Что должен знать водитель в дороге, или правила безопасной езды
Очень много факторов следует учитывать водителю за рулем автомобиля. Каждый водитель многого не умеет, пока не испытает. Городской водитель с непривычки сползает с проселочной дороги; сельский водитель в городе путается в обилии автомобилей, пешеходов, дорожных знаков и светофоров; южанину приходится жарко на обледенелых дорогах северных районов; северянин обливается холодным потом на серпантинах южных гор. Попадая на автомагистраль, многие начинают "гнать", не зная всех опасностей скоростного движения. Это и аквапланирование шин на мокрой дороге, и опасные аэродинамические эффекты, и световые и шумовые "удары" при проезде тоннелей и эстакад, коварство дорожного "покрытия, "дорожный гипноз" и многое другое.
Легкость управления на большой скорости создает иллюзию легкости преодоления любых ситуаций, но вовсе не гарантирует безопасность. На горизонтальном прямолинейном участке дороги скорость может казаться вдвое меньшей, чем на самом деле. Если поддаться иллюзии и войти в закругление или поворот, лишь чуть сбросив "газ", то инерция вынесет автомобиль с проезжей части. Если круто повернуть рулевое колесо, пытаясь удержаться на проезжей части, автомобиль вылетит за обочину и перевернется.
Нередки происшествия ночью и во многих случаях они — следствие недооценки усложнения дорожных условий в темноте. Дорога со светлой поверхностью улучшает, а с темной — ухудшает видимость ночью. Лучшая видимость на неосвещенных дорогах с бетонным покрытием, затем с гравийным покрытием, обработанным битумом, затем с гравийным покрытием без обработки и худшая видимость на дорогах с асфальтобетонным покрытием. Видимость зависит от освещенности, от цвета предметов и фона, от их контрастности. Вне световой полосы от лучей фар видимость резко снижается. Плохо видны автомобили или пешеходы на обочине, особенно если дорога извилистая. Автомобили темных цветов и пешеходы в темной одежде сливаются с окружающей темнотой. В лучах фар цвета почти не различаются. Ночью красный свет кажется дальше. Человек в темной одежде может быть замечен водителем при ближнем свете фар всего примерно с расстояния 65 м, а при дальнем — со 110 м. Ночью человек оценивает размеры объектов не так точно, как днем.
Грязное ветровое стекло ухудшает видимость и рассеивает свет фар встречных автомобилей так, что стекло становится непрозрачным, мутным, светлым экраном. Ухудшается прозрачность стекол ночью в дождь и еще больше после дождя, когда на стекла оседают частицы грязи, поднятые проходящими автомобилями.
У полностью нагруженной машины может быть неверное направление света фар, лучи задираются кверху. При грязных фарах сила их света резко падает, сокращается дальность видимости. Липкий налет из-за тумана в болотистой местности, от разбитых мошек на стеклах и фарах ухудшает видимость.
И при движении по спуску, и на подъеме свет фар освещает дорогу недостаточно. Особого внимания требуют места перехода спуска в подъем — внизу часто расположены мосты, ширина проезда на них бывает уже ширины проезжей части подъездов.
При движении у верхнего перелома профиля световой поток может экранировать свет фар автомобилей, идущих навстречу с другой стороны подъема, что мешает определить расстояние до них, поэтому в зонах перелома продольного профиля маневров делать нельзя.
Закругления недостаточно большого радиуса неблагоприятны для движения со светом фар и требуют повышенного внимания.
Ночные обгоны более трудны. Тот, кого обогнали, должен сразу переключиться на ближний свет. На автомагистралях надо переключать свет на ближний и при встречном обгоне, щадить глаза других водителей — ослепленный может в вас же и врезаться.
Глаза человека могут адаптироваться в темноте, но смена темноты и световых пятен от фар и фонарей сбивают настройку и глаза быстро устают. После ослепления возникает эффект "черной ямы", когда глаза не видят ничего. Склонным к продолжительной адаптации глаз после ослепления лучше избегать движения в ночное время или учитывать эту особенность своего зрения. Рекомендуют при ослепляющем свете фар встречной машины закрывать один глаз, а когда она проедет, открывать его — он будет видеть нормально. Если ослепили, лучше включить аварийную сигнализацию и остановиться.
На мокрых улицах ночью слепят блики от мокрой дороги, блики от воды на ветровом стекле, внутренняя поверхность стекол автомобиля часто запотевает. Свет, отраженный от поверхности луж, ослепляет водителя. Опасность представляют плохо освещенные места выходов пешеходов из зрелищных учреждений, места пешеходных переходов.
Ночью и в сумерках пешеходы неправильно определяют расстояние до автомобилей и их скорость — при проезде таких мест скорость должна быть невысокой. На остановках общественного транспорта ночью свет из салона автобуса и свет габаритных фонарей не позволяют видеть зону перед автобусом и не видно возможного пешехода, хотя пешеход, освещенный светом фар, уверен, что водитель его видит.
Водитель должен знать, что в пути нередко возможны искажения восприятия ситуации по психологическим причинам и их следует устранять повышением внимания, так как в случае ДТП вина будет лежать на водителе. Ровная, однообразная дорога, монотонный шум двигателя, равномерное покачивание, возможность продолжительного движения с ослабленным вниманием вызывают сонливость.
Очень много факторов следует учитывать водителю в дороге. И главное, нужно помнить: в его руках не только его жизнь, но и жизни многих людей. Водитель, будь внимателен.