Большинство магазинов сейчас стали называться новым модным словом – гипермаркеты. И теперь Вы сами себя обслуживаете, ходя по магазину с тележкой или корзинкой, набирая в них продукты. Но хоть и изменилось слово магазин на гипермаркеты, но законы в стране остаются те же! Рассмотрим Ваши права покупателя, которые очень часть гипермаркеты нарушают.
Просят сдать при входе в магазин сумку. И даже когда в Вашей сумке есть что-то очень ценное, например дорогая покупка из другого магазина, Вы подчиняетесь воли сотрудника магазина и сдаете вещь в камеру хранения. Но тут закон работает на Вас! Потому что, согласно пункту 13 Методических указаний розничной торговли города Москвы, нельзя обязывать покупателей оставлять личные вещи (сумки, портфели) в ячейках камер хранения. И это только один из законов. Еще есть следующий закон 421 Гражданского кодекса. В котором говорится о нарушении принципов заключения договоров. То есть когда Вы сдаете вещь в камеру хранения, заключается договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению предоставленных магазину вещей. А, как известно даже ребенку, заставлять заключать договор никто не имеет права!
В случае если Вас все же не пускают в магазин, заставляя вещь сдать, то Вы смело можете писать в книгу жалоб и предложений, ссылаясь на договор ст. 426 ГК РФ, так как магазин обязан Вас впустить для продажи своего товара, если этому не препятствуют какие-либо обстоятельства. Но Ваши вещи этому никак не препятствуют, следовательно, права покупателя нарушаются.
Часто при входе в магазин, или при выходе, Вас останавливают сотрудники магазина или сотрудники в форме охранника с требованием показать чек и сверить товар с чеком. Они не должны этого требовать - данное действие также нарушает права покупателя. Это записано в 34 письме Комитета РФ по торговле «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети» №1-314/32-9 от 17.03.94.
Так же, если Вы все-таки решили сдать свои вещи, то на ящичках может висеть нерадостная табличка: “Администрация магазина за вещи, находящиеся в камере хранения, ответственности не несет.” Но и тут магазин решает, что Вы не знаете закона. Вот что сказано «О защите прав потребителей»:
Cтатья 886. Договор хранения
По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Для безвозмездного договора хранения с этой целью продавец должен принять все меры для предотвращения возможности гибели имущества или повреждения.
Статья 891. Обязанность хранителя обеспечить сохранность вещи
1. Хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи. При отсутствии в договоре условий о таких мерах или неполноте этих условий хранитель должен принять для сохранения вещи также меры, соответствующие обычаям делового оборота и существу обязательства, в том числе свойствам переданной на хранение вещи, если только необходимость принятия этих мер не исключена договором.
2. Хранитель, во всяком случае, должен принять для сохранения переданной ему вещи меры, обязательность которых предусмотрена законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке (противопожарные, санитарные, охранные и т.п.).
3. Если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее чем о своих вещах.
Статья 902. Размер ответственности хранителя
2. При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются:
1) за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;
2) за повреждение вещей — в размере суммы, на которую понизилась их стоимость.
То есть, в случае пропажи Ваших вещей, магазин обязан вернуть их стоимость.