Особенности ответственности за вред, причиненный действиями должностных лиц государственных учреждений совершением актов власти (административного управления)
Государственные учреждения отвечают за вред, причиненный обычными хозяйственно-техническими действиями, на общих основаниях, т. е. при наличии вины причинителя вреда, а если вред причинен деятельностью, представляющей повышенную опасность для окружающих, то и без вины, за исключением случаев, когда будет доказано, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Иначе решается вопрос об ответственности за вред, причиненный неправильными служебными действиями должностных лиц государственных учреждений в области административного управления, т.е. такими действиями, которые являются актами власти, обязательными для исполнения лицами, которым они адресуются.
Условия и порядок ответственности государственных учреждений за вред, причиненный такими действиями их должностных лиц, зависят от того, кому причинен вред — гражданину или организации.
Государственные учреждения отвечают за вред, причиненный гражданину неправильными служебными действиями должностных лиц в области административного управления, на общих основаниях, если иное не предусмотрено специальным законом. Закон пока не знает никаких исключений из общих правил об ответственности государственных учреждений за вред, причиненный гражданам неправильными служебными действиями должностных лиц в области административного управления. Следовательно, государственные учреждения отвечают за вред, причиненный актами административного управления, при наличии тех же условий, что и при причинении вреда хозяйственно-техническими действиями. Например, отделение милиции отвечает за вред, причиненный повреждением здоровья гражданина, которого милиционер незаконно задержал и избил; суд отвечает перед потерпевшим за вред, причиненный последнему тем, что судебный исполнитель присвоил и расходовал сумму денег, взысканную по исполнительному листу для передачи потерпевшему; учреждение отвечает перед гражданином за причиненный ему вред в связи с выдачей ему справки о средней заработной плате, которая была занижена, вследствие чего гражданину была назначена пенсия в меньшем размере и он ее получал в течение определенного времени, пока не была установлена ошибка, и т. д.
Но закон предусматривает исключение из правил об ответственности государственных учреждений за вред, причиненный гражданам неправильными служебными действиями должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Эти органы отвечают за вред, причиненный гражданам неправильными служебными действиями должностных лиц при незаконном проведении дознания, предварительного следствия, вынесении неправильного приговора или решения, лишь в случаях и пределах, специально предусмотренных законом. Необходимость принятия такого закона вытекает из ст. 58 Конституции СССР и ст. 56 Конституции БССР, согласно которым граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей. Пока такой специальный закон не принят, поэтому вред, причиненный гражданам такими неправильными служебными действиями должностных лиц упомянутых органов, возмещению не подлежит. Например, граждан нин не вправе взыскать;имущественный вред, который ему причинен тем, что по ошибке органов следствия, которую не обнаружил и народный суд, он был незаконно осужден к лишению свободы, хотя позже вышестоящий суд обнаружил эту ошибку, отменил приговор, и дело производством прекратил.
Государственные учреждения отвечают за вред, причиненный организациям неправильными служебными действиями их должностных лиц в области: административного управления, в порядке, установленном законом; т. е., как правило, они не отвечают за вред, причиненный такими действиями.
Решая вопрос об ответственности государственных учреждений по изложенным правилам; следует помнить следующее: ответственность несут не только государственные учреждения, но и другие организации, которые совершают акты административного управления. Например, предприятие, по вине которого не были удержаны по исполнительноиу листу суммы долга, отвечает перед взыскателем, если он утратил возможность взыскать эти суммы с ответчика; действия должностных лиц, причинивших вред, должны быть служебными и относиться к области административного управления; эти действия должны быть неправильными; неправильность и противозаконность этих действий должны быть подтверждены судом или арбитражем, рассматривающим спор о взыскании ущерба.