Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Ответы юриста на вопросы >> Юридическая консультация >>

Понятие и задачи судебной этики


Алексеев В. Б., Ароцкер Л. Е. и др. "Настольная книга судьи"
(рассмотрение уголовных дел в суде первой инстанции)
Изд-во "Юридическая литература", М., 1972 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

«В процессе перехода к коммунизму,— отмечается в Программе КПСС,— все более возрастает роль нравственных начал в жизни общества, расширяется сфера действия морального фактора... Простые нормы нравственности и справедливости, которые при господстве эксплуататоров уродовались или бесстыдно попирались, коммунизм делает нерушимыми жизненными правилами как в отношениях между отдельными лицами,, так и в отношениях между народами».
Любой поступок человека, которым затрагиваются интересы других лиц или в котором проявилось его отношение к людям и обществу, может быть оценен с точки зрения существующей в обществе морали: он или одобряется, или, напротив, осуждается. Представления людей о похвальном и постыдном, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, обладая известной устойчивостью, составляют нравственное, или моральное, сознание. Эти представления могут осознаваться субъектом в виде норм поведения, суждений о должном и недопустимом, в виде моральных оценок, понятий, убеждений, чувств и т. п. Нравственное сознание является важным регулятором поведения человека.
Учение о нравственных принципах и нормах, определяющих отношение людей друг к другу, к обществу, к Родине, к государству, к семье, к трудовому коллективу, составляет существо марксистско-ленинской этики. Этика, следовательно, представляет собой учение о нравственности, теорию морали.
И теория морали, и сами нравственные, или моральные, нормы, являющиеся предметом изучения этики, в классовом обществе неоднородны: они имеют ярко выраженный классовый характер. С позиций пролетарской и буржуазной морали одни и те же явления могут оцениваться по-разному. В Программе КПСС подчеркивается, что коммунисты отвергают классовую мораль эксплуататоров, противопоставляя извращенным эгоистическим взглядам и нравам старого мира коммунистическую мораль — самую справедливую и благородную, мораль, выражающую интересы и идеалы всего трудящегося человечества.
Одним из центральных вопросов всякой этической системы является вопрос о критерии нравственного.
Марксистская философия исходит из идеи обусловленности морали (и соответственно — критерия нравственного) экономическими отношениями. С точки зрения марксистско-ленинской этики нравственно то, что служит укреплению коммунистических отношений. «Наша нравственность, — указывал В. И. Ленин, выводится из интересов классовой борьбы пролетариата».
Понимание этого чрезвычайно важно не только для теории морали, но и для повседневной практики, для четкого отграничения добра от зла, справедливого от несправедливого.
Принципы коммунистической морали, т. е. ее наиболее существенные и общие нормы, вошли в широко известный моральный кодекс строителя коммунизма. К их числу относятся: преданность делу коммунизма, любовь к Родине, добросовестный труд на благо общества, высокое сознание общественного долга, гуманные отношения и взаимное уважение между людьми, честность, правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни, непримиримость к несправедливости, нечестности, карьеризму, тунеядству, стяжательству и т. д.
Единая мораль в обществе победившего социализма не исключает некоторых ее особенностей для различных профессиональных групп. Однако эти особенности не могут ни отменять, ни ограничивать действие принципов коммунистической морали и единого для всего нашего общества критерия нравственного.
Вместе с тем изучение профессиональной этики в настоящее время диктуется не только познавательными интересами, но и необходимостью целенаправленной работы по подготовке кадров и повышению социальной эффективности определенных видов трудовых затрат.
В воспитании судебных кадров важное место должно быть уделено вопросам судебной этики, роль которой в формировании внутренней культуры юриста, а следовательно, и в повышении воспитательного воздействия судебных процессов несомненна. В руководящем постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР № 33 от 7 февраля 1967 г. «Об улучшении организации судебных процессов и повышении культуры их проведения судами РСФСР» сказано: «При планировании и проведении семинарских занятий с судьями, особенно впервые избранными, уделять больше внимания вопросам правильной организации и проведения судебных процессов, судебной этики, поведения судей в судебном заседании... При рассмотрении дел в кассационном и надзорном порядке не оставлять без реагирования ни один факт нарушения закона, упрощенчества, проявления грубости, неправильного поведения судей и принимать меры к предупреждению подобных нарушений в дальнейшем».
В такой специфической области человеческой деятельности, как правосудие, этика взаимоотношений и нравственное сознание судей приобретают особый смысл, ибо целью правосудия является не только применение наказания к виновному, но и воспитание его и других граждан в духе уважения к законам и правилам социалистического общежития. Воспитывает же, как известно, не столько принудительная сила приговора, сколько его авторитет, убедительность, справедливость и в неменьшей мере нравственная атмосфера судебного разбирательства.
Правосудие создает сложную систему моральных отношений как между участниками процесса, так и между ними и обществом. Эта деятельность не может всецело умещаться в рамки заранее установленных процедурных норм и, следовательно, в значительной мере регулируется моралью (например, тактика следственных и судебных действий), а сами процедурные нормы (нормы процесса) должны отвечать нравственным представлениям общества.
Исследование этики взаимоотношений участников процесса при осуществлении правосудия и разработка рекомендаций, направленных на их совершенствование, должны преследовать цель повышения культуры судебной деятельности и воспитательного воздействия судебного процесса. Вместе с тем наука «судебная этика» должна занять подобающее место в нравственной подготовке юристов, способствуя в конечном счете повышению эффективности правосудия.
Что же такое судебная этика, каковы ее природа и предмет регулирования, каково соотношение судебной этики с профессиональной этикой и этикой общества, строящего коммунизм?
Судебная этика, очевидно, неотождествим а с понятием профессиональной этики юриста, ибо юридические профессии многочисленны и многие из них весьма специфичны с точки зрения моральных требований.
Если предмет профессиональной этики видят обычно в специфических требованиях нравственности, связанных с особенностями различных профессий, то предмет судебной этики и шире и богаче. Это не просто свод этических норм, заповедей, установок, выработанных различными юридическими профессиями, имеется, очевидно, общая их основа в виде этических идеалов и принципов правосудия.
Вместе с тем профессиональная этика и судебная этика не могут быть выведены за пределы общенародной морали, т. е. нельзя ограничить предмет судебной этики только изучением специфически профессиональных нравственных норм и установок. Моральные отношения, складывающиеся при осуществлении правосудия, содержат элементы, свойственные всем видам профессиональной деятельности (например, отношение к труду).
Но для юридических профессий (как и для некоторых других, объектом воздействия которых является духовный мир личности) характерен повышенный уровень моральных требований со стороны общества.
Следовательно, судебная этика должна изучать и особенности реализации в сфере правосудия общеэтических норм, уровень моральных требований общества к деятельности юридических профессиональных групп, интенсивность нагрузки на ту или иную нравственную норму (независимо от того, является ли она специфической или относится к числу простых норм нравственности), последствия нарушения нормы, субординацию моральных ценностей в правосудии.
Поскольку взаимоотношения, оцениваемые с нравственных позиций, могут складываться как непосредственно при осуществлении правосудия (процессуальная деятельность), так и при создании условий для осуществления правосудия (внепроцессуальная деятельность), судебная этика распространяет свое действие и на эти последние и даже в какой-то мере на внеслужебное поведение судебных работников.
Следовательно, судебная этика может быть представлена как учение о нравственных идеалах, принципах и нормах осуществления правосудия, определяющих нравственное содержание деятельности профессиональных участников судопроизводства.
Судебная этика — это широкое, родовое понятие, охватывающее деятельность не только судей, но и прокуроров, следователей, лиц, производящих дознание, адвокатов-защитников и адвокатов — представителей потерпевших, т. е. всех лиц, содействующих правосудию.
Если расчленить это определение на составные части, то предметом судебной этики окажется:
а) нравственное содержание существующих процессуальных принципов и норм;
б) особенности действия общих моральных норм в сфере правосудия;
в) специфические нормы нравственности, дополняющие и развивающие моральный кодекс строителя коммунизма.
Приведенное определение судебной этики исключает насколько распространенное, настолько же и неверное понимание ее как свода нравственных заповедей, обязательных для представителей юридических специальностей.
Попытки создания профессионального кодекса морали предпринимались неоднократно, особенно в тех областях деятельности, в которых наиболее часто приходится сталкиваться с острыми нравственными коллизиями (в адвокатской и врачебной деятельности), однако эти попытки кончались обычно сводом организационных норм, моральными рекомендациями, не всегда отражающими особенности конкретной деятельности. Это естественно, ибо нормы профессиональной морали если не всегда, то в большинстве случаев имеют свою аналогию в общем моральном кодексе.
Не отрицая большого положительного значения попыток в обобщенном виде представить нормы профессиональной морали, необходимо подчеркнуть, что задачи профессиональной, и в частности судебной этики не сводятся только к этому. Более того, разработка нравственного кодекса, который мог бы быть положен в основу торжественной присяги профессионального участника судопроизводства, — далеко не первостепенная задача судебной этики как науки.
Важнейшими задачами судебной этики следует признать: выявление, формирование и формулирование нравственных принципов профессиональной деятельности участников судопроизводства; создание на этой базе учения о профессиональном долге судьи, прокурора, следователя (лица, производящего дознание), защитника; определение субординации моральных ценностей в уголовном и гражданском судопроизводстве; разработка методов и приемов нравственного воздействия на лиц, попадающих в сферу правосудия.
Самостоятельными и очень важными задачами судебной этики являются исследование нравственных отношений, возникающих в связи с осуществлением процессуальной деятельности, разработка требований, которым должны отвечать нравственный облик и нравственные установки судьи, прокурора, следователя (лица, производящего дознание), адвоката.
С. Уткин приводит этические заповеди врачей Дарницкой больницы Киева, опубликованные в «Медицинской газете» 18 декабря 1962 г. Среди них есть такие: «Знания, которые не пополняются, убывают с каждым днем. Пополняй знания систематически»; «Вредно и опасно притворяться, что знаешь, чего не знаешь. Не стыдись обращаться за советом к коллегам»; «Береги авторитет свой и товарищей»; «Критика — горькое лекарство, а не яд. Не скрывай свои ошибки и не покрывай ошибки коллеги»; «Будь ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически. Зависть, честолюбие, корыстолюбие и амбиция несовместимы с твоей профессией».
Совершенно очевидно, что эти нормы определяют нравственный долг не только врача, но и представителей многих других профессий («Моральный кодекс и профессиональная специфика морали», Ростовский университет, 1964, стр. 97).
То же можно сказать и о своде этических правил для адвокатской профессии, разработанных в последние годы польской адвокатурой (см. «Этические принципы деятельности польской адвокатуры», «Социалистическая законность» 1971 г. № 1, стр. 75—76).
Остановимся более подробно на некоторых задачах судебной этики.
О профессиональном долге судьи. Понятие долга является которая означает совокупность нравственных обязанностей конкретного лица перед обществом. Особенностью морального долга является то, что человек сам осознает его объективное содержание и руководствуется им, выполняет его требования не по принуждению, а по велению совести, выступающей в качестве средства внутреннего самоконтроля.
В зависимости от конкретных требований, предъявленных к личности, а также от положения личности в обществе и той ситуации, которая сложилась на данный момент, содержание долга может меняться. Вместе с тем общественный долг (долг любого гражданина перед обществом) следует отличать от служебного, или профессионального, долга.
Специфика профессионального долга определяется характером обязанностей, возлагаемых на представителя той или иной профессии.
Профессиональный долг имеет существенные отличия от профессиональных обязанностей.
Во-первых, профессиональный долг включает не только обязанности, вытекающие из служебной инструкции и имеющие правовую природу, но и общественные обязанности, свойственные в данном обществе для каждого сознательного гражданина.
Во-вторых, профессиональный долг осознается как нравственная необходимость и выполняется по убеждению. Следовательно, гарантией выполнения профессионального долга являются, скорее, чисто нравственные факторы (совесть, честь, общественная репутация и т. п.), нежели опасение административной (дисциплинарной) ответственности или уголовного наказания.
Основные, наиболее важные профессиональные обязанности судьи вытекают из. целей правосудия и задач суда, изложенных в Основах законодательства о судоустройстве.
Правосудие в СССР призвано охранять от всяких посягательств общественный и государственный строй СССР, социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность, личные и имущественные права граждан, права и интересы государственных учреждений, предприятий, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций (ст. 2). Всей своей деятельностью суд воспитывает граждан СССР в духе преданности Родине и делу коммунизма, в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к социалистической собственности, соблюдения дисциплины труда, честного отношения к государственному и общественному долгу, уважения к правам, чести и достоинству граждан, к правилам социалистического общежития (ст. 3).
Если обязанности судьи, вытекающие из этих норм, рассматривать только как правовые, то декларативный характер многих из них был бы бесспорен, ибо формально констатировать их невыполнение чрезвычайно трудно. А это значит, что сознание судьей ответственности за выполнение перечисленных требований носит по преимуществу нравственный характер, характер профессионального долга.
Отсюда вытекают и требования к личности судьи, его моральному облику, изложенные в Положении о дисциплинарной ответственности судей, на которых мы остановимся, далее.
Учение о долге и должном (деонтология) является важным разделом марксистско-ленинской этики. Разработка проблем должного в рамках профессиональной этики наполнит, несомненно, конкретным содержанием понятия, являющиеся ныне преимущественно абстрактно-теоретическими.
Нравственные начала в уголовном судопроизводстве. Социальная функция морали состоит в том, что она регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни — в трудовом коллективе, в общественных местах, в семье, быту и т. д.
Однако поведение человека в обществе и особенно в сфере служебных отношений регулируется не только моральными, но и правовыми нормами. Поскольку правовые нормы предписывают или, напротив, запрещают то или иное поведение человека, они, очевидно, могут быть оценены с нравственных позиций.
Следовательно, мораль предоставляет возможности для выражения ценностей права, причем эти ценности могут быть определенным образом ранжированы, сведены в шкалу. Построение такой шкалы, в которой нравственные ценности расположены по мере нарастания их социальной значимости, т. е. с учетом их субординации, чрезвычайно важно для практики, ибо дает ориентиры при решении конфликтных ситуаций.
Конфликт нравственных установок в повседневной жизни — явление далеко не исключительное, ибо перед человеком могут вставать противоречивые требования. Так, выполнение профессионального долга может противоречить личным, а иногда и общественным интересам. Выбирая тот или иной вариант поведения, человек или жертвует меньшим благом для достижения большего, или ищет пути для их гармонического сочетания, если речь идет о равновеликих нравственных ценностях.
Уголовно-процессуальная деятельность подчинена требованию справедливости (ст. 2 Основ уголовного судопрвизводства), которое может быть признано важной нравственной ценностью уголовно-процессуального права.
Справедливость — понятие морального сознания, характеризующее такое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его прав.
Несоответствие между характером деяния и наказанием, между правами и обязанностями личности расценивается как несправедливость.
Принципы и нормы уголовного процесса не допускают применения приемов, унижающих достоинство личности, даже если речь идет об обвиняемом. Путь к истине в этих случаях нередко усложняется, но истина утратила бы значение, если для ее достижения потребовалось бы отступление от важнейших нравственных требований, ущемление нравственного чувства справедливости.
С нравственной точки зрения недопустимо использование подложных доказательств для изобличения даже заведомого преступника. Принимая меры процессуального принуждения, суд не может исходить только из того, что такое, право ему предоставлен но, а его реализация облегчит его деятельность. Необходимо учитывать и моральные последствия таких мер. В частности, всегда следует принимать, во внимание действительную необходимость применения мер процессуального принуждения, справедливость их применения, поскольку эти меры могут привести к большему моральному ущербу, чем тот, который они предотвращают, и т. д. Правильное решение этих вопросов всегда индивидуально, ибо оно зависит от обстоятельств конкретного дела. Однако ориентиром для судьи должно быть его нравственное чувство, основанное на учении об этике советского уголовного процесса.
Методы нравственного воздействия в суде. В реальной жизни нравственное сознание человека не изолировано от других форм индивидуального и общественного сознания, в частности от правового сознания, подобно тому как нравственные нормы тесно соприкасаются, а иногда и сливаются с правовыми нормами.
Индивидуальное правосознание, как известно, включает помимо знания правовых норм и их оценку. Причем замечено, что люди очень часто оценку правовых норм черпают из нравственных представлений и даже конкретные правовые познания заменяют своими соображениями о справедливом и должном. Эта органическая связь морального и правового сознания указывает реальный путь для повышения действенности правовой пропаганды, осуществляемой судом. Привить уважение к закону и правилам общежития можно лишь путем разъяснения их нравственного содержания, ибо нормы нравственности ближе человеческой природе, нежели многие официальные установления законодателя.
Осуждение того или иного поступка путем применения уголовного закона не всегда вносит изменения в нравственную установку личности. Необходимо стремиться к тому, чтобы вопрос о виновности в суде раскрывался не только в правовом (применение и разъяснение такой-то статьи закона), но и а моральном смысле; чтобы и подсудимый, и те, кто ему сочувствуют, пережили угрызение совести, морально осудили преступление.
Кратчайший путь к этому — не постановка вопросов типа как ты дошел до жизни такой, а фиксирование внимания допрашиваемых лиц на материальных и нравственных последствиях преступления. Между тем чаще всего можно наблюдать, что энергия и судей, и других участников процесса всецело сосредоточена на самом деянии, на деталях преступного поведения, на распределении ролей соучастников, на исследовании элементов состава преступления, а о результатах преступления если и говорится в судебных прениях, то в обобщенном виде. Не увязав же причиненный преступлением вред со страданиями отдельного человека или ущербом, понесенным относительно узким коллективом, трудно рассчитывать на значительный нравственный эффект судебного разбирательства.
В рассказе «Секрет денежного перевода» Г. Кочаров очень ярко показал причину нравственного перерождения бывшего вора Машкова Федора. Не следователь, не суд и не исправительная колония раскрыли перед ним глубину его падения, а обворованная им малограмотная женщина, ткачиха Ксения Гордеева. Сделала она это по доброте сердечной, не мудрствуя, но с такой силой нравственного воздействия, которой иногда не хватает нашим судебным процессам. «На суде ты говорил, — писала она в колонию Машкову, — что за десять дней вы поживу свою пропили, а я-то десять лет копила...».
Гордеева ни о чем не просила Машкова, но вот стали поступать на ее имя денежные переводы неизвестно от кого. Есть основания считать, что вор, который старается тайно загладить причиненный ущерб, уже не будет вором.
Председательствующий руководит судебным заседанием, поэтому, прежде всего он обязан обеспечить воспитательное воздействие судебного процесса (ст. 243 УПК РСФСР); от него в первую очередь зависит создание той нравственной обстановки, в которой будет исследоваться дело. Это в конечном счете предопределит и содержание судебных прений.
Однако не декларативное морализирование, унижающее человеческое достоинство, а именно воспитание нравственного и правового сознания является задачей суда, и найти ненавязчивую и действенную форму такого воспитания поможет судебная этика. Эта сторона судебной этики наиболее отчетливо совпадает с задачами марксистско-ленинской этики в целом, ибо «путь развития этической мысли в СССР — это путь поисков новых форм воспитательного воздействия».

Продолжение ...







Автотранспорт


Бытовые конфликты


Финансы и кредиты


Недвижимость


Налогообложение


Наследование и дарение


Льготы и пособия


Права потребителей


Предпринимательство


Развод и алименты


Семейные проблемы


Страхование


Трудовые споры


Другие вопросы

Бракованные товары


Порядок переоформления


Жалобная книга

Словарь терминов


Юридический практикум


Иски и протесты


Некачественные товары


Нерассмотренные вопросы


Юридическая литература


Юридические статьи



 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +