Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Ответы юриста на вопросы >> Юридическая консультация >>

Эволюция государственной власти: Президент и федеральное правительство


Я. М. Бельсон, К. Е. Ливанцев. "История государства и права США"
Изд-во Ленинградского университета, Л., 1982 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Основное содержание эволюции института президентской власти заключается не столько в изменении конституционного статуса президента, сколько в прагматическом наполнении этого статуса новым политическим содержанием, которое в некоторых своих проявлениях идет даже вразрез с конституцией.
Как уже говорилось, порядок выборов президента предусматривает, что в первый вторник после первого понедельника ноября високосного года (в 1980 г. это было 4 ноября) избиратели США подают свои избирательные бюллетени, на которых стоят не только имена выдвинутых партийными съездами кандидатов в президенты и вице-президенты, но и имена президентских выборщиков. Выборщики повсеместно избираются непосредственно населением штатов и федерального округа Колумбия.
Выборщики избираются общим списком, а определение результатов голосования производится по мажоритарной системе относительного большинства, т. е. партия, получившая наибольшее число голосов, замещает все места выборщиков от данного штата. Эту систему нередко называют «все или ничего». Именно при такой системе возникают парадоксальные диспропорции между количеством голосов избирателей и распределением выборщиков. Так, на выборах 1960 г. кандидат демократической партии Дж. Кеннеди при минимальнейшем перевесе голосов (за него было подано 34 227 тыс. голосов, а за Р. Никсона — 34 109 тыс.) получил 303 выборщика против 219 у его противника (за всю историю президентских выборов в США наибольшее количество голосов выборщиков получил в 1936 г. Ф. Рузвельт — 523 из 531). Это были первые президентские выборы в составе 50 штатов. Дж. Кеннеди прошел в президенты относительным и весьма незначительным большинством: он получил всего на 118 тыс., или на 0,2%, голосов больше, чем Р. Никсон.
Впервые за 76 лет, истекшие со времени избрания С. Кливленда в 1884 г., президент вступил в Белый дом с таким незначительным большинством голосов. Конечно, на призидентских полномочиях Дж. Кеннеди не отразилось то, что он не собрал даже половины всех поданых на выборах голосов (в выборах приняло участие 68 836 тыс. избирателей).
Двухстепенная система выборов президента США создает такое положение, при котором коллегия выборщиков в большинстве случаев адекватно не отражает число голосов, поданых за кандидатов. Если обратиться для примера к президентским выборам 1972 г., то кандидат республиканской партии Р. Никсон, собравший 61% (45,9 млн.) голосов избирателей, имел голоса 96% (521) выборщиков. В то же время кандидат демократов Дж. Макговерн, который получил голоса 38% (28,4 млн.) избирателей, имел менее 4% (17) выборщиков. В практике США можно встретить «президентов меньшинства», т. е. главу государства, не получившего на выборах 50% голосов. «Президент меньшинства» оказывается в Белом доме в результате того, что, завоевав большинство выборщиков, он имеет меньше голосов избирателей, чем его соперник. К президентам, избранным «меньшинством», относят А. Линкольна (1860), Дж. Гарфильда (1880), Г. Кливленда (1884 и 1892), В. Вильсона (1912 и 1916), Г. Трумэна (1948), Дж. Кеннеди (1960) и Р. Никсона (1968). Не получив большинства голосов избирателей, все они имели большинство голосов выборщиков.
Если же говорить об избирательном корпусе в целом, т. е. о гражданах, имеющих право голоса, то в XX в. ни один президент США не был избран абсолютным большинством голосов всех избирателей. В 1969—1970 гг. в Конгрессе США рассматривались предложения о ликвидации коллегии выборщиков и введении системы прямых выборов президента и вице-президента, но эти предложения не получили требуемой поддержки в сенате. Аналогичная картина сложилась и в 1980 г., когда республиканец Р. Рейган, получивший 51% (43,2 млн.) принявших участие в голосовании, имел голоса 90,8% (489) выборщиков; его соперник Дж. Картер, собравший 41%, (34,9 млн.) голосов избирателей, участвовавших в выборах, получил 9,2% (49) общего числа выборщиков.
В свое время первый президент США Д. Вашингтон создал прецедент, отказавшись от избрания на третий срок. Прецедент этот стал бережно хранимой традицией, которая не нарушалась до Ф. Рузвельта, избиравшегося главой государства четырежды — в 1932, 1936, 1940, 1944 гг. Как уже говорилось, принятая в 1951 г. ХХII-я поправка к Конституции запретила переизбрание президента на третий срок. Ставший же президентом вице-президент мог избираться дважды — при условии, если до выборов он занимал этот пост меньше двух лет. Таким образом, в настоящее время максимальный срок пребывания в Белом доме не может превышать десяти лет.
Как глава государства и глава правительства президент США наделен довольно широкими полномочиями. Прежде всего он стоит во главе колоссального государственного аппарата, насчитывающего 2,5 млн. гражданских служащих, из которых примерно 1500 чиновников федеральных ведомств получают назначения на должность непосредственно от президента или с его участием.
Президент предлагает кандидатуры на высшие федеральные должности, а сенат эти назначения утверждает. Хотя предполагается, что сенат не препятствует назначениям и они производятся «по совету и с согласия» сенаторов, бывают случаи, когда возникают конфликты. Например, в 1969 г. сенат отклонил сначала одну, а затем другую предложенную президентом Р. Никсоном кандидатуру на замещение вакантной должности члена Верховного суда; в 1973 г. сенат не поддержал предложенную им же кандидатуру на пост директора ФБР.
Интересное явление в политической жизни США представляет собой правительственный или президентский лоббизм. Суть этого явления заключается в том, что тенденция резкого усиления исполнительной власти после второй мировой войны, усложнение законодательного процесса, комплексный характер большинства правительственных программ предопределили создание в аппарате Белого дома специального Отдела связи для координации отношений с Конгрессом. Так была практически конституциоино оформлена всегда существовавшая функция воздействия правительства, возглавляемого президентом, на Конгресс. Директор отдела является одновременно помощником президента по связям с Капитолием. Сотрудники отдела («связники») рассматривают Конгресс как две отдельные системы — сенат и палату представителей. Они действуют в теснейшем контакте с многочисленными работниками отделов связи с Конгрессом, имеющихся в министерствах, департаментах, различных правительственных агентствах и бюро. В аппарате государственного департамента, например, столько же специалистов по связям с Конгрессом, сколько и по связям с самым крупным иностранным государством. Решающую роль в этом кооперировании «связники» Белого дома оставляют за собой: они определяют общую стратегию, тактику прохождения того или иного законопроекта, его очередность, политическое значение. Как отмечает американский политолог Л. Ризельбах, «президент является основным стимулятором деятельности Конгресса».
Ведь в среднем, как известно, ежегодно в Конгресс поступает до 25 тыс. законопроектов и резолюций, среди которых законодательная програма президента составляет не более 5%, но именно ее рассмотрение заполняет собой основное время работы обеих палат Конгресса.
На первом этапе прохождения билля, внесенного исполнительной властью, при его рассмотрении в соответствующем комитете ответственность за его благополучное прохождение возлагается на группу связи того министерства или ведомства, в компетенцию которого входят вопросы, рассматриваемые в законопроекте. На этом этапе Белый дом не обнаруживает своей активности, лишь координируя и направляя действия сотрудников отделов связи.
Значительными полномочиями располагает президент США в сфере внешнеполитической деятельности. Ранее уже говорилось, что ему принадлежит конституционное право «с совета и согласия сената заключать международные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов; с совета и согласия сената назначать послов и иных полномочных представителей и консулов». (Конституция США, ст. 2, разд. 2, п. 2). Международно-правовые полномочия президента США сложились таким образом, что он не только подписывает договоры с иностранными государствами, но фактически сам ведет переговоры, используя для этого либо дипломатические каналы государственного департамента, либо своих личных представителей.
Значительная часть международно-правовых актов оформляется президентом не в форме договора, а в форме исполнительного соглашения — особой неконституционной формы международно-правового документа, который не нуждается в одобрении его сенатом. В настоящее время Соединенные Штаты в результате президентской активности имеют примерно тысячу международных договоров, но в 5 раз больше исполнительных соглашений.
Попытки ограничить внешнеполитическую практику президентских исполнительных соглашений предпринимались не один раз. Так, например, в феврале 1971 г. сенатор К. Кейс внес законопроект об обязательном предоставлении текстов всех исполнительных соглашений правительством в Конгресс в течение 60 дней. Исполнительные соглашения секретного характера должны представляться в комиссию по иностранным делам сената и в комиссию по международным отношениям палаты представителей. Год спустя, после обсуждения в Конгрессе и принятия, президент подписал этот закон. Таким образом, было законодательно закреплено право Конгресса на контроль за деятельностью правительственной администрации в области заключения международных договоров. Надо сказать, что это была первая доведенная до конца акция Конгресса, нацеленная на восстановление его внешнеполитических прерогатив.
Весьма своеобразным государственно-правовым институтом является в Соединенных Штатах пост вице-президента. Правовое и фактическое положение президента и вице-президента существенно различаются. Конституция республики упоминает лишь об одной обязанности вице-президента: «Вице-президент Соединенных Штатов является председателем Сената, но может голосовать лишь в том случае, если голоса разделятся поровну» (ст. 1, разд. 3, п. 4). Вице-президент, как уже говорилось, «наследует» пост президента.
До 1967 г. в случае освобождения поста вице-президента на эту должность никто не назначался до проведения очередных президентских выборов. Но в 1967 г. была принята XXV-я поправка к Конституции США, которая уполномачивала президента по своему усмотрению назначать кандидата на освободившийся пост вице-президента. Избранник президента должен затем получить одобрение большинства в обеих палатах Конгресса. И вот, когда осенью 1973 г., признав себя виновным в неуплате налогов, вице-президент С. Агню ушел в отставку, в стране сложилась предусмотренная указанной поправкой ситуация. В конечном итоге новый, сороковой по счету вице-президент оказался первым занявшим этот пост в середине срока полномочий своего предшественника. Так на посту вице-президента оказался в 1973 г. Дж. Форд — тогда лидер партии республиканцев в палате представителей. 9 августа 1974 г. (после отставки Р. Никсона перед угрозой «импичмента») Дж. Форд стал 38 президентом республики.
На протяжении длительного времени пост вице-президента рассматривался американцами в лучшем случае как синекура, а в худшем, если воспользоваться словами Т. Рузвельта, как «ступенька к забвению». Американские источники говорят, что Т. Маршалл (вице-президент в 1913—1921 гг.) рассказывал шуточную историю о двух братьях, один из которых стал моряком и ушел в плавание, а другого избрали вице-президентом: «С тех пор ни об одном из них никто больше не слышал».
Положение стало меняться после второй мировой войны. Из восьми послевоенных президентов четыре — Г. Трумэн, Л. Джонсон, Р. Никсон и Дж. Форд — занимали перед тем вице-президентский пост. А вице-президент 1976—1980, гг. У. Мондейл с самого начала был поставлен в положение активной политической фигуры. Так же проявляет себя и, сменивший его после выборов 1980 г. Дж. Буш.
Как показала практика, стоящая перед большинством вице-президентов дилемма заключается в том, что они редко знают, в чем состоит их роль, и почти никогда не знают, как сложатся их взаимоотношения с президентом. Сами президенты редко помогают вице-президенту найти себя, не без ревности оберегая свои прерогативы и чувствуя известную угрозу со стороны «дублеров». В результате роль вице-президента по существу определяет президент в соответствии со своими, политическими взглядами и целями.
Исключительно важную роль в осуществлении президентской власти приобрела в XX в. огромная чиновничья-бюрократическая машина, что можно расценивать как одно из проявлений общей тенденции развития государственно-монополистического государства. «Империализм, эпоха банкового капитала, эпоха гигантских капиталистических монополий, эпоха перерастания монополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм, показывает необыкновенное усиление „государственной машины", неслыханный рост ее чиновничьего и военного аппарата».
Заметную роль в функционировании всего правительственного механизма играет управленческий аппарат Белого дома, в котором собраны ближайшие и особо доверенные помощники, советники и секретари глзеы правительства. В структуре аппарата Белого дома можно выделить следующие основные звенья: группа специального помощника по национальной безопасности, группа секретаря по вопросам печати, группа по делам Конгресса, группа специального советника, секретариаты — кабинета и президента. Виднейшее место в правительственном механизме занимают специальные помощники президента и в особенности специальный помощник по делам национальной безопасности, должность которого учреждена в 1953 г. президентом Д. Эйзенхауэром.
Специальный помощник президента по делам национальной безопасности, один из важнейших членов правительства США, в качестве наблюдателя присутствует на заседаниях кабинета, активно участвует во всех совещаниях, созываемых президентом по проблемам национальной безопасности. Кроме того, он осуществляет наиболее ответственные внешнеполитические акции, от имени президента вступает в контакты с главами иностранных государств и правительств.
На помощника президента по национальной безопасности возложены задачи конденсировать информацию и рекомендации различных ведомств, совместно с аппаратом Совета национальной безопасности выявлять проблемы, доводить всю совокупность информации до сведения президента, готовить краткие резюме материалов, поступающих из ведомств к президенту; анализировать недостатки и преимущества предлагаемых политических альтернатив; контролировать осуществление принятых президентом решений; организовывать и координировать межведомственную деятельность по вопросам национальной безопасности. В то же время помощнику президента рекомендуется: избегать роли руководителя внешней политики государства; ограничивать свои публичнее выступления; воздерживаться от поддержки той или иной точки зрения внутри правительства. Помощник президента по вопросам национальной безопасности должен постоянно сотрудничать с другими старшими помощниками членов кабинета при проведении решений президента в жизнь.
Важное место в государственном механизме занимает труппа органов, объединенных в Исполнительное управление президента, и составляющих группу учреждений, непосредственно подчиненных президенту и наделенных главным образом консультативно-аналитическими функциями. Создание этого внеминистерского звена в государственном механизме бьгло законодательно оформлено в 1939 г. во время президентства Ф, Рузвельта. Созданное для оказания помощи президенту по руководству правительственным аппаратом, Исполнительное управление всего за два-три десятилетия приобрело значение не только самостоятельного, но и ведущего комплекса в государственном механизме, составляющего довольно разветвленный административный аппарат со своими специфическими задачами. Это — высшее звено правительственных федеральных органов, работающих под непосредственным руководством президента республики, вершина государственного аппарата. Поскольку именно Исполнительное управление определяет и формулирует основные перспективы правительственной политики, целесообразно рассмотреть его структуру подробнее.
Важнейшим в системе органов Исполнительного управления является созданный в 1947 г. Совет национальной безопасности (СНБ), в состав которого включены: президент, вице-президент, государственный секретарь, министр обороны, директор управления чрезвычайной мобилизационной готовности. В качестве советников в состав СНБ включены директор ЦРУ и председатель Комитета начальников штабов. На заседаниях по приглашению президента обязаны присутствовать помощник президента по вопросам национальной безопасности, исполнительный секретарь Совета и другие руководящие деятели.
Совет национальной безопасности, как установлено актом о его создании, обязан «давать президенту компетентные советы, охватывающие все аспекты внутренней, внешней и военной политики, касающейся вопросов национальной безопасности с целью более эффективной координации деятельности военных ведомств и других правительственных департаментов «учреждений в деле национальной безопасности».
В начале 1977 г. президент Дж. Картер осуществил значительные преобразования в структуре СНБ. Были упразднены существовавшие прежде 7 комитетов, а вместо них были созданы 2 — Комитет по анализу политики и Комитет по специальной координации. Комитет по анализу политики включил государственного секретаря США, министра обороны, министра финансов, директора ЦРУ, председателя Комитета начальников штабов, помощника президента по национальной безопасности.
Одной из устойчивых тенденций государственного развития США является неуклонное увеличение численности чиновничье-бюрократического аппарата. Если в 1889 г. при численности населения страны в 62 млн. человек в службах федерального правительства работало 30 тыс. чел. (т. е. на 2 тыс. населения приходился один федеральный служащий), то в 1964 г, в федеральных ведомствах было занято 2,5 млн. чел.— один гражданин США из каждых 76. Надо полагать, что не без оснований писал один из виднейших американских государствоведов Э. Корвин, что «в стране создан самый большой бюрократический аппарат со времен Римской империи».
Бывший авторитетный сотрудник Белого дома С. Хейс в обстоятельном труде «Организация президентской власти» (1976 г.) внимательно проанализировал внутренний механизм действия аппарата Белого дома, нередко остающийся вне поля зрения общественности и наблюдателей. С. Хейс констатирует, что всего за четыре десятилетия он разросся до грандиозных размеров. К середине 60-х годов этот аппарат достиг такой численности, что президент Л. Джонсон попытался (правда, безуспешно)-скоординировать программы его развития. Последующие президенты были, по мнению автора, буквально пленниками чиновничьего механизма. Выдвигая целый ряд предложений по совершенствованию президентской власти, С. Хейс тем не менее питает мало надежд на устранение основной, по его мнению, помехи единовластия президента в правительстве: «Американская история, — пишет он, — дает мало примеров для оптимизма в отношении возможности коллективной работы кабинета».
Главными образующими правительство США (кабинет президента) компонентами являются департаменты, министерства.
Государственный департамент — ведомство иностранных дел, во главе которого стоит государственный секретарь. Это старейшее учреждение исполнительной власти в США, первым руководителем которого был Т. Джефферсон (создано в 1789 г.). В общую структуру Государственного департамента входят региональные ведомства, возглавляемые помощниками государственного секретаря. Помимо внешнеполитической деятельности Государственный департамент осуществляет ряд функций, хранение государственной печати, осуществление связи органов федерации с органами штатов, хранение официальных текстов, принимаемых президентом и Конгрессом актов.
Министерство финансов осуществляет сбор налогов, оплату правительственных расходов и хранение государственных средств. Создано, как и предыдущее, в 1789 г. Органы министерства финансов обеспечивают сбор налоговых платежей, контролируют исполнение государственного бюджета, занимаются вопросами государственных долгов, устанавливают порядок и форму финансовой отчетности федеральных учреждений и т. д. Министерство ведает федеральными банками и золотым запасом страны, который находится в специальном хранилище (штат Колорадо, Форт Нокс), участвует во внешнеэкономический деятельности.
Министерство торговли осуществляет руководство внутренней и внешней торговлей страны, основано в 1903 г. Министерство участвует в обеспечении предприятий стратегической информацией, оказывает техническую помощь предпринимателям в развитии новых промышленных отраслей, проводит различные переписи, устанавливает измерительные стандарты. Одной из важных функций этого департамента является выдача лицензий на экспорт.
Министерство труда призвано обеспечивать осуществление федерального законодательства в области трудовых отношений, создано в 1884 г. Входящее в это министерство Бюро рабочей статистики ежегодно публикует материалы о различных сторонах производственной деятельности рабочего класса.
Министерство земледелия учреждено в 1862 г. Оно координирует вопросы сельского хозяйства, собирает, обобщает и распространяет соответствующую информацию, проводит почвоохраиительные мероприятия, осуществляет охрану лесов. Участвует в создании продовольственных резервов, занимается вопросами производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, государственными закупками, финансированием сельского хозяйства, охраной лесов, почв и вод, борьбой с сельскохозяйственными вредителями, ведет соответствующие научные исследования.
Министерство внутренних дел осуществляет управление государственными землями, контролирует работу в шахтах и нагорных разработках, регулирует порядок охоты и рыболовства. В функции этого ведомства входит содержание индейских резерваций. Эта задача осуществляется входящим в состав министерства Бюро по делам индейцев. Оно было создано в 1849 г. в качестве «заведующего хозяйством» федерального правительства.
Министерство труда призвано обеспечивать осуществление ведомства: авиации, армии и флота. Военный департамент был создан в 1789 г., а департамент военно-морского флота в 1798 г. После второй мировой войны, в 1947 г. было учреждено единое министерство обороны. Каждое из ведомств возглавляется соответствующим министром, подчиняющимся министру обороны. При каждом министерстве имеется генеральный штаб, входящий в состав объединенного генерального штаба министерства обороны. В условиях существования отраслевых военных министерств министерство обороны не занимается конкретными вопросами управления войсками, а осуществляет организацию обучения и оснащения вооруженных сил в целом.
Министерство юстиции учреждено 22 июня 1870 г. Его глава одновременно является и генеральным атторнеем страны, осуществляет надзор за законностью, консультирует по правовым вопросам правительство и представляет Соединенные Штаты в судах. В составе министерства юстиции находится Федеральное бюро расследований (ФБР). Министерство ведает также федеральной тюремной системой. В 1968 г. в составе министерства была организована Администрация содействия правоприменительной деятельности, наделенная функциями координации работы правоприменяющих органов в штатах и распределения между ними федеральных ассигнований на борьбу с преступностью.
Министерство здравоохранения и социального обеспечения создано в 1953 г. Обладает ограниченным кругом полномочий, поскольку здравоохранение и социальное обеспечение все еще остаются сферой активной деятельности частных предпринимателей. Управление в этих областях децентрализовано и находится в ведении штатов и местных органов.
Министерство жилищного строительства и развития городов учреждено в 1965 г. Собирает материалы о потребностях в жилье, формулирует конкретные предложения законодательного или иного порядка по осуществлению правительственной программы жилищного строительства. Ведает вопросами миграции населения, распоряжается правительственным жилым фондом особого назначения.
Министерство транспорта существует с 1966 г. Создано из отдельных ведомственных служб в целях координации деятельности всех видов транспорта в стране.
Министерство энергетики учреждено в 1977 г., формально призвано способствовать реализации общегосударственных программ разрешения кризисных энергетических проблем. Новому ведомству переданы важные функции министерств обороны, торговли, внутренних дел и других учреждений. Министерство энергетики открыто признается частью военно-промышленного комплекса США. Не случайно его называют «малый Пентагон».
Министерство образования. Было учреждено президентом Дж. Картером в октябре 1979 г. На. него возложено осуществление множества правительственных программ, среди которых — финансовая помощь начальным и средним школам, руководство профессиональным обучением, оказание помощи студентам и т. д. Министерство призвано осуществлять лишь общий контроль в сфере образования. Однако данная сфера по-прежнему остается объектом управления штатных и местных властей, а также частных организаций.
Созданная в 1970 г. вместо министерства почт Почтовая служба США возглавляется Советом управляющих из 9 членов, назначаемых президентом на 9 лет, и утверждается сенатом. Генеральный почтмейстер избирается Советом управляющих,- его заместитель — также.
Между министерствами практически нет строгого разграничения обязанностей. Нередко одни и те же федеральные проблемы разрабатываются несколькими департаментами, а некоторые смежные, включающие комплекс разнообразных вопросов проблемы находятся в ведении различных департаментов.
Поиски оптимальных вариантов реорганизации государственного управления ведутся непрерывно. Так, в 1959—1960 гг. в Конгресс вносились предложения о создании министерства науки. В 1971—1972 гг. президент Р. Никсон предпринял попытку реформы президентского кабинета. «Конституционная революция» президента состояла в его намерении вместо существующих 11 департаментов создать 8. Согласно плану реорганизации Государственный департамент, министерство обороны, министерство финансов и министерство юстиции сохранялись, все же остальные должны были слиться в 4 новых: министерство экономики, министерство местного развития, министерство людских ресурсов и министерство природных ресурсов. Эти предложения остались нереализованными, не получив одобрения Конгресса.
Разработанная администрацией Р. Никсона программа носила небывало широкий для США характер. Оставляя в стороне некоторые конъюнктурные соображения президента, можно все же констатировать, что эти мероприятия предусматривали создание более гибкого и эффективного механизма государственного управления и были направлены на укрепление существующей в стране политической системы. Несмотря на то, что правительство объявило целью задуманной реорганизации централизацию исполнительных функций в государственном аппарате, проектируемые меры должны были способствовать их дальнейшей централизации.
В последние годы правительственный аппарат США в целом все более отходит от старых, классических принципов «саморегулирующейся экономики» и стремится повысить роль государства в экономике, эффективность правительственного механизма экономического регулирования. Так, в начале 1981 г. в правительстве Р. Рейгана для повседневного оперативного решения безотлагательных вопросов был создан Исполнительный комитет («суперкабинет»), в состав которого вошли советник президента по общеполитическим вопросам, государственный секретарь и министры: обороны, финансов, юстиции.
Обобщая сказанное о механизме президентской власти, можно заключить, что в условиях стремительных социальных перемен, развития научно-технической революции, оказывающих глубокое воздействие на структуру американского общества, деятельность государственного аппарата, замедленно на них реагирующего, остающегося на прежнем, как неоднократно признавали государственные руководители США, уже устаревшем уровне, все менее отвечает задачам эффективного управления.
Стремление придать необходимую гибкость государственному аппарату проявлялось по-разному: создавались новые административные органы, принимались соответствующие законы, совершенствовались, с помощью реформ, методы работы. В итоге, возникли довольно громоздкие механизмы государственного регулирования, состоящие из значительного числа правительственных органов как административно-исполнительного, таки консультативно-аналитического назначения. Эта система оказывалась сложной потому, что состояла из относительно самостоятельных учреждений, в деятельности которых решающее влияние имели ведомственные и узкопартийные интересы. Все это отрицательно сказалось на результатах регулирующей деятельности правительства в соответствующих сферах. Создаваемые вновь и вновь координационные органы лишь усложняют систему, еще более затрудняют процесс принятия решений на высших уровнях, ведут к увеличению расходов на содержание правительственного аппарата.

Продолжение ...







Автотранспорт


Бытовые конфликты


Финансы и кредиты


Недвижимость


Налогообложение


Наследование и дарение


Льготы и пособия


Права потребителей


Предпринимательство


Развод и алименты


Семейные проблемы


Страхование


Трудовые споры


Другие вопросы

Бракованные товары


Порядок переоформления


Жалобная книга

Словарь терминов


Юридический практикум


Иски и протесты


Некачественные товары


Нерассмотренные вопросы


Юридическая литература


Юридические статьи



 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +