Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Ответы юриста на вопросы >> Юридическая консультация >>

Общая характеристика трудовых споров


"Юридический справочник для населения"
Под ред. В. Ф. Чигира, А. М. Хвостова
Изд-во «Беларусь», Минск, 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Социалистические трудовые отношения характеризуются товарищеским сотрудничеством и взаимопомощью свободных от эксплуатации людей. Участники этих отношений — трудящиеся и администрация предприятий — являются членами одного производственного коллектива, имеют общие цели и общие интересы, направленные на улучшение условий труда и производства, повышение производительности труда, усиление его морального и материального стимулирования, постоянное повышение жизненного уровня трудящихся.
В этих условиях отсутствует почва для антагонистических противоречий, неразрешимых конфликтов между работниками и администрацией.
Но между ними могут возникнуть разногласия по поводу применения законодательства о труде, коллективных, трудовых, ученических договоров, соглашений об условиях труда, а также в связи с установлением новых или изменением существующих условий труда. Такие разногласия чаще всего разрешаются при непосредственных переговорах сторон, в ходе которых выясняется объективная истина, достигается соглашение и принимаются меры к устранению причин, породивших разногласия.
Если же стороны в процессе переговоров не приходят к соглашению, возникший между ними спор разрешается в предусмотренном законом порядке специальными органами.
Однако не все возникающие между работником (группой работников) или профсоюзной организацией с одной стороны и администрацией — с другой разногласия могут быть отнесены к трудовым спорам. Не являются трудовыми споры, вытекающие из отношений, регулируемых иными отраслями права — гражданским, административным и др., например по поводу реализации права на государственные пенсии и пособия по государственному социальному страхованию, наложения некоторыми органами штрафов и удержаний (налогов), вытекающие из договоров подряда, поручения, авторского, издательского и т. д., из отношений по изобретательству и рационализации и др.
К трудовым же относятся споры, вытекающие из отношений, регулируемых трудовым законодательством. Круг их довольно широк. Он включает в себя споры по вопросам перевода и увольнения, оплаты труда, рабочего времени и времени отдыха, предоставления гарантий, компенсаций и льгот, дисциплины и охраны труда, материальной ответственности за ущерб, причиненный работником предприятию, и т. п. Порядок разрешения таких споров определен трудовым (либо трудовым и гражданско-процессуальным) правом. Причины возникновения трудовых споров подразделяют на три категории.
К первой относятся причины субъективно-идеологического характера, обусловленные отставанием сознания от общественного бытия, наличием пережитков прошлого в сознании отдельных граждан, недостатками идейно-воспитательной работы. Не изжиты еще, к сожалению, факты сознательного игнорирования отдельными представителями администрации требований закона, имеют место случаи бюрократического отношения отдельных должностных лиц к правам и законным интересам трудящихся, использования ими служебного положения в чисто субъективных целях. Иногда администрация отдельных предприятий производит незаконные увольнения, нарушает законодательство о рабочем времени и времени отдыха (допускает незаконные сверхурочные работы, работу в дни еженедельного отдыха), об охране труда, специальные нормы об охране труда женщин и несовершеннолетних (привлекает беременных женщин к сверхурочным работам, переносит время отпуска несовершеннолетнего подростка на зимний период), необоснованно ссылаясь при этом на интересы производства, противопоставляя социалистической законности так называемую хозяйственную целесообразность, интересам общества — интересы отдельных работников.
Трудовые споры могут быть вызваны и недобросовестным отношением к работе, недисциплинированностью отдельных трудящихся, предъявлением с их стороны необоснованных, не вытекающих из закона, а иногда просто рваческих, эгоистических требований (о снятии правомерно наложенного дисциплинарного взыскания, претензии по поводу оплаты работы, которая не выполнялась, и т. п.).
Ко второй группе относятся споры, вызванные причинами организационно-правового характера: неточные формулировки отдельных статей, наличие пробелов и противоречий в нормативных актах, отставание правовых норм от развития условий труда, недостаточная пропаганда трудового законодательства. Указанные недостатки приводят к незнанию, неправильному пониманию или различному толкованию правовых норм, что нередко является основой возникновения разногласий по поводу установления, изменения или применения условий труда.
И, наконец, третью группу составляют причины экономико-правового (экономико-технического) характера. Это в основном — недостатки в организации труда и управления, упущения в организационно-хозяйственной деятельности предприятий (отсутствие научно обоснованных норм выработки, отсутствие ритмичности в выпуске продукции, нарушение технологической и производственной дисциплины, ошибки, допущенные счетными работниками, учетчиками, нормировщиками и т. п.).
Все возникающие трудовые споры по содержанию можно классифицировать на:
споры искового характера — по поводу применения условий труда, установленных законом, подзаконным актом или договором (коллективным, трудовым, ученическим и др.). Такой спор может быть связан, например, с незаконным наложением на работника дисциплинарного взыскания, применением установленных норм выработки и расценок, с правом на получение межразрядной разницы при выполнении работ разной квалификации, с правом на предоставление работы по приобретенной специальности и т. п. Споры искового характера всегда касаются применения уже установленных условий труда к конкретным лицам, и сторонами спора являются отдельный работник (либо несколько конкретных работников) и администрация предприятия;
споры неискового характера связацы с установлением новых или изменением существующих условий труда, регулируемых непосредственно на предприятии администрацией по соглашению (по согласованию) с профсоюзом. В зависимости от субъектов они могут быть коллективными и индивидуальными. Первые всегда связаны с установлением или изменением условий труда всего коллектива или отдельных его групп, и сторонами их являются администрация и ФЗМК, заключающие нормативные соглашения (о суммированном учете рабочего времени, введении или пересмотре норм выработки и норм обслуживания и т. п.).
Но стороной неискового спора может быть и отдельный работник (либо группа работников), оспаривающий правильность установления или изменения того или иного условия, имеющего непосредственное отношение к нему (например, об увеличении норм выработки), или требующий распространения на него каких-то устанавливаемых соглашением условий (например, включение его профессии в перечень работ и профессий, дающих право на бесплатное получение спецодежды). Такой неисковой спор носит индивидуальный характер.
От классификации трудовых споров на споры искового и неискового характера зависит порядок их рассмотрения. Споры искового характера рассматриваются: комиссиями по трудовым спорам (КТС), ФЗМК профсоюза, районными (городскими) народными судами; вышестоящими в порядке подчиненности органами.
Спор между работником и администрацией по поводу установления новых или изменения существующих условий труда (индивидуальные споры неискового характера) рассматриваются администрацией по соглашению с ФЗМК, а при недостижении согласия — по соглашению между вышестоящими профсоюзными и хозяйственными органами.
Разногласия между ФЗМК и администрацией по вопросам установления или изменения условий труда при заключении нормативных соглашений (коллективные споры неискового характера) разрешаются по соглашению между вышестоящими профсоюзными и хозяйственными органами.
Все трудовые споры по их подведомственности можно подразделить на споры, рассматриваемые:
в общем порядке, т. е. в КТС, ФЗМК и суде как в трех последовательных стадиях. Причем эта последовательность означает, что спор может быть разрешен в КТС или ФЗМК профсоюза (не дойдя до народного суда), но его рассмотрение не может быть начато сразу с ФЗМК или народного суда;
непосредственно в районных (городских) народных судах (минуя КТС и ФЗМК профсоюза);
вышестоящими в порядке подчиненности органами;
государственными, хозяйственными и профсоюзными органами по соглашению;
вышестоящими профсоюзными органами.
Данный порядок направлен на всемерную охрану трудовых прав рабочих и служащих и интересов социалистического производства. В основе его лежат демократические принципы, обеспечивающие: равное право всех трудящихся на защиту, доступность обращения в органы по рассмотрению трудовых споров; быстроту разбирательства спора; участие трудящихся в разрешении спора; гласность и коллегиальность разрешения спора; обеспечение полноты исследования дела; обеспечение исполнения решений и постановлений по трудовым делам.

Продолжение ...








Автотранспорт


Бытовые конфликты


Финансы и кредиты


Недвижимость


Налогообложение


Наследование и дарение


Льготы и пособия


Права потребителей


Предпринимательство


Развод и алименты


Семейные проблемы


Страхование


Трудовые споры


Другие вопросы

Бракованные товары


Порядок переоформления


Жалобная книга

Словарь терминов


Юридический практикум


Иски и протесты


Некачественные товары


Нерассмотренные вопросы


Юридическая литература


Юридические статьи



 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +