Франчайзинг – это контрактное партнерство между франчайзером - компанией, представляющей франшизу и франчайзи - независимым предпринимателем, покупающим право продавать товары или услуги данной торговой марки. Владелец франшизы объединяет ряд звеньев в одну производственно-распределительную систему. Как правило, компания-франчайзер разрешает пользоваться фирменным торговым знаком и стилем, предоставляет стартовый капитал и технологию производства, предлагает помощь в бухгалтерии и маркетинге, получая взамен, помимо начального вознаграждения, постоянные лицензионные платежи, арендную плату за оборудование и определенную часть прибыли. Особенно широко франчайзинг применяется в сфере услуг, начиная от ресторанов быстрого питания и заканчивая стоматологическими клиниками.
Франчайзинг выгоден как франчайзерам, так и франчайзи. В частности, франчайзеры получают возможность быстро расширить свой бизнес, не неся при этом полных затрат на управление производством. В свою очередь, для франчайзи такая система выгодна снижением издержек и риска, связанного с началом нового бизнеса, и возможность начать свое дело, имея ограниченный капитал. К недостаткам франчайзинга относятся некоторую утрату контроля над франчайзи и возможное снижение производственных стандартов, что может негативно сказаться на репутации торговой марки.