54. Обычное право. В древнейший период в Риме (как и в других странах) право выражалось главным образом в форме правовых обычаев. Обычаи имели широкое распространение еще до появления государства; ими определялась жизнь общины, порядок ведения хозяйства и выполнения общих работ, брачные и семейные отношения. Но обычаи являлись тогда обычаями всей общины, а не господствующего класса и не связывались еще с правовым принуждением.
С появлением государства на смену этим обычаям идет обычное право, т. е. совокупность правил поведения, соответствующих интересам господствующего класса, санкционируемых государственной властью и поддерживаемых принудительной силой государства. Обычное право не фиксируется в письменной форме; это придает нормам обычного права некоторую неопределенность, которою могут пользоваться хранители обычаев в интересах господствующего класса.
Мы не располагаем достаточными сведениями о первоначальном римском обычном праве. Имеются лишь отдельные упоминания об inveterate consuetudo, mos raiaiorum. Но представляется ясным общее направление появляющегося нового обычного права. К древне-римскому обычному праву вполне применима характеристика, данная Энгельсом древнегреческому обычному праву.
Мы не имеем возможности излагать порядок образования обычно-правовых норм. Следует думать, что в ряде случаев обычаи, сложившиеся еще при первобытно-общинном строе, сохраняются и после возникновения государства (поскольку они соответствуют интересам эксплоататоров), но закрепляются в качестве правила, соблюдение которого обеспечивается принудительной силой государства. Что же касается образования новых обычаев, то решающее значение для понимания этого вопроса имеют следующие слова Маркса: «В наиболее ранние и примитивные эпохи... индивидуальные, фактические отношения, в самом грубом виде и составляют непосредственное право. С развитием гражданского общества, т. е. с развитием личных интересов до степени классовых интересов, правовые отношения изменились, и их выражение цивилизовалось. Они стали рассматриваться уже не как индивидуальные отношения, а как всеобщие» (Маркс и Энгельс, IV, 325). Акты силы, защищавшиеся в том или ином виде государственным аппаратом, путем многократного воспроизведения, типизируются, и создается правило, вырабатывается норма, получающая руководящее значение и для дальнейшего. Право, сформулированное путем эдиктов, стало обозначаться термином «ius honorarium» (так как словом «honores» рбозначались магистраты), а, в частности, право, сформулированное претором — ius praetorium. Так возникло различение «цивильного» и «преторского» права. И если цивильное право концентрировало в себе недвижные древние правила рабовладельческого общества, освященные долголетним существованием, то преторское право отображало дальнейшее развитие отношений рабовладельческого общества и вносило в право новые нормы (ср. 119 о дуализме ius civile u ius gentium). 58. Деятельность юристов. Обострение противоречий внутри класса рабовладельцев, борьба за землю, развитие и усложнение хозяйственной жизни вызвали, начиная с —III ст. необходимость точной формулировки прав и обязанностей, выработки норм, соответствующих все усложняющимся потребностям жизни, оказания юридической помощи лицам, ведущим судебные дела. Вследствие всего этого деятельность юристов приобретает особое значение. На смену прежним юристам-жрецам идут светские юристы, выполнявшие задачу истолкования цивильного права, приспособление его к развивающимся потребностям, выработки новых норм. Юристам принадлежит видная роль и в формулировании преторского права.
О происхождении светской юриспруденции сохранилась легенда: около —300 г. писец консула Аппия Клавдия, Флавий, опубликовал календарь и формулы исков, и составленное им руководство получило название ius civile Flavianum. Легенда эта, повидимому, отражает тот факт, что победы плебеев, ослабление привилегированного положения патрицианской знати и т. п. вызвали необходимость светской юриспруденции. Плебеи не могли допустить, чтобы толкование и применение права оставалось в руках жрецов, принадлежавших к патрициям.
Деятельность юристов носила чисто практический характер; задачами их являлось — дача советов (nespondere), редактирование актов (caverie), руководство процессуальными действиями сторон (agere). И древнейшие сочинения юристов (которые дошли до нас лишь в виде отдельных отрывков или на которые имеются лишь ссылки у позднейших юристов) носили такой же чисто практический характер и представляли собой сборник данных юристами советов и выработанных ими актов. Вместе с тем нужно отметить, что многие выдающиеся юристы занимали должности консулов или преторов: видна связь работы юриста и политической деятельности.
Из юристов — II ст. нужно отметить Sextus Aielius Poetus Cato (сочинения которого получили название ius Aelianum), а затем Maircus Maniluis, Marcus Junius Brutus и Publius Mucius Scaevola, про которых позднейшие юристы (конечно, с преувеличением, говорили, что они «основали цивильное право» (1. 2 § 39 D 1. 2). Гораздо большее значение для последующего развития имел юрист —I ст. Quintus Mucius Scaevola, оставивший систематическое обозрение гражданского права и книгу о юридических понятиях. На работах Муция виден отпечаток греческой философии, он стремится установить юридические понятия и дать им определения. Из его учеников, придерживавшихся того же направления, следует отметить Aquilius Gallus, Servius Sulpicius Ruf us и Menus Varus. Видным юристом —I ст. был и знаменитый Цицерон.