124. Брак sine manu. Начиная с последнего периода республики семья класса рабовладельцев, ведущих паразитическое существование, начинает разлагаться. Первоначально, в древности, муж захватил в доме бразды правления ввиду того, что на его долю выпадало добывание пищи и необходимых орудий труда, а следовательно, и право собственности на последние (Маркс и Энгельс, XVI, ч. I, 38—40). Но с развитием рабовладения в верхушке развитого рабовладельческого общества, среди рабовладельцев, живущих исключительно трудом рабов, уже исчезают эти хозяйственные предпосылки мужней власти. Семья рабовладельцев перестает быть трудовым коллективом. Растет развращенность рабовладельцев. Увеличивается число рабовладельцев, предпочитающих не «связывать» себя узами брака, не основывающих семьи, признаваемой цивильным правом. Умножаются легкомысленные разводы и т. п. Эти обстоятельства представлялись вредными для класса рабовладельцев в целом. Этому классу грозили вырождение и невозможность сохранения своего классового господства. Поэтому в начале принципата делались попытки стимулировать заключение браков между римскими гражданами и ввести ограничения для холостых и бездетных. Глава семьи, отказывавшийся без достаточных оснований дать согласие на брак своего сына или дочери, принуждался магистратом к даче согласия. Он обязывался дать приданое своей дочери. Если мужчина в возрасте 25—60 лет или женщина в возрасте 20—50 лет не состоит в браке, то они лишаются права получать наследство по завещанию. Если мужчина состоит в браке, но не имеет детей, или если женщина, состоя в браке имеет меньше троих детей, то они могут получить по завещанию лишь половину того, что им было завещано. Наряду с этим женщина, имевшая трех или четырех детей, освобождалась от опеки. Конечно, эти законы были бессильны возродить здоровую семью в развращенном рабовладельческом Риме.
В этот же период появляется новая форма брака, характеризующаяся отсутствием власти мужа над женой. Вступая в брак, женщина уже не утрачивает своей свободы и своего имущества. Эта форма брака называется «браком без мужней власти» — sine manu. Причины появления этой формы брака еще не объяснены достаточно ясно. Но думается, что известную роль играла экономическая самостоятельность женщин, имевших самостоятельное имущество.
Брак sine manu заключается на основании согласия брачущихся и согласия их родителей и сопровождается религиозными и иными церемониями (нормируемыми обычаем). Со временем христианская церковь стала требовать обязательного церковного венчания.
При браке sine manu жена юридически оставалась в своей прежней семье и ие входила в семью мужа. Если жена являлась самостоятельным лицом (sui iuris), то она оставалась собственницей своего имущества и могла вступать в сделки. Однако, брак не является просто сожительством, не порождающим юридических последствий: жена получает социальное положение своего мужа, и устанавливаются наказания жены за нарушение верности. Вместе с тем муж имеет право требовать выдачи жены от всякого, кто ее неправомерно удерживает против воли мужа.
Условием действительности брака является заключение его между лицами, имеющими ius conubii. Поэтому правила о браке не распространяются на союзы римлян с перегринами (не имеющими ius conubii) или с рабами. Наряду с этим Август, стремясь поддержать «чистоту крови» рабовладельцев, запретил лицам сенаторского сословия вступать в брак с вольноотпущенницами. Препятствием к браку являются также близкое родство и недостижение определенного возраста (14—12 лет). 125. Dos. При браке sine manu устанавливается в принципе раздельность имущества супругов, но хозяйство ведется совместно. Издержки совместной жизни несет муж. В богатых слоях населения брак уже приобретает характер имущественной сделки. Родители жены или сама жена передают мужу определенное имущество (состав которого устанавливается до брака), предназначенное на расходы по ведению хозяйства. Это имущество называется приданым - dos. Основное эначение приданое, естественно, имело лишь для имущих слоев населения; римские юристы с огромным вниманием разработали все казуистические вопросы, вытекавшие из установления dos, и из их высказываний видно, что приданое включало в себя иногда значительное имущество и что вокруг этого имущества возникали сложнейшие юридические споры.
Юридически собственщком приданого является муж. Но он должен расходовать поступления от приданого, а в нужных случаях и само приданое на нужды супружеского хозяйства. По прекращении брака муж обязан возвратить приданое, но если брак прекращен по вине жены, муж удерживает часть dos для детей. 126. Развод. При браке sine manu существует свобода развода. Расторжение брака может произойти как по взаимному согласию супругов, так и по одностороннему желанию каждого из них. Развод совершается путем словесного заявления в определенной форме (в позднейший период требуется письменное заявление в присутствии свидетелей). Со временем, ввиду массового распространения разводов, императоры силятся ограничить свободу разводов. Вводится правило, что односторонний развод допустим лишь при наличии строго определенных причин (нарушение верности, преступление). Если же развод произведен при отсутствии таких причин, то на инициатора развода налагаются штраф и иные наказания. Ограничения развода были усилены христианской церковью, проводившей свою общую политику закрепощения женщин. 127. Особые формы брака:
а) Конкубинат — длительный союз мужчины и женщины, которые не могут заключить брака в силу различия их социального положения (например сенатора с вольноотпущенницей). Конкубинат не порождает юридических последствий между его участниками, конкубина не пользуется положением «законной» жены; признается связь детей, рожденных от конкубината, с их отцом, хотя эти дети и не пользуются правами детей «законных». Христианская церковь, стремясь сконцентрировать в своих руках монополию заключения браков, боролась против конкубинатов.
б) Браки между перегринами определяются их личным законом. Если супруги принадлежат к различным общинам, то их браки признаются в качестве matrimonium iuris gentium. Значит, собственно римское право этих браков не регулировало. 128. Правовое положение детей. Распадение прежней патриархальной семьи, являющееся результатом ослабления крестьянского землевладения в его прежних формах и развития ремесла и обмена приводит к тому, что взрослые дети начинают играть самостоятельную роль в хозяйственной жизни. В силу этого ослабляется отцовская власть и сыновья постепенно приобретают самостоятельную, правоспособность. Но этот процесс происходит очень постепенно и медленно, путем ряда отдельных нововведений и растягивается на ряд столетий.
В принципе власть отца остается прежней и в классическом праве. Но с начала н. э. сын может обращаться к защите магистрата в случае злоупотребления отцом его властью, и магистрат в известной степени контролирует осуществление отцом его власти. Отец утрачивает свое былое «право жизни и смерти», хотя признание детоубийства преступлением произошло лишь в IV ст. Но фактически уже со II ст. карательные права отца ограничиваются легкими наказаниями; в прочих случаях он должен обращаться к магистрату.
Вместе с тем в период империи допускается, с соблюдением особых формальностей, освобождение, с согласия отца, сына от власти отца (эманципация).
Растет и имущественная правоспособность взрослых сыновей. Еще в конце периода республики стало распространяться выделение сыну части имущества для самостоятельного хозяйства (пекулиум). Здесь возникают первоначально такие же отношения, как в случае предоставления пекулия рабу. Но впоследствии пекулий находится в свободном распоряжении сына и носит характер выделенного сыну имущества.
Переход в —I ст. к постоянной профессиональной армии вызвал признание личным имуществом сына всего того, что он долучил на военной службе, т. е. прежде всего военной добычи (peculium castrense). Это правило было впоследствии распространено и на имущество, полученное сыном вообще на государственной службе (peculium quasi castrense). Наконец, права отца на имущество, полученное сыном не от отца (bona adventicia), ограничиваются лишь правом пользования. 129. Усыновление. Прежние торжественные формы усыновления выходят из употребления. Усыновление в ряде случаев производится на основании рескрипта императора. Но, с другой стороны, в целях охраны имущественных интересов родных детей (формальные усыновления встречались главным образам в богатых слоях населения) вводится ряд правил, ограничивающих возможность усыновления. В частности, требуется, чтобы усыновитель достиг 60 лет и не имел своих детей. От усыновления отличается узаконение (legitimatio), т. е. предоставление прав «законных» детей, детям, рожденным вне брака (например от конкубины). В отдельных случаях дети, рожденные от брака, узаконяются в силу последующего брака их родителей. 130. Опека. а) Опека над женщинами. В силу роста имущественной самостоятельности женщины-рабовладельца, опека над женщинами постепенно утрачивает свое значение. Еще в конце республиканского периода вдова могла сама избирать и менять своего опекуна. В начале принципата, среди прочих мер, покровительствовавших браку и деторождению, было установлено, что освобождаются от опеки свободнорожденные женщины, имеющие 3 детей, и вольноотпущенницы, имеющие 4 детей. Вместе с тем сокращается круг тех случаев, когда требуется участие опекуна в совершении сделок.
б) Опека над несовершеннолетними. Под опекой состоят несовершеннолетние, не имеющие paterfamilias, до достижения 14 лет. Но различаются два возрастных периода: а) до 7 лет, б) от 7 до 14 лет. В первый период дети (infantes) вполне лишены дееспособности. Вместо них заключает сделки опекун, первоначально от своего имени, а затем (со II ст.) от имени подопечного. По достижении 7 лет несовершеннолетний может заключать сделки, но не иначе, как при участии опекуна (auctoritas).
Опекун может (быть назначен в завещании. При отсутствии такого распоряжения право на осуществление опеки имеют родственники (кроме женщин). Если нет родственников, могущих быть опекуном, то опекун назначается магистратом. 131. Попечительство (curia). Попечительство имеет своей задачей управление имуществом лица, не обладающего разумом для самостоятельного ведения своих дел. Древнейшими случаями являются попечительство над душевнобольными и расточителями.
Особый интерес представляет попечительство над лицами, не достигшими 25 лет. Древний возраст совершеннолетия (14 и 12 лет) оказался слишком низким по мере усложнения хозяйственной жизни. Участие в сложных операциях требовало жизненного опыта и зрелости, часто отсутствовавших, например, у 15-летнего юноши. Последний своими необдуманными действиями мог расстроить свое имущество. Поэтому в начале —II ст. был издан закон (lex Plaetoria или Laetoria), устанавливающий наказание за обманные действия в отношении совершеннолетних, не достигших 25 лет. На этом основании претор устанавливал restitutio in integrum, если указанные лица, легкомысленно заключившие сделку, потерпели ущерб. Для избежания такого рода последствий лица, желавшие заключить сделку с не достигшим 25 лет, стали требовать участия в этой сделке попечителя, который гарантировал бы разумность заключения сделки лицом, не достигшим 25 лет.
Из этих случаев назначения попечителей для заключения отдельной сделки выросло во II ст. право указанных лиц требовать назначения себе постоянного попечителя. Равным образом, в связи с ослаблением опеки над женщинами устанавливалось постоянное попечительство над женщинами, не достигшими 25 лет. Наконец, с IV ст. все лица, не достигшие 25 лет, состоят под попечительством и являются поэтому недееспособными. Права попечителя сближаются с правами опекуна. Находящиеся под попечительством, не могут принимать обязанности и отчуждать имущество без согласия попечителя. Но выбор попечителя, по общему правилу, производится самим недееспособным, назначение же попечителя производится чиновником. В отдельных случаях юноша, достигший 20 лет, и девушка, достигшая 18 лет, могут быть освобождены по распоряжению императора от попечительства {venia aetatis), но и в этом случае эти лица не имели права совершать дарения и отчуждать недвижимости.