Земли колхозов, которые в соответствии с Конституцией СССР закреплены за ними в бесплатное и бессрочное пользование, подразделяются в зависимости от характера их использования на земли общественного пользования и приусадебный земельный фонд. Обе эти части земель должны быть отграничены друг от друга в натуре (указательными столбиками) и записаны в земельной шнуровой книге, а также в государственной земельной книге регистрации и учета земель колхозов.
Такое же разделение земель предусмотрено Основами земельного законодательства и Земельным кодексом БССР для совхозов.
Приусадебный земельный фонд колхозов и совхозов состоит из земель, уже занятых приусадебными участками, и свободных земель приусадебного фонда.
Исходя из целевого назначения земель, колхозы и совхозы не имеют права использовать свободные земли приусадебного фонда для других целей, если имеются колхозные дворы без приусадебных участков или с приусадебными участками меньше указанных в уставе колхоза размеров, претендующие на получение участков земли или доведение маломерных участков до минимальной нормы, а также если имеются рабочие и служащие совхозов, пользующиеся таковыми в меньшем, чем указано в законе, размере и желающие увеличить размер участков до нормы. Если имеются свободные земли приусадебного фонда, то колхоз или совхоз не вправе отказать семье колхозника (колхозному двору), рабочему и служащему совхоза в наделении их участком земли.
Советское государство, предоставляя землю в пользование колхозов и совхозов, в то же время наделяет их как землепользователей определенными правами и возлагает на них определенные обязанности, совокупность которых составляет правомочия колхозов и совхозов по использованию закрепленного за ними на вечное пользование земельного массива общественных земель и приусадебного земельного фонда.
В порядке осуществления функции управления приусадебным земельным фондом государство предоставляет колхозам и совхозам (первичным землепользователям) право отводить приусадебные участки земли во вторичное пользование. Колхозы, кроме того, могут предоставлять приусадебные участки гражданам в бессрочное пользование и устанавливать размеры земельных участков. Совхозы имеют право отводить своим работникам в пользование лишь земельные участки, необходимые для строительства жилого дома и ведения приусадебного подсобного хозяйства, а под огород — только во временное.
Предоставление земельных участков из земель совхозов производится по приказу директора, а из земель колхозов — по разрешению общего собрания (собрания уполномоченных) колхозников, а из других земель — по решению райисполкома.
В связи с тем, что земли приусадебного фонда предназначены исключительно для наделения граждан, проживающих в сельской местности, земельными участками для приусадебного подсобного хозяйства, колхозы и совхозы не вправе изменять целевое назначение этих земель. Право граждан иметь в личном пользовании небольшой участок земли закреплено в ст. 13 Конституции СССР, ст. 12, 25, 27 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик и другими законодательными актами.
Законодательство предоставляет колхозам право выделять вторичному землепользователю определенный участок земли для ведения подсобного хозяйства. Однако право колхозов и совхозов выделять приусадебный участок и право государственных органов, осуществляющих отвод земли в порядке распоряжения ею, нельзя признать тождественными, так как в первом случае передаваемые участки не исключаются из состава земельного массива первичного землепользования, а во втором — переданный участок совершенно исключается из земельного массива первичного землепользования, и это отражается в государственном акте.
Вопрос о наделении земельным участком вновь образовавшегося (в результате раздела) колхозного двора решается общим собранием (собранием уполномоченных) колхозников. Причем борьба с мнимыми разделами дворов является одной из важнейших обязанностей колхозов, совхозов, а также советских государственных органов, органов суда и прокуратуры в деле охраны общественных земель от разбазаривания.
В каждом колхозе и совхозе по возможности должен быть создан резерв, запас приусадебных земель для последующего наделения земельными участками вновь образовавшихся дворов на их территории. До предоставления землепользователям свободные земли приусадебного фонда не находятся в чьем-либо вторичном пользовании, а находятся лишь в управлении колхозов и совхозов, которые не только вправе, но и обязаны временно использовать эти земли.
В отличие от общественных земель, размеры которых могут быть сокращены только по разрешению органов Советской власти, свободные земли приусадебного фонда по решению общего собрания колхозников могут быть частично обращены в общественные. Например, освободившиеся приусадебные участки могут быть зачислены полностью или частично не только в приусадебный земельный фонд, но и в состав общественных земель колхоза или совхоза. Все эти изменения затем отражаются в колхозной шнуровой книге и райисполкомом в государственной книге регистрации землепользовании.
Среди правомочий колхозов по управлению приусадебным земельным фондом, правильной организации территории важным является право определять на общем собрании (собрании уполномоченных) место нахождения приусадебных земельных участков индивидуальных землепользователей. В совхозах, в отличие от колхозов, эти вопросы решаются директором совхоза единолично.
Директор совхоза, давая согласие на отвод земельного участка, указывает населенный пункт, где будет размещен участок. После издания приказа приусадебный участок определяется на местности. Сельские, поселковые Советы народных депутатов осуществляют контроль за ходом строительства жилых домов на приусадебных участках.
Обязанности по отводу, в частности по определению места, приусадебных земельных участков в сельских населенных пунктах и контроль за их использованием возложены на исполкомы сельских Советов. Они и выдают гражданам акты о предоставлении им земельных участков.
Колхозы обязаны контролировать как законность индивидуального землепользования граждан, так и использование предоставленной им земли в соответствии с целевым назначен нием. В совхозах этот повседневный контроль обязан осуществлять директор и другие должностные лица.
В порядке управления землями приусадебного фонда колхозы вправе предоставлять рабочим, служащим и другим не членам колхоза земельные участки в размерах, установленный; законодательством.
Правомочия по управлению приусадебным земельным фондом колхозы осуществляют преимущественно в порядке рекомендаций.
В СССР правом на получение приусадебной земли в сельской местности обладают все граждане независимо от пола, возраста, национальности, вероисповедания, проживающие в этой местности (колхозники, специалисты сельского хозяйства, рабочие и служащие, учителя, медицинские и другие приравненные к ним работники, некоторые категории пенсионеров и т. д.).
Земельная правоспособность этих граждан возникает (как и имущественная правоспособность) с момента рождения и прекращается с их смертью. Закон не устанавливает предельного возраста, с наступлением которого прекращалось бы право пользования землей. Земельная дееспособность граждан наступает с 18 лет. Земельная дееспособность и получение земельного участка от первичного землепользователя (колхоза, совхоза и др.) связаны с ведением самостоятельного приусадебного хозяйства, что предполагает наличие имущественных прав (право собственности на строение и т. д.), по отношению к которым полная дееспособность граждан, согласно гражданскому законодательству (ст. 127 ГК БССР), наступает с 18 лет.