Термин «потребитель» впервые был официально употреблен Джоном Ф. Кеннеди 15 марта 1961 года в Конгрессе США. В своей речи он назвал четыре важных права потребителя - на информацию, на безопасность, на выбор и право быть услышанным. Несколько позже Всемирная организация союзов потребителей дополнила этот список правами на возмещение ущерба, на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей и на здоровую окружающую среду.
С целью защиты прав потребителей в РФ разработаны комплексы мер, которые реализует государство. Эти меры направлены на урегулирование отношений, которые возникают между изготовителем, исполнителем или продавцом с одной стороны и потребителем с другой. Государство взяло на себя функцию установления конкретных прав потребителя, определения возможных нарушений прав потребителя и разработки механизмов их защиты. Для защиты прав потребителя используется Гражданский Кодекс РФ, Закон «О защите прав потребителей», а также целый ряд подзаконных актов.