Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Ответы юриста на вопросы >> Юридическая консультация >>

Революционная война за независимость и образование США


Я. М. Бельсон, К. Е. Ливанцев. "История государства и права США"
Изд-во Ленинградского университета, Л., 1982 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Английские колонии в Северной Америке. Политическая организация США прошла длинный путь развития, црежде чем приобрела современную свою структуру. В известной мере она начала складываться уже тогда, когда первые белые поселенцы появились на американской земле и стали оттеснять на Запад коренных жителей континента — индейцев.
Примерно с конца XVI — начала XVII вв. Северная Америка — это район территориальной экспансии Англии, Испании, Франции и Голландии. Английские и голландские колонисты занимали Атлантическое побережье в центральной части Северной Америки, тогда как испанцы и французы захватили южное побережье (Мексика, Луизиана). Северные земли оказались преимущественно в руках французов (Канада). Английская колонизация привела к возникновению свыше десяти колоний на землях, с которых были вытеснены конкуренты — голландские поселенцы. Число английских колоний во второй половине XVIII в. составило 13 — Коннектикут, Делавэр, Джорджия, Северная Каролина, Южная Каролина, Мэриленд, Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Пенсильвания, Род-Айленд, Виргиния. Характерно, что экономическая структура северных и южных английских колоний была различной.
Так, в северных колониях, прежде всего на территории, именуемой Новая Англия, наряду с сельским хозяйством в XVIII в. начала развиваться промышленность, велась оживленная торговля, возникали крупные городские центры (Бостон, Нью-Йорк, Филадельфия). Южные колонии имели исключительно аграрный характер. Причем, если на Севере преобладали мелкие фермерские хозяйства, то на Юге доминировали крупные латифундии, находившиеся в руках земельной аристократии. На Юге эксплуатировался труд негров-рабов, ввозимых из Африки, владельцы плантаций из числа английской аристократии пытались перенести в Новый Свет старые феодальные порядки. Несмотря на различие в социальной структуре между отдельными колониями, общей характерной чертой их было сравнительно быстрое развитие капиталистических отношений, сочетавшихся с рабовладением на Юге и переплетавшихся в известной мере с феодальными формами эксплуатации.
Можно сказать, таким образом, что в английских колониях на американском континенте формировалось раннекапиталистическое общество, в котором, как особый уклад, существовало легализованное рабство.
Юридически небезынтересен вопрос о взаимоотношениях колоний с метрополией. Между колониями ие существовало формально никакой связи и каждая из 13 колоний управлялась как бы самостоятельно, находясь вместе с тем в непосредственной зависимости от метрополии. Первоначально в системе управления колониями были существенные различия. Одна часть колоний управлялась в соответствии с королевскими хартиями, выданными торговым компаниям, основавшим эти колонии. Другая — хартиями, дарованными какому-либо отдельному лицу; вторая группа колоний получила название «собственнических». Наконец, существовали коронные колонии (третья группа), которые находились под управлением королевской власти.
В целом ко времени войны за независимость большинство колоний были непосредственно подчинены королевской власти. Во главе каждой из них стоял назначаемый королем губернатор, который имел право в свою очередь назначать судей и прочих чиновников колониального управления. Как правило, в каждой из колоний функционировал совет при губернаторе и законодательное собрание, избиравшееся на основе высокого имущественного ценза. По существу эти собрания практически имели лишь совещательный характер, так как на принятые ими акты и решения губернатор мог наложить «вето». Колонисты восприняли основные институты английского общего права (common law) и надеялись пользоваться свободами, в известной мере предусмотренными английской системой местного самоуправления. Политические права были предоставлены лишь имущим слоям: в южных колониях — крупным плантаторам-рабовладельцам, в северных — крупным землевладельцам и буржуазии. По большей части все вопросы жизни колоний решали правительство или парламент метрополии, игнорировавшие интересы большинства населения колоний.
В процессе быстрой индустриализации Англии в XVIII в. еще более усилилась колониальная эксплуатация британских владений в Северной Америке, которые рассматривались как выгодный рынок сбыта товаров и источник сырья. Издавались акты и распоряжения, налагавшие на колонии разного рода поборы и подати и устанавливавшие таможенные пошлины, выгодные английской промышленности и торговле. Например, закон 1765 г. о гербовом сборе облагал налогом брачные документы, торговые сделки, документы о наследстве, всякого рода официальные бумаги, печатные издания и т. д.
Колонии не имели своих представителей в британской палате общин и потому полагали, что введение парламентом дискриминационных пошлин, налогов, тарифов противоречит естественному праву — выражать через посредство своих представителей собственное отношение к новым налоговым обложениям. Вполне естественно, что в колониях рос протест против господства метрополии. Вспыхнувшее затем восстание переросло в революционную войну за независимость, которую, несмотря на имевшиеся разногласия, колонии вели совместно.
Период войны за независимость (1775—1783 гг.). В 1918 г. в «Письме к американским рабочим» В. И. Ленин писал: «История новейшей, цивилизованной Америки открывается одной из тех великих, действительно освободительных, действительно революционных войн... вызванных, подобно теперешней империалистской войне, дракой между королями, помещиками, капиталистами из-за дележа захваченных земель или награбленных прибылей».
Выразительным примером нарастающего возмущения колонистов явилось знаменитое «Бостонское чаепитие» — новое звено в цепи давно назревавших конфликтов между колониями и метрополией. Случилось так, что в декабре 1773 г. в знак бойкота британских товаров в Бостоне вся поступившая партия индийского чая была выброшена в море. В ответ на это английский парламент весной 1774 г. принял три репрессивных закона, целью которых было усмирение колоний. Эти акты вызвали сильнейшее возмущение и послужили поводом для совместного выступления колоний.
В сентябре 1774 г. в Филадельфии был созван I Континентальный конгресс, в работе которого участвовали представители 12 колоний. Конгресс направил королю послание, требовавшее отмены законов, нарушающих интересы колоний, и объявил о бойкоте английских товаров до полной отмены дискриминационных актов. Поскольку английский парламент и король Георг III отвергли требования конгресса, вооруженный конфликт между обеими сторонами стал неизбежен. Вскоре прозвучали и первые выстрелы: в апреле 1775 г. в штате Массачусетс в сражении при Лексингтоне и Конкорде (вблизи Бостона) вооруженные повстанцы из фермеров, рабочих и ремесленников с воодушевлением разгромили английский отряд.
Следующей важной ступенью в развитии событий необходимо считать решения II Континентального конгресса, собравшегося в мае 1775 г. там же, в Филадельфии. На нем была выработана общая программа представителей колоний и вскрыты причины вооруженного конфликта. К этому времени обстановка в колониях еще более обострилась, и конгрессу, несмотря на имевшиеся среди депутатов серьезные противоречия, с самого начала пришлось выступить в роли центрального органа восставших колоний, постепенно самоопределявшихся в штаты. В июне конгресс принял решение об образовании регулярной армии и избрал верховным командующим Д. Вашингтона, снискавшего доверие и уважение повстанцев.
Весной следующего, 1776 года, большинство колониальных ассамблей высказалось за отделение от Англии. 10 июня 1776 г. II Континентальный конгресс назначил комиссию из пяти человек для подготовки текста Декларации независимости. Решающее участие в подготовке этого документа принял Т. Джефферсон. Принципы Декларации представляли собой закономерное - в условиях революционно-освободительной войны — развитие концепции самоуправления колоний.
Начавшаяся война за независимость попеременно приносила и успехи, и неудачи. Важным фактором было здесь то, что борьба против господства Англии сочеталась с борьбой против внутренней реакции: земельной аристократии, высшего чиновничества, английского духовенства — так называемых тори или лоялиетов, составлявших опору английского колониального господства на местах. Понятно, что в ходе этой борьбы устранялись феодальные институты: конфисковывались поместья лоялиетов, отменялись феодальные повинности, ликвидировались система майората и принцип неотчуждаемости родовых имений. Прогрессивный американский историк Ф. Фанер, давая общее определение причин возникновения США, писал: «Американская революция явилась результатом двух великих движений, действовавших одновременно: движения за освобождение колоний от угнетающего владычества Британии и движения, направленного к демократизации американских политических, экономических и социальных учреждений».
Началом перелома войны явилась победа американской армии в октябре 1777 г. под Саратогой. Это событие изменило соотношение сил в пользу американцев, укрепив их международный авторитет. На стороне последних открыто выступили Франция, Испания и Голландия. Англия пыталась склонить на свою сторону Россию, однако русское правительство не пошло на соглашение. В 1780 г. оно объявило «вооруженный нейтралитет», объективно выгодный патриотам.
Внушительная победа армии Дж. Вашингтона под Йорктауном в 1781 г. по существу предрешила исход вооруженной борьбы. В 1783 г. она завершилась подписанием Версальского мирного договора, которым Великобритания признавала «свободу, суверенность и независимость» американских колоний. 13 штатов Северной Америки образовали новое независимое государство.
Сразу же после победы стало очевидно, что представители имущих классов по-своему понимали цели освободительного движения. Прежде всего они стремились сохранить за собой привилегированное положение. Поэтому задачи новой власти видели, с одной стороны, в сокрушении монархии, а с другой — в обуздании «свинячьего стада», как цинично они называли народные массы. «Народ должен как можно меньше заниматься делами правительства», — так «отцы-основатели» формулировали свое кредо.
Американские марксисты дают довольно глубокую оценку событий тех лет. У. Фостер, например, подчеркивал, что совершившаяся революция по движущим силам, целям и задачам была буржуазной революцией, в которой «очень силен демократический элемент». Потребовались буквально считанные годы, чтобы в стране развились тенденции, опасные для богачей. Кроме того, 13 штатов, возникших в ходе войны за независимость, не составляли единого целого, были готовы вцепиться в глотку друг другу. Их соперничество подрывало предпринимательскую деятельность, и в конечном счете в США назрел хозяйственный хаос. Между тем обострился и кофликт «низов» и «верхов», приглушенный в период вооруженной борьбы за независимость. Вчерашние ее руководители должны были без промедления создать прочное государство, полностью отвечающее их интересам.
Американский историк-марксист Г. Аптекер, специально занимавшийся проблемами американской революции и образования США, писал, что революция и образование государства явились результатом взаимодействия трех основных факторов: во-первых, противоречий между властью английских колонизаторов и американскими колонистами, во-вторых, противоречий внутри колоний, отражавших их классовую дифференциацию; в-третьих, складыванием новой нации и, следовательно, формированием самобытного национального самосознания.
Значительным было международное влияние американской революции, ведь, начиная с 60-х годов XVIII в., движение протеста в колониях было частью общего движения против порядков, существовавших в Великобритании. Именно поэтому Георг III отверг требование жителей колоний дать им равные с англичанами права. Решение короля объяснялось не только тем, что колонисты были всего лишь колонистами, а не англичанами, но и тем, что импорт освободительного движения представлялся реальной угрозой. «Уступив черни в Бостоне, смогу ли я управлять чернью в Лондоне?» — так выразил король свои опасения.
Когда революционные события во Франции приковали внимание всего мира, в Америке отношение к французской революции стало показателем политической позиции: речь шла в определенной степени о наследии американской революции, о ее принципах, а следовательно, и о будущем США. С самого начала революция во Франции вызвала широкие симпатии американцев, особенно передовых элементов общества. Лафайет послал ключи от взятой народом 14 июля 1789 г. Бастилии президенту Вашингтону и тот назвал этот дар «знаком победы, одержанной свободой над деспотизмом». Американская революция в целом неизменно импонировала буржуазии в других странах, ибо она сама, по определению К. Маркса, дала «первый толчок европейской революции XVIII века».
Высоко оценивая историческое значение американской революции, К. Маркс вместе с тем отмечал свойственную всем буржуазным революциям ограниченность. «...Американская война за независимость,— писал он,— положила начало эре господства буржуазии ... война против рабства положит начало эре господства рабочего класса». Можно сказать, что основная причина ограниченности результатов американской революции состояла в том, что ее лидеры представляли классы, обладавшие собственностью на средства производства, прежде всего заинтересованные в свободном развитии капиталистического предпринимательства. Это и обусловило узость и ограниченность толкования провозглашенных ими же лозунгов.
Демократия понималась как республиканская форма государственного устройства, свобода — как освобождение от феодально-иерархических и колониально-дискриминационных порядков, свобода предпринимательской инициативы, свобода распоряжаться собственностью.
Равенство — как политическое равноправие и формальное равенство перед законом. Выступая против феодального произвола и колониального грабежа, новое государство заявляло, что гарантирует защиту личности от узурпаторских посягательств на ее собственность, на ее право проявлять свои способности, свое «стремление к счастью».
Таким образом, Соединенные Штаты составляли в этот период не союзное государство, а союз государств, центральное правительство которого не имело достаточно властных полномочий. Высший орган конфедерации — однопалатный конгресс фактически не обладал правом вмешиваться во внутренние дела штатов. Решение любых вопросов, входивших в компетенцию конгресса, предусматривало согласие «е менее 9 из 13 штатов. По существу за штатами сохранялась полная самостоятельность в таких делах, как введение налогов и пошлин, содержание армии и флота. Разумеется, само по себе принятие Конституции 1781 г. имело определенное положительное значение, так как знаменовало собой шаг вперед по пути сплочения сил независимости и централизации страны. Однако этого было далеко не достаточно — провозгласив республику, указанная Конституция установила форму государственного устройства в виде непрочной конфедерации.
Государственно-правовая структура конфедерации оказалась таковой, что не предполагала постоянного исполнительного органа. Единственным совместным законодательным органом был вышеупомянутый конгресс, в котором каждый штат располагал одним голосом. Наконец, Конституция сохраняла бесправное положение негров и индейцев, исключенных из категории «американский народ».
Что обусловило слабость конфедерации как нового государственного образования и что привело к необходимости использовать в нем федеративные начала? Ответ на этот вопрос дает ситуация, сложившаяся в штатах после принятия Декларации независимости: каждый из штатов, как указывалось, приступил к разработке и утверждению своей конституции. Это вытекало из решений II Конгресса. Кроме того, процесс конституционного творчества довольно быстро развивался в отдельных штатах и до провозглашения Декларации независимости. В январе 1776 г. была принята конституция в Нью-Хэмпшире, в марте — в Южной Каролине. В мае того же года континентальный конгресс предписал колониям необходимость создать органы государственной власти, а уже к середине 1777 г., т. е. через год после подписания Декларации независимости, все американские колонии (кроме трех) стали самоуправляющимися на основе принятых в них конституций. Конституции провозглашали суверенитет народа, что ни в коей степени, однако, не означало подлинной передачи власти в руки народа. В законодательных актах, принятых штатами, были и различия.
Наибольшие расхождения касались прежде всего избирательного права. Так, в Джорджии этим правом обладал каждый белый мужчина, владеющий собственностью на сумму не менее 10 ф. ст. В Пенсильвании, где конституция закрепляла сравнительно малый имущественный ценз, требовалось, чтобы избирателями были лица «наиболее известные мудростью и добродетелью», что, между прочим, правящим классам давало возможность исключать из списка избирателей неугодных им лиц. Для пассивного избирательного права, т. е. права быть избранным, конституции штатов устанавливали еще более высокие имущественные цензы. Почти всем конституциям были предпосланы своего рода «Декларации прав», которые базировались на теории естественных прав человека, принципе разделения властей и теории общественного договора. Все конституции установили единообразную систему управления во главе с губернатором, избираемым населением, и законодательным собранием. Образцом для многих конституций штатов послужила конституция Виргинии, принятая в 1776 г., с предпосланной ей «Декларацией прав».
Статьи конфедерации в конце концов перестали отвечать интересам правящих классов и, следовательно, исчерпали свое первоначальное назначение.
Переход от конфедерации к федерации. Конфедеративное объединение 13 «свободных и независимых» штатов в единых государственных границах, будучи несомненным актом известного исторического значения, с самого начала страдало многими недостатками. Между штатами зачастую возникали конфликты, в частности при определении границ. Суды принимали решения, противоречившие одно другому. Законодательные органы некоторых штатов ввели таможенные законы, наносившие ущерб их более слабым соседям. Девять штатов создали свои собственные армии, а некоторые завели флот. Дж. Вашингтон писал в те дни, что связь между штатами держится на «веревке из песка», а престиж общих союзных органов упал очень низко.
После победы в войне с Англией ситуация в стране серьезно изменилась — правящие классы, буржуазия и крупные землевладельцы, стремясь использовать плоды победы только в своих интересах, открыто встали на путь репрессий против простого народа.
Положение рабочих и фермеров в условиях экономической разрухи и антинародной политики эксплуататорских классов было чрезвычайно тяжелым. Недовольство захватило широкие слои населения, в том числе и армию. Борьба бедноты принимала все более острый характер. Так, в сентябре 1786 г. в Массачусетсе под руководством отставного капитана, прославленного ветерана войны за независимость обедневшего фермера Д. Шейса вспыхнуло восстание, принявшее по существу характер гражданской войны. Это самое крупное восстание продолжалось до конца февраля 1787 г. В ряде районов восставшие захватывали здания судов, уничтожали судебные дела о взыскании долгов, податные книги, отменяли долги, выпускали из тюрем должников, нападали на дома купцов и ростовщиков. Повстанцы требовали аннулирования долгов, объявления земли общим достоянием и ее раздела, наделения бедняков бесплатными земельными участками. С огромным трудом правящим классам удалось подавить это и другие восстания в Нью-Гемпшире, Вермонте и Род-Айленде.
Угроза народных восстаний также явилась причиной, побудившей буржуазию и плантаторов-рабовладельцев создать сильный, централизованный государственный механизм, установить твердую власть, которая была бы в состоянии эффективно охранять интересы эксплуататоров.
Таким образом, в основе перехода от конфедерации к федерации лежали следующие причины: необходимость преодоления политической и экономической разобщенности между штатами, создания сильных центральных органов власти и управления при максимальном отстранении широких народных масс от участия в политической жизни страны, повышение авторитета страны на международной арене.
С того момента, когда Соединенные Штаты отказались от конфедеративной формы государственного устройства и приняли федерализм как один из основополагающих конституционных принципов, само содержание федерализма стало объектом довольно острой политической борьбы. В ней неизменно находили отражение противоречия между различными классами и общественными группировками. Нередко борьба штатов за свои права, за ограничение ряда прерогатив федеральной власти, ведшаяся под лозунгом защиты демократических принципов, скрывала стремление к сохранению местной реакционной государственной практики в имущественных, налоговых, и особенно в расовых вопросах. Именно так и было, например, в середине XIX в., когда борьба за права штатов являлась инструментом защиты имущественных прав рабовладельцев, всячески сопротивлявшихся повсеместной отмене и запрещению рабства.
Историческое значение провозглашения федерации в США можно видеть, пожалуй, прежде всего в том, что именно в рамках ее государственно-правовых форм сложилась единая буржуазная нация и мог быстрыми темпами развиваться капитализм. С момента полновластного утверждения американского капитализма в виде единой общенациональной социально-экономической системы — это произошло после победы Севера в гражданской войне 1861-1865 г. — по сути дела и начинается современная история американского федерализма.
В дальнейшем американское государственное устройство довольно ярко обнаружило порочные стороны, хотя за всю двухвековую историю федерация Соединенных Штатов не раз демонстрировала способность приспосабливаться к меняющимся условиям. Основной внутренний порок федеральной организации США заключается в непреходящем несоответствии экономико-географической и административно-территориальной структур. Границы между штатами, установленные в свое время по политическим соображениям, а то и просто по случайности, то и дело затрудняют динамичное экономическое регионирование, н это приводит порой буквально к критическим ситуациям в политических процессах, происходящих в американском обществе. На рубеже XIX—XX вв. американский федерализм имел уже очень мало общего с той системой, которая была сконструирована творцами Конституции США. Что же касается XX в., то он характерен, как об этом дальше будет сказано, стремительной централизацией американского буржуазного федерализма.

Продолжение ...







Автотранспорт


Бытовые конфликты


Финансы и кредиты


Недвижимость


Налогообложение


Наследование и дарение


Льготы и пособия


Права потребителей


Предпринимательство


Развод и алименты


Семейные проблемы


Страхование


Трудовые споры


Другие вопросы

Бракованные товары


Порядок переоформления


Жалобная книга

Словарь терминов


Юридический практикум


Иски и протесты


Некачественные товары


Нерассмотренные вопросы


Юридическая литература


Юридические статьи



 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +