191. Классификация. Как уже было указано выше, римские юристы мало занимались систематизацией вопросов уголовного права. Поэтому не было выработано и классификации преступлений. И в Дигестах, в кн. 47 и 46, посвященных преимущественно уголовному праву (и названных поэтому «страшными книгами» — ftbri terribiles) отдельные преступления перечисляются без какой-либо системы (то же в 5-й книге Сентенций Павла, содержащей много важных материалов по уголовному праву).
Такое положение обусловливалось неопределенностью понятия преступления, особенно в период империи. Императоры и его присные могли счесть преступным и покарать любое действие, нимало не заботясь о том, было ли данное действие запрещено. Дикий произвол императора и чиновников, возведенный в систему, находит в этом свое законченное выражение.
Хотя этот произвол направлялся главным образом против беднейших слоев населения, вызывавших ненависть правящей верхушки в виду возникавших в этих слоях восстаний и протестов, но даже и богачи являлись в некоторых случаях объектом этого произвола. «Особенно в период от Тиберия до Нерона стало обычным явлением, что богатых римлян приговаривали к смерти для того, чтобы захватывать их состояние» (Маркс и Энгельс, XV, 606). Таким образом, в отношении самого понятия преступления существовала полная неопределенность, и это препятствовало выработке какой-либо классификации.
В связи с этим мы не находим в римском праве и точно определенных и разграниченных составов отдельных преступлений. Уголовно-правовые законы и распоряжения императоров обрастали всяческими толкованиями и распространялись на ряд случаев, в самих законах прямо не предусмотренных. Поэтому одно и то же деяние могло подходить под несколько видов преступлений.
При таких условиях, принятая нами ниже систематизация преступлений не является систематизацией, взятой нами из источников. Мы пытались лишь сгруппировать постановления о главнейших видах преступлений, руководствуясь общими признаками, встречающимися в отдельных преступлениях. 192. Преступления государственные. Уже на первых, известных нам, стадиях римского государства существовало организованное преследование органами государства (рексом, народным собранием) ряда действий, представляющих опасность для государства в целом. В этом проявлялась «защита» государства (vindicta publica). В XII таблицах уже встречались указания на некоторые преступления, преследуемые органами государства. К числу этих преступлений относится прежде всего государственная измена (proditio). «Закон XII таблиц предписывает, чтобы тот, кто призовет врага или предаст гражданина врагу, был наказан смертью» (L. 3 D 48.4). Наряду с этим еще в древнейшую эпоху имелись случаи расправы со всякого рода восстаниями и сопротивлением властям. Эти случаи назывались perduellio, и они нередко рассматривались, как измена. Для ответственности за perduellio необходимо враждебное намерение против государства. Особо усилилось значение борьбы с выступлениями против государства в период гражданской войны. В частности, Сулла (—I ст.) ввел наказание за «оскорбление величия римского народа» (crimen laesae maiestatis). He было, однако, установлено точных признаков этого преступления, и под него подводились любые действия, прямо или косвенно направленные против существующего строя. В дальнейшем, в период империи, этому же преступлению был посвящен lex Julia (конец —I ст.), и область применения правил о crimen maiestatis все более расширялась. Сюда были отнесены всякие посягательства против государства: вооруженное восстание против императора, самовольное ведение войны, измена, убийство магистрата, подстрекательство войска к мятежу, подлог государственных документов, заговор об убийстве членов консистории и сенаторов. Вообще, любое недовольство существующим строем, любое посягательство на «благо императора» (1. 5 С 9,8) подводилось под это преступление. Основные относящиеся сюда правила, изложенные весьма казуистично (см. в tit. D 48.4 и tit. С 9.8). Наказание — смертная казнь. В отношении этого преступления, непосредственно затрагивавшего интересы правящих кругов, допускались исключения из общих правил: к обвинению в этом преступлении допускались все, даже рабы против своих господ (1. 7 D 48.4), и преследование по обвинению в этом преступлении могло быть возбуждено и после смерти обвиняемого (1. 6 С 9.8). К числу преступлений против государственных интересов относятся и следующие:
1) Оскорбительные песни и письма. В доведших до нас отрывках XII таблиц указывается, что карается смертью «злая песня». Возможно, что здесь имелись в виду песни, которые были направлены против религии и органов государства, т. е. революционная агитация, проявление непокорности (на опасный для государства характер этих действий указывает тяжесть наказания, сравнительно с оскорблением отдельных лиц — inmria, вызывавшим лишь небольшой денежный штраф).
В период империи уделяется серьезное внимание преследованию составителей и распространителей «оскорбительных писем» (famosi libelli). Очевидно, в первую очередь здесь имелись в виду писания против императора и существующего строя. Наказанием является смертная казнь. Нашедший такое письмо должен его уничтожить и никому не показывать. Если же он разгласит содержание письма, то он считается автором письма и несет наказание (1. 2 С 9.36).
2) Снискивание выборных должностей недозволенными средствами (ambitus). Это преступление было предусмотрено специальным lex Julia (tit. D 48.14). В период империи под это преступление могли подводиться лишь действия, направленные к получению выборной должности в муниципии (в центральном аппарате Рима выборных должностей уже не было). Наказанием является штраф в 100 золотых и объявление бесчестным.
3) Сговор обвинителя с обвиняемым или подкуп обвинителя (praevaricatio). Обвинитель, нарушивший свой долг, подвергается тому наказанию, которое было бы на него наложено, если бы он совершил то преступление, от обвинения в котором обвиняемый был освобожден в силу его преступного сговора с обвинителем (1 6 D 47.15).
Наряду с государственными преступлениями следует отметить наличие в древнейшем праве и преступлений религиозного характера, например магические действия заклинания посевов (очевидно с намерением погубить урожай). Иногда господствующий класс придавал религиозный характер чисто светским по своему существу преступлениям. Например, уничтожение межи (а это преступление являлось весьма тяжким в земледельческом Риме, при наличии уже установившегося частного землевладения) считалось оскорблением бога, ведавшего межами, и вызывало религиозную санкцию. Вообще, в древнейший период преступление нередко рассматривалось, как оскорбление богов, нарушение их воли, и потому в ряде случаев санкцией являлось проклятие (sacer esto), являвшееся по существу преданием виновного смерти. Репрессии в этих случаях придавался характер умилостивления богов, искупления греха.
Связь с этими преступлениями имеет установленная в период империи ответственность прорицателей, симулирующих, что их устами говорит бог, и смущающих души народа. Они подвергаются телесному наказанию и изгнанию из общины, а в случае рецидива — ссылке или высылке. Но если кто-либо спрашивал гадальщиков о здоровье принцепса (вероятно, имея цель ускорить магическими средствами его смерть) или о руководстве государством, то и вопрошавший и ответивший предаются смерти (Сентенции Павла, 5,21).
В период домината, когда христианская церковь стала государственной властью императоров, устанавливаются наказания за нарушение церковных правил, в частности за принадлежность к ряду ересей (tit. С 1.5). 193. Преступления против личности. На первом месте нужно поставить убийство. Несомненно, что убийство еще в древнейший период являлось действием, вызывавшим реакцию со стороны государства. В древности злостное убийство гражданина называлось parricidium. Этот термин применялся впоследствии и к другим тяжким преступлениям (например во времена Цицерона — к посягательствам на храмы), и вместе с тем обозначал убийство ближайших родственников или же только родителей (см. ниже). Специально наказаниям убийц был посвящен закон Суллы об убийцах и отравителях, изданный в —83 г. (lex Cornelia de sicariis et veneficis). Круг деяний, подводимых под этот закон, определялся весьма широко: сюда относилось не только убийство, но и поджог, ношение оружия для совершения убийства или воровства, изготовление и продажа яда для убийства, ложные показания по делу, влекущему за собой смертную казнь (1. 1 D 48.8). Наказанием по lex Cornelia являлась ссылка на остров и отобрание имущества, а в период империи — смертная казнь.
По закону Помпея (ок. —70 г.) особо предусматривалось убийство близких родственников: восходящих, братьев и сестер, эти случаи убийства и стали называться parricidium. (О наказании за убийство родителей см. 185).
Нанесение ран и побоев признавалось Iniuria, которая могла преследоваться как порядком, установленным для частных деликтов, так и в порядке уголовного суда.
Из числа других преступлений против личности нужно указать: 1) Публичное насилие (vis publica), объявленное преступлением в силу lex Julia. По этому закону наказывались различные действия против порядка управления и нарушающие общественную безопасность. Ответственными являлись: должностное лицо, которое убьет или подвергнет телесному наказанию или заключению в тюрьму обратившегося с жалобой (очевидно на действия этого должностного лица), лицо, хранящее оружие не в целях охоты или путешествия, лицо, собравшее или вооружившее рабов в целях восстания, похитившее имущество с оружием в руках, воспрепятствовавшее отправлению суда. Наказание: первоначально запрещение воды и огня, а затем смертная казнь или ссылка (1. 1—10 D 48.6 и Сентенции Павла, 5,26).
2) Частное насилие (vis privata), объявленное преступлением в силу lex Julia. По этому закону облагались наказанием некоторые случаи насилия в отношении частных лиц: избиение кого-либо с помощью собранных для того людей, изгнание кого-либо из его дома, самовольное вступление кредитора во владение имуществом должника. Наказание — конфискация трети имущества и лишение права занимать почетные должности (1. 1—2 D 48.7).
3) Похищение свободных людей или лишение их свободы (plagium). Этому преступлению был посвящен изданный еще в республиканский период lex Fabia. Сюда же относилось и сманивание или скрытие чужих рабов. Так как целью преступления являлась, по крайней мере — в некоторых случаях, продажа этих людей, то в этих случаях данное преступление было направлено на извлечение выгоды, Наказанием являлся сначала денежный штраф, а затем — отдача в рудники (tit. D 48.15).
В связи с этими преступлениями остановимся на некоторых преступлениях против нравственности, прежде всего на нарушении супpужеской верности (aidulterium). В —18 г. был издан lex Julia de adulteriis, установивший ответственность жены, нарушившей супружескую верность (постановления этого закона и их применение изложены в tit D 48.5). Изданием этого закона была сделана попытка бороться уголовно-правовыми мерами с семейной распущенностью римской знати. Виновная жена подвергалась конфискации половины приданого и трети прочего ее имущества и ссылке на остров, а ее сообщник — отобранию половины имущества и также ссылке на остров, но на другой (сентенций Павла, 2, 26.14). В юстиниановом праве жена, нарушившая верность, подвергается телесному наказанию и заключается в монастырь. В течение двух лет муж может ее взять, а после этого она постригается в монахини (Nov. 134.10). В период домината сожитие с рабом каралось смертной казнью, при чем раб сжигался живым (С 9.11). В течение долгого времени (и в период империи) сохранились особые права отца и мужа женщины, совершившей прелюбодеяние; эти права коренятся очевидно в седой древности. Отец, застигший дочь при прелюбодеянии, имеет право убить тут же и прелюбодея, и дочь, не подвергаясь ответственности. Если же он убьет одного прелюбодея, то он отвечает за убийство. Муж не имеет права убить жену, но если убьет в порыве негодования, то подвергается более слабому наказанию. Сообщника же жены муж имеет право убить лишь в том случае, если сообщником является раб или наемный гладиатор, или лицо, нанявшееся для борьбы со зверями на арене цирка, или вольноотпущенник (Collatio legum Mosaicarum et Romanarum, 4.2). Если муж застигнет жену при совершении прелюбодеяния, то он обязан с ней развестись, иначе несет ответственность, как сводник. Наряду с этим карались изнасилование и иные развратные действия, причем развращение девушки, не достигшей зрелости, каралось: в отношении лиц высших сословий — ссылкой, в отношении лиц низших сословий — отдачей в рудники (1. 38 § 3 D 48.19). Каралось и сводничество. Аборт облагался смертной казнью или изгнанием (1. 39 D 48.19, 1. 4 D 47.11). 194. Имущественные преступления. Наиболее распространенным имущественным преступлением является воровство (furtum), и, как мы уже видели, воровство преследовалось или в порядке частного иска или в порядке уголовного преследования.
Наряду с воровством, некоторые виды имущественных преступлений обособляются в виде самостоятельных деликтов. Сюда относятся:
1) Кража государственного имущества (peculatus), преследуемая по lex Julia (tit. D 48.13). В силу этого закона облагались наказанием всякого рода посягательства на государственное имущество (и на имущество принцепса), и эти правила были распространены и на похищение медной доски, на которой написаны законы, и на внесение в текст закона каких-либо изменений, и на подлог в государственных документах. Сюда же относилось и святотатство, т. е. похищение священных или религиозных вещей. Наказание — первоначально воспрещение воды и огня, а в период империи — высылка или даже более суровые наказания: отдача диким зверям, повешение, сожжение. Но рекомендовалось выносить наказания («более строгие или более милостивые» в зависимости от положения лица, от стоимости вещи (1. 10 D 48.13). И, конечно, бедняки подвергались жесточайшим наказаниям в то время, как высшие должностные лица невозбранно приобретали за счет государства огромные состояния.
2) Лихоимство (repetundae). Был издан в —59 г. специальный lex Julia repetundarum (материалы об этом законе и его применении — tit. D 48.11). По этому закону наказывались различные случаи получения должностными лицами взяток за нарушение обязанностей службы. Наказанием в период империи являлось изгнание или даже более строгая мера, в зависимости от содеянного.
3) Поджог. Поджигатели домов в городе, в целях грабежа, наказывались смертной казнью, лица же совершившие поджог в деревнях вследствие вражды наказывались отдачей в рудники (если они принадлежали к низшим сословиям) или ссылкой (Сентенции Павла, 5,20).
4) Похищение скота облагалось более строгими наказаниями, чем обычное воровство, так как скот имел особое значение в условиях римского земледельческого хозяйства. О «похищении скота» говорили в том случае, если похищен конь или не менее двух быков, десяти коз, пяти свиней (tit. D 47.14). Наказанием являлась смертная казнь, отдача в гладиаторы, отдача в рудники.
5) Уничтожение или перемещение пограничных знаков. Как мы уже видели, в древнейший период это преступление носило религиозный характер. Но к концу республиканского периода оно уже утратило черты оскорбления божества. Наказание было определено в размере штрафа в пользу казны по 50 золотых за каждый пограничный знак, который уничтожен или сдвинут. В позднейшее время лица низших сословий присуждались к государственным работам, а лица высших сословий — к высылке на остров с конфискацией трети имущества (1.3 D 47.21).
6) Подлог. Суллой был издан (в —82—79 гг.) особый закон о подлогах (lex Cornelia de falsis). Этим законом и последующей практикой предусматривался целый ряд подлогов, совершаемых в корыстных целях: соглашение о ложных свидетельских показаниях, подкуп судьи, подлог в счетах и документах, похищение и уничтожение завещаний, соскабливание и подделка золотых монет, присвоение ложного имени, подмена ребенка, продажа одной вещи двум лицам, изменение установленных государством мер хлеба или вина и т. п. (1. 1 и сл. D 48.10). Наказанием в период империи являлось: в отношении лиц высших сословий — ссылка, в отношении лиц низших сословий — отдача в рудники или распятие на кресте или отдача диким зверям.