В соответствии со ст. 40 Конституции СССР, а также ст. 77 КЗоТ БССР труд граждан оплачивается по его количеству и качеству. Это значит, что за равный труд, т. е. труд одинаковой продолжительности, сложности и интенсивности, законодательством гарантирована равная оплата независимо от пола, возраста, расы и национальной принадлежности.
Оплата по труду находит конкретное выражение в заработной плате, которая является денежной формой основной части необходимого общественного продукта, распределяемого между рабочими и служащими в соответствии с количеством и качеством их труда для общества по заранее установленным нормам (тарифам, окладам и др.).
Месячная заработная плата рабочих и служащих не может быть ниже установленного государством минимального размера. В настоящее время минимальный размер заработной платы составляет 70 руб. в месяц. Государственным планом развития народного хозяйства на 1976—1980 гг. намечено завершить проведение мероприятий по повышению минимума заработной платы до 70 руб. в месяц с одновременным увеличением ставок и окладов среднеоплачиваемых категорий работников, занятых в непроизводственных отраслях, и приступить к новому этапу повышения.
С 1 ноября 1977 г. в непроизводственных отраслях народного хозяйства, впредь до введения по районам страны новых условий оплаты труда, минимум месячной заработной платы обеспечивается путем доплаты до 70 руб. тем рабочим и служащим, фактическая зарплата которых, включая оплату по совместительству в расчете на полный месяц работы, ниже этого размера. Условия, при которых эта доплата производится, определены в Разъяснении Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 2 ноября 1977 г.
Минимальный размер заработной платы гарантируется рабочим и служащим, проработавшим полный месяц.
В тех случаях, когда заработная плата рабочих, оплачиваемых по часовым или дневным тарифным ставкам, окажется в месяце с меньшим количеством рабочих дней (например, в феврале), ниже гарантированного минимума, производится доплата до минимального размера, если работник трудился полный месяц. Заработная плата не может быть ниже минимальной и в тех случаях, когда ее снижение явилось следствием невыполнения норм выработки, изготовления бракованной продукции или простоя не по вине работника. Если же снижение заработной платы в данном месяце произошло по вине самого работника, минимальный размер заработной платы не сохраняется.
Нормирование заработной платы проводится государством с участием профессиональных союзов и осуществляется в основном при помощи тарифных ставок, должностных окладов, надбавок и доплат, устанавливаемых сверх ставок и окладов. Государственное нормирование заработной платы является составной частью планового руководства народным хозяйством в целях повышения эффективности производства и уровня жизни народа.
Единая государственная политика в области оплаты труда реализуется Госкомтрудом СССР, который, в частности, разрабатывает и вносит в Совет Министров СССР предложения по дальнейшему улучшению оплаты труда, совершенствованию тарифной системы, контролирует работу министерств и ведомств по осуществлению государственной политики в области оплаты труда, разрешает применение в порядке опыта новых систем оплаты и премирования работников отдельных отраслей, предприятий и организаций.
В соответствии с народнохозяйственным планом образован единый общегосударственный фонд заработной платы, распределяемый между министерствами, предприятиями и учреждениями. Состав его определяется Инструкцией «О составе фонда заработной платы рабочих и служащих», утвержденной 25 декабря 1972 г. Согласно этой Инструкции все государственные, кооперативные и общественные предприятия обязаны вести раздельный учет: фонда заработной платы рабочих и служащих (отдельно — списочного (штатного) состава и несписочного (нештатного) состава); фонда материального поощрения; единовременных и других премий, не входящих в состав фонда материального поощрения; прочих денежных и натуральных выплат рабочим и служащим; начислений страховых взносов по социальному страхованию.
В целях повышения материальной заинтересованности производственных коллективов и отдельных работников в улучшении личных и коллективных результатов работы на предприятиях за счет прибыли созданы фонды материального поощрения и социально-культурных мероприятий и жилищного строительства.
Фонд материального поощрения используется на премирование рабочих и служащих по установленным премиальным системам, на единовременное лоощрение отличившихся работников при исполнении особо важных производственных заданий, выплату вознаграждения за общие результаты работы предприятия по итогам за год, оказание единовременной помощи работникам, премирование работников по итогам внутризаводского социалистического соревнования. Фонд материального поощрения распределяетря по указанным направлениям администрацией предприятия с участием ФЗМК профсоюза.
Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства используется для строительства и капитального ремонта жилых домов и культурно-бытовых учреждений, а также для улучшения культурно-бытового обслуживания работников предприятия.
Руководители предприятий по согласованию с ФЗМК могут перераспределять средства между указанными фондами в пределах до 20% суммы каждого фонда.
Оплата труда рабочих производится на основе тарифных ставок (окладов), утверждаемых в централизованном порядке. Тарифные ставки являются основным элементом системы нормирования заработной платы рабочих, именуемой тарифной системой. С помощью ее определяется размер основного вознаграждения за труд. Законодательство предусматривает надбавки и доплаты, выплачиваемые при определенных условиях сверх заработка по тарифным ставкам; перечни профессий и работ, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам для особых условий труда, и т. д.
XXV съезд КПСС поставил задачу обеспечить дальнейшее совершенствование тарифной системы как основы государственного регулирования заработной платы, повышение ее роли в стимулировании роста квалификации работников и их трудовых достижений. Тарифная система дает возможность дифференцировать размеры заработной платы в зависимости от квалификации, условий работы.
Тарифная ставка представляет собой установленный размер денежной суммы, выплачиваемой рабочим за труд в единицу рабочего времени. Различаются часовые, дневные, месячные тарифные ставки (оклады). Размер тарифных ставок рабочих установлен с учетом: уровня квалификации — тарифного разряда выполняемой работы; условий, в которых выполняется работа; сдельной или повременной оплаты труда; характера производства, в котором заняты рабочие (основное, вспомогательное); повышенного значения отдельных профессий (например, станочник) и соответствующей отрасли народного хозяйства.
Размер тарифных ставок по отраслям народного хозяйства и промышленности устанавливается правительством СССР или по его поручению Госкомтрудом и ВЦСПС. Для каждого разряда работы установлены, как правило, 4 группы тарифных ставок: для повременщиков и сдельщиков с нормальными, а также с тяжелыми и вредными условиями труда. Применяются еще тарифные ставки на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.
Сдельные тарифные ставки на 7—8% выше повременных. Такое повышение учитывает более напряженный труд сдельщиков и стимулирует применение сдельной системы заработной платы. Тарифные ставки для работ с тяжелыми и вредными условиями труда на 10—12% и для работ с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда на 16—24% выше, чем тарифные ставки при нормальных условиях труда.
В ряде производственных отраслей (в торфяной промышленности, строительстве, на автотранспорте и др.), где применяется в оснозном сдельная система заработной платы, введены единые тарифные ставки для рабочих-сдельщиков и повременщиков.
Действующие в определенной отрасли промышленности, в сельском хозяйстве и строительстве тарифные ставки группируются в тарифной сетке. Эти сетки отражают дифференциацию в оплате труда рабочих, и в частности соотношение ставок крайних разрядов (диапазон тарифной сетки) и каждого последующего по отношению к первому (тарифный коэффициент).
Важным элементом тарифной системы являются тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих. В настоящее время в народном хозяйстве применяется единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС). Это нормативный акт, определяющий квалификационные характеристики всех основных видов работ, а также основные требования, предъявляемые к рабочим определенной квалификационной группы (разряда). Каждый квалифицированный разряд работ (рабочих) характеризует качество определенного вида труда, т. е. степень его сложности, точности, ответственности. Менее квалифицированные, несложные работы относятся к I тарифному разряду. По мере возрастания квалификационного уровня работ повышается порядковый номер разряда.
Следует иметь в виду, что квалификационная характеристика труда ряда категорий работников, например шоферов, определяется не тарифным разрядом, а классом квалификации.
Для индивидуальной тарификации и перетарификации рабочих, т. е. присвоения и повышения им квалификационных разрядов, в производственных объединениях и входящих в них производственных единицах, а также на предприятиях и в учреждениях, имеющих рабочих, создаются квалификационные комиссии. В цехах предприятий, где имеются цеховые комитеты профсоюза, образуются свои комиссии.
Вопрос о присвоении или повышении квалификационного разряда рассматривается по заявлению заинтересованного в этом рабочего и представлению руководителя соответствующего подразделения (мастера, начальника смены, цеха и т. п.), в котором трудится этот рабочий. При наличии в цехе (или ином подразделении) работ, тарифицируемых по разряду, о присвоении которого поступило ходатайство, руководитель предприятия (цеха) направляет материалы в квалификационную комиссию для проверки у рабочего теоретических знаний и сдачи им пробы в соответствии с требованиями ЕТКС или другого дополняющего документа. Организация проверки теоретических знаний и сдачи пробы — обязанность руководителя подразделения (мастера, прораба, начальника смены и т. д.).
Рабочий должен устно ответить комиссии на вопросы из раздела ЕТКС «Должен знать» и самостоятельно выполнить отдельные работы, указанные в разделе «Примеры работ» или «Характеристики работ».
Наряду с требованиями, изложенными в тарифно-квалификационных характеристиках, рабочий соответствующей квалификации должен знать: рациональную организацию труда на своем рабочем месте; технологический процесс выполняемой работы, правила технической эксплуатации и ухода за оборудованием, приспособлениями и инструментами, при помощи которых он работает или которые обслуживает; нормы расхода горючего, энергии, сырья и материалов на выполняемые им работы; требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ; безопасные методы труда, основные средства и приемы предупреждения и тушения пожаров на рабочем месте (участке).
На основании заключения квалификационной комиссии администрация по согласованию с профсоюзным комитетом присваивает рабочему соответствующий квалификационный разряд. Присвоение разряда отмечается в приказе (распоряжении), в трудовой и расчетной книжках работника.
Рабочие, которым в установленном порядке присвоен квалификационный разряд, принимаются на другое предприятие по своей профессии, как правило, по имеющемуся у них разряду.
Понижение квалификационного разряда при выполнении работы на том же предприятии допустимо только в случаях: введения новых тарифных сеток и тарифно-квалификационных справочников, в которых предусмотрено меньшее число разрядов по той же профессии или работе, или при тех же разрядах — новые квалификационные характеристики выполнявшихся работ; признания рабочего по заключению квалификационной комиссии не соответствующим выполняемой работе по присвоенному ему разряду.
В этих случаях разряд может быть снижен только с согласия рабочего. Если он не дает согласия и отказывается от перевода на другую имеющуюся на предприятии работу, администрация должна поставить вопрос об увольнении рабочего соответственно по п. 1 или 2 ст. 33 КЗоТ БССР.
По мере роста квалификации администрация обязана переводить рабочих на более квалифицированные работы и присваивать им более высокие тарифные разряды. Согласно действующим на предприятиях коллективным договорам рабочий, используемый в течение 3 месяцев подряд на работах более высокой квалификации и выполняющий нормы выработки, имеет преимущественное право на присвоение ему очередного тарифного разряда. При повышении разряда преимуществом пользуются также лица, успешно и добросовестно эыполняющие свои трудовые обязанности, прошедшие производственное обучение, получившие высшее и среднее специальное образование (ст. 133, 191 КЗоТ БССР).
С 1 сентября 1976 г. введены в действие новые квалификационные характеристики водителей автомобилей, трамваев, троллейбусов и мототранспортных средств. Они определяют условия и основания присвоения класса квалификации, понижения его и возобновления. Так, для присвоения 1-го и 2-го класса необходимы, в частности, следующие дополнительные условия: соблюдение трудовой и производственной дисциплины, выполнение установленных планов, графиков перевозок, расписания движения, отсутствие нарушений правил дорожного движения, технической эксплуатации.
Администрация вправе по согласованию с комитетом профсоюза понизить 2-й или 1-й класс в случаях, когда водитель не выполняет требования квалификационной характеристики или дополнительные требования, в частности систематически нарушает правила дорожного движения и технической эксплуатации подвижного состава, допускает брак в работе. Понижение класса объявляется приказом руководителя предприятия с занесением в трудовую и расчетную книжки водителя. Водителям, которым был понижен администрацией класс квалификации, а также лишенным права на управление транспортными средствами на срок свыше 1 года, класс присваивается вновь на общих основаниях.
Сверх основной заработной платы по тарифным ставкам законодательством предусмотрены рабочим при определенных условиях надбавки. Надбавки, в частности, установлены:
за классность (квалификацию): водителям автотранспорта 1-го и 2-го классов в размере соответственно 25 и 10% их месячной тарифной ставки;
работникам общественного питания, удостоенным звания «мастер-повар» и «мастер-кондитер», в размере 25% их тарифной ставки или оклада;
за выслугу лет, например, единовременное вознаграждение работникам, постоянно занятым на подземных работах;
за длительный стаж работы по специальности, например, для трактористов-машинистов совхозов и других предприятий сельского н водного хозяйства;
для трактористов-машинистов предприятий (подразделений) лесного хозяйства.
Согласно ст. 81 КЗоТ БССР труд служащих оплачивается на основе схем должностных окладов, утверждаемых в централизованном порядке. Должностные оклады устанавливает администрация предприятия в соответствии с должностью и квалификацией работника. Употребляя обобщенный термин «служащие», КЗоТ БССР имеет в виду также руководящих и инженерно-технических работников, преподавателей, научных сотрудников и другие категории лиц, занимающих штатные должности с оплатой на основе месячных должностных окладов.
В схемах должностных окладов установлены обычно максимальный и минимальный размеры оклада — «вилка». Это дает возможность учесть в оплате труда работников, занимающих одноименную должность, их квалификацию, стаж, опыт, образование. Такая дифференциация допускается не только в рамках «вилки» по схеме, но и в пределах фонда заработной платы, исчисленного по средним должностным окладам всех служащих данного производственного объединения, предприятия, организации.
Для осуществления государственного нормирования заработной платы служащих важное значение имеет единство системы должностей, а также критериев квалификационных характеристик по каждой должности. Этим целям служит Единый квалификационный справочник должностей служащих. Он содержит три раздела по каждому должностному наименованию: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Квалификационные требования». В первом разделе перечислены функции, которые могут быть целиком или частично возложены на работника, занимающего данную должность; во втором изложены предъявляемые к работнику требования в отношении специальных знаний, а также знания законодательных актов, положений, инструкций и других руководящих и нормативных документов. В разделе «Квалификационные требования» определены уровень специальной подготовки работника, требования к стажу практической работы, необходимые для замещения данной должности. На основе квалификационных характеристик, приведенных в справочнике, разрабатывают должностные инструкции, закрепляющие конкретные обязанности по каждой должности, учитывая местные условия работы.
Конкретный размер должностного оклада в рамках «вилки» согласно схеме указывается по каждой должности в штатном расписании. Работнику, занимающему данную должность, предприятие обяаано выплачивать оклад именно по этой должности строго в соответствии со штатным расписанием. Снижение оклада, определенного при поступлении на работу в пределах «вилки», недопустимо без согласия работника, поскольку является односторонним изменением условий трудового договора.
Министрам СССР и Советам Министров союзных республик предоставлено право сохранять работникам предприятий и учреждений при реорганизации последних или изменении их подчинения действовавшие ранее условия оплаты труда и премирования, преимущества и льготы.
Руководители производственных объединений (комбинатов) и предприятий (организаций) в целях поощрения за высокую квалификацию и эффективность труда имеют право устанавливать мастерам и другим ИТР надбавки к заработной плате в размере до 30% должностного оклада. На эти цели могут быть использованы (на предприятиях — с разрешения вышестоящего хозяйственного органа) средства в пределах до 0,3% планового фонда заработной платы. Указанные надбавки при определении размера средней заработной платы по штатному расписанию не учитываются. Разрешено также устанавливать доплаты в размере до 30% оклада начальникам цехов и их заместителям, начальникам смен (участков), старшим мастерам, мастерам, которые в результате осуществления организационно-технических мероприятий обеспечили за счет уменьшения численности персонала на обслуживаемых участках повышение производительности труда по сравнению с планом. При этом предельные ассигнования на содержание аппарата управления, установленные объединению (предприятию), увеличиваются с разрешения соответствующего вышестоящего органа на сумму указанных доплат. При снижении достигнутого уровня производительности труда или увеличении численности персонала (кроме случаев, когда это вызвано изменением природных или горно-геологических условий) доплаты к окладам могут быть уменьшены или отменены.
В целях стимулирования роста производительности труда и сокращения численности занятого персонала в объединениях и на предприятиях, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования производства, следует шире использовать предусмотренные действующим законодательством формы материального поощрения, и в первую очередь доплаты в размере до 30% ставки ИТР и служащим за совмещение должностей, расширение зон обслуживания и увеличение объемов выполняемых работ; начальникам цехов и их заместителям, начальникам смен, участков, мастерам и другим ИТР, занятым непосредственно в цехах и на участках, которые в результате осуществления разработанных организационно-технических мероприятий обеспечили за счет уменьшения численности персонала на обслуживаемых участках повышение производительности труда по сравнению с планом. Эти доплаты устанавливает руководитель предприятия (объединения) по согласованию с комитетом профсоюза. Мастерам производственных участков объединений, промышленных предприятий, строительных и ремонтно-строительных организаций, которым в установленном порядке присвоено звание «Мастер I класса» и «Мастер II класса», устанавливается надбавка к заработной плате (в процентах к должностному окладу) в размере соответственно от 20 до 30% и от 10 до 15%.