89. Понятие частного права. Система изложения. Римские юристы, руководствуясь чисто формальными признаками, делили все право на две большие области — право публичное и право частное. «Публичное право,— говорит Ульпиан,— есть право, которое относится к положению (ad statum) римского государства, частное — к пользе отдельных лиц; ибо одни дела представляют публичную пользу, другие — частную; публичное право включает в себя святыни, (деятельность) жрецов, государственные должности; частное право делится на три части: оно состоит из предписаний естественно-правовых, или предписаний народов, или из предписаний гражданских (предписаний государства)» (L § 2 D. 1. I). В состав частного права (ius privatum) входят все правоотношения отдельных лиц, в частности и разрешение споров (iudicia privata — 73). Mo в настоящей главе мы будем рассматривать лишь материальные (в отличие от процессуальных) правоотношения отдельных лиц (о судебной защите см. гл. IV).
Что касается систематики частного права, то наиболее общее указание дается Гаем: «Все права, которыми мы пользуемся, относятся или к лицам, или к вещам, или к действиям (actiones)» (Инст. Гая, I, 8). Этому делению мы и будем следовать. Нам необходимо поэтому рассмотреть:
а) правоспособность римских граждан и ее ограничения, строй семейных отношений;
б) правоотношения, вытекающие из принадлежности вещей отдельным лицам, прежде всего право собственности. В связи с этим следует рассмотреть и наследование, являющееся одним из видов перехода имущества от одного лица к другому;
в) юридические действия, т. е. договоры и недозволенные действия.
Рассмотрение этих вопросов следует вести по периодам. В области частного права целесообразно разделить все изложение на два периода.
а) древнейший период (до —IV—III ст.) — период маленького государства с мелкой земельной собственностью, с неразвитым обменом, с рабством еще в форме домашнего рабства;
б) период расцвета римского частного права (с —III ст. до III ст.)— период «мировой державы», основанной на эксплоатации рабов и крупном землевладении, ведущей большую торговлю и нуждающейся в развитой системе частного права. Выделение в особый период времени империи не является в данном случае целесообразным: период принципата непосредственно входит в области частного права в эпоху расцвета римского права (Маркс и Энгельс, I, 636, см. выше, 62). Период домината, являющийся периодом разложения рабовладельческого общества, характеризуется ослаблением, дальнейшего развития права. Появляются лишь отдельные нововведения, в основном же сохраняются правовые нормы, выработанные в период расцвета римского частноголра-ва. Нововведения периода домината, по общему правилу, не представляют большого интереса, и наиболее значительные из них могут быть указаны при изложении правовых институтов предыдущего периода. 90. Общие соображения. В древнейший период Рим представлял собой небольшое земледельческое государство. Еще сохраняется общинная собственность (например, имеется государственная земля — ager publicus), но наряду с этим возникает и частная собственность на рабов, предметы домашнего хозяйства, а затем и на землю. «Настоящая частная собственность появляется у античных народов, как и у новых, лишь вместе с движимой собственностью (рабство и коллективная организация) (dominmm ex iure Quiritium)» (Маркс н Энгельс, IV, 52). Обычное право, в частности в области семья и наследования, еще носит на себе черты первобытных обычаев (но обычаев, уже получивших правовой характер, ср. выше, 54).
Полноправным лицом, субъектом права является лишь римский гражданин. Право служит целям узаконения грабежа, производимого господствующим классом; оно еще отражает на себе «индивидуальные фактические отношения в самом грубом виде» (Маркс и Энгельс, IV, 325). Древнейшее частное право, которое сами римляне называли «квиритским правом» (ius Quiritium), является неразвитым, малоподвижным и предусматривает лишь немногочисленные простейшие сделки. Семья характеризуется своей замкнутостью, и рабы и свободные члены семьи подчиняются неограниченной власти главы семьи. Обмен еще не развит. Заимодавец пользуется огромной властью над личностью заемщика. Сделки продажи представляют собой редкое явление.
Вместе с тем следует отметить, что право непосредственно связано с религией; нарушение права часто влечет за собой религиозные санкции. 91. Формализм и символика. Древнейшее право проникнуто формализмом. Правовые действия требовали для своей действительности произнесения определенных слов, совершения строго определенных действий (см., например, 76 — о легисакционном процессе). На этой почве развивается правовая символика (хотя в Риме правовые символы играли меньшую роль, чем у других народов). Рука — символ власти, захватить рукой (manu сареrе) означало стать собственником (mancipatio), жена находилась in manu mariti. Прикоснуться палкой, заменявшей, вероятно, копье, к вещи значило удостоверить свою власть над вещью. В суд надо было принести предмет спора; если спор шел о стаде, то стадо символизировалось овцой, или козой, или клочком шерсти (Инст. Гая, IV, 17) и т. д. Само собой разумеется, эти правовые символы являлись отражением реальностей, иногда существующих, иногда былых. Manus в отношении жены выражал неограниченную власть мужа, палка выражала варварский способ осуществления права силой и т. д. Формализм и символизм имели, между прочим, то значение, что они служили для запечатления в памяти всех окружающих совершаемого акта; письменность еще не была развита, и нужны были особые способы для сохранения в сознании совершенных действий. Отсюда же идет и публичность юридических актов — совершение их в собрании граждан или при свидетелях.
Вместе с тем формализм был выгоден богачам-эксплоататорам. Они имели большую возможность разобраться в существующих обрядах и придать совершаемому ими акту юридически безупречную форму. Бедняк мог по неведению не выполнить необходимых формальностей и не приобрести права, не освободиться от обязанности, хотя бы по существу он сделал вое, что казалось нужным,— уплатил цену и т. п. Отголоски такого пользования формализмом видны в дальнейшем периоде, когда претор был вынужден смягчить значение соблюдения формы, если сторона действовала добросовестно. Конечно, иногда формализм шел на пользу не только отдельным эксплоататорам. Формализм устанавливал некоторый порядок, который соответствовал интересам господствующего класса в целом; формализм являлся некоторой гарантией против произвольной экспроприации чужой собственности и т. п. С этой точки зрения формализм являлся исторически шагом вперед по сравнению с тем временем, когда «индивидуальные фактические отношения в самом грубом виде и составляют непосредственное право» (Маркс и Энгельс, IV, 325).
Древнейшее право отличается также чрезвычайным консерватизмом. Юридические формы проявляют большую живучесть; они сохраняются в силе и тогда, когда существо отношений уже значительно изменилось. Новые отношения не сразу находят себе новую правовую форму, но втискиваются в рамки старых формул и институтов. Это явление характерно вообще для права эксплоататорского общества, но в Риме оно может быть наблюдаемо особенно ясно. Эксплоататоры стремятся сохранять неизменными правовые формы; этим они силятся подчеркнуть незыблемость, особую авторитетность, «святость» права, существующего якобы независимо от жизненных отношений. Формализм, символизм и консерватизм представляют собой такие явления, которые и по внешности роднят древнее право с религиозным культом.