Часто в ходе рассмотрения дел о ДТП в судах возникают дополнительные вопросы по поводу причин возникновения аварийных ситуаций. И не последнюю роль тут играют дорожные условия и покрытие трассы. При защите по делу о ДТП адвокату может пригодиться знание того, что к основным причинам ДТП из-за неудовлетворительного состояния дороги относятся:
• несоответствие величины продольного уклона тягово-динамическим качествам транспортных средств;
• несоответствие геометрических элементов кривых — сочетание радиуса поворота и поперечного уклона дороги;
• низкий коэффициент сцепления шин с дорогой;
• отсутствие оборудованных мест для остановок автобусов и обочины для заезда остановившегося транспортного средства;
• недостаточная информация водителей об изменениях или осложнениях дорожной обстановки;
• отсутствие разметки дорог — или она плохо различима; отсутствие тротуаров для пешеходов;
• недостаточная ширина проезжей части;
• неровное покрытие дороги, повреждение покрытия, просадки, провалы.
Среди неявных причин — состояние дорожного покрытия. Оно имеет иной раз решающее значение, т. к. определяет величину коэффициента сцепления шин при торможении автомобиля.
Освещенность автомобильных дорог регламентирована СНИП 23-05-95 (Минстрой РФ. 1995 г), где предусмотрено, что средняя яркость проезжих частей улиц, дорог и площадей с переходными низкими типами покрытий в населенных пунктах городского типа определяется величиной средней горизонтальной освещенности:
• для улиц и дорог категории А — 6 лк,
• для улиц и дорог категории В при переходном типе покрытий — 4 лк, при покрытиях низкого типа — 2 лк.
Категории покрытий регламентируются СНИП 2-07-01-89 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений». Освещенность участков автомобильных дорог в сельских поселениях принимается как для улиц категории В в зависимости от типа дорожного покрытия. В ночное время допустимо снижение уровня освещенности в два раза.
Дорога со светлой поверхностью улучшает, а с темной — ухудшает видимость ночью. Лучшая видимость на неосвещенных дорогах с бетонным покрытием, затем с гравийным покрытием, обработанным битумом, затем с гравийным покрытием без обработки и худшая видимость на дорогах с асфальтобетонным покрытием.
Занос или снос без видимой причины, увеличение тормозного пути, несмотря на своевременную реакцию опытного и трезвого водителя, могут быть вызваны:
• неравномерным износом единого участка покрытия по отношению к другому;
• мокрым, влажным или залитым водой покрытием;
• наложением заплат из новой асфальтобетонной смеси;
• заполнением водой неровностей;
• наличием грязи на твердом покрытии;
• вращением гравия между блокированной при торможении шиной и дорогой с гравийным покрытием;
• высокой температурой поверхности дороги — теплый асфальт размягчается, уменьшая коэффициент сцепления.
• выбросами промышленных предприятий, образующими на дороге грязевые (сажа, цементная пыль и т.п.), жировые (жиры от
сжигания отходов на птицефермах, мясокомбинатах и т.п.), пыльные пленки (пыль при производстве стиральных порошков и т. п.);
• наличием дресвы — мелких катышков асфальта, застывших в смоле.
Все вышеперечисленные факторы могут стать причинами ДТП или кардинально влиять на возможности их предотвращения водителями. Вот почему при документировании происшествий важно точно указывать в протоколе состояние дорожного покрытия, температуру воздуха, а при наличии промышленных предприятий требовать анализа почвы с обочины, что поможет установлению истинной причины ДТП.