Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Ответы юриста на вопросы >> Юридическая консультация >>

Рассмотрение материалов составом суда


Алексеев В. Б., Ароцкер Л. Е. и др. "Настольная книга судьи"
(рассмотрение уголовных дел в суде первой инстанции)
Изд-во "Юридическая литература", М., 1972 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

В настоящее время коллегиально составом суда рассматриваются материалы только одного вида административных правонарушений — о принудительном лечении и трудовом перевоспитании злостных пьяниц (алкоголиков). В целях выполнения постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР об усилении борьбы против пьянства и алкоголизма Пленум Верховного Суда СССР в постановлении № 3 от 11 июля 1972 г. «О задачах судов по выполнению постановлений ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Указов президиумов Верховных Советов союзных республик о мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» обратил внимание судов на необходимость правильного применения законодательства по борьбе с пьянством и алкоголизмом, проведения профилактических мероприятий по устранению причин и условий, способствующих пьянству, аморальному поведению отдельных граждан. Порядок применения таких предупредительных мер против алкоголизма, как принудительное лечение и трудовое воспитание алкоголиков, регламентирован Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 апреля 1967 г., которым установлено, что злостные пьяницы (алкоголики), систематически злоупотребляющие спиртными напитками, уклоняющиеся от добровольного лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, нарушающие трудовую дисциплину, общественный порядок и правила социалистического общежития, несмотря на принятые; к ним меры общественного или административного воздействия, подлежат направлению в лечебно-трудовые профилактории для принудительного лечения и трудового перевоспитания на срок от одного года до двух лет.
В этом законе достаточно полно отражены признаки административного правонарушения, установление которых обязательно при рассмотрении каждого материала; содержатся основные положения, касающиеся порядка сбора материалов и их судебного разбирательства. В частности, в пп. 2, 3 и 8 предусматривается, что подготовка и направление материалов, подлежащих рассмотрению в суде, осуществляется органами милиции; вопрос о направлении в профилакторий злостных пьяниц разрешается районным (городским) народным судом по ходатайству общественных организаций, коллективов трудящихся или государственных органов при наличии медицинского заключения в открытом судебном заседании с вызовом лица, в отношении которого возбуждено ходатайство, а также представителей общественных организаций или государственных органов, возбудивших это ходатайство. Запрещается направлять в профилакторий лиц, страдающих хроническими душевными болезнями, инвалидов I и II групп, несовершеннолетних, а также мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет.
С учетом названных требований суд и должен изучать и рассматривать поступившие к нему материалы.
Документом, в котором содержатся выводы органа милиции о произведенной проверке обстоятельств правонарушения и с которого начинается ознакомление с материалами, является заключение о необходимости направления правонарушителя в профилакторий для принудительного лечения от алкоголизма и трудового перевоспитания.
Заключение это обычно составляется участковым инспектором, согласовывается с начальником отделения милиции и утверждается начальником отдела внутренних дел исполкома районного Совета.
К заключению должны быть приобщены документы, характеризующие событие этого деяния и виновность в нем правонарушителя. К ним относятся: объяснения правонарушителя и свидетелей; акты о доставлении задержанного в отделение милиции за появление в общественных местах в нетрезвом виде; листки привода; справка из медицинского вытрезвителя; копия трудовой книжки или выписка из нее; сообщения из психоневрологического диспансера; материалы товарищеского суда; характеристика на привлекаемого и т. п. документы.
Важное значение для решения вопроса о направлении злостного пьяницы в профилакторий имеет медицинское заключение о том, что обследуемый признается хроническим алкоголиком, нуждающимся в соответствующем принудительном лечении, которое по состоянию здоровья ему не противопоказано.
Выводы об этом отражаются в акте врачебной комиссии районного психоневрологического диспансера об освидетельствовании хронического алкоголика на предмет направления в профилакторий. Иногда заключение о нуждаемости привлекаемого в принудительном лечении содержится в акте судебно-психиатрической экспертизы.
Отсутствие в административном производстве акта психоневрологического освидетельствования привлекаемого препятствует рассмотрению материалов по существу. Точно так же нельзя назначать судебное разбирательство административных материалов, если в названном документе отражены сведения, дающие основания усомниться в том, что обследуемый является алкоголиком; когда принудительное лечение противопоказано ему по состоянию здоровья, а также при обнаружении у него признаков серьезного психического расстройства или душевного заболевания.
В подобных случаях рассмотрение материалов откладывается в связи с направлением привлекаемого на судебно-психиатрическую экспертизу или ввиду необходимости получения более четкого и полного медицинского заключения, содержащего категорические выводы.
Изучение всех материалов административного производства должно убедить суд в том, что проверка обстоятельств правонарушения и личности задержанного произведена тщательно и что полученных данных достаточно для рассмотрения их в судебном заседании. Если в заключении, составленном органом милиции, содержатся выводы, не обоснованные представленными материалами, или когда проверка обстоятельств правонарушения произведена некачественно, принимается решение о возвращении административного производства в орган милиции для соответствующей дополнительной проверки; это оформляется вынесением соответствующего определения суда.
Материалы о направлении злостного пьяницы на принудительное лечение рассматриваются судом по ходатайству общественных организаций, коллективов трудящихся или государственных органов.
Просьба о направлении алкоголика на принудительное лечение подлежит судебному рассмотрению в тех случаях, когда она исходит от таких общественных организаций и коллективов трудящихся, как домовый (уличный, квартальный) комитет, товарищеский суд, добровольная народная дружина, профсоюзная или комсомольская организация, общее собрание жильцов (дома, улицы, ЖЭКа) и т. п. объединений граждан, а также от любого государственного органа. Не следует принимать к разбирательству материалы, в которых содержится ходатайство отдельных лиц, находящихся с привлекаемым в неприязненных отношениях (например, соседей по квартире, бывших членов семьи привлекаемого).
Цели и порядок вызова в судебное заседание свидетелей, а также назначения материалов к рассмотрению в выездном заседании такие же, как и при разрешении соответствующих вопросов по материалам, разбираемым единолично судьей.
Прокурор, адвокат, общественный обвинитель и общественный защитник не участвуют в судебном рассмотрении материал лов о направлении на принудительное лечение злостных пьяниц. После изучения материалов судья выносит постановление о назначении их к слушанию.
Открыв судебное заседание, председательствующий объявляет, какой материал подлежит разбирательству, кто из вызывавшихся свидетелей явился, и удаляет их из зала суда. Представитель общественной организации, коллектива трудящихся или государственного органа, возбудившего ходатайство о направлении алкоголика на принудительное лечение, остается в зале. Нарушающими закон следует рассматривать случаи, когда судебное разбирательство административного материала происходит в отсутствие представителя коллектива или госоргана,, а также когда явившийся представитель удаляется из зала судебного заседания.
Полномочия выделенного представителя должны быть оформлены специальной доверенностью. Неправильно поступают народные судьи в тех случаях, когда явившегося без доверенности представителя коллектива признают свидетелем и допрашивают по правилам, установленным ст. 283 УПК РСФСР.
После удаления свидетелей председательствующий устанавливает личность привлекаемого, объявляет состав суда и разъясняет привлекаемому право заявить отвод составу суда или кому-либо из судей. Председательствующий знакомит правонарушителя со следующими правами: знать, в чем он обвиняется, и давать объяснения по предъявленному ему обвинению; заявлять ходатайства; участвовать в судебном разбирательстве; произнести последнее слово. Обсудив и разрешив заявленные правонарушителем ходатайства, суд решает вопрос о возможности рассмотрения материалов в отсутствие неявившихся свидетелей.
Произведя перечисленные подготовительные действия, суд переходит к исследованию материалов, которое начинается с оглашения заключения органа милиции. Затем председательствующий спрашивает привлекаемого, понятно ли ему, в связи с чем материалы в отношении его переданы в суд и как он к этому относится. С учетом обстоятельств конкретного правонарушения и мнения привлекаемого устанавливается порядок исследования.
В ходе судебного заседания выслушиваются объяснения правонарушителя, свидетелей и представителя общественной организации, коллектива трудящихся или государственного органа, а также оглашаются необходимые документы. В судебном заседании подлежат установлению следующие факты: систематичность злоупотребления привлекаемым спиртными напитками; уклонение от добровольного лечения или продолжение пьянства после прохождения курса лечения; нарушение трудовой дисциплины, общественного порядка или правил социалистического общежития; безрезультатность применявшихся мер общественного или административного воздействия. Только выяснив все эти обстоятельства, суд вправе принять решение о направлении лица в лечебно-трудовой профилакторий для принудительного лечения и перевоспитания.
По окончании судебного разбирательства материалов об административном правонарушении председательствующий спрашивает привлекаемого, имеются ли у него какие-либо дополнения, после чего судебное заседание объявляется законченным.
Привлекаемому предоставляется возможность дать объяснения в защиту своих интересов.
Рассмотрение материалов о направлении злостного пьяницы на принудительное лечение завершается вынесением постановления. В нем должно быть отражено, в чем выразилось данное нарушение (например, совершал на почве пьянства аморальные действия в отношении членов своей семьи, прогуливал, доставлялся в вытрезвитель, продавал личные вещи и т. п.).
Кроме того, в постановлении специально оговаривается, что ходатайство, возбужденное общественной организацией, коллективом трудящихся или государственным органом, подлежит удовлетворению и что суд, рассматривая данное правонарушение, руководствовался требованиями Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 апреля 1967 г. «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании злостных пьяниц (алкоголиков)». В резолютивной части этого документа определяется срок принудительного лечения и указывается на то, что постановление окончательное и обжалованию не подлежит и что исполнение его возлагается на соответствующее отделение милиции.
В случае неподтверждения доказательствами одного из перечисленных в ст. 1 Указа обстоятельств суд не может выносить постановление о направлении на принудительное лечение от алкоголизма. Если по убеждению суда проверка проведена некачественно, материал возвращается в орган милиции для сбора недостающих сведений. В том же случае, когда виновность привлекаемого в нарушении названного Указа не может быть доказана объективно, несмотря на предпринятые органом милиции меры, суд выносит постановление о прекращении административного производства по представленным материалам.
В отличие от законов о мелком хулиганстве, мелкой спекуляции и т. п., предусматривающих возможность прекращения производства в суде с передачей материалов на рассмотрение общественности, Указ от 8 апреля 1967 г. не содержит такого положения. Вследствие этого судья не вправе вынести постановление о прекращении производства в связи с направлением материалов на рассмотрение общественных организаций.






Автотранспорт


Бытовые конфликты


Финансы и кредиты


Недвижимость


Налогообложение


Наследование и дарение


Льготы и пособия


Права потребителей


Предпринимательство


Развод и алименты


Семейные проблемы


Страхование


Трудовые споры


Другие вопросы

Бракованные товары


Порядок переоформления


Жалобная книга

Словарь терминов


Юридический практикум


Иски и протесты


Некачественные товары


Нерассмотренные вопросы


Юридическая литература


Юридические статьи



 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +