24. Гражданская война. В—I ст. все противоречия рабовладельческого Рима достигают огромной остроты и угрожают самюму существованию римского государства. Наступает период так называемой гражданской войны. Развитие рабства в его античной форме и непрерывный рост эксплоатации рабов, ухудшение их положения вызывают волну восстаний рабов; величайшее из этих восстаний — восстание Спартака. Крестьянские массы, вытесняемые с земли рабовладельческими латифундиями, требуют земельного передела и уничтожения долговых обязательств. Крестьяне и массы обезземеленного крестьянства, стекающиеся в Рим, представляют грозную опасность для господства кучки крупных рабовладельцев. Маркс в письме к Энгельсу от 8 марта 1805 г. пишет: «Несколько времени тому назад я снова прошел римскую (древнюю) историю до эпохи Августа. Внутреннюю историю можно plainly (целиком) свести к борьбе мелкого землевладения с крупным, разумеется, вводя те модификации, которые обусловливаются существованием рабства» (Маркс и Энгельс, XXII, 89).
Среди самой господствующей рабовладельческой верхушки обнаруживаются серьезные противоречия (между интересами крупных землевладельцев и финансовой аристократии). Борются три партии: оптиматы (наследственная землевладельческая аристократия), всадники (торговцы, ростовщики, банкиры, откупщики и т. п.) и популяры (представители интересов городского и сельского плебса — мелких землевладельцев, ремесленников — хозяев мастерских и т. п.). Эти партии остро враждовали по всем серьезным вопросам внутренней и внешней политики, хотя и имели общую установку — сохранение рабства и усиление эксплоатации рабов. 25. Переход к диктатуре. Рабовладельцы ищут себе спасения в усилении центральной власти, в установлении террористической диктатуры, которая затопила бы в потоках крови всякое недовольство, угрожающее рабовладельческому строю и привилегированному положению крупных рабовладельцев. От республики рабовладельцев Рим переходит к диктатуре, а затем к империи, защищающей интересы рабовладельцев.
Два обстоятельства вместе с тем содействовали переходу Рима к империи:
а) Формы государственного устройства, соответствовавшие государству-городу, окончательно перестают удовлетворять потребностям огромного государства. И народное собрание, собирающееся на форуме в Риме, и сенат из чисто римской аристократии, и римские магистраты уже становятся непригодными для управления разросшейся империей. Вместе с тем в провинциях, являвшихся до сих пор лишь объектом эксплоатации, уже появляются влиятельные группы рабовладельцев-землевладельцев и торговцев, требовавших уравнения с жителями Рима. Растет переселение римлян в провинции. Государственный аппарат должен представлять интересы всех рабовладельцев всего государства, и этому явно противоречит привилегированное положение города Рима. б) Исконная система организации римской армии, как ополчения свободного крестьянства, уже не могла удовлетворять потребностям защиты Рима вследствие упадка свободного крестьянства и необходимости вести длительные войны (после покорения Италии) в отдаленных местностях. В —107 г. выдающийся полководец того времени, поддерживаемей всадниками и популярами, Марий, организовал постоянную наемную армию, вербуемую из всех слоев римских граждан, в частности — и из пролетариата. И профессиональная армия, состоящая из солдат, которые уже не связаны с своими хозяйствами, становится орудием в руках того или другого полководца; становится силой, которая вмешивается в политическую жизнь и, в надежде на добычу, идет туда, куда ведет ее полководец.
Переход Рима к диктатуре, как постоянной форме правления совершился не сразу. Появляется ряд военных диктатур, сосредоточивавших в своих руках чрезвычайную, невиданную раньше власть, но еще не имевших возможности укорениться в Риме в качестве постоянной формы правления.
В —82 г. представитель оптиматов Сулла, опираясь на войско, совершил государственный переворот. Сулла был назначен «диктатором для написания законов и устроения государства». Таким образам диктатору была формально предоставлена (впервые в Риме) законодательная власть. Одновременно Сулла получил неограниченное право выносить смертные приговоры, конфискацию имущества и т. п. Эти права были даны Сулле на неограниченный срок — впредь до восстановления порядка. По существу, речь, конечно, идет не о «предоставлении» прав, а о захвате Суллой неограниченной влaqти. Сами древние писатели характеризовали власть Суллы, как regnum или monarchia. Сулла составлял огромные проскрипционные списки; внесенные в эти списки лица подвергались казии и их имущество конфисковывалось, а их дети и внуки лишались права занимать должности. Сулла внешне возвысил роль сената (который по существу являлся лишь его орудием), магистраты были поставлены в зависимость от сената; народное собрание утратило свое значение. Правление Суллы является военной диктатурой крупных землевладельцев.
В —79 г. Сулла добровольно сложил с себя власть. Можно думать, что причиной этого шага явилось то обстоятельство, что республиканские традиции были в то время еще живучи, а демократическая оппозиция сильна. Вместе с тем возможно, что известную роль играла и сильная болезнь Суллы.
Растущие противоречия между различными группами римских граждан и возникшее всйшре после диктатуры Суллы восстание Спартака ускорили переход к введению диктатуры единоличных правителей. В —60 г. образовался т. н. «триумвират» в составе Помпея, Красса, Цезаря, фактически захвативших в свои руки власть. Триумвират боролся против оптиматов, опираясь на всадников, популяров и на войска, которыми командовали триумвиры. В дальнейшем триумвират распался. Между Цезарем и Помпеем возникает ожесточенная борьба, причем Помпей оказывается вынужденным искать себе поддержку у оптиматов и выступает как защитник прежнего республиканского строя. Анархия, которой был охвачен Рим, приводит к тому, что сенат вручает Помпею диктаторскую власть. Но победа, после длительной борьбы, оказывается за Цезарем (—45 г.). Общую характеристику диктаторского режима, установившегося, начиная с Суллы, дает Маркс: «Чтобы найти что-либо похожее на поведение Тьера и его кровавых псов, надо вернуться ко временам Суллы и обоих римских триумвиратов. То же хладнокровное массовое истребление людей, то же безразличное отношение палачей к полу и возрасту жертв; та же пытка пленных; ...то же равнодушное избиение людей, совершенно непричастных к борьбе» (Маркс, Гражданская война во Франции, 1931, стр. 66).
Следующим шагом по пути к установлению монархии явилась диктатура Цезаря. Цезарь опирался на находившееся в его руках войско, получавшее от него щедрое вознаграждение. Целью политики Цезаря было объединение средиземноморского бассейна под гегемонией города Рима и превращение римской республики в средиземноморскую державу. В —49 г. Цезарь был назначен диктатором, в —48 г. его диктатура была продолжена на неопределенный срок, в -46 г. он был назначен диктатором на 10 лет, в —44 г. — «постоянным диктатором». Здесь речь идет уже о пожизненной власти. Наряду с диктатурой, Цезарь сосредоточил в своих руках власть трибуна, надзор за нравами и являлся «верховным жрецом». В —45 г. ему был дан титул «императора». Тем самым в руках Цезаря сосредоточилась высшая власть, и прежние республиканские органы в значительной степени утратили свое влияние. Цезарь получил право решать вопросы о войне и мире, управлять финансами, командовать всеми войсками. Представляется характерным, что Цезарь не отменил прежних республиканских органов. Установленный Цезарем режим был непрочен; еще было немало сторонников прежнего республиканского строя. Против Цезаря образовался заговор сторонников республики, и в —44 г. Цезарь был убит. 26. Установление империи. После смерти Цезаря вновь возникает борьба, и разложение республики идет быстрыми шагами. В —43 г. был образован так называемый «второй триумвират» в составе Антония, Октавиана и Лепида, являвшийся по существу продолжением военной диктатуры Цезаря. Триумвирам были вручены (формально — народным собранием) консульская власть и неограниченные полномочия «для устроения государства». С новой силой вспыхнула борьба между триумвирами и республиканцами. Войска триумвиров нанесли решительное поражение республиканским войскам, и власть перешла к Октавиану, в —32 г. второй триумвират распался: Лепид сошел со сцены, затем Антоний был разбит Октавианом. С сосредоточением власти в руках Октавиана начинается новый и последний период жизни Рима — период империи, являющийся периодом военной диктатуры рабовладельцев. Однако новый строй установился не сразу.
Первые два века н. э. являются периодом некоторой стабилизации рабовладельческого хозяйства. Развивается ремесло и торговля (в частности — внешняя) достигает невиданного ранее размаха. Римская культура находится в периоде расцвета. Но этот внешний блеск скрывает в себе внутреннее разложение рабовладельческого общества, и начиная с III ст. Рим быстро идет к упадку и разрушению. Падение римской империи в V ст. является совместной гибелью обоих антагонистических классов рабовладельческого общества, на развалинах которого возникает феодализм.
Период I—V ст. является периодом установления вместо государства-города империи, состоявшей из совокупности провинций и общий. Процесс установления новых форм государственного устройства растянулся на долгое время. Этот период делится на две части: а) принципат (до III ст.) и доминат (IV-V ст.).
Период принципата получил свое название по титулу лица, стоящего во главе Рима — принцепса (princeps). С точки зрения организации государственного механизма этот период является переходным этапом от республики к империи. Постепенно сосредоточивается единоличная неограниченная власть в руках принцепса, но с сохранением в большем или меньшем объеме деятельности некоторых республиканских учреждений, находящихся, однако, в зависимости от принцепса.
Вместе с тем в этот период отдельные города (муниципии) еще пользуются некоторой самостоятельностью, и потому государственный строй периода принципата может быть рассматриваем как федерация муниципий. 27. Princeps. В —28 г. Октавиан получил звание princeps senatus. Этот титул существовали раньше: так назывался сенатор, который стоял первым в списке сенаторов, но раньше princeps senatus никакими особыми правами не пользовался. Наоборот, Октвиан, как princeps senatus, стал рассматриваться как высшее должностное лицо. Однако титул princeps не являлся официальным званием, которое указывало бы на сосредоточение всех полномочий носителя высшей власти.
Октавиан формально не отменил республиканских учреждений — новый строй маскировался республиканскими формами. Открытый переход к империи еще не мог быть осуществлен, так как вокруг республиканских учреждений, в частности вокруг сената, еще стояли силы крупной землевладельческой аристократии, с которой нельзя было не считаться. Октавиан просто соединил в своем лице ряд республиканских должностей; но эти должности уже не были ограничены ни временем, ни контролем, — и тем самым давали их носителю всю полноту власти. B —30 г. Октавиан получил власть трибуна, в —27 г. он был облечен imperium и вскоре после этого принял имя Августа (т. е. «увеличивающего», подразумевалось — блага). Это имя, в качестве нарицательного, стало впоследствии одним из титулов принцепсов. Imperium Августа включало в себя главное командование всеми войсками, ведение внешних сношений, руководство законодательством, управление провинциями. В —23 г. Август получил власть трибуна, несколько раз он облекался званием консула, в —12 г. ему было присвоено звание верховного жреца.
Власть принцесса первоначально не была наследственной. Формально после смерти принцепса избрание нового принцепса производилось сенатом, но принцепс мог наметить при своей жизни кандидата для замещения должности принцепса после своей смерти. И избрание принцепса сенатом являлось нередко лишь формальностью: в действительности выбор решали во многих случаях войска (в частности — преторианцы, провинциальные легионы). Нередко, в особенности в период глубокого кризиса III в., принцепсы устранялись и назначались новые принцепсы по воле правящей кучки и войска, устраивавшего дворцовые перевороты. Преемники Октавиана Августа обычно облекались всей полнотой власти при самом их «избрании», путем издания сенатом lex de imperio. В силу этого закона избранный получает звание императора и титул августа.
По мере роста внутренних противоречий и внешних осложнений власть все более и более консолидируется в руках принцесса. Тем самым отходят на второй план и даже вовсе утрачивают свое значение республиканские учреждения. Но сам император являлся
выполнителем воли крупных землевладельцев и иногда становится безвольной игрушкой в руках окружающих его лиц.
В силу imperium принцепс осуществляет главное командование войсками не только вне Рима, но и в самом городе Риме. Он объявляет войну и заключает мир и вступает в союзные договоры. Он распоряжается государственной землей. Он управляет провинциями. Распоряжения императора приобретают постепенно силу закона. В силу potestas tribunicia император является председателем сената, он имеет право налагать veto на распоряжения магистратов и на сенатусконсульты. В качестве верховного жреца он осуществляет высший надзор за культами. Кроме того, к императору переходят функции цензора и судебная власть. Он является также верховным правителем города Рима. 28. Органы принцепса. Потребности управления огромной империей вызвали необходимость в развитом административном и военном аппарате принцепса. Но этот аппарат состоит уже не из выборных должностных лиц, а из слуг принцепса, которых он назначает и умещает по своему усмотрению и которые являются (хотя и не всегда) гибкими и послушными орудиями в его руках. Значительную роль в аппарате приицепса играли вольноотпущенники.
При принцепсе состоит совещание (consilium principis). В состав совещания, начиная со II ст., вводится ряд юристов. Это совещание обсуждает важнейшие дела империи.
Еще Августом была учреждена императорская гвардия (преторианцы), составлявшая гарнизон Рима и личную охрану императора. Во главе этой гвардии стоял praefectus Ipraetorio (иногда назначались 2 или 3 префекта), являющийся высшим должностным лицом и как бы заместителем принцепса. Он командует войсками в Италии, имеет обширную юрисдикцию по уголовным и гражданским делам, а впоследствии — осуществляет надзор за всеми другими органами принцепса и может издавать обязательные постановления.
Организуется императорская канцелярия, расчленяющаяся на ряд отделов: отдел, составляющий письма (т. е. распоряжения) императора, отдел финансовый, отдел, производящий расследования. Во главе отделов стояли procuratores или magistri, которым подчинен обширный штат низших чиновников.
Существует особая казна императора (fiscus). Она собирает доходы с личного имущества императора, с государственных имуществ в провинциях, дань и налоги с покоренных народов и т. п. В этой казне сосредоточиваются огромные средства, дающие принцессу возможность проводить свою политику, — и соответственно падает значение общегосударственной казны (aerarium), находившейся в ведении сената.
Во главе города Рима стоит praefectus urbi. Кроме того, охрана порядка в городе и ночная стража вверяется особому лицу — praefectus vigllum. Специальные органы создаются для управления общественными сооружениями и производства общественных работ. Снабжение Рима хлебом (а это имело особое значение для предупреждения волнений) и надзор за продажей хлеба и за выдачей в определенных случаях хлебных пайков находится в ведении praefectus annonae. 29. Народные собрания. Вследствие расширения границ империи и сосредоточения единоличной власти в руках принцепса народные собрания в Риме утрачивают всякое значение. Законодательная власть переходит к принцепсу и сенату, и лишь в некоторых случаях (в начале принципата) проекты законов, одобренные Сенатом, вносятся на голосование центуриатных и трибутных собраний; но это голосование является чистой формальностью и быстро исчезает. От народных собраний отнимаются их судебные функции. В начале принципата народные собрания еще производят выборы должностных лиц, причем кандидатуры выставляются принцепсом. Но уже с 30 гг. I ст. (при Тиберии) выборы начинают производиться сенатом и принцепсом. Сохраняется лишь церемония: избранное должностное лицо представляется народу после своего избрания. 30. Сенат. B начале настоящего периода сенат еще сохраняет влияние на государственные дела. Ломка прежних учреждений происходит постепенно, и между сенатом и принцепсом происходит в некоторых случаях борьба. Но эта борьба заканчивается победой принцепса, и сенат постепенно утрачивает свое прежнее значение.
Комплектование сената переходит в руки принцепса, и это обеспечивает подбор в сенат лиц, выполняющих указания принцепса. При таких условиях становится понятным, что в некоторых отношениях компетенция сената формально расширяется: в интересах монархии используются привычные республиканские формы.
Так, с утратой народными собраниями их законодательных функций, законодательная власть Переходит к сенату. iSenatus consulta имеют силу закона. Но (в особенности со II ст.) роль сената вводится лишь к механическому утверждению предложений принцепса.
С I ст. к сенату переходит право выбора магистратов. Но часть магистратов выбирается обязательно из числа кандидатов, указанных принцепсом.
Ряд важнейших функций окончательно утрачиваются сенатом, в частности — ведение внешней политики. Государственная казна попрежнему находится при сенате, но эта казна пустеет по мере наполнения фиска принцепса.
И принцепсы неоднократно демонстративно подчеркивали презрительным обращением с сенаторами, что сенат уже утратил свое значение. Например Светоний дает нам такую картину действий принцепса Калигулы: «Некоторых из сенаторов, занимавших высшие должности, Калигула заставлял, одевшись в тогу, бежать рядом со своей колесницей на расстоянии нескольких миль, а за обедом не стеснялся ставить их за спинкой своего ложа или у своих ног в полотняных фартуках, как рабов» (Светоний, Гай Калигула, 26). Неоднократно принцепсы организовывали убийства богатых сенаторов с целью получения их наследства и т. п. 31. Магистраты. Прежние магистраты по имени сохраняются, но магистраты уже лишены реальной власти, в частности, они утрачивают командование войском и административную власть. Они являются исполнителями распоряжений императора и сената, и круг их функций непрерывно суживается и переходит к служащим принцепса.
Как уже было указано выше, избрание магистратов формально производится сенатом, но определяющее значение имеет воля принцепса. Функции консулов ограничиваются председательствованием в сенате и выполнейием некоторых особых поручений. Число консулов непрерывно возрастает (но срок пребывания в этой должности сокращается; начиная с III ст. консулы нередко назначаются на 2— 4 месяца).
Народные трибуны не имеют права вмешиваться в распоряжения принцепса и фактически находятся в его распоряжении. Эдилы, число которых увеличилось до 6, ограничиваются наблюдением за общественными местами и юрисдикцией в области торговых дел. Квесторы утрачивают свои права в области финансов и состоят в распоряжении императоров, консулов и правителей сенатских провинций (а также хранят архивы). Одним словом, по внешности магистраты сохраняются, но по существу они не играют сколько-нибудь заметной роли в деле управления государством.
Функции цензора переходят к принцепсу, а должность цензора вообще исчезает.
Единственным магистратом, сохранившим до II ст. свое значение, является претор. Число преторов было доведено до 18. Они удержали значительную часть своих судебных функций, в особенности по гражданским делам. Но и они являются уже не прежними преторами: развитие частного права путем преторского эдикта постепенно ослабляется, и основным источником права являются распоряжения императора. 32. Управление Италией. Италия разделяется по-прежнему на municipia и eoloniae civium romanorum (такие колонии основывались еще в предыдущем периоде, главным образом путем раздачи земель ветеранам войны). В области своих внутренних дел муниципии пользуются некоторой автономией, в них существуют народные собрания, сенат, муниципальные магистраты. Но компетенция этих органов сильно ограничена. Муниципии, состоят под надзором принцепса; еще Август разделил Италию на 11 административных округов. Италия утратила свое привилегированное положение по сравнению с провинциями. 33. Управление провинциями. Постепенно сглаживается резкое различие между Италией и провинциями: вся территория римской империи получает однообразное устройство. Провинции становятся составными частями римского государства. Во внутренних делах отдельные общины сохраняют некоторую самостоятельность, и во взаимоотношениях их граждан действует местное право. Но местные провинциальные учреждения все более и более ограничиваются в своей компетенции и теряют свое значение. В провинциях содержатся постоянные римские гарнизоны и вводится римская полиция; римские чиновники получают все большее значение. Римские чиновники осуществляют и судебные функции, и это содействует вытеснению местного права правом римским. «Военная сила, римское судопроизводство, римский податной аппарат совершенно разложили традиционную внутреннюю организацию» (Маркс и Энгельс, XVI, ч. 2, стр. 423).
В области экономической жизни происходит (особенно во II ст.) некоторый подъем провинций. Прекращается прежний безудержный грабеж провинций отдельными правителями и откупщиками. Эксплоатация провинций в пользу казны принцепса становится систематичной, глубокой и рассчитанной на длительный период. «Если при империи в интересах государства старались по возможности положить предел неистовой жажде наместников провинций обогащаться, то на место этого появились все сильнее действующие и все туже завинчиваемые тиски налога в пользу государственной казны» (Маркс и Энгельс, XIV, 605—606).
Провинции делятся на две категории — императорские и сенатские.
Императорские провинции находятся в непосредственном управлении принцепса в силу принадлежащей ему проконсульской власти. К числу этих провинций относятся те, в которых вооруженная борьба местного населения против римских поработителей еще не была подавлена и в которых поэтому находились армии (например Сирия, Галлия). Управляют этими провинциями лица, назначенные императором (legati Augusti pro praetore) и соединявшие в своих руках и гражданское управление и командование войском. У правителя имеются помощники: legatus (командующий войсками) и procurator Caesaris (ведающий финансовыми делами в частности собирающий налоги и т. п.).
Сенатские провинции формально подчинялись сенату. К числу этих провинций относились те, где было водворено хотя бы относительное спокойствие и где поэтому не были расположены значительные военные силы (например Африка, Сицилия, Сардиния). Во главе провинций стояли проконсулы, назначавшиеся сенатом. Помощниками их являлись legati (судебные органы) и квесторы (заведывавшие финансами). Однако император в силу своего imperium осуществляет надзор и за сенатскими провинциями; он командирует в них представителей фиска (для контроля поступлений, идущих в императорскую, казну) и в случае надобности посылает в эти провинции войска.
В связи с падением роли сената, последний утрачивает свои права и в области управления провинциями, и к III ст. все провинции становятся императорскими.
Для заведывания местными делами в провинциях имеются «провинциальные собрания», в сочетав которых входили представители местной рабовладельческой знати. В провинциях существовали округа, не подчинявшиеся общему провинциальному управлению и являвшиеся имениями лично императора (рудники, большие имения — saltus).