Регистрация торговой марки – это один из необходимых этапов в развитии компании, занимающейся выпуском какой-либо продукции или оказанием услуг той или иной направленности. Торговая марка является частью корпоративного стиля компании и неразрывно связана с ее названием. Это может быть как какой-либо знак, так и буквенное обозначение или сочетание знака и буквы. Но в любом случае это зрительный образ, который необходимо создать и закрепить за определенной компанией.
Регистрация торговой марки – достаточно длительная процедура, которая может занять от 7 месяцев до 2-3 лет. Чтобы получить торговую марку в свое распоряжение, предпринимателю необходимо пройти несколько этапов:
1) Создание торговой марки. Зрительный образ разрабатывается исходя из общего корпоративного стиля компании (либо совместно с ним) и предлагаемого товара, при его создании учитывается не только яркость и запоминаемость изображения, но и его уникальность и соответствие государственным нормам. Существует достаточно много правил, ограничивающих фантазию разработчиков, поэтому создание марки следует доверить только специалисту в данной области, имеющему весь необходимый опыт и знания.
2) Проверка. Торговая марка может быть закреплена только под определенным классом товаров. Регистрация торговой марки не может быть проведена, если изображение имеет сходство или полностью повторяет уже зарегистрированную торговую марку под тем же классом товаров. А это значит, что ваш торговый знак вполне может походить на чужой, если тот относится к совершенно другой сфере. Проверку производят как в государственном органе, так и в компании, предоставляющей услуги по регистрации. Последнее позволяет существенно сэкономить время и деньги предпринимателя.
3) Собственно регистрация. Предпринимателю необходимо собрать пакет документов и предоставить графическое изображение торговой марки и заявку в регистрирующий орган. Там проходит формальная экспертиза, включающая в себя проверку корректности заполнения заявки и наличие всех необходимых документов, экспертиза заявленного обозначения на предмет ее соответствия всем государственным нормам. По итогам последней экспертизы выносится решение, регистрировать ли торговую марку или нет.
4) Внесение торговой марки в Реестр. После этой процедуры на руки правообладателю выдается патент, согласно которому он имеет право законно использовать изображение и в случае плагиата подавать в суд.
Регистрация торговой марки – сложная процедура, которая может отнять даже на первом этапе несколько месяцев. В некоторых случаях предприниматели желают зарегистрировать уже использующийся знак, однако здесь их может ждать одна проблема. Знак, логотип или дизайн этикетки, который необходимо зарегистрировать, может быть слишком похож на уже зарегистрированный знак того же класса товаров.
Кроме того, далеко не всегда торговая марка может соответствовать государственным нормам, что вынуждает предпринимателя полностью менять уже запомнившийся клиентам и покупателям торговый знак или даже корпоративный стиль. Из этого следует, что регистрацию торговой марки лучше всего производить сразу после ее разработки.