На одних предприятиях активно муссируются слухи об уменьшении или вовсе ликвидации премиальных вознаграждений, на других – эти слухи уже стали реальностью, к сожалению. Законны ли такие действия со стороны работодателя и должны ли они каким-то образом регламентироваться?
Да, все это регламентируется. Дело в том, что сейчас у нас в трудовом праве нет отдельных рекомендаций (раньше она была – статья 144 «Стимулирующие выплаты»), эти вопросы входят в систему оплаты труда. Статья 135 говорит о том, что работодатель сам определяет системы оплаты труда, в том числе и стимулирующие.
Закон определил общие понятия, а работодатель уже должен разработать положения об оплате труда и положения о премировании. Будет работодатель стимулировать работников или нет – это его дело, но он обязан это прописать в локальном нормативном акте. Тогда надо читать, что в нем написано: при каких условиях полагаются премии, а в каких случаях человек их лишается.
Человек при поступлении на работу должен знакомиться со всеми локальными актами – положением об оплате труда, правилами трудового распорядками, коллективными договорами. Но многие этот документ не читают, а ведь там могут быть прописаны такие условия, что в определенных ситуациях работодатель выплачивать премию не будет. А просто так работодатель премии не лишит. Ведь тогда он нарушит свой же закон, который он издал.
Не всегда премия прописана в договоре. И если, например, в договоре говорится об «окладе плюс премия тридцать процентов от оклада», то это положение уже является для работодателя законом, условием, которое заложено при договоренности с человеком, который приходит наниматься на работу. Если этот локальный закон не соблюдается, то работодателя можно привлекать к административной ответственности.
Конечно, работодатель может внести изменения в договор, издав приказ, но при этом он обязан предупреждать об изменении условий труда за два месяца. А человек уже сам решает, работать ему в таких условиях или уволиться по собственному желанию.