед подсказывает: «Кот!» — Больной: Да... да... кот, кот, вот... вот.... Таким образом, больной сначала подхватывает, а затем теряет четкое звучание слова. Тогда логопед пытается закрепить это колеблющееся название. То же проделывается с изображением других предметов, начинающихся на букву к, в которых буква к соседствует с другими звуками (каша, коза, класс и т. д.). В результате таких упражнений больной начинает ощущать звук к через предметные различия. Приведем пример такого усвоения.
Больной 3. Экспериментатор знакомит больного с «новым» звуком л. Больной повторяет: л, л, л, л, ... не знаю... тяжело.. — и вдруг: А! Люба... (имя жены) нашел... нашел... теперь никогда не забуду....
Ощутив значение конкретного объекта при усвоении того или другого звука, больной охотно пользуется этим приемом, придумывая все новые и новые слова, в которых он выделяет данный звук. Значение изложенного приема в том, что он подводит предметно-смысловую основу под нечетко и по-разному воспринимаемый звук; больной приучается вычленять его в различных условиях (не только в начале слов, но и в середине, в конце, в закрытых и открытых слогах и т. д.).
Это лишь часть практически используемого приема. В основе всякого обобщенного восприятия лежат процессы сравнения и различения. В действительности усвоить звук к можно только, противопоставив его другим звукам и в первую очередь оппозиционному для него звуку г. Данным способом мы помогаем больному уловить основную черту фонемы — ее смыслоразличи-тельное значение. Дело не только в том, чтобы научиться вычленять звук к в различных словах, обобщающих различные предметы действительности, но и в том, чтобы усвоить звук к на фоне г, п, т и других звуков. Иначе говоря, звук к не есть звук г потому, что предмет кора не есть гора, не есть ссора, не есть дора, коза не есть гроза, картина не есть гардина и т. д.
Приведенные зрительные схемы противопоставляют предметы, отличающиеся по своему смысловому значению и по звучанию. Неясные для больного акустические различия оседают на фундамент предметных различий, опосредуются ими. Через эти оптикопредметные различия, обходным путем больной приучается ощущать и звуковые различия. Больные, услышав два слова: суп и зуб, или, увидев два соответствующих изображения, многократно начинают произносить данные слова вслух, противопоставляя их друг другу.
С-с-суп ззуб, сссуп-зззуб, а! суп, а это зуб! Внимание больного фиксируется на акустических различиях (глухость — звонкость, твердость — мягкость). Сон-тон... Да, да... только один другой и... разные совсем разные — это одно, а это другое... — отмечал один из наших больных.
В работе по восстановлению фонематического слуха используется еще одна сохранная предпосылка речи, играющая далеко не последнюю роль в различении речевых звуков. Мы помогаем больному осознать способ артикулирования того или другого звука, чтобы, используя сохранные кинестетические ощущения, он получил еще один способ — «фиксации» лабильно звучащего речевого звука. В результате больной начинает осознавать, что различие между звуками с и т, которые должны быть им усвоены, заключаются и в том, что если нужно произнести звук т, то язык должен быть толчкообразно прижат к верхним зубам, а звук с получится при свободном положении языка и пропускании струи воздуха сквозь зубы; чтобы получить два различных по смыслу слова нас и нос, надо в первом слове дать движение открытого рта (а), а во втором — придать рту округлое положение, характерное для звука (о); он начинает понимать, что произнести звук м можно, лишь плотно сомкнув губы, а звук н достигается прижатием языка к верхнему нёбу; он начинает сознательно различать и тонкие артикуляторные различия, которые все же существуют и между оппозиционными (гомоорганными) звуками — п-в, т-д, к-г и т. п. Сознательно используемая моторная формула звука — есть еще один способ опосредованного подхода к усвоению звуков речи.
Остановимся на таком мощном факторе развития фонематического слуха, каким является буква, оптическое обобщение звука. В исследованиях, посвященных развитию языкового сознания ребенка в норме и патологии (Р. Е. Левина, 1940, 1961), доказывается, что в норме буква, как графема, ступень обобщения речевого звука, выражение четкого постоянства звукового образа, возникает лишь на известной ступени развития языкового сознания ребенка. Условно можно сказать, что буква как графема завершает путь фонематического развития ребенка.
В патологии дело обстоит иначе. Отношения тут обратные. В процессе восстановительного обучения буква используется в начале восстановления фонематического анализа у человека. Это одновременно и способ «фиксации» звука и способ развития и укрепления процессов письма и чтения.
От буквы, через букву (наряду с предметно-смысловым образом и артикулярной формулой) — больной приходит к звуку и фонеме и, наконец, к графеме (т. е. к оптическому обобщению, не зависящему от характера начертания — письменная ли буква, печатная ли, большая или маленькая?).
Поэтому независимо от того, совсем ли распалось письмо и чтение у данного больного, или узнавание и пользование буквой у него неустойчиво, работа над развитием фонематического слуха всегда должна включать отработку всех звуков речи, всего алфавита. Таким образом, отрабатывая звуки с и з, п и б, к и г, следует сразу вводить их буквенное изображение. Слово кот не есть год, слово суп не есть зуб, слово точка не есть дочка, потому что предмет суп не есть предмет зуб, потому что мы произносим звуки с и з иначе и изображаем их буквой различно. Так, схематически говоря, выглядит методическая линия разработки звуков речи для создания условий дифференцированного восприятия. Ведь вопрос в наиболее рациональном подборе слов, их изображений, в максимально разносторонней обработке каждого звука в различных акустических и артикуляционных условиях (в начале слова, в середине, в конце, в открытом слове, в закрытом, в сочетании согласных и т. д.).
В приводимых схемах мы пытаемся дать такие примерные разработки. Причем отрабатывая, вычленяя звук в слове, необходимо быть уверенным в том, что слово больному понятно. Прекрасным методическим пособием для этих целей является разрезная азбука.
Чтобы буква действительно на каком-то этапе переросла в графему, необходимо, лучше сразу, ввести ее изображение во всех возможных видах (печатная, письменная, большая, маленькая) — все они должны символизировать звуко-буквенный образ — к. Последний, таким образом, абстрагируется от любых условий звучания и изображения. Специальное внимание, причем, должно быть уделено обучению абстрагированию звука из различных морфологических условий, чередовании фонем (з не только в прямом звучании — морозы, но и в скрытом звучании с — мороз).
К этому сводится основная задача в работе над развитием фонематического слуха. Для выполнения ее больной должен систематически и регулярно упражняться в умении находить в словах данный звук, по данному звуку подбирать слово, находить в сюжетных изображениях или среди ряда отдельных изображений, предметы и соотносить их с данным звуком. Наряду с этим, должна производиться и буквенная запись, ее прочтение, нахождение в разрезной азбуке соответствующей буквы и т. д. На дальнейших этапах следует переходить к работе над звуком в более искусственных условиях слога.
Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»
.
Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?
Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?
Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?
Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?
Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.